Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26-27 (3718-3719), 15 декабря 2005 года
между Западом и Востоком

Лекции, исследования,
охота на пиранью:
семь месяцев в бразильских университетах

Как сказано в национальном гимне, Бразилия – «гигант по своей природе», и речь идет не только о населении (более 170 миллионов жителей) и территории. По оценкам бразильских политологов, среди стран так называемой группы BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) именно у Бразилии больше всего шансов для прорыва в «первый мир».

Профессор Н.А.Добронравин в Бразилии
Профессор Н.А.Добронравин в Бразилии

Профессор Н.А.Добронравин в Бразилии

Сначала – научная работа. Чашечка кофе, лупа, белые перчатки. Рассыпающаяся в руках бумага – все что осталось от великого восстания 1835 года. Тогда всякий, у кого находили написанное «по-арабски еврейскими иероглифами» (именно так несколько раз сказано в протоколах допросов), объявлялся мятежником и врагом цивилизации. Самое жестокое наказание – расстрел или высылка в Африку с конфискацией имущества. В основном, амулеты (магические квадраты, заклинания, молитвы), несколько рукописных книг. Один из мятежников цитирует не только Коран, но и знаменитое арабское сочинение «Плащ»: «Божья защита заменяет двойную броню и высокую башню».

Работать в архиве легко и приятно, даже если с трудом разбираешь расплывшиеся строки. Намного труднее – основное занятие, лекции для студентов в Федеральном университете штата Баия. Малая проблема – по сравнению с Петербургом, низкий уровень знания какого-либо иностранного языка, все должно быть по-португальски. Причины – во-первых, при диктатуре Варгаса запрещалось преподавание на иностранных языках, чтобы иммигранты из Европы быстрее стали частью бразильской нации. Более близкое – государственная система среднего образования после 1985 года деградировала, учителей нет или они с трудом зарабатывают себе на жизнь. Относительно прилично учат в частных школах. В университете нет обязательных занятий по иностранным языкам.

Другая проблема – оказывается, никто не надеется, что студенты сами дойдут до библиотеки, чтобы прочитать рекомендованную литературу. До начала занятий преподаватель обязан сдать «на ксерокс» обязательные для чтения тексты, своего рода хрестоматию. Для магистрантов и аспирантов в список могут входить тексты на английском языке, для будущих бакалавров – только португальский. А по-португальски о западноафриканском и бразильском исламе писали мало. Выручил мой коллега, известный историк профессор Жуан Рейс, поделившийся книгами из своей личной библиотеки.

Кроме занятий – обычная университетская жизнь под пальмами. Из мусорных куч торчат банановые «лопухи». По сравнению с Петербургским университетом – намного активнее политическая жизнь, профсоюзы преподавателей, служащих, несколько партий и профсоюзов у студентов. Как оскорбление воспринято повышение зарплаты на 0,1% (правда, и инфляция была почти нулевая). Кое-что похоже – охрана университета, некоторые технических службы – не университетские, а частные, работают по контракту. Эти в забастовках не участвуют. Правительство, возглавляемое партией трудящихся, продолжает неолиберальный курс на ужимание государственной системы образования. Часть преподавателей работает по контракту, запрещающему любое совместительство – но не жалуются, так как в отличие от России, профессор все еще зарабатывает достаточно, чтобы содержать семью и прислугу. Интересный способ оценки зарплаты – сколько раз в месяц преподаватель может сходить с друзьями в ресторан? Поскольку речь шла об основной зарплате, сравнивать не очень хотелось.

Пришлось пережить выборы декана («директора» факультета). В выборах участвовали все преподаватели и служащие, и даже студенты. Список был один, «номер 2», вместе баллотировались декан и заместитель декана. Еще одна деталь – донорская кампания. Пригнали автобус, раздавали плакаты, повеселившие студентов: нельзя сдавать – если вы в последнее время болели простудными заболеваниями (а бразильской зимой болеют почти все), если у вас в последнее время было несколько сексуальных партнеров и т.п.

Что совсем не похоже: преподаватель свободен в выборе техники оценки успеваемости студентов (в моем случае – работа на семинарах и реферат), сессии в нашем понимании нет. Четкая граница между бакалавриатом и магистратурой, хотя один и тот же профессор может работать и на кафедре, и в программе. Ожесточенная борьба за государственное финансирование программ (масса документов, показатели). При этом платное образование, в отличие от России, – только в частных университетах. Постоянно присутствующий «потусторонний компонент». Студент, готовящийся сдать реферат или экзамен, оставляет под деревьями в кампусе жертвоприношение (despacho). Хмурый парень, который заведует ксероксами, оказался «сыном святого» (посвященным участником афрохристианского культа); я об этом узнал только во время ритуала. Кроме посвященных, ту же терминологию используют и в обиходе. Например, в беседе профессор одного из частных университетов спрашивает: «А вы – сын какого святого?». Техника проста – гадальщик бросает раковины и определяет, какое африканское божество является покровителем человека. Любое божество известно и под христианским именем, например Козма и Дамиан соответствуют близнецам Ибеджи, покровителям ресторанного бизнеса.

Кроме архива и лекций, немного отдыха. Поражает, насколько высок уровень развития страны, не испытывающей проблем с рабочей силой, страдающей от преступности и постоянных политических кризисов. Поражает разнообразие общин – примерно каждый десятый бразилец – выходец из Ливана (о них мне сказали: бедный – турок, выбившийся в люди – сириец, богатый – ливанец), включая нынешнего министра образования. Ливанцы повлияли на практику бизнеса и кухню, есть даже церкви с «ливанским» интерьером. В стране есть значительная японская община. В некоторых штатах японцы, точнее, в основном переселенцы с Окинавы, превратили свою кухню в господствующую. В последнее время снова появляются иммигранты, теперь уже добровольные, из стран Африки, обычно по экономическим причинам. Европейская иммиграция почти незаметна, по крайней мере в Баие. По оценкам бразильских ученых, страна стремительно «чернеет». Беспокоит это только крайний «белый» юг страны.

Самые яркие впечатления от отдыха – поездка в Пантанал к боливийской границе. Район удивительно напоминает западноафриканскую саванну, но животных намного больше. Как выразился гид, «крокодилов столько, что смотреть тошно». Одна из деталей – охота на пиранью. Вокруг лодки буквально чавкали, никогда не приходилось видеть, чтобы так быстро съедали куски сырого мяса. Не случайно в политическом лексиконе Бразилии используется выражение «бык для пираний» (boi de piranha), когда человек рискует собой, чтобы следом прошли товарищи. Зубастостью и агрессивностью славятся некоторые другие рыбы (почти как наркоторговцы или перепившие тростниковой водки). И безусловно, в стране много диких обезьян, даже на окраинах Рио-де-Жанейро. Это и малютки-мико, заменяющие белок, и ревуны, чьи вопли заставлят подумать о ягуаре (урчание спаривающихся ягуаров – неописуемые чувства). В Пантанале постоянно пасутся бразильские и зарубежные биологи, и очень жаль, что среди них не видно петербуржцев.

Бразилия, как и Россия – тоже между Западом и Востоком, и многие аспекты ее истории и культуры без востоковедения и африканистики попросту непонятны. Развитие связей между Санкт-Петербургским университетом и бразильскими университетами имеет хорошую перспективу, так как отношение к российской науке и образованию в Бразилии достаточно доброжелательное.  

Н.А.Добронравин,
профессор кафедры африканистики Восточного факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков