Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26-27 (3718-3719), 15 декабря 2005 года

Для подготовки одного востоковеда
требуется целый коллектив
специалистов

История и традиции Восточного факультета

В преддверии 150-летнего юбилея о колыбели петербургского востоковедения рассказывает декан факультета Е.И.Зеленев:

— Евгений Ильич, в официальных документах название «Восточный факультет» пишется с большой буквы. Чем это вызвано?

Е.И.Зеленев

Е.И.Зеленев

— Понятие «Восточный» в данном случае является не географическим, а смысловым. По большому счету дихотомия Запада и Востока возникает из привычки европейцев противопоставлять Западу — не-Запад. Европоцентристское восприятие мира привело к тому, что под понятием «Восток» были объединены огромные территории, многие из которых лежали на долготе Европы. Ключевым моментом здесь была скорее разница в культурах. Поэтому заглавная буква в названии Восточного факультета (впервые такое название было употреблено 23 ноября 1855 г.) косвенно указывает на то, что под «Востоком» мы понимаем не просто территорию, отличающуюся от Европы географическим положением, но мир, где действуют принципиально иные цивилизационные ценности.

— Какие проблемы призвано решать востоковедение?

— Классическое востоковедение возникло как средство межцивилизационного общения, как инструмент цивилизованного освоения Европой культурных достижений неевропейских народов Азии и Африки. Изменилось ли что-либо с того времени? По существу — нет, по форме — да. Мы начинаем жить в глобальном мире, где нет (или, по крайней мере, не должно быть) некоего цивилизованного центра и окружающей его периферии. В этом контексте деление мира на Восток и Запад, равно как и на Север-Юг – архаизм, а в определенном политизированном контексте даже дискриминирующая идеология. Другое дело — сфера культуры и этногенеза: восточные цивилизации смело вступают в непосредственный контакт с представителями традиционной западной культуры, вторгаются в те районы мира, где веками царила непререкаемая власть европейского менталитета.

И сегодня, когда Европа беспощадно порвала со своим «национальным» прошлым, объявив всех «европейцев» равноправными гражданами Объединенной Европы, миллионы выходцев из Азии и Африки выдвинули естественное требование позволить им жить «свободно» от прежних ограничений, налагавшихся пребыванием в «национальном государстве», то есть жить согласно своим собственным ценностям. Оказалось, что европейская культура не вполне готова к межцивилизационной коммуникации в режиме он-лайн, потенциал ее этнокультурной толерантности оказался на исходе. Вот тут-то в самый раз будет вспомнить о востоковедении, которое как раз и было призвано создать интеллектуальный мост между цивилизациями, причем строить этот мост предлагалось именно со стороны европейской цивилизации навстречу афро-азиатским странам, а не наоборот, как это происходит сегодня…

История факультета

— Как возникла идея создания Восточного факультета в Петербурге?

— Так уж повелось, что корни многих явлений современной жизни мы привыкли искать в начале XVIII века, в петровской эпохе. Так что же Петр I? Неужели он не приложил своей властной руки к созданию востоковедного образования в России? И да, и нет. Петр воевал с Османской империей и Персией, завоевал обширные земли на Кавказе, при нем возникли карты восточных и южных окраин России, он неуемно стремился к теплым морям, искал кратчайший путь в Индию, посылал миссии в Центральную Азию, при нем появился первый перевод Корана с французского и началось преподавание японского языка, но понятия «востоковедение» при нем не существовало. Все дело в том, что Россия при Петре сама была Востоком, во всяком случае, для Европы, сближения с которой российский император так жаждал.

В дальнейшем проект создания Востоковедного центра в России выдвигали Г.Я.Кер (1733) и С.С.Уваров (1810), предлагая учредить Восточную академию. Об этом говорила и Екатерина II, кстати, повелевшая издать первый в России печатный текст Корана. Его издали такими огромными тиражами, что по этим оттискам до сих пор обучаются исламоведы на нашем факультете. Издание Корана было шагом Екатерины в сторону примирения с мусульманским миром, с которым Россия воевала многие годы.

Первый декан факультета восточных языков А.К.Казем-Бек (литография из альбома Н.Ванифатьева).

Первый декан факультета восточных языков А.К.Казем-Бек (литография из альбома Н.Ванифатьева).

И все-таки оформление востоковедения в специальную отрасль знания относится к XIX веку. Непосредственно созданию Восточного факультета предшествовал проект организации универсального Азиатского института (1851 г.), суть которого состояла в объединении кафедр восточных языков Петербургского и Казанского университетов, Восточного института при Ришельевском лицее в Одессе и Учебного отделения восточных языков при Азиатском департаменте МИД. План в итоге принят не был, но сама идея организации в России специализированного центра по изучению языков и культур Азии и Африки стала жить самостоятельной жизнью. Одному из ее авторов — Александру Касимовичу Казем-Беку (1802-1870) — было суждено стать первым деканом восточного факультета.

Проект создания факультета восточных языков при Петербургском университете возник в разгар Крымской войны, когда Россия остро ощутила потребность в изучении своих восточных и южных соседей. Приведу курьезный пример: до сего дня во всех школьных учебниках мы изучаем, как в Крымскую войну русская армия сражалась с турками. На самом деле с турками воевали главным образом на Кавказе и отчасти на Балканах. Собственно в Крыму и на значительной части Балкан противниками русской армии были египтяне (свыше 50 тысяч человек – гигантская по тем временам цифра), тогдашние вассалы Османской империи. В Крыму, в Евпатории, и сегодня сохранились остатки «турецкого кладбища», где на самом деле захоронены погибшие в боях египтяне. К слову сказать, сами египетские историки не любят вспоминать эту войну, полагая, что Египет воевал в ней за чужие геополитические интересы. Но тот курьезный факт, что турок запросто путали с египтянами, хотя они говорили на совершенно разных языках, показывает, что потребность в востоковедении была велика.

22 октября 1854 г. (по старому стилю) был подписан Указ Правительствующему Сенату о преобразовании отделения восточных языков Санкт-Петербургского университета в факультет восточных языков. Текст был довольно высокопарный: «Для успешнейшего изучения восточных языков, вместо обучения оным в разных заведениях министерства народного просвещения, сосредоточить преподавание их в Санкт-Петербурге, где соединяется больше средств для развития этой обширной отрасли знания и больше учебных пособий, чем в других местах империи».

Указ подписал император Николай I, а открывать факультет через год пришлось уже его сыну Александру II, поскольку царь Николай к этому времени скончался. Таким образом, своим созданием факультет оказался обязан сразу двум российским императорам – совершенно разным по характеру и методам правления, но согласным с тем, что востоковедение в России необходимо развивать.

Торжественное открытие факультета состоялось 27 августа 1855 г. (по старому стилю): ректор университета А.В.Попов произнес речь, а первый декан (1855-1858 и 1866-1870) А.Казем-Бек огласил краткое расписание предметов.

В результате слияния отделений восточных языков Петербургского и Казанского университетов на факультете восточных языков оказался цвет русского востоковедения того времени. Перечислю лишь некоторые фамилии: А.К.Казем-Бек (персидский язык), А.О.Мухлинский (турецкий), М.Тантави и М.Т.Навроцкий (арабский), И.Н.Березин («туркский», то есть чагатайский), А.В.Попов (монгольский), К.Ф.Голстунский (калмыкский), В.П.Васильев (китайский и маньчжурский), Д.А.Хвольсон (еврейский), Н.А.Бероев (армянский), Д.И.Чубинов (грузинский), Л.З.Будагов (азербайджанский).

С тех пор преподавание восточных языков в Петербурге не прерывалось ни на один день. Были моменты, когда востоковедение воспринималось как второстепенное направление. Так, после революции 1917 года и бурных событий, связанных с утверждением Советской России в мире, руководство страны посчитало, что Восток — это не самое важное геополитическое направление. Важнее было налаживать отношения с Западом. Как результат — в годы Второй мировой войны острый дефицит отечественных востоковедных кадров оказался настолько очевидным, что воссоздание факультета стало делом первостепенным. Факультет возродился — уже в его нынешнем виде. Хотя, повторяю, он никогда не был официально закрыт — просто переживал периоды подъема и спада интереса со стороны государства.

Традиции и современность

— Я правильно понимаю, что принципы организации и многие традиции преподавания были заложены еще при основании факультета?

— Да, это так. Возвращаясь к истории факультета, подчеркну, что базовое деление на кафедры, которое возникло 150 лет назад, сохраняется и сегодня. Первыми кафедрами были подразделения для изучения арабского, персидского, турецко-татарского, монгольского и калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. Кафедры делились на пять разрядов, определявших комплексы языков, которыми должен был владеть выпускник. Например, изучавшие арабский или персидский языки обязательно должны были пройти дополнительную подготовку в турецком и татарском. Человек получал комплексное востоковедческое знание. Кроме того, не следует забывать, что ориенталистов готовили для дальнейшей государственной службы. Весь первый и второй курс студенты-востоковеды в обязательном порядке изучали русский язык и российскую историю. Обязательным также был курс истории российского законодательства. Наверное, в какой-то мере добрые традиции надо возрождать.

Сегодня на факультете практически нет моноязыковых кафедр. Есть кафедры, которые занимаются преподаванием одного языка (например, японской или монгольской филологии), но обязательным дополнением к базовому является второй язык (например, китайский для японистов или тибетский для монголистов), а также один или два европейских. В плане учебы наш факультет, конечно, один из самых «трудоемких». Для освоения ремесла востоковеда от человека требуется полная отдача. Изучение восточных языков вне специально организованной среды — дело почти безнадежное. Но один студент и один преподаватель — это не языковая среда. Для того чтобы обучить одного человека, требуется целый коллектив! История языка, его разговорный и литературный аспекты, все многообразие диалектов, сведения о культуре и истории страны изучаемого языка — только освоив предмет в таком комплексном виде, вы сможете проявить должную гибкость, оказавшись в естественной языковой среде.

Декан факультета восточных языков Н.Я.Марр с семьей, 1913 г.

Декан факультета восточных языков Н.Я.Марр с семьей, 1913 г.

— Чем петербургская школа востоковедения отличается от американской или западноевропейской?

— Сегодня термин «востоковедение» в рамках Болонского процесса не употребляется в принципе. В Европе и США ему на смену приходит более конкретное «географическое» понятие – изучение стран Азии и Африки. Признавая неизбежное (в английском переводе название нашего факультета выглядит по-европейски – The Faculty of Asian and African studies), мы в России все же сохраняем и терминологическое, и сущностное понимание азиатско-африканских исследований как цивилизационного феномена. Наша цель — проникнуть в суть тех культурных процессов, которые на поверку оказываются более важными, чем поверхностные изменения уровня жизни или типа образования. Речь идет об образе жизни, мировоззрении, типах и формах естественной социализации, имеющих во многих странах Азии и Африки едва ли не большее значение, чем государственная система образования или духовного воспитания.

Естественная социализация — в семье, в группах общения — влияет на человека гораздо сильнее, чем образование. Мы уповаем на то, что нашу жизнь изменит именно образование. В Азии сплошь и рядом оно играет роль исключительно инструментальную. Общество сформирует вас как личность, общество научит вас, какую носить прическу, как одеваться, что употреблять в пищу, к чему относиться с уважением, а что презирать. Парадоксальный, казалось бы, вопрос: какой цвет рубашки наиболее любим в мусульманских странах?.. Задумайтесь на секунду. Исключительно белый. Почему? Аккуратность, чистота — хотя в жарких странах белая рубашка, скорее всего, прослужит только один день. Этому никто не учит в школе, об этом не говорят в университете. Тем не менее, с определенного возраста молодые люди научаются ходить в белых рубашках. Если белые рубашки носит большинство или даже все, то возникает резонный вопрос: а почему не я? Молодые люди, идущие вечером с девушкой в кино и желающие произвести хорошее впечатление, как правило, коротко подстрижены и одеты в белую рубашку и тёмные брюки. Вот вам наглядный пример естественной социализации. Подобные факты, на первый взгляд кажущиеся незначительными, обязательно нужно учитывать, занимаясь ориенталистикой, поскольку из безчисленного количества таких «мелочей» складывается представление о культуре целых стран и народов. И вот тут комплексность подхода и научные традиции петербургского востоковедения ставят его на особое положение.

— Евгений Ильич, как складывается дальнейшая карьера ваших выпускников?

— Здесь есть одна закономерность. Как правило, у выпускника Восточного факультета уходит какое-то время на то, чтобы найти первую работу. В России не так много мест, где хорошо подготовленный востоковед мог бы работать по непосредственной специальности. Но через определенный промежуток времени все встает на свои места. Фундаментальная подготовка и профессиональная гибкость позволяют им адаптироваться к самым высоким требованиям. Наши специалисты сегодня работают практически во всех востоковедных центрах страны и институтах РАН, в министерствах иностранных дел России и многих республик СНГ (это создает удивительную атмосферу, когда они встречаются на международных переговорах уже по разные стороны столов), занимают влиятельные позиции в Газ-проме, входят в руководство Министерства связи, работают в Управлении делами президента и ФСБ. Я уже не говорю о банковском деле, бизнесе, коммерческих структурах. Есть факультеты, которые дают профессию — наш факультет дает образование.

Мы стараемся сохранить ту сущностную составляющую, которая позволила Восточному факультету на протяжении 150 лет оставаться ведущим исследовательским центром. О востоковедении обычно вспоминают в трудные для страны годы, когда вдруг выясняется, что мы не очень хорошо знаем тех, с кем нам приходится воевать, или, наоборот, наших союзников и друзей. Когда надо было возвращаться к пониманию того, что же произошло в мире за истекший период времени, государство обращалось именно к нам. И вот те, кто неприметно, без лишнего шума сидели в библиотеке и писали (зачастую в стол) свои книги, вдруг оказывались востребованы. Бартольд, Петрушевский, Крачковский — не были практическими востоковедами, они были учеными. Но они выпустили такое количество практических специалистов, что польза от их деятельности для государства оказалась огромной.  

Беседовал Игорь Макаров
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков