Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года
из зала заседания Ученого совета

Национальные проекты —
импульс для системной модернизации
образования

На октябрьском заседании члены Учёного совета заслушали информационное сообщение ректора университета Л.А.Вербицкой о состоявшемся в Москве 25 октября заседании Совета по науке, технологии и образованию при президенте РФ. На заседании Совета обсуждались доступность и качество образования, которые напрямую влияют на национальные перспективы нашей страны. Л.А.Вербицкая подчеркнула, что совещание готовилось довольно продолжительное время и особенно тщательно. Участие министерских чиновников, а также представителей администрации президента сделало подход к подготовке основных докладов более критичным и всеобъемлющим. Различные министерства представили материалы, большую роль сыграла специально подготовленная справка Контрольного управления при президенте РФ. Были затронуты проблемы российского образования, которые на сегодняшний день являются системными и ставят столь же системные вопросы для решения.

Незадолго до заседания Совета была проведена ротация его членов: вместо представителей регионов в Совет вошли ректоры, помимо МГУ и СПбГУ, МВТУ

им. Баумана, Московского педагогического университета и председатель ассоциации коммерческих вузов, что не могло не отразиться на характере и понимании обсуждаемых проблем.

В докладе и выступлениях, прозвучавших на заседании Совета, подчёркивалось, что в Кремле люди, заинтересованные в образовательном процессе, собрались не затем, чтобы рассказать, как хорошо идут дела на местах, задачей было проанализировать пробуксовывание многих элементов модернизации образовательного процесса, тем более что рабочая группа по подготовке Совета следующим образом оценила, как изменился подход к образованию: несмотря на то что в сферу образования, по официальным данным, втянуто 60 % населения страны, эта социальная область касается всех, так как затрагивает интересы каждого гражданина России. К сожалению, тенденции, которые отметила рабочая группа, не могут радовать и даже просто говорить о некой стабилизации. За четыре года в два раза уменьшилось количество дошкольных учреждений, 277 тыс. детей в возрасте от 7 до 14 лет не посещают школу. Здоровье детей в возрасте до 14 лет за последние годы ухудшилось на 10,5 %. Неблагоприятные демографические тенденции представляют опасность для баланса кадровых ресурсов страны. В ближайшие годы количество выпускников школ полностью сравняется с количеством мест в вузах. На сегодняшний день в стране 662 государственных и муниципальных вуза, территориальная доступность обеспечивается 1823 филиалами, и за последний год коммерческих вузов стало на 135 больше, то есть сегодня их 450. К сожалению, к примеру, только

20 % филиалов дают образование высокого качества. С 2001 года бюджет обеспечивает нормативные потребности вузов максимум в пределах 40 %. Ставка профессора, ассистента, учителя по-прежнему невероятно низка. Они вынуждены искать дополнительные заработки. И если говорить о качестве образования, то становится ясно: такое распыление творческих возможностей не способствует улучшению качества.

Иногда не выполняются решения, принятые на высоком уровне, к примеру, было принято постановление о создании подготовительных отделений вузов с бюджетным финансированием для создания равных возможностей для абитуриентов из сельских и районных школ, демобилизованных военных. Однако вслед за этим решением правительство прекратило финансирование подготовительных отделений, предложив делать подготовительные курсы платными.

Было отмечено, что нельзя, как это было намечено раньше, стопроцентно переходить на систему ЕГЭ с 2008 года. Результаты ЕГЭ таковы, что требуется дальнейшее обсуждение и апробация этого метода.

Идеи Болонского процесса разделяются практически всеми странами СНГ (только Белоруссия пока не принята в Болонское Сообщество). Но до сих пор существует определённый застой во внедрении общих правил высшего образования: плохая информационная обеспеченность создаёт так называемые «болонские мифы», которые мешают беспристрастному и критическому освоению нового европейского опыта.

Ректор СПбГУ по-прежнему считает, что для того чтобы модернизация образования произошла, требуется усиление внимания к наиболее рейтинговым вузам страны. Нерешительность министерства в ранжировании вузов распыляет средства на огромное количество вузов, а в результате реформы пробуксовывают. Сегодня понятно, что на первом этапе модернизации следует обратить внимание на 8 университетов – объектов национального достояния, где для начала требуется существенное увеличение бюджета. В дальнейшем к этим университетам могли бы присоединиться ещё 20-25 университетов из всех регионов России, отвечающих уже разработанным критериям.

Был рассмотрен вопрос о специфике подготовки школьных педагогов и врачей. Было бы правильно соответствующим образом профинансировать их подготовку, подписать договор об обязательной отработке в медицинских учреждениях и школах не менее трёх лет после окончания вузов. Продолжилось обсуждение реальной интеграции академий наук и университетов. Сегодня уже понятно, что будущее науки – это молодёжь, которая остаётся в науке. Поэтому без качественного объединения ресурсов университетов и академических институтов вряд ли получатся хорошие результаты. Учитывая, что сегодня в Академии наук приходятся всего по 5 аспирантов на один институт, а в университетах это число во многие десятки раз больше, высшая школа вправе рассчитывать на встречные движения со стороны Академии наук.

Президент страны во многом поддержал выводы рабочей группы, отметив, что анализ системной модернизации образовательной сферы показал, что идёт она медленно. Дополнительным импульсом для такой модернизации призваны стать масштабные национальные проекты в образовании. Президент заявил о начале их реализации, в ходе которой все обязательные финансовые и организационные меры будут строго отслеживаться и контролироваться государством.

Людмила Алексеевна Вербицкая отметила, что к концу ноября будут сформулированы поручения президента России исполнительной власти.

На заседании Учёного совета ректор СПбГУ рассказала о создании Высшей школы менеджмента СПбГУ международного уровня для подготовки управленческих кадров. Редакция журнала предполагает в ближайших номерах подробно рассказать читателям об этом престижном для университета и Петербурга современном проекте.  

Н.К.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков