Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3713), 26 октября 2005 года

Война – мероприятие невыгодное

В конце сентября перед студентами факультета международных отношений выступил Том Фарер, профессор Университета Денвера, декан школы международных отношений (GSIS). Он рассказал о том, почему сегодня использование силы в международных конфликтах стало неэффективным, устаревшим методом.

Профессор Том Фарер с женой.

Профессор Том Фарер с женой.

Актовый зал факультета подавляет своими размерами и официальной атмосферой. Во всяком случае, чтобы слушать здесь лекции, да еще на английском языке, нужна изрядная выдержка. Впрочем, многое зависит от настроя аудитории и от таланта лектора. В начале выступления Том Фарер заметил, что многие лекторы скучны: они предсказуемы, потому что говорят то, что аудитории уже известно из учебников и книг. И лекция часто напоминает вторую женитьбу после развода, которая дублирует уже имеющийся опыт.

Профессор Фарер прочел свою лекцию с энергией и прямотой первооткрывателя.

По окончании лекции студенты активно задавали вопросы, которые по своей глубине и качеству формулировок вполне сгодились бы для какой-нибудь международной конференции. Как будущие дипломаты, они не могли себе позволить простых незамысловатых вопросов. В отличие от корреспондента «СПбУ».

— Вам понравилась аудитория?

– Я был впечатлен. Потому что это очень сложная тема. Теоретическая с практическим элементом. А многие студенты только начали обучение, и тем не менее, они продемонстрировали понимание проблемы и интерес к ней. Любому оратору нравится работать с понимающей и заинтересованной аудиторией. И я был впечатлен, потому что им необходимо было иметь определенный объем знаний и понимание вопроса еще до того, как я вошел и начал говорить. Поэтому я подозреваю, что они лучше информированы и больше заинтересованы, чем я ожидал. Студентов пришло много, и они были больше озабочены международным положением, чем молодые люди того же возраста из большинства американских университетов.

— Была бы тема лекции иной, если бы вы выступали в другой аудитории или в другой стране?

— Использование силы – это тема моей работы и моих статей. Применять силу для решения международных конфликтов или отказаться от силовых методов – сегодня этот вопрос очень важен. Я был официальным советником Американских сил вмешательства в 1993 году. Тогда шла война в Югославии. Я изучал войну, говорил на эту тему во многих аудиториях, состоящих из профессионалов или из студентов. Я не преподаю в высшей школе, потому что я до сих пор много пишу по этому вопросу, выступаю с лекциями и иногда высказываю свое мнение публично. Поэтому на аудиторные занятия у меня нет времени. Текст, на основании которого была построена эта лекция – это мое выступление в Италии на небольшой конференции для должностных лиц.

— Как вы оцениваете уровень развития российской школы международных отношений?

— В США была основана Ассоциация профессиональных школ международных отношений. В течение ряда лет в состав Ассоциации вошли все основные высшие школы Америки. Потом мы решили пригласить в Ассоциацию и зарубежные школы, если они соответствуют требованиям, которые мы применяем к американским школам. Факультет должен быть известным и уважаемым, кроме того, необходима серьезная подготовка студентов, совмещающая различные аспекты: историю, политологию, экономику. Любая школа, которая становится членом ассоциации, соответствует высоким критериям, которые используются американскими школами. Мы отказываем многим высшим школам, которые претендуют на членство в ассоциации. Сам факт того, что ваша школа вошла в Ассоциацию, свидетельствует о ее высоком уровне. Ваш декан очень активен, он постоянно ведет работу по развитию связей с европейскими университетами. Например, хорошо развиты отношения с Университетом Лимерика. Я думаю, что ваша школа международных отношений имеет хорошую репутацию, и ее известность растет. Это весьма впечатляет, особенно учитывая сложный период начала девяностых, в частности 1992 год, когда не было практически никаких ресурсов для сохранения высшей школы. Сотрудникам университета приходилось преодолевать серьезные трудности, проявляя инициативу и креативность, чтобы остаться на плаву и развиваться. Нам в этом отношении проще – мой университет всегда был частным, он не получает средств от государства. В Америке государственная поддержка университетов идет на убыль. И им приходится изыскивать средства из других источников – возможно, в форме контракта с обществами или правительственными организациями, возможно, за счет средств фондов или же средств выпускников: у нас принято, что если ты окончил университет и разбогател, ты должен поддерживать свое учебное заведение. Мы собираем миллион долларов в год из таких источников. Но основная часть средств – это оплата обучения студентами. В среднем стоимость обучения составляет около 21-22 тысячи долларов в год, плюс расходы на проживание. В Южной Корее, которая находится на том же уровне жизни, студенты платят за обучение 6-7 тысяч долларов. В Турции сегодня растет число хороших частных университетов, и мы устанавливаем связи с ними. В турецких вузах качество образования достаточно высокое. Два лучших из них основаны богатейшими семьями в Турции. Они хотят вкладывать деньги в государство, и делают это, развивая небольшие элитные частные вузы. Я знаю, как заработать деньги на содержание университета. Я, как руководитель бизнеса, должен быть в курсе рыночной ситуации, развития продукции, ведь мы должны обеспечивать студентов лучшим образованием, какое только возможно. Таково мое мнение, и я считаю, что мои коллеги должны его разделять.

— Сегодня важнее иметь не разнообразную военную технику, а развитую науку, во всяком случае, мне показалось, что это следует из вашей лекции…

— Я сделал больший акцент на том, что военная сила как решающий фактор мощи государства отошла в прошлое. Раньше использование силы казалось правительству выгодным и полезным. Конечно, использование силы обходится дорого. В прежние столетия основные ресурсы, определяющие богатство страны, были материальны – золото, серебро. Их можно было завоевать сравнительно легко. Сегодня главными ресурсами стали компьютерные программы и навыки, прежде всего управленческие. Их завоевать нельзя. Вы можете потратить немало денег, завоевывая страну, но вы не получите от этого завоевания выгоды. Вы только заплатите за военную кампанию. Использование силы сегодня бесполезно, потому что изменилась природа богатства. Это сказывается на том, как люди сопротивляются чужим атакам и контролю над их страной. Использование силы больше не сделает вас ни богаче, ни могущественнее. Это хорошо заметно на примере США и Ирака. Немаловажно и то, что в результате применения силы и крупные, и небольшие государства сталкиваются с проблемой терроризма, который приводит к разрушениям, подрыву международной торговли, что становится бедствием для всех стран мира. Сегодня конфликты следует решать не развязывая войны, а методом компромисса, «третейского суда». Но лидеры стран могут вести себя иррационально, параноидально. «Иранцы обзаводятся ядерным оружием, потому что они хотят атаковать Израиль». Или: «Иранцы обзаводятся ядерным оружием, потому что опасаются Соединенных Штатов». США, чтобы обезопасить себя, делают угрожающие заявления в адрес Ирана, и чем больше таких заявлений, тем больше Иран хочет, чтобы у него наконец появилось ядерное оружие. Так может образоваться порочный круг, особенно если люди не имеют ясного представления о том, что выгодно, а что нет.

Еще я хочу обратиться к теме растущей демократизации, которая сталкивается с проблемой малых элит. Мнения одного диктатора достаточно, чтобы развязать войну. Конечно, вы можете манипулировать общественным мнением, но если война становится дорогостоящим предприятием, вы теряете поддержку общества.

— Не мудрее ли сегодня вкладывать деньги не в вооружение, а в академическую науку?

— В науку и технологии – да, но также и в экономику и гуманитарные науки. Потому что человеческие ценности очень важны. Например, рационализм помогает нам оценивать и тестировать теории. Это основа современной западной цивилизации. Но она не сосредотачивается на этических, моральных ценностях, на всех тех ошибках, допущенных в истории, которые помогают осознать, как это просто – сделать что-то не так и причинить серьезный ущерб в том числе и себе. Поэтому, конечно, я думаю, что гуманитарное образование также очень важно.

Но важнее всего образование в сфере менеджмента. Рациональный и методический менеджмент, развитие способности к самокритичности – это часть хорошего менеджмента. Он основывается на психологии крупных институтов. Например, если стоит задача найти средства для университета, нужно объединить разных людей для достижения общей цели. Конечно, здесь требуются умения, которым можно обучить. Но также должно быть понятие этики, ценностей. И я не знаю, можно ли научить этому. Во многом это зависит от силы общества. Если люди теряют уважение к обществу, для них начинают доминировать личные интересы. И общественная этика теряется, в результате чего общество слабеет.

Может ли образование помочь справиться с этой проблемой? Я не знаю. Можно научить сотрудничеству. Вы можете отрабатывать навык сотрудничества в университете, организуя спортивные мероприятия, психологические тренинги, чтобы люди привыкали взаимодействовать друг с другом. То, как факультет позиционирует себя, обращается со своими студентами, сказывается на их самоуважении и уважении к другим. Европейское общество стало преимущественно обществом разрозненных людей. Чтобы интегрировать человека в социум, нужна сильная общественная система школ, в том числе и на начальном уровне. В Израиле задачу интеграции решает армия. Да, Израиль принимает эмигрантов из любой страны, но для всех них служба в израильской армии обязательна. Лично я уверен, что служба должна быть обязательной, но человеку надо предоставить выбор, каким образом служить обществу – в вооруженных силах или в социальной сфере. Универсальная служба, таким образом, укрепляет общество и делает его более здоровым.

— Значит, она должна быть обязательной как для мужчин, так и для женщин?

— Я не делаю разграничений между мужчинами и женщинами. У них должны быть одинаковые возможности участия в общественной жизни.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков