Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3713), 26 октября 2005 года

Всемирный фонд
Санкт-Петербургского университета:
первые шаги

Дорогие друзья в Санкт-Петербургском университете! Совсем недавно мы создали в США «Всемирный фонд Санкт-Петербургского университета». Цель фонда – поиск дополнительных средств на осуществление тех видов деятельности университета, которые не охватываются бюджетным финансированием. Для этого в первую очередь необходимо установить контакты с такими людьми в разных странах мира, которые знают Санкт-Петербургский (Ленинградский) университет, готовы служить его развитию и оказывать поддержку отдельным конкретным программам или проектам.

Сюзанна Кэмпбелл, исполнительный директор Всемирного фонда Санкт-Петербургского университета – американской некоммерческой организации.

Сюзанна Кэмпбелл, исполнительный директор Всемирного фонда Санкт-Петербургского университета – американской некоммерческой организации.

Мы начали писать эту статью ещё до урагана Катрина. Мы хотели бы выразить благодарность Российской Федерации за помощь жертвам стихии в Новом Орлеане. В контексте этой статьи нельзя не отметить, что цунами и ураганы прошедшего года, безусловно, сместили акценты в кампаниях по сбору средств: естественно, что во время стихийных бедствий люди более охотно жертвуют деньги на помощь пострадавшим. И это обстоятельство делает ещё более актуальной задачу поиска тех людей, которые сохранили привязанность к университету и хотели бы поддержать какие-то его инициативы.

Создание фонда

Всемирный фонд Санкт-Петербургского университета получил статус некоммерческой корпорации 501(с)(3) 29 октября 2003 года. Статус 501(с)(3) означает, что люди, переводящие определённую сумму в такой фонд, уменьшают на эту сумму свой налогооблагаемый годовой доход. Получение этого статуса и бюрократические процедуры на уровне штата Калифорния и на государственном уровне США заняли у нас почти 2 года. В названии фонда мы намеренно не назвали Санкт-Петербургский университет «государственным»; дело в том, что в США государственные университеты ассоциируются с относительно низким качеством, а мы не хотели, чтобы Санкт-Петербургский университет подсознательно воспринимался как не самый лучший вуз. Напротив, мы всеми силами старались подчеркнуть, что СПбГУ – это настоящий классический университет мирового уровня.

Истоки создания фонда восходят к основанию в 1993 году в СПбУ факультета (Школы) менеджмента. Когда главным партнёром СПбУ в создании факультета менеджмента стала Школа бизнеса им.Хааса при Калифорнийском университете в Беркли, был создан специальный наблюдательный совет, который курировал организационную, академическую и финансовую деятельность и способствовал сбору средств на становление факультета. Совету программы «Калифорнийский университет в Беркли – СПбУ-Школа менеджмента» удалось собрать значительные суммы, позволившие провести реконструкцию исторических зданий для нужд факультета менеджмента. Мы убедились, что внешние некоммерческие организации могут играть очень существенную роль в развитии университета. В беседе между ректором Л.А.Вербицкой и исполнительным директором «Петербургского проекта в Беркли» Сюзанной Кэмпбелл возникла мысль о создании корпорации, которая могла бы способствовать развитию и других факультетов, а также всего университета в целом. Ректор Л.А.Вербицкая поддержала идею об основании Всемирного фонда Санкт-Петербургского университета и стала первым председателем Совета фонда.

Совет фонда

В Совет фонда, кроме его председателя Л.А.Вербицкой, входят:

  • – секретарь Ванда Джиннер, глава бухгалтерской фирмы Burr Pilger & Mayer в Калифорнии; имеет большой опыт бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях;
  • Карен Кин – профессиональный фандрейзер с большим опытом, глава фирмы Keane Group Inc.;
  • Джо Энн Данавэй – директор отдела крупных пожертвований в Школе бизнеса им.Хааса, Беркли; Джо Энн Данавэй активно участвовала в реализации «Петербургского проекта в Беркли»;
  • – Д-р Эллис Ролетт, профессор медицины Дартмутского медицинского колледжа;
  • Вирджиния Ролетт, специалист в области информации, в частности в сферах медицины и управления образованием. Супруги Ролетт в течение многих лет сотрудничали с медицинским факультетом и научной библиотекой одного из крупных российских университетов (Петрозаводск);
  • Пол Фалчи – специалист по менеджменту, с 1980-х гг. работающий с проектами, ориентированными на Россию. Пол Фалчи сыграл важную роль в реализации на территории России нескольких телекоммуникационных проектов;
  • – Д-р Валерий Катькало – декан факультета менеджмента СПбГУ, один из основателей Совета, В.С.Катькало обладает неоценимым опытом по привлечению к сотрудничеству людей, заинтересованных в поддержке университета;
  • – исполнительный директор фонда Сюзанна Кэмпбелл.

Все члены Совета фонда работают в этом качестве на общественных началах, не получая никакого вознаграждения.

Некоммерческие фонды работают по строгим правилам. Например, в совете любой американской некоммерческой организации большинство должны составлять граждане США. Директор такой организации несёт ответственность за финансовые, этические, административные и программные вопросы. Другое обязательное требование к подобным фондам – наличие чёткой политики в отношении грантов. В нашем случае это означает, что сотрудники или подразделения университета, желающие получить финансовую поддержку от фонда, должны представить заявку с изложением своих целей, подробной сметы, а также сведений о том, из каких других источников они получают или намерены получить финансирование на заявленные цели. Эти цели не должны противоречить целям фонда. По мере реализации своего проекта и по завершении его получатели грантов должны представлять документированные отчёты об использовании средств.

Деятельность фонда

При обсуждении планов работы фонда с ректором Л.А.Вербицкой стало очевидно, что на начальном этапе фонду придётся ограничиться участием в небольшом числе проектов. Мы сочли целесообразным начать с проектов, имеющих значение для всего университета в целом, например, с проекта реконструкции Научной библиотеки, и междисциплинарных программ, таких как Программа сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента.

Естественно, что наш фонд не может полноценно работать без некоторой структуры в СПбГУ, которая занималась бы тем, что в западных организациях называется «развитием». В США под этим термином подразумевается деятельность, включающая различные аспекты маркетинга, психологии, финансового менеджмента, социологии. Поэтому одним из первых наших шагов было обеспечение обучения в области развития: в феврале 2005 года мы организовали учебную программу для референта ректора Н.Б.Носовой, которая по роду своей работы занимается, с одной стороны, международными контактами ректора, а с другой – связана с целым рядом общеуниверситетских международных проектов. Стажировка была предельно насыщенной и включала в себя встречи с работниками отделов развития американских университетов, юристами, членами Совета нашего фонда, а также семинар в Центре фандрейзинга в Сан-Франциско. Развитие – это целая область знаний, которая в России пока мало представлена, поэтому объём информации, которую надо было воспринять и проанализировать, был огромен. Тем не менее, к концу стажировки Н.Б.Носова сформулировала первоочередные задачи, которыми предстоит заняться университету в том случае, если будет принято решение о создании отдела развития. Наш фонд в настоящее время ищет средства на создание такого отдела, и мы обращаемся к универсантам за помощью в поиске людей, которые могли бы в нем работать.

Во время своей стажировки Н.Б.Носова встречалась и с теми людьми, которые заняты в текущих совместных проектах, в частности, с профессором Робин Марш, директором Центра устойчивого развития Колледжа природных ресурсов Калифорнийского университета в Беркли. Этот центр проводит ежегодный международный летний семинар по устойчивому развитию и экологическому менеджменту. В СПбУ прошедшим летом в рамках Программы сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента между Санкт-Петербургским государственным университетом и Калифорнийским университетом с успехом прошла аналогичная программа для российских слушателей. С целью повышения квалификации преподавателей программы и усовершенствования курсов наш фонд оказал поддержку доцентам Марине Арфеевой и Наталии Виноград для поездки в Беркли. Семинары в Беркли – это великолепная возможность не только повысить свою квалификацию во время занятий, но и завязать контакты в разных частях света с перспективой дальнейшего сотрудничества.

Другой перспективный контакт, который был установлен во время стажировки Н.Б.Носовой, связан с проектом реорганизации Библиотеки им.Горького. Мы посетили фирму, осуществляющую «оцифровку» редких книг, с которой, возможно, будем работать при создании «Музея книги» на базе коллекции редких изданий Научной библиотеки им. Горького. Для создания такого музея необходимо будет современное оборудование, реконструкция помещений и создание новых книгохранилищ. Н.Б.Носова побывала в библиотеке Стэнфордского университета и видела работу реставрационных мастерских и лабораторий отдела редких книг. В настоящее время мы пытаемся найти в американских университетских библиотеках людей, которые готовы помочь СПбУ в «библиотечном проекте». Члены Совета фонда Эллис и Вирджиния Ролетт встречались в Бостоне с представителями архитектурной фирмы, специализирующейся на проектировании библиотек.

Таким образом, мы ставим свой целью не только поиск денег, но и установление контактов, создание сетей, которые способствовали бы продвижению наших проектов и развитию Санкт-Петербургского университета.

Члены Совета фонда планируют приехать в Петербург весной 2006 года. Цель поездки – на месте определить, что и как может сделать фонд для университета. Сейчас первоочередным нам представляется библиотечный проект, поэтому в состав делегации, вероятно, войдут технические эксперты и перспективные доноры.

Дорогие друзья! Мы основали свой фонд в очень непростое для университета время. Мы уверены, что у фонда есть большой потенциал. Он будет расти и меняться параллельно с развитием университета. Мы уже видим, что те небольшие шаги, которые нам удалось предпринять за время существования фонда, привели к заметным результатам, и мы гордимся этим. Чтобы фонд стал действительно эффективным и способствовал созданию новых учебных программ, реконструкции зданий, переоборудованию помещений и так далее, нам нужна поддержка универсантов. Мы ищем людей – в России и в других странах, – которые искренне привязаны к университету и могли бы помогать ему через наш фонд. Мы уверены, что такие люди есть не только среди выпускников, но и среди тех, кто работал в университете, бывал в университете на краткосрочных курсах, с официальными и неофициальными визитами, просто бывал в Петербурге и полюбил его. Мы создаём базу данных, в которую войдут потенциальные спонсоры университета. Сейчас она насчитывает 120 адресов бывших универсантов, которые уехали из России и проживают в США. Мы бы хотели, чтобы наша база данных была как можно полнее и включала и российских граждан, и тех, кто живет в других странах. Мы работаем в этом направлении с Ассоциацией выпускников университета, но понятно, что помощь широкой университетской общественности сделает нашу работу гораздо эффективнее. Мы ищем в первую очередь информацию о потенциальных спонсорах. Для нас важно также ваше мнение о возможности и целесообразности создания отдела развития в СПБУ и ваши идеи по новым проектам. Мы будем рады любому содействию со стороны профессоров, сотрудников, студентов университета.  

Сюзанна Кэмпбелл,
исполнительный директор Всемирного фонда
Санкт-Петербургского университета и члены Совета фонда

Контакты в СПбГУ:
Носова Наталия Борисовна (референт ректора по международным вопросам)
Тел. 326-49-39, E-mail nosova@hq.pu.ru
Карпова Екатерина (Информационный отдел)
Тел. 328-04-02, E-mail: ekarpova@pisem.net

Контакт в США:
Сюзанна Кэмпбелл (Калифорнийский университет в Беркли)
Susanne Campbell (University of California, Berkeley)
Тел. (8-10) (1)-408-927-59-91
E-mail: scampbell@haas.berkeley.edu

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков