Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22 (3713), 26 октября 2005 года

Покафедральное обучение студентов
снимает остроту нехватки учебных часов
в бакалавриате

Геологический факультет одним из первых в университете, лет восемь-десять назад, перешел на двухуровневую систему обучения. И очень скоро стало понятно, что основным заказчикам и работодателям факультета— проектным и научно-исследовательским институтам — неясно было, что делать с бакалаврами. Им нужны были специалисты.

В.Г.Зайончек

В.Г.Зайончек

— Геолог — как и врач — должен быть специалистом. Даже если это бакалавр геологии, — считает доцент Владимир Глебович ЗАЙОНЧЕК, заместитель декана геологического факультета по учебной работе. — Раньше у нас традиционно были 4 основные специальности: геология, геохимия, геофизика и инженерная геология (гидрогеология). И геохимик не может заменить гидрогеолога, а геофизик — геолога.

Что же было делать? На факультете нашли выход: в учебном плане бакалавриата оставили покафедральное обучение студентов. На втором курсе, в конце третьего семестра обучения студенты выбирают «профиализацию». Специалисты избранной кафедры читают им учебные курсы, они сдают соответствующие экзамены и зачеты. Диплом они получают единый, где написано одно направление: бакалавр геологии. Но вместе с дипломом бакалавра студент получает вкладыш, в котором перечислены изученные им дисциплины. И любой кадровик видит, кто перед ним — гидрогеолог, геохимик, геолог или геофизик.

— Важная составляющая обучения — производственная практика студентов после третьего курса, — продолжает Владимир Глебович. — Эта преддипломная практика на каждой кафедре своя. А в финале студенты защищают дипломную работу — с учетом выбранной специализации. И кроме того, они сдают госэкзамен по специальности, единый для всех специализаций. Экзамен очень сложный. В него входит построение разреза по геологической карте, определение горных пород по шлифам и образцам, и плюс ответы на любые вопросы экзаменаторов из основных читаемых курсов. Экзамен такой сложности не практикуется больше нигде. Но с помощью этого экзамена можно проверить и практические, и теоретические навыки будущего специалиста. Геолога без таких знаний и умений не может быть.

На геологическом факультете довольно трудно поступить в магистратуру — проходят лишь около 60% выпускников-бакалавров. Необходимо набрать 18 баллов: средняя оценка за все годы обучения, госэкзамен, дипломная работа, оценка за собеседование с экзаменационной комиссией, в которую входят ведущие преподаватели факультета.

— Магистр — это “штучный товар”. Это практически индивидуальное обучение с чтением лекций — иногда для одного-единственного человека. В преподавании принимают участие ведущие специалисты-геологи Санкт-Петербурга, на условиях почасовой оплаты или просто “из любви к искусству”... Обучение происходит с учетом потребностей той или иной организации, куда выпускники пойдут на работу. Сейчас в геологии почти нет специалистов среднего и молодого возраста. Поэтому организации готовы вкладывать деньги в обучение студентов. Во время практики к ним приглядываются и выбирают. У нас прочные связи с ВСЕГЕИ, Институтом докембрия РАН и многими производственными организациями, которые осуществляют геологическую съемку. Двухуровневая система обучения (4 + 2) позволяет получать на выходе высококвалифицированных специалистов.

— Болонский процесс предполагает также и обязательное обучение студентов в зарубежных вузах. Вы уже можете предложить такой вариант?

— У нас давние международные связи с Мадридским политехническим институтом (Испания), с Колорадо скул (США), Кильским университетом (Германия) и другими университетами. Западные вузы выделяют деньги на развитие образования, а наши студенты имеют хорошую базовую подготовку, чтобы выбирать специальные предметы в иностранных вузах. Они пишут совместные статьи с западными специалистами, получают совместные гранты — но работать лучше на их площадке. За рубежом гораздо лучшее и более современное оборудование. Наши студенты имеют возможность и обучаться там, и проводить исследовательские работы. А выпускники факультета порой работают в зарубежных компаниях по контракту — например, в сейсморазведке, регулярно несут вахты на кораблях.

Со многими западными университетами мы наладили обмен студентами. На геологический факультет приезжают студенты из других стран. Они знают, что какой-то нужный им раздел геологии на нашем факультете преподают полнее — и едут сюда. Есть студенты из Финляндии, Польши и Германии. Для некоторых из них даже не надо переводить учебные курсы — полячка, к примеру, хорошо понимает русский язык, да и немцы бывают из бывшей Восточной Германии. Но наши преподаватели работают над тем, чтобы подготовить свои курсы на английском языке, и на некоторых кафедрах они уже читаются.

...Как видите, переход на двухуровневую систему возможен и даже необходим. Но — обязательно с корректировкой специальностей. За четыре года обучения бакалавр получает качественную подготовку довольно высокого уровня. Эта система позволяет ему работать и по специальности, и в любой другой области.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков