Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3709), 15 сентября 2005 года
высокое признание

Сколько учебников
нужно биологу?

Повод для беседы с Александром Даниловичем Ноздрачевым был вполне веский и весьма торжественный. А именно – присуждение Премии правительства РФ учебнику «Физиология человека». Работали над ним десять человек, среди них - шесть членов Российской Академии наук. Конечно, взять интервью у всех соавторов - специалистов в разных областях обозначенной темы - сразу и немедленно в номер невозможно. Поэтому принимать удар на себя Александру Даниловичу пришлось в одиночку в собственном кабинете.

Академик А.Д.Ноздрачев с первокурсниками на празднике посвящения в студенты

Академик А.Д.Ноздрачев с первокурсниками на празднике посвящения в студенты

С этим испытанием уважаемый академик и заведующий кафедрой справился в полном соответствии с девизом: «Компетентность, доброжелательность, мобильность». Хотя присуждение премии стало предлогом для более широкого разговора об учебниках – хороших и разных.

К концу разговора на столе образовалась внушительная стопка книг, которые он снимал с высоких полок и раскладывал перед корреспондентом «СПбУ» — для наглядности.

Ведь можно изучать причуды ландшафта с высоты птичьего полета, заодно выясняя причинно-следственную связь между низинами и возвышенностями. А можно исследовать небольшой участок земли, зато во всех подробностях и с последующей практической хозяйственной выгодой. Надо ли противопоставлять фундаментальность высшего образования, характерную для нашей страны, и практицизм западной подготовки специалистов?

— Александр Данилович, что вас волнует больше всего как универсанта, академика и преподавателя?

— Естественно, меня волнует положение науки в нашем государстве. Это очень важный вопрос. Мы как классический университет обязаны иметь многоуровневую систему образования. То, что несколько лет тому назад было названо Болонским процессом, сегодня в нашем университете хорошо прижилось и развивается – насколько это известно из докладов на большом Ученом совете. Это очень важная, правильная и своевременная работа.

В конце 80-х годов вместе с Игорем Алексеевичем Горлинским, деканом биолого-почвенного факультета, мы начали внедрять эту многоуровневую систему образования. Я тогда был председателем комиссии по высшему биологическому образованию Минвуза СССР. И мы предложили всем заведующим биологическими кафедрами Союза эту новую систему. Наше предложение не встретило энтузиазма со стороны коллег. Но этот переход нужен был уже в то время, и не только для интеграции. Многоуровневая система – это колоссальный выигрыш для науки, для будущего. Поясню на историческом примере.

26 ноября прошлого года мы отмечали столетие присуждения Нобелевской премии Ивану Петровичу Павлову – первой для России и впервые в области физиологии. Павлов окончил наш университет в 1875 году. Ивану Петровичу была пожалована — на двоих с Афанасьевым — большая золотая медаль «За усердие» и присуждена степень кандидата наук. Это значит, что уже тогда в нашей стране существовала многоуровневая система высшего образования. Правда, никто не знает, получили Павлов и Афанасьев эту медаль или нет. Мнения ученого совета разошлись: одни считали, что медаль должна быть одна на двоих, другие — что каждому надо дать по медали. Нигде в литературе нет ни слова о судьбе награды и нет ее описания. Если бы оно было, его бы непременно раскопали.

– Сколько учебников по одной дисциплине нужно студенту-биологу?

— Учебник – это один из главнейших инструментов для подготовки специалиста. Очень хорошо, когда учебников много, и можно выбрать.

– А это не вносит путаницы?

— Нет. В учебник должны входить только проверенные, устоявшиеся, не подвергающиеся сомнениям факты. Иного быть не может. Можно изложить чью-то точку зрения, но в учебниках этого стараются не делать.

Я вновь хочу обратить ваше внимание на то, что существуют учебники разной направленности.

Вместе с Александром Сергеевичем Батуевым, который заведует кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии, и другими коллегами мы в конце 80-х годов вдруг решили написать… школьный учебник. И мы это сделали. Сейчас по нему учатся все российские школьники 8-9 классов. В 2000 году мы получили за этот учебник премию правительства. Цель и задачи того школьного учебника отличались от требований высшей школы. В том учебнике нужно было осветить основные моменты, вехи и направления, с тем чтобы дать общее представление, чтобы зарождавшаяся эрудиция имела хорошую основу и подпитку.

Что касается высшей школы, здесь задача несколько иная. В условиях многоуровневой системы университетский учебник — это по существу энциклопедия, где непременно должна быть история становления не просто физиологии как таковой, а каждого ее направления: кровообращения, высшей нервной деятельности, системы дыхания или иммунологии. Учебник такого рода не только заставляет, но обязывает учиться думать, понимать механизмы, которые лежат в основе психической деятельности или, допустим, насосной функции сердца — тех процессов, которые составляют базу научного знания.

– Наверняка у премированного учебника были предшественники...

— Да. Придя в университет из Академии наук, с университетскими коллегами вместе мы написали учебник для вузов под названием «Начала физиологии». Всего 1088 страниц: иллюстрации, объяснения, схемы, все, что требуется для понимания сути, для формирования представлений. Все главы сделаны по единому образцу. Вот, например, физиология дыхания. Первый раздел – вехи истории, хронология. Как развивались наши понимания этого исключительно важного процесса. Дальше — эволюция: кто как дышит. Здесь и жук-плавунец, и жаберное дыхание, и объяснение того, почему поет соловей... Дальше мы приходим к человеку. Каждый раздел завершается рекомендуемой литературой. Это – университетский учебник, это классический подход. И ориентирован он на будущего профессионала, который превосходно знает теорию вопроса, эксперимент, но не касается ни лечения, ни диагностики. Это особая сфера, требующая иной подготовки.

Учебник, который получил премию, нацелен на подготовку медицинских специалистов, «допущен главным управлением Министерства здравоохранения СССР для студентов медицинских институтов». Здесь все предельно конкретизировано. Нет так называемой лирики и философии, историческая справка сведена к минимуму. Зато описаны конкретные детали организма человека, которые архинеобходимы врачу, особенно диагносту, терапевту.

Если в первом учебнике («Начала физиологии») представлен большой фундамент, то здесь – все направлено на практику. Научное мышление врача отличается от мышления физиолога. Чем? Если физиолог мыслит категориями, механизмами взаимодействия, опираясь на химию, физиологию, смежные науки и дисциплины, то у медика мышление более направлено на такие вещи, как причина – этиология, патогенез, то есть развитие заболевания, диагностическую сторону вопроса. Необъятная широта и конкретная глубина. Учебник, за который пожалована правительственная премия 2005 года, как раз и отличается своей профессиональной глубиной. Нашему медицинскому факультету он должен прийтись по душе.

Но на этом работа не закончена. Вместе с моим коллегой Ратмиром Сергеевичем Орловым мы написали еще один учебник для медицинских вузов. Он должен выйти первого сентября, выпускает его издательство «Геотар-Мед». Это учебник нового поколения, не похожий на удостоенный премии и уж, конечно, на «Начала физиологии». Он еще более сухой и практический: палочки, колбочки, сетчатка глаза, функции одного, другого и никаких лирических отступлений! Как в американских учебниках. Вместе с тем не забыты ни молекулярные, ни ионные, никакие другие механизмы.

– Воспринимать такой учебник проще?

— В силу нашей российской подготовки — ведь у нас своеобразная образовательная идеология, которой мы можем гордиться, — мы можем воспринимать и широту понятий, и конкретную насыщенную выжимку.

Очень важно иметь набор учебников, чтобы один дополнял другой. В этом я вижу большое достоинство высшей школы. У нас есть выбор.

– Такие учебники, как «Начала физиологии» полезны для широкой аудитории, несмотря на свою фундаментальность?

— Безусловно. В коллектив соавторов входили люди, за плечами у которых работа и эксперименты. Это Владимир Михайлович Покровский, Геннадий Феодосьевич Коротько — более узкий специалист по функции поджелудочной железы, и многие другие.

Но учебник довольно дорого стоит, и не всем студентам он доступен. Но наши умельцы нашли выход из положения – отсканировали учебник и сделали диск, который стоит раз в десять меньше, чем книга. Конечно, это прямое нарушение авторских прав, но мы закрываем на это глаза. Главное, чтобы это пошло на пользу.

– Вы инициировали создание четырех томов о Нобелевских премиях за последние сто лет в области медицины и физиологии, физики и химии. Книги написаны и структурированы так, что понятны даже неспециалисту. Не хотите ли вы выпустить официальный диск с текстами этих книг?

— Нет. Работа над книгами о Нобелевских премиях уже закончена. Это уже состоявшийся факт. Впереди новые начинания.  

Записала Венера Галеева
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков