Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3709), 15 сентября 2005 года

Возможно ли возвращение в Петербург?



Русское слово «вспышка» ассоциируется прежде всего с прибором, которым надо пугать фотографируемых – чтобы лица на снимке получались более просветленные. А есть еще вид живописи, который обозначается с помощью приставки «флэш». И это, пожалуй, единственное, что роднит ее с фотографией. Ведь изобразительное искусство фиксирует не момент реальности, а момент размышления о реальности. «Главное для меня – не впасть в литературу, — сказал Александр Гущин во время нашей беседы в мастерской. – Я от нее отказался в пользу живописи. Все равно какое-то из занятий будет хобби. А «хобби» — это слово, которое я не люблю».

А.К.Гущин.

А.К.Гущин.

Действительно, слово – это иная форма мысли. Форма жизни—мысли—человека. Вспышка.

Читателям журнала «Санкт-Петербургский университет» художник Александр Гущин знаком прежде всего как график, чьи рисунки становятся своеобразным подтекстом журнальных публикаций, дополняя к размышлениям наших авторов еще один смысловой уровень. В 2003 году прошла выставка Александра Кирилловича «Университет и другая жизнь», на которой были представлены рисунки, сделанные для журнала, и акварели. А теперь универсанты могут увидеть живописные работы художника, созданные за последние два года. 23 сентября в 16 часов в выставочном зале БИКЦИМ ЦГПБ им. Маяковского на Невском, 20 (дом Голландской церкви) откроется выставка Александра Гущина «Путешествие на остров Сицилия и возвращение в Ленинград». Ленинград, в котором было больше петербургского, чем в современном меняющемся городе.

Выставочный зал объединит два цикла картин – петербургский и итальянский. Не ищите здесь формальной связи, философских параллелей и контрастных сравнений. Или подробных иллюстраций к историям путешествий, будь то прогулки по нашему городу или поездка на остров Сицилия. Изобразительное искусство не сводится к простому иллюстрированию – впрочем, это ясно каждому, кто видел рисунки Гущина на страницах нашего журнала.

Визуальный образ – как мысль, как вспышка восприятия в потоке информации, в котором существует современный человек. «Флэш-искусство – термин, на мой взгляд, вполне подходящий. Только не надо путать с флэш-мобом, – говорит Александр Гущин. – Я никогда не работаю над картиной больше двух сессий. Это не значит, что я не могу изобразить тот же корабль или здание во всех подробностях. Просто я ставлю перед собой иную цель. Все должно быть взаимосвязано, уравновешено. Взглянув через окно Мраморного дворца на Троицкий мост, я поразился тому, какую композицию он может создать с новой часовней, к которой я до сих пор относился с некоторым подозрением. Но в пространстве холста они могут работать в общем контексте».

Работы Александра Гущина не спутаешь ни с какими другими. Это особый способ восприятия окружающего мира с точки зрения гармонии и красок. Живопись не ставит перед собой никаких дидактических целей и не требует словесного сопровождения. Конечно, можно сказать: искусство – это образ жизни. Жизни-мысли-человека. Ритм слов, ритм линий.

Вид из окна мастерской: новостройки, башенный кран, церковь на Большом проспекте. Часть меняющегося города, василеостровский пейзаж.

А.К.Гущин. «Заозерная улица». 2004 г.

А.К.Гущин. «Заозерная улица». 2004 г.

Корабль, кусочек набережной, матрос с девушкой. Эта набережная условна, трудно обозначить ее адрес. Картина называется «Набережная Любовь».

Разрушающийся автопарк 60-х годов, который когда-то был шедевром хрущевской архитектуры.

Нарвские ворота. «Это одно из моих любимых мест в городе, – говорит Александр Кириллович. – Там очень активно работает зеленый цвет. Красивые модерновые дома, забавная круглая площадь, памятник военачальнику, вокруг которого ходит красный трамвай».

Завод художественного стекла. Сгинул в эпоху перестройки — у него не сложилась коммерческая жизнь. Пустынное место, по которому иногда проходят люди. Сквозь асфальт растет трава.

Сицилия. Вход в частное владение. Роща гигантских кактусов, когда Александр приходил туда рисовать, некоторые из них цвели. А в их тени прятались огромные зеленые ящерицы.

Цирк на Сицилии. «Счастливый билет». Солнечная, мозаичная работа, в основе которой — текст циркового билета. «За день до вылета на Сицилию я посмотрел фильм Бергмана «Вечер шутов»,– рассказывает Александр. – Там все действие происходит вокруг цирка-шапито. И вдруг я неожиданно попал в пространство фильма Бергмана. А так же в пространство «Золотого ключика». По набережной ходили Буратино с сольди в кармане. И Карабасы-Барабасы, некоторые из которых, судя по характерной лексике, были моими соотечественниками».

Смоленское кладбище. Как только пригревает солнышко, жители соседних домов начинают загорать на фоне зелени и кладбищенских крестов…

«Мною Смоленское кладбище всегда воспринималось как невероятная книга. Это колоссальный исторический документ, от которого, к сожалению, мало что осталось — один из частных случаев общего исчезновения Петербурга», – говорит Александр Кириллович, и ритм беседы меняется.

А.К.Гущин. «Стекольный завод». 2004 г.

А.К.Гущин. «Стекольный завод». 2004 г.

«Человек не стал более или менее агрессивен. По тем же причинам начинаются войны, бедность и богатство так же контрастируют друг с другом. Люди не изменились. Но меняется город. Мы переживаем утрату души Петербурга. Об этом писал в свое время Николай Анциферов. Я считаю, что Петербургу очень повезло, когда столица была перенесена в Москву. От прежней Москвы в итоге ничего не осталось. А Петербург долгое время был достаточно законсервированным городом. Фактически он оказался единственным сложившимся и сохранившимся культурным ансамблем определенной эпохи на территории России. И трогать его ни в коем случае нельзя. Но сегодня полным ходом идет агрессивное вторжение бескультурья в культурную среду. Я долго думал, как называется нынешний архитектурный стиль. Так вот, это — стиль отмывания денег.

Говоря о Петербурге, мы говорим об уже сложившейся картине. Строить сейчас что-нибудь в центре города — это все равно что рисовать на «Данае» «Черный квадрат».

 

Последние два года — один из самых плодотворных периодов в творчестве Александра Гущина. Чувствуя течение времени, художник не ждет озарений – озарения приходят прямо во время работы. Менее удачные картины тут же закрашиваются, и поверх них пишутся новые. Мгновения времени—мысли—жизни. Вспышка.

Достаточно ли одного внимательного взгляда, чтобы воспринять холст, на котором изображен исчезающий, ускользающий город?

Одно можно сказать точно: вопрос, который возникает у зрителя сам собой, гораздо тяжелее одного преходящего мгновения.  

Венера Галеева
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков