Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3703-3704), 17 июня 2005 года

Преемственность
очень важна

Музей П.А.Сорокина на факультете социологии

Специально на открытие музея из Москвы приехал выпускник юридического факультета ЛГУ, президент международного института П.Сорокина-Н.Кондратьева, академик РАЕН, профессор Юрий Владимирович Яковец. Он любезно согласился ответить на вопросы нашего журнала.

П.А.Сорокин  Фото 1917г.  Сорокин  — секретарь А.Керенского и главный редактор газеты "Воля народа".

П.А.Сорокин Фото 1917г. Сорокин — секретарь А.Керенского и главный редактор газеты "Воля народа".

— Как вы оцениваете это событие – создание музея Сорокина?

— Я оцениваю как несколько запоздалое, но необходимое, потому что таких крупных фигур, как Сорокин – их мало и в российской науке, и среди выпускников университета. Это человек, который пользуется признанием в мире как крупнейший социолог ХХ века. Человек, который сумел взять лучшее из российской культуры и науки (прежде всего – социологической школы, которая здесь в начале века была) и сумел, несмотря на все испытания революции, вынести это сперва на европейский, потом на американский уровень. Он основатель крупной школы – факультета в Гарварде. Спустя десятилетия после его смерти, чем дальше, тем больше видно, что его идеи будут востребованы в мире в ХХI веке. Сейчас приходит время его идей.

— Есть ли в мире другой музей Сорокина?

— Есть только на его родине. Когда было 110 лет со дня рождения Сорокина, мы ездили в Коми – там в школе, где он учился, и в местном университете выделены «сорокинские места». В Ивановской области, в школе, где он учился вместе с Кондратьевым – тоже выделен музей Кондратьева-Сорокина. Самостоятельного музея Сорокина в мире нигде нет.

— Как вам кажется, чему послужит создание музея?

— Во-первых, я считаю, что это крупнейшая личность в российском, во всемирном научном наследии, и создание музея позволит как-то обобщить и осмыслить то, что он сделал для науки, в частности – для общественных наук. Следовательно, всё это будет более активно использоваться в исследованиях ХХI века. Во-вторых, это очень важно с точки зрения передачи этого наследия следующим поколениям. Важно, чтобы студенты, слушатели курсов повышения квалификации, ученые всё могли воспринимать наглядно. Музей будет дополнен интернетом. Мы вместе с университетом готовим интернет-музей «Питирим Сорокин». Это очень важно, чтобы показать место российской науки и университета в мире. Я должен сказать, что социологический факультет продолжает сорокинские традиции. Особенно Александр Ользонович Бороноев и Марина Ломоносова – они очень много сделали для того, чтобы подготовить ряд изданий Сорокина. Существенная часть его наследия сейчас издана – люди могут исследовать это, изучать. В частности, в 1997 году издана небольшая книга «Главные тенденции нашего времени» — научное завещание Сорокина. В ней он обобщает в форме очень лаконичной и литературной то, что он сделал, и обращает свой взгляд в будущее. Им намечены три тенденции: сдвиг центра творческого лидерства на Восток, сближение систем и переход от чувственного строя к интегральному. Суть учения Сорокина – интегрализм.

Открывал музей П.А.Сорокина председатель Социологического общества им. М.Ковалевского, академик РАЕН, профессор Александр Ользоновоч Бороноев. Он также любезно ответил на наши вопросы.

— Кому принадлежит идея открыть музей Сорокина?

— Идея давно витала... У нас проходят конференции, Сорокинские чтения; есть международный институт Сорокина-Кондратьева (два друга учились на юрфаке... Кондратьев в 1938 году погиб – расстреляли). Во время IV Сорокинских чтений в 2004 году была высказана идея, что необходимо открыть музей Сорокина, хотя мысли об этом были и раньше. Сейчас волевым усилием мы решили музей открыть. Правда, помещение не годится... Но главное – начать. Потом уж будем развиваться. В музее сейчас в основном фотографии, копии документов, книги; мемориальных экспонатов нет.

— Почему все-таки именно музей Сорокина?

— Сорокин – первый профессор социологии в нашем университете и вообще в России. Сорокин – первый заведующий кафедрой социологии нашего университета, которая была создана в 1919 году. Вместе со своим учителем Ковалевским, Сорокин – создатель русской академической школы социологии. Позднее социологию стали преподавать, изучать; появились профессора социологии, а до того социология была связана с публицистикой, журналистикой. Кореев говорил: «первой кафедрой социологии был журнал «Отечественные записки»», он же первыми профессиональными социологами России называл П.А.Сорокина и К.И.Тахтарева.

Наша современная социология – в Санкт-Петербургском университете и в целом в России – стоит на плечах школы Кондратьева-Сорокина... А мы часто забываем об этом! У нас культуры не хватает. Не надо забывать своих учителей.

— Как вам кажется, на Западе лучше хранят память об учителях?

— Трудно сказать... Я был в Йельском университете под Нью-Йорком, который считается вторым университетом мира. Что меня там поразило: на кафедрах – по три яруса портретов учёных, бывших профессоров; в коридорах – то же самое. Портреты выполнены маслом, обычно известными художниками, под ними – краткие биографии учёных. Я долго ходил, рассматривал, читал. И это всё со стен дышало на меня каким-то благородством, культурой и большой традицией – чего у нас нет.

— Чем бы вы это объяснили?

— У нас часто меняются режимы... Когда я был студентом, на истфаке было очень много дореволюционных портретов профессоров. Потом они куда-то исчезли – кому-то они не нравились. В советское время стали свои традиции появляться – после капиталистической революции 1991 года они тоже стали «теряться». У нас всё время перетряски, революции – поэтому нет устойчивости культурной. Всё время рушатся традиции, а без традиций жить нельзя... Когда мы читаем старую мемуарную литературу, особенно учёных – там каждый пишет: я бы не стал тем, кем стал, не добился бы того, чего добился, если бы не такие-то и такие-то люди – мои учителя. Сорокин всё время говорит о Ковалевском...

— И вы сегодня говорите о Сорокине...

— Да, и без этого нельзя. Мы всегда говорим о своих учителях, ведь их влияние очень сказывается. У меня учитель – профессор Тугаринов... Беседовал со мной, советы давал, книги приносил... Преемственность очень важна. Когда студентам читаются курсы, в них всегда должны быть обозначены лидеры – от кого идут основные идеи курса. Этого у нас, к сожалению, часто не делают.

— Какие научные открытия Сорокина представляются вам наиболее значительными?

— У него много теорий. В социологии функционирует сорокинская интегральная теория, теория социальной мобильности (основы исследования современных социальных структур). Сорокин – один из создателей теории конвергенции (сближения двух систем – капиталистической и социалистической), которую в советское время критиковали. Если бы к Сорокину прислушались, возможно, той революции, которая произошла – её бы не было. Учебник социологии не пишется сегодня без Сорокина ни в Америке, ни в России.

— Значительную часть жизни Сорокин прожил за рубежом...

— В 1933 Сорокин создал в Гарвардском университете факультет социологии, и двенадцать лет был его деканом. Он подготовил там много кадров. Многие выдающиеся современные ученые – Эдвард Тереокян, Роберт Мертон и другие американские социологи, которые имеют влияние на современную науку – ученики Сорокина.

— Есть ли у нас ученики Сорокина?

— В России – нет. Ушли. Сейчас мы пытаемся возрождать его идеи. Сорокин был одним из создателей Русского социологического общества в 1916 году. Общество незаметно закрылось в 1923, когда с социологией стали бороться и кафедру закрыли. В 1993 году мы вместе со студентами возродили Социологическое общество. В рамках общества существует центр П.А.Сорокина. Руководит им ассистент нашей кафедры Марина Васильевна Ломоносова – она сейчас на Сорокинской конференции в Мюнхене. Сорокиным занимаются не только здесь, но и в Германии, и в других странах.

— Есть ли у вас связи с Гарвардом?

— Есть связь с сыном Сорокина – Сергеем Питиримовичем (он профессор биохимии Бостонского университета), с учениками Сорокина (они работают в различных университетах – разбрелись по всей Америке, по всему миру).

— Значит, можно рассчитывать, что материалы в музей будут поступать.

— Да, сейчас мы подготовили книгу «Грани жизни и творчества П.Сорокина» (находится в издательстве в Москве). Полкниги занимают роман Сорокина – он писал роман !– и его поэзия – он стихи писал! Когда только успевал?! Был помощником по науке Керенского, был социал-революционером (эсером). Интересная личность не только в науке, Сорокин активно участвовал в Февральской революции; был прозаиком, поэтом, публицистом...

 

Вскоре в стенах университета будет увековечена память ещё о двух выдающихся учёных: об учителе П.Сорокина (осенью на социологическом факультете будет открыта аудитория имени М.Ковалевского) и о его близком друге (на экономическом факультете появится музей Н.Кондратьева)  

Беседовал Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков