Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3703-3704), 17 июня 2005 года

Взгляд
из капитанской рубки

Если университет сравнить с мощной флотилией, а ректора — с адмиралом, то каждый факультет будет огромным кораблем, прокладывающим свой путь в океане, иногда спокойном, но порой и бурном, штормовом... Как изменится процесс обучения на факультете? Можно ли расширить научные исследования? Насколько активно наши студенты будут ездить в Европу, а зарубежные студенты — к нам? Как укрепить тесные связи с выпускниками? Такие вопросы, связанные со стратегией развития факультета, мы обсуждали с доктором экономических наук Иваном Петровичем БОЙКО, деканом экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета:

И.П.Бойко, декан экономического факультета.

И.П.Бойко, декан экономического факультета.

— Революционизировать наш факультет мы не собираемся. Мы считаем, что до настоящего момента развивались достаточно успешно и поэтому ломать ничего не стоит. Мы тщательно проанализировали наши недостатки, составили SWOT-анализ (то есть анализ сильных и слабых сторон) и на основе этого решали, что мы должны изменить и улучшить. А после начали реализовывать свою стратегию.

Площади и прием

— Одним из лимитирующих ресурсов у нас были помещения. В рамках реализации стратегии прошлым летом мы добились получения нового здания для факультета, уже третьего, — оно здесь, рядом, на Таврической улице. Там ведутся проектные работы, после этого начнется строительство. Мы его полностью перепланируем, расширим, надстроим — будет новое красивое удобное здание. В июле начнутся работы, строители обещали управиться за 15 месяцев — не раньше, чем к Новому, 2007 году сможем его “заселять”.

— До ввода нового здания об увеличении числа студентов речи не идет?

— Первый пункт нашей стратегии — стабилизация числа студентов. Мы долго спорили о формулировке и написали: “на некотором разумном уровне...” Мы пока не знаем, где этот разумный уровень, до сих пор прием рос. В этом году мы принимаем на первый курс дневного отделения 400 человек (220 бюджетных и 180 платных студентов). Это очень много, помещений не хватает, чтобы всех рассадить. Еще существует вечернее и заочное отделения, плюс второе высшее образование, есть также аспиранты и магистранты, да еще подготовительное отделение... Рост цифры приема мы пока приостановили — иначе количество пойдет в ущерб качеству обучения. Число бюджетных студентов в последнее время снижалось — с 270 до 220, и на этом мы остановились. У нас 11 специальностей, так что получается в среднем по 20 человек на каждую.

Студенты: индивидуальная работа

— Еще одно направление стратегии факультета — усиление индивидуальной работы со студентами, усиление индивидуальной работы студентов. Продолжается разработка новых способов индивидуальной работы, руководства ею, оценки эффективности этой работы. Учебная деятельность студентов и их научная подготовка здесь идут рука об руку, но прежде всего мы имели в виду учебную работу. Нормальный ищущий студент не может просто учиться, он должен прочитать научную литературу, ее осмыслить — а там уже появляются его собственные соображения, появляются вопросы. А дальше возникают попытки решить их, докопаться до истины — это и есть научная работа.

Да, студенты активно работают в аудиториях, но мы признали, что этого недостаточно. И необходима индивидуальная самостоятельная работа студентов, более углубленное изучение материала. Она проявлялась, но далеко не у всех. И самое главное, мы пока не очень эффективно руководим такой индивидуальной работой, не очень эффективно ее оцениваем.

Переход к Болонскому процессу предполагает уменьшение времени аудиторных занятий и расширение индивидуальной работы — для более эффективного усвоения материала. Для этого необходимы новые формы индивидуальной работы. Старые формы — типа подготовки реферата — были эффективными, пока не было Интернета. А теперь студенту необходимо 20-30 минут в Сети, чтобы подготовить реферат — и результативность такой работы для обучения близка к нулю. В индивидуальной работе со студентами должен более широко использоваться анализ конкретных ситуаций, почерпнутых из практики. А для этого нужно изучать практическую деятельность предприятий. Должна повыситься и роль студенческой практики.

Практика студентов

— А сейчас студенческая практика для вас связана, наверное, с лишней головной болью?

— О головной боли говорить не стоит. Скорее, она является одним из раздражительных факторов. После практики многие студенты 2-3-4-го курсов начинают работать в тех организациях и фирмах, где их узнали. Это естественно: если студент хорошо поработал на практике, с ним познакомились, увидели его деловые качества. А в любой организации всегда нужны кадры самого разного уровня и квалификации. И те из руководителей, кто достаточно широко мыслит, понимают, что гораздо лучше взять хорошего студента после третьего-четвертого курса и немножко с ним поработать, чем искать на стороне специалиста с опытом работы...

Опыт работы, кстати, вещь относительная, и это не всегда положительный фактор. Помните, как в свое время писали объявления: “Требуется продавец. Лиц с опытом работы в советской торговле просим не обращаться”. Это, конечно, экстремальный случай, но тем не менее... И всегда лучше растить специалиста именно для себя. Индивидуальная, штучная работа выше по качеству.

 

Болонский процесс и магистранты

— В последнее время университет активно включился в подготовку к вхождению в европейскую систему высшего образования в рамках Болонского процесса. Мы признали, что у нас недостаточно ведется работа с магистрантами. Если у нас из 4 000 студентов и аспирантов было всего 25-30 магистрантов, это значит, сами понимаете, что до сих пор мы подходили к магистратуре не так тщательно. Но мы осознаем, что в значительной мере за этим направлением будущее, и престижное учебное заведение, престижный факультет, к которым мы себя относим, не может обойтись без магистратуры.

Поэтому мы решили развивать магистерские программы, коренным образом улучшить их реализацию. Принимаем достаточно активные меры, резко увеличили прием в магистратуру: например, в бюджетную магистратуру будем принимать в этом году 40 человек — вместо 15. Мы должны быть готовыми к тому времени, когда на это направление начнется массовый переход.

— А магистранты сегодня находят работу?

— На самом деле пока никакой разницы нет, и специалист ничуть не хуже магистра. И трудоустраиваются они примерно одинаково. Пятилетняя подготовка специалиста, на мой взгляд, была вполне достаточной и соответствовала тем требованиям, которые к ним предъявлялись. Но подули европейские ветры...

Международное сотрудничество

— Один из разделов Стратегии развития нашего факультета посвящен разработке и реализации программы международного сотрудничества. Мы провели международную летнюю школу экономистов. В течение месяца у нас обучались студенты из разных стран, в основном из дальнего зарубежья, из ведущих университетов Европы.

Иностранных студентов и аспирантов у нас много, но в основном из Азии, из Китая. Чтобы расширить географию, мы решили разработать и начать реализацию ряда магистерских программ на английском языке. Естественно, иностранцев, желающих изучать вопросы экономики на русском языке, существенно меньше, чем на английском. В это упираются все проблемы с приглашением иностранных студентов.

Но за каждой такой строкой стоит программа по реализации. Нужно найти людей, которые будут читать курсы, обеспечить учебниками на английском языке, слайдами, раздаточными материалами. А для того чтобы написали учебники, нужна система стимулирования преподавателей и т.д. и т.п.

Но вот летнюю школу провели на английском языке и довольно успешно. Это показывает, что мы можем принимать студентов-иностранцев для встроенного обучения в рамках Болонского процесса.

Новая кафедра

— Экономика развивается достаточно бурно. В связи с этим вы планируете открывать новые специальности?

— Да, конечно. Не так давно мы открыли новую кафедру информационных технологий в экономике. Очень важное и перспективное направление. Уже в рамках реализации стратегии мы создали Центр информационных технологий, которых должен существенным образом улучшить работу в этом направлении. На факультете огромное количество компьютеров, они объединены во внутреннюю сеть, подключены к Интернету, компьютеризирована библиотека. Все, вроде, было в порядке. Но на самом деле речь-то идет о другом: больше надо использовать информационные технологии в экономике. Задача не в том, чтобы студент освоил элементарные программы типа MS Word или Excel, но чтобы он знал, какие существуют компьютерные технологии в мире, как они применяются на практике.

Другая сторона медали: на факультете, который так хорошо компьютеризирован, эти технологии в управлении используются недостаточно. Мы одновременно стали работать над окончательным внедрением компьютерных систем “Студент”, “Кадры”, “Бухгалтерский учет”, с которыми были определенные проблемы.

Мы предполагаем открыть новые кафедры, но пока решения ученого совета нет, и говорить о них было бы преждевременно.

Гранты для науки

— Что произошло с наукой в нашей стране за последнее время, в том числе и с экономической наукой? Оказалось, что заниматься наукой материально не очень выгодно. Гораздо выгоднее заниматься либо практической деятельностью, бизнесом, либо учебной деятельностью. И вы посмотрите: из книг сейчас идут в основном учебники. Любые, на выбор, по любой дисциплине. Это хорошо, правильно. (И у нас в Стратегии, кстати, эта позиция тоже отражена: на факультете стоит задача обеспечить все курсы учебниками, написанными нашими преподавателями.) А вот научных трудов, монографий издается существенно меньше — и по сравнению с советскими временами, и по сравнению с учебной литературой. Раньше учебник был дефицитом, а сейчас наоборот — научные исследования.

А для того, чтобы были научные труды, нужно создать условия. Во-первых, возможность публикации, чтобы не стоять в очереди. Во-вторых, нужна система поддержки, система грантов. Чтобы тот, кто может и хочет заниматься научными исследованиями, мог не думать или, по крайней мере меньше думать о том, чтобы куда-то бежать прочитать лекцию и заработать деньги. Для этого мы создали собственную систему грантов, систему поддержки научных исследований на факультете. На недавнем ученом совете мы утвердили Положение о грантах и системе поддержки факультетской науки. Гранты достаточно большие: 50-75 тыс. рублей на год. Получив такую поддержку, какое-то время ученый может заниматься своим исследованием.

Недавно мы провели День экономической науки. Это не конференция, а скорее содержательный отчет о тех научных результатах, которые получены на факультете за год. Состоялись научные доклады победителей конкурсов и презентация системы грантов.

Наука студенческая

— Вы говорили, что студенты тоже наукой занимаются?

— Еще одно направление, которое находится на стыке учебной и научной работы — усиление, интенсификация студенческой научной деятельности. Было время, когда студенческие научные кружки стали большой редкостью, сейчас мы возрождаем их. СНО на факультете работает активно, но мы вносим определенные изменения в его деятельность. И студенты достаточно хорошо сами все делают в плане организации, научным руководителям надо заботиться не об организации конференций, а о том, чтобы на них были представлены достойные работы.

Например, в прошлом году на нашу факультетскую конференцию приехали свыше ста иногородних студентов и аспирантов. Всю организацию конференции взяло на себя СНО, они поддерживают контакты со студентами других вузов, других городов. Все сделали самостоятельно: разослали приглашения, встретили, помогли разместиться в общежитии, организовали культурную программу. На конференции все было как положено: пленарные заседания, доклады на секциях, поощрение лучших, но качество самих работ, мягко скажем, могло быть и повыше...

Доходы и расходы

— Важное направление Стратегии — доходы факультета и совершенствование механизмов их распределения. Необходима диверсификация источников доходов. Сейчас у нас основной источник — платное обучение студентов. Мы считаем, что этого недостаточно, необходимо больше зарабатывать на научных исследованиях. Не только внутренние гранты, нужны и внешние источники: надо активно участвовать в различных тендерах, которые устраивают городские власти, министерство. Консультирование, краткосрочные семинары тоже будем задействовать активнее — то, что мало использовалось, поскольку считалось менее рентабельным, чем основная образовательная деятельность. Но сейчас в ней мы достигли потолка, и появилась необходимость искать другие источники доходов.

И необходима более эффективная система распределения доходов, чтобы они приносили максимальную отдачу. Не бывает идеальной системы распределения, всегда можно придумать что-то лучшее, и мы к этому стремимся.

Корпорация

— При работе над Стратегией мы увидели, что необходимо укреплять связи с выпускниками, шире привлекать их для решения факультетских проблем. И речь идет не о том, чтобы деньги попросить — хотя это тоже не последняя задача. Но важнее их опыт практической деятельности, возможность использования их предприятий в качестве баз студенческой практики и трудоустройства студентов, возможность использования предприятий для исследования насущных проблем экономики на конкретных примерах. Это и освоение современных технологий, которыми они пользуются, — банковских технологий или технологий для осуществления торгов на фондовых биржах. Они достаточно дороги, да они нам и не нужны все время, только чтобы студенты могли освоить.

Еще один пункт Стратегии — всемерное укрепление корпоративного духа. В этом направлении довольно много успели сделать. Проводим традиционные факультетские праздники. Утвердили в этом году гимн факультета, запатентовали символ факультета, начали выпускать факультетскую газету, чтобы шире информировать преподавателей и студентов, по крайней мере о тех решениях, которые принял ученый совет.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков