Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3703-3704), 17 июня 2005 года

Слово о другой стороне

Письмо в редакцию

В №12-13 журнала «Санкт-Петербургский университет» от 3 июня 2005 г. (с.24-25) была опубликована реплика Ю.А.Ендольцева «По итогам славного юбилея». Напомню факты, послужившие поводом к написанию статьи. К юбилею Победы в вестибюле второго этажа Главного здания университета была вывешена стенгазета с портретом И.В.Сталина. Вечером 6 мая портрет был сорван. Автор статьи решительно и в довольно резких выражениях осуждает этот поступок, называя его в подписи под фотографией «пострадавшей» газеты «цензурным вмешательством», а в заключительном абзаце статьи – «элементарным хулиганством, наказуемым административным кодексом». Статье предшествует приглашение к участию в обсуждении, адресованное ко «всем, кому есть что сказать на данную тему».

Я сочла необходимым откликнуться на это предложение, не только потому, что мне есть что сказать на данную тему, но и потому, что портрет сорвала, собственно, я.

Попытаюсь «разъяснить свою позицию и оценку», как к тому призывает доц. Ю.А.Ендольцев.

Процитированный заключительный абзац начинается словами: «Да, репрессии при Сталине достигли небывалого размаха. Но ведь любая политическая система имела свои плюсы и минусы…» Автор статьи, видимо, не понимает, что система, «минусами» которой являются страдания и гибель десятков миллионов людей, не может иметь «плюсов».

С детства нам повторяют: «всё гораздо сложнее», «у любого явления есть две стороны» – и для абсолютного большинства явлений это правильно. Но если мы решили, что «всё сложнее» (чего?), если мы забудем, что существуют вещи самоочевидные – аксиомы, из которых следует исходить при понимании вещей сложных – у нас не будет надежды понять что-либо. И оценка правления Сталина относится к таким аксиоматическим вещам. Ибо если мы признаем, что чудовищное преступление, длившееся много лет и стоившее жизни десяткам миллионов людей – «явление неоднозначное», то непонятно, из чего исходить в дальнейшем.

Да, у любого явления есть две стороны. И у нашего мира тоже есть две стороны. И правление Сталина относится к одной, а то, чему мы призваны учить – к другой.

Доц. Ю.А.Ендольцев пишет: «Мы своими действиями показываем, как она (молодёжь, которую мы учим – Б.З.) должна поступать в такой ситуации». Мои занятия прямого отношения к российской истории и политике не имеют, и мне нечасто приходится касаться этих вопросов на своих лекциях и практических занятиях. Но мне бы хотелось, чтобы каждый мой студент, где бы и когда бы он ни увидел портрет Сталина (Гитлера, Саддама Хуссейна), сорвал его. Ибо если мы не будем в адекватной форме высказывать своё отношение к вещам простым, мы не поймём вещей сложных.  

З.А.Барзах,
преподаватель филологического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков