Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3698), 5 мая 2005 года

Л.А.Вербицкая:
«Они держали
на своих плечах
ХХ век России»




Май в редакции нашего журнала начинается еще в апреле – каждый год в это время мы приступаем к работе над «победным» номером. Независимо от того, сколько лет отделяет нас от весны 45-го, «победный» номер – всегда событие.

Мы перелистали университетские журналы и газеты за прошлые годы и нашли немало блестящих материалов: воспоминаний, рассказов, зарисовок. И все это, заметьте, без повторов: в каждом номере – новые герои, авторы, эпизоды войны.

Сегодня университетское издание в 60-й раз выходит в «победном» формате. Круглые даты, как правило, требуют пафоса и фанфар, но наше, университетское, 60-летие Победы – негромкое и мудрое. Для нас важнее осмысление войны. Главный заряд вдумчивого, бескомпромиссного анализа событий второй половины ХХ века (ведь война оказала влияние на дальнейшую жизнь поколения фронтовиков и их детей) исходит от ветеранов: и тех, кто сегодня, сопротивляясь возрасту, продолжает оставаться в строю, и тех, кого уже нет с нами, но память о них, их книги, их ученики продолжают влиять на нравственный климат университета.

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая.

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая.

 

Беседа с ректором СПбГУ Людмилой Алексеевной Вербицкой о войне и ветеранах изначально планировалась как дань признательности универсантам-фронтовикам. Но вспоминая этих удивительных людей, мы самым естественным образом затронули важные проблемы сегодняшнего бытия, перспективы нашей университетской жизни.

– Людмила Алексеевна, кого из ветеранов войны вы помните, какие воспоминания связаны с этими людьми? Я понимаю, что, просмотрев списки ветеранов за прошлые годы, вы вспомнили бы многих, но мне хотелось узнать о тех, кто никогда не уходит из вашей памяти.

– Невозможно забыть Германа Ивановича Сафронова! Он был инвалидом войны, тяжелое ранение лишило его ног. Но нам казалось, что более энергичного, подвижного, яркого человека нет на филологическом факультете. Он всегда был во главе университетских дел, возглавлял профсоюзный комитет, помог многим и многим людям. Все вопросы решал бескомпромиссно. Рядом с ним было надежно, мы знали, что он вовремя подставит плечо в трудную минуту. А как любили студенты Ольгу Константиновну Колобову! И она любила их. Ни суровые дороги войны, ни трудная послевоенная жизнь совершенно ее не изменили, она сохраняла душевность и открытость. А Николай Дмитриевич Колесов! Много лет этот ведущий профессор экономического факультета возглавлял Совет ветеранов университета. Невероятное трудолюбие, большой талант помогли ему достичь вершин и в научной деятельности, и в общественной. Удивительным человеком был Владимир Андреевич Пешехонов. Для него превыше всего были научные принципы, которыми он не поступался в угоду идеологической конъюнктуре. Он всегда умел найти особый подход, чтобы высказать собственное мнение, не считаясь с общепринятыми стандартами. Когда мы на филологическом факультете проводили философские семинары для преподавателей, филологи просили приглашать только Владимира Андреевича. У него можно было многому научиться и почерпнуть информацию гораздо более обширную и неоднозначную, по сравнению с той, которая печаталась в газетах. Вольдемар Яковлевич Повилайнен — очень неравнодушный человек, активный и энергичный. Не случайно его дочь Галина, которая сегодня тоже работает на математико-механическом факультете, так же активно участвует в университетской жизни. Неизменным партийным лидером на историческом факультете был Марк Николаевич Кузьмин. Громогласный, резкий, бескомпромиссный человек. А как его любили студенты! Среди них ходила байка, что у Марка Николаевича всегда можно попросить закурить. По фронтовой привычке он носил в кармане пачку папирос специально для тех, кто непредвиденно «стрелял» папироску. Сам же Марк Николаевич не выпускал изо рта «беломорину». Очень был колоритный человек. С его точкой зрения всегда считались в партийном комитете университета.

Профессор Алексей Алексеевич Никитин ушел из жизни с большими разочарованиями. Он как-то всегда был неудобен: в советское время партийным начальникам, в перестроечное – новым руководителям, но и тогда и потом он стремился к справедливости, отстаивал ее, невзирая ни на возраст, ни на ранения, ни на идеологические обстоятельства. Александр Сергеевич Мальчевский – яркая фигура на биолого-почвенном факультете. Я до сих пор иногда достаю книгу Мальчевского об орнитологии, в которую вложена гибкая пластинка с записью птичьих голосов. Слушая ее, я вспоминаю Александра Сергеевича, который был фанатично предан своей науке. А Кирилл Яковлевич Кондратьев! Он вошел в историю университета как один из ректоров, в июне этого года ему исполнится 85 лет. Один из самых уважаемых людей на химическом факультете и в университете – Алексей Георгиевич Морачевский. На факультете сегодня он своеобразный неформальный лидер. К его слову прислушиваются, его одобрения ждут, с вниманием относятся к его критическим замечаниям. Выбирая недавно нового декана, химики во многом учитывали мнение Алексея Георгиевича, и сегодня я вижу, что человек, который встал во главе факультета, вполне может изменить ситуацию. Я очень надеюсь на позитивные изменения, которые инициированы в том числе и Алексеем Георгиевичем. Конечно, нельзя не вспомнить Екатерину Георгиевну Алексееву. Она добрая душа Совета ветеранов, человек, который думает о людях, заботится, принимает близко к сердцу проблемы универсантов. Сколько людей обязаны ей вниманием к их жизненно важным проблемам.

– Я благодарю вас, Людмила Алексеевна, за память. Действительно, и в нашей редакционной работе мы довольно часто вспоминаем этих людей. Что было главным, что отличало и отличает их от тех, кто не хлебнул фронтовой жизни в Великую Отечественную войну?

– Это были стойкие и мужественные люди. Самое главное, что они никогда не были равнодушными. Все, что происходило в университете, касалось их лично. Самой большой заботой были студенты. Нашим ветеранам хотелось вложить в них свое понимание таких понятий, как Родина, патриотизм, гражданственность. Они учили и продолжают учить, дружить, работать в коллективе, думать о завтрашнем дне. А сегодня они болезненно воспринимают несправедливое отношение к себе. Один из ветеранов с обидой рассказал мне недавно, как районные власти вручают награды к юбилейным датам. Задумано, вероятно, неплохо: в торжественной обстановке вручить цветы, конфеты, подарки, но на деле часто получается бюрократическая «галочка». Приходится отстоять очередь, для того чтобы услышать скороговорку чиновника.

– Сегодня порой приходится слышать соображения о том, что, может быть, не надо уж так часто напоминать о боях Великой Отечественной войны. Не помним же мы сегодня и не говорим о Бородинском сражении или о Куликовом поле…

– Я считаю, что сегодня надо помнить и о Бородинском сражении, и о Куликовом поле. Это героическая история нашего народа, а самое главное – она напоминает о разрушительности войн. У Льва Николаевича Толстого есть такие строки: «Силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (курсив ред.). Надо, чтобы на генном уровне люди понимали, что нет ничего более противоестественного, чем война. Она кромсает жизни не только тех, кто сражался на фронтах, она в тылу калечит судьбы людей, которые сутками не отходили от станков, работая на войну, тех, кто волею войны был унесен с родных мест в совершенно чуждые края. Тех, кто был угнан для рабского труда в Германию, тех, кто никогда не дождался своих возлюбленных, отцов, братьев, тех, для кого так и не родились женихи и невесты, потому что их возможные родители были убиты во время войны. Эхо войны бесчеловечно.

— Мы все время возвращаемся к вопросу о нравственности. Вы были девочкой во время войны, может быть, вы вспомните какие-то эпизоды, связанные с нравственным климатом того времени?

– Одно из сильнейших моих воспоминаний – это пленные немцы, которых держали в подвальных помещениях зданий Сената и Синода. И вот представьте себе, в 45-м году, когда воспоминания о блокаде были еще свежи, пожилые люди подходили к зарешеченным окнам подвалов и протягивали военнопленным куски хлеба. В этом человеческом участии к судьбам совершенно посторонних людей, да в конечном счете врагов, проявлялось нравственное величие нашего народа. А недавно я услышала рассказ бывших офицеров фашистской армии. Они говорили, как в одном оккупированном населенном пункте остановились на постой в маленьком деревянном доме. Шла война, ее первый год, фашисты одерживали победу. И вдруг офицеры, которые, конечно, не рассчитывали на адекватный прием местным населением, увидели, что мальчик, сын хозяйки дома, где они остановились, сидит под коптящей керосиновой лампой и выполняет домашнее задание… по немецкому языку. Офицеры признавались, что для них это был первый повод задуматься над сутью происходящего. Народ, который четко разграничивает фашистскую идеологию и великую немецкую культуру, обладает столь сильным нравственным потенциалом, что любая интервенция бессильна.

– Людмила Алексеевна, а кто сегодня определяет нравственную атмосферу университета?

– Это сложный вопрос. Ученый совет – мудрый и справедливый орган, который принимает важнейшие решения в жизни университета. Решения принимаются коллегиально, а значит, мнение старшего поколения, представленного в университете, в том числе и ветеранами Великой Отечественной войны, учитывается обязательно. Более того, я полагаю, что от их одобрения или неодобрения зависит и окончательное решение.

Сегодня мне кажется, что нет таких слов, которые могли бы выразить мои искренние восхищение и благодарность людям, которые держали на своих плечах ХХ век, такой тяжелый и противоречивый в истории нашей страны.

Дорогие ветераны!
Продолжайте оставаться мужественными и стойкими. Ваши дети, внуки, ученики, коллеги никогда не оставят вас своей заботой и вниманием.
С праздником Победы, дорогие универсанты!
 

Беседовала Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков