Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3697), 25 апреля 2005 года

Можем ли мы
сами себе помочь
материально?

Финансовая озабоченность стала существенной чертой жизни высшей школы в последние годы. Хотя сейчас ситуация с государственным финансированием относительно стабилизировалась, руководители вузов понимают, что поиски денег теперь прочно входят в их должностные обязанности, поскольку государственная финансовая поддержка может покрыть в лучшем случае половину затрат университета. Именно поэтому растет число платных студентов, именно поэтому университеты сдают помещения в аренду и разрабатывают платные услуги для населения.

Н.Б.Носова

Н.Б.Носова

С аналогичными проблемами сталкиваются сейчас и европейские вузы, причем в странах Восточной и Центральной Европы проблема стоит так же остро, как у нас. Даже «избалованная» Западная Европа начинает задумываться о введении платы за высшее образование. В отличие от Европы, в американских университетах за обучение платят все студенты, и при этом отделы, занимающиеся фандрейзингом – поиском денег на университетские нужды – неотъемлемая часть административной структуры любого вуза. Возможно ли в наших условиях использовать те модели, которые применяются в США? Наталия Борисовна НОСОВА, референт ректора по международным вопросам, только что вернулась из США, где она изучала, как финансируются американские университеты. Она рассказала нам об их опыте и высказала свои соображения относительно новых способов финансирования нашего университета.

— Как складывается бюджет американского вуза?

— Все американские университеты финансируются из множества источников, и государственный бюджет – далеко не главный из них. Как в частных, так и в государственных университетах США (а частных там примерно вдвое больше, чем государственных), фандрейзинг является важнейшей составляющей деятельности администрации. Правительственное финансирование в государственных университетах США, как правило, составляет всего 12-15% от общего бюджета. Негосударственные вузы могут получать небольшую поддержку от правительства штата. Бюджет университета формируется за счет платы за обучение, грантов на исследования, контрактов, корпоративной поддержки, добровольных пожертвований. Не менее 10% годового бюджета университета формируется за счет частных пожертвований, из них примерно десятая часть составляется из мелких сумм (до $100). В частных университетах около 80% бюджета формируется за счет платы за обучение.

Фандрейзингом занимаются советы директоров, отделы развития и ассоциации выпускников. В некоторых университетах есть проректор по развитию, возглавляющий службы, ведущие фандрейзинг, в других это входит в обязанности канцлера. Штат сотрудников, ведущих такую работу, в Стэнфорде составляет около 300 человек, в Дартмут-колледже – 120 человек, в Калифорнийском университете Сан-Франциско – 120 человек (при количестве студентов от 5 до 6 тыс.). Затраты на фандрейзинговую деятельность составляют 32-35% от полученных таким образом сумм. Зарплата сотрудников не зависит от количества собранных денег. Отчисления в «централизованный фонд» составляют от 6 до 15% от частных и корпоративных пожертвований; накладные расходы составляют 30-35% от грантов на исследования.

— Чем конкретно занимаются отделы развития? Как они добывают деньги?

— Отделы развития ведут текущую работу с донорами: переписка, оформление документов, рассылка информационных материалов, приглашения на мероприятия, отчетность по дарам и благодарности, и так далее. В задачу этих подразделений входит также поиск потенциальных доноров и сбор информации о них, составление баз данных. Базы данных обычно бывают общими; ими пользуются все фандрейзинговые подразделения и факультеты/институты/кафедры. Базы данных включают для крупных университетов сотни тысяч людей, значительную часть которых составляют выпускники. Базы данных составляются по фамилиям, по годам выпуска, по суммам, по факультетам, отдельно по фондам и так далее. В базах данных фиксируются все пожертвования и их условия, личные данные о жизни и интересах доноров, количество обращений к ним, их участие в мероприятиях университета и прочее. Сотрудники отдела следят за тем, чтобы к одному потенциальному донору одновременно не обращались с просьбами о поддержке двух или более проектов.

Отдельная группа (как правило, юристы) занимается операциями, связанными с передачей денег или собственности университету по завещанию. Завещание может быть составлено и оформлено при жизни дарителя, и в этом случае даритель попадает в особую категорию доноров и получает соответствующие знаки уважения. В случае завещания университету недвижимости она, как правило, сразу же продается.

Еще одно подразделение занимается организацией благотворительных мероприятий, составлением писем, организацией телефонных звонков и электронных сообщений, направленных на постоянную поддержку контактов с донорами и потенциальными донорами. Количество рассылаемой корреспонденции и телефонных контактов так велико, что, например, перед Рождеством или в другой период «массовых обращений» университеты пользуются услугами специальных компаний, занимающихся рассылкой писем и телефонными звонками. Благотворительные мероприятия организуются университетом в городе в виде, например, концерта с обедом или лекции известного ученого/писателя/политического деятеля, или просмотра нового фильма с участием его создателей (цена билета в тысячах долларов). Для создания положительного имиджа университета и для привлечения потенциальных доноров в городе/районе проводятся бесплатные мероприятия для всех желающих, например, лекции с практическими советами – для тех, кому за….., для склонных к диабету, и так далее. При университетской поликлинике или библиотеке с такой же целью может работать бесплатный читальный зал, где люди найдут медицинскую или юридическую литературу и консультанта, который поможет найти нужные издания.

Очень важное направление деятельности отделов развития – контакты с фондами, корпорациями, промышленными и коммерческими компаниями. По этому направлению также ведется кропотливая работа: составляются базы данных, анализируется благотворительная деятельность фондов и корпораций, налаживаются личные контакты (часто через выпускников), строго фиксируются все обращения университета за финансовой помощью и реакции на обращения.

Отделы маркетинга и публикаций разрабатывают печатную продукцию, ориентированную на доноров и потенциальных доноров: журналы, информационные листки, годовые отчеты, списки дарителей, выпуски, посвященные отдельным проектам или отдельным донорам и так далее. Они же часто составляют тексты благодарственных писем и открыток, дизайн памятных знаков и прочее.

— А как выпускники помогают своим университетам? Что заставляет их этим заниматься?

— Отношения с выпускниками – это особая, чисто американская культура. Для американцев получение диплома не означает окончания отношений с университетом. Выпускники до конца жизни не вычеркиваются из университетских списков. Каждый считается потенциальным донором, поэтому он получает бесплатно университетский журнал, информационные листки, электронные сообщения, приглашения на университетские мероприятия, информацию о возможностях трудоустройства и так далее. Значительная часть выпускников ежегодно вносит в годовой фонд университета некую сумму. Большинство индивидуальных доноров любого университета – это выпускники. Советы директоров также часто состоят из наиболее преуспевших бывших студентов данного вуза.

Наиболее тесные контакты с выпускниками поддерживаются на уровне факультета/кафедры. На каждом факультете существует свой отдел развития. Спортивные клубы также поддерживают контакты с бывшими студентами.

Ассоциации выпускников организуют ежегодные крупные мероприятия (юбилеи, вечера с лекциями или концертами и проч.); встречи выпускников – по кафедрам, по году окончания – 1 раз в 5 лет; конкурсы «человек года» – по успехам в бизнесе, по полезности обществу, по размерам пожертвований, с соответствующими мероприятиями и призами; публикации об интересных или особо преуспевших выпускниках в университетской периодике; тематические поездки (в Стэнфорде ежегодно организуются поездки в разные страны с лекционной и культурной программой, для чего существует отдел из 14 чел. 5-10% от стоимости такой программы идет университету); встречи выдающихся выпускников с теперешними студентами; другие мероприятия, направленные на поддержку ощущения причастности выпускника к сегодняшней жизни университета.

— В какой форме университеты отчитываются перед людьми, бескорыстно отдавшими свои деньги на нужды университета?

— Каждый, кто внес на счет университета даже небольшую сумму, получает благодарственное письмо и отчет об использовании средств. В случае фондов или корпораций это может быть подробный документированный отчет, частных же дарителей информируют в более общей форме. Списки дарителей публикуются в специальных изданиях и годовых отчетах, и в виде мемориальных досок устанавливаются в помещениях университетов навечно. Человек, пожертвовавший некую сумму на нужды университета, получает дальнейшую информацию о деятельности alma mater, о новых проектах, а через некоторое время – просьбу о повторной поддержке. Если деньги были даны для студенческих стипендий, то студент, получивший стипендию, должен позвонить «благодетелю», представиться и поблагодарить. Здесь надо пояснить, что у них под стипендией понимается совсем не то, что у нас. Стипендия — это не деньги для студента, а деньги, которые студент мог бы заплатить за свое образование. Для этого существуют фонды, которые дают ссуды, выделяют гранты; существуют федеральные и региональные стипендиальные программы, возможны и стипендии из взносов частных лиц.

Вообще этика отношений с донорами – это тоже некая особая американская культура, к которой они относятся очень трепетно. Если в отношениях с фондами и бизнес-структурами «финансовая тема» очевидна с самого начала, то в контактах с потенциальными частными инвесторами огромное значение придается установлению хороших, доверительных отношений. Считается, что до просьбы о пожертвовании должно произойти не менее 6 контактов с потенциальным донором – рассылка информации, приглашений на мероприятия, телефонные разговоры. Не меньшее внимание уделяется благодарности за взносы, а также отчетности. Повсеместной практикой при новом строительстве, реконструкции, переоборудовании помещений является присвоение помещению (коллекции, лаборатории, саду) имени дарителя с установлением на видном месте таблички с именем.

Ежегодно публикуются списки людей, материально поддержавших университет в прошедшем году. В списки попадают все, сдавшие $100 и больше. Ежемесячно издаются выпуски специального журнала о тех, кто пожертвовал значительные суммы, оформил завещание в пользу университета, или кто постоянно поддерживает университет – с фотографиями, историей жизни и прочим.

Взятки в виде дара не принимаются. Дети дарителей не имеют никаких преимуществ при поступлении в университет или в процессе обучения. Если даритель претендует на подобные льготы, деньги не принимаются.

— Какие суммы жертвуют индивидуальные дарители на нужды университета?

— Суммы жертвуют самые разные: и тысячи, и даже миллионы долларов. Причем жертвователи, естественно, не отдают последние деньги. В США я поинтересовалась: какова самая распространенная сумма взноса от индивидуального донора? Оказалось, 100 долларов в год. Сотня долларов — это 2,5% месячного дохода американского пенсионера. Если переводить на наши деньги и наши доходы — это 70 рублей. Я уверена, что и наши совсем не богатые сотрудники с радостью отдали бы столь незначительную сумму, зная, что она поможет университету реализовать какой-то конкретный план.

— Вот в этом, наверное, и состоит одна из главных сложностей проведения подобных акций у нас.

— Да, конечно, наша ситуация очень отличается от американской. Ведь во-первых, американское общество настроено на филантропию, и просьбы о финансировании некоммерческих организаций, в том числе и университетов, воспринимаются нормально. Это принято в стране, в обществе. В любом американском журнале можно встретить призывы: помоги тому или другому. И люди помогают, это давно вошло в их стиль жизни. Они, кстати, этим очень гордятся. Во-вторых, в большинстве случаев финансовые процедуры в США прозрачны и понятны. Можно не сомневаться, что если ты жертвуешь любую сумму голодающему ребенку в Африке, то именно этот ребенок и получит эти деньги или другую форму поддержки. И в-третьих, чисто технически все просто для дарителя. Он выписывает чек и опускает его в почтовый ящик. У нас, к сожалению, культура финансовых операций пока оставляет желать лучшего, и люди, как правило, не верят, что пожертвованные ими средства будут использованы по назначению.

— Есть ли в нашем университете опыт фандрейзинга, и чем он отличается от американского?

— Да, конечно, многие наши сотрудники, работающие с проектами, обращаются в фонды и получают поддержку. Всем известно, что во время ремонта здания факультета менеджмента американская модель фандрейзинга хорошо сработала. Факультет и создавался по образцу американской школы менеджмента, которую В.С.Катькало хорошо изучил в США.

В нашем университете чаще всего за финансовой поддержкой обращается лично ректор (а разве это обязанность Людмилы Алексеевны? И министерство на ней, и бюджетные деньги — да еще и спонсоры!).

В Петербурге много иностранных компаний, но системы обращений к ним за помощью нет. Их не надо убеждать в необходимости и важности благотворительности — в их системе ценностей это понятие присутствует. Но мы не знаем системы их приоритетов. Не знаем, на что они готовы выделить деньги, а на что — нет. А в США все расписано, есть список первоочередных проектов. Базы данных и архив позволяют избегать таких неприятных казусов, когда с разных факультетов обращаются к одному спонсору — а оба документа идут за подписью ректора.

Возможности фандрейзинга для нас — это сбор пожертвований и гранты. Но поиск грантов в американских вузах ведут специалисты, а у нас — сами преподаватели или сотрудники институтов, которые и так загружены своей основной работой. И часто они идут на то, чтобы отчислять 10% человеку, который найдет для них грант, выполнит всю бумажную работу.

— С чего можем мы начать более профессиональную фандрейзинговую работу?

— Главное, наверное, это осознать, что чем скорее мы научимся себя обеспечивать, и чем профессиональнее мы будем этим заниматься, тем лучше для нас. Ведь сокращение финансирования высшего образования – это объективная реальность.

Конечно, далеко не все американские методы применимы в России, однако Санкт-Петербургский университет уже сейчас располагает некоторым «стартовым ресурсом». У нас есть ассоциации выпускников – в масштабах университета и факультетов, которые поддерживают базы данных; люди на факультетах, активно занимающиеся поиском средств для своих проектов и имеющие опыт написания заявок на поддержку от фондов и зарубежных организаций; Всемирный фонд Санкт-Петербургского университета, созданный специально для сбора средств за рубежом в пользу СПбГУ и гарантирующий иностранным спонсорам налоговые льготы. Нам есть с чего начать. Я бы предложила такие конкретные шаги:

1. Рассмотреть возможности создания при университете межфакультетского Отдела развития, в котором работали бы люди, профессионально подготовленные в области поисков внешнего финансирования проектов и умеющие оформлять соответствующие документы. Эта работа уже ведется, но ею люди занимаются помимо своей основной деятельности, и эффективность их работы сегодня невысока. В городе существуют организации, предлагающие подготовку в этой области.

2. На сайте университета создать страницу о первоочередных нуждах университета с указанием примерной стоимости каждого проекта. В этот список должны войти особо ценные объекты, являющиеся достоянием всего университета, в сохранении которых заинтересованы все члены нашего сообщества, например, коллекция редких книг Библиотеки им. М.Горького, Музей-архив Д.И.Менделеева, Библиотека Бестужевских курсов.

3. По каждому из таких объектов подготовить информационный материал на русском и английском языках и смету затрат. С этими материалами мы могли бы обращаться за поддержкой в российские и иностранные фонды, к спонсорам из мира бизнеса и промышленности, к частным лицам. Возможно, что даже несмотря на отсутствие культуры филантропии в нашей жизни, в университете найдутся люди, готовые внести небольшие суммы для сохранения нашего общего богатства.

4. Подготовить публикации в университетском журнале о финансировании американских университетов, о традициях филантропии и меценатства, о примерах добровольной финансовой поддержки образования в российской истории и, возможно, в истории университета.

5. Активизировать контакты с выпускниками, особенно с преуспевшими в бизнесе и политике, а также с теми, кто находится за пределами России и, возможно, захочет поддержать свой факультет или конкретный проект (через Всемирный фонд Санкт-Петербургского университета).

6. Подготовить издание для первокурсников, которое в дальней перспективе должно настроить их на позитивное восприятие идеи индивидуальной поддержки университета. Содержание такого буклета должно включать историю университета, его структуру, права и возможности студента, справку о финансировании университета – которая сделает понятным, на что идут деньги за учебу, почему за что-то надо платить, и почему университет ищет дополнительные средства.  

Записал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков