Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3694), 25 марта 2005 года

Экономический прагматизм
на базе новейших информационных технологий

Главной задачей кафедры управления и планирования социально-экономических процессов (УПСЭП) экономического факультета СПбГУ является подготовка специалистов-менеджеров для отраслей социальной сферы – прежде всего туризма, а также государственного сектора, негосударственных некоммерческих организаций. Наша кафедра, возглавляемая профессором Юрием Викторовичем Кузнецовым, принимает активное участие в деятельности Национальной Академии туризма, обеспечивая глубокую экономическую подготовку студентов, сотрудничает с профессиональными ассоциациями в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе. Акцент на управленческие дисциплины и формирование знаний и навыков использования математических и статистических методов обоснования решений, а также информационно-коммуникационных управленческих технологий, позволяет иметь нашим выпускникам определенные конкурентные преимущества на соответствующем сегменте рынка труда. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются экономические области развития систем управления, планирование, управление организацией, учреждением, предприятием и их подразделениями, аналитическая работа и консалтинг.

Заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов доктор экономических наук, профессор Юрий Викторович Кузнецов

Заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов доктор экономических наук, профессор Юрий Викторович Кузнецов

Кафедра УПСЭП на экономическом факультете является выпускающей и реализует специальную программу подготовки студентов, однако мы используем в максимальной степени потенциал других подразделений факультета и университета в целом. Тесное межкафедральное взаимодействие является важным преимуществом и гарантирует высокий уровень подготовки специалистов. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются системы управления и администрирования в туристском и гостиничном бизнесе, в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях (включая административные и служебные регламенты, кадровое обеспечение, информационно-коммуникационные технологии), различные аспекты экономической, политической и социальной жизни общества, процессы планирования и прогнозирования, обоснования, согласования и принятия управленческих решений. Перечисленные объекты немыслимы без современных информационных технологий. На нашем факультете все это отлично понимают. Навыки профессиональной работы с компьютером студентам первого курса экономического факультета и, в частности, студентам отделения «Менеджмент организации» прививают преподаватели кафедры информационных систем в экономике (ИСЭ) во главе с заведующим Владимиром Георгиевичем Халиным.

Российские предприятия и органы власти всех уровней нуждаются в молодых кадрах, которые обладают хорошей экономической и аналитической подготовкой, имеют навыки организации коллективной работы, подготовки проектов нормативных документов, использования современных информационно-коммуникационных управленческих технологий. В настоящее время очевиден контраст между качеством управленческих кадров. Большинство руководителей и коммерческих, и государственных учреждений, в том числе работники финансовых и экономических подразделений, не имеют адекватного образования, современных практических навыков управления. Основные направления реформирования экономики предусматривают, что российские фирмы во все большей степени будут действовать в конкурентной среде, участвовать наряду с зарубежными компаниями. Они станут диверсифицировать свою деятельность и продвигать новые услуги на рынке. Соответственно, со стороны этих учреждений возрастет спрос на специалистов, хорошо понимающих современные проблемы экономики, владеющих знаниями в области менеджмента, маркетинга, проектного анализа и планирования.

Индустрия туризма – наиболее гибкий вид современного бизнеса, условия развития и содержание которого существенно изменятся под влиянием глобализации экономики, учитывая новейшие изменения современных технологий. В ближайшее время будет предъявлен спрос на специалистов, обладающих современной управленческой культурой, сочетающих экономический прагматизм, хозяйственный подход к решению конкретных задач с умением оценить их, применяя новые информационные технологии. Навыки по информационным технологиям, наряду с теоретической подготовкой по организационному развитию, методам управления и администрирования, экономическому и проектному анализу смогут обеспечить выпускникам мобильность в выборе карьеры.

Доцент В.П.Кайсарова, одна из авторов материала

Доцент В.П.Кайсарова, одна из авторов материала

Уже сегодня чрезвычайно важно, чтобы наши студенты за время обучения в университете имели возможность апробации приобретенных знаний, навыков и умений. Для этого на кафедре УПСЭП для студентов предусмотрено, начиная с первого курса, внедрение в учебный процесс специального блока дисциплин, необходимых для освоения теории и современных методов обработки данных, включая информатику, основы информационно-коммуникационных технологий и их прикладные разделы. Для старших курсов по специальным дисциплинам преподаватели кафедры практикуют задания в компьютерном классе с использованием мультимедийных средств обучения, выполняется анализ обширной общероссийской и региональной статистической базы данных. Так, на занятиях по дисциплине «Стратегический менеджмент» (д.э.н., проф. Ю.А.Маленков) студенты при помощи современных технологий участвуют в деловых играх. По курсу «Общий менеджмент» (д.э.н., проф. С.В.Соколова) на семинарских занятиях они выступают с компьютерными презентациями в программе PowerPoint, демонстрируя материалы по анализу принципов и методов менеджмента в эффективно работающих фирмах. На практических занятиях по «Региональному управлению в туризме» (к.э.н., доцент В.П.Кайсарова) студенты учатся готовить обоснования и анализировать исполнение федеральных и региональных социальных и экономических программ. Для этого они используют методы проектного анализа, разрабатывают технико-экономическое обоснование и определяют вероятную эффективность инвестиционных проектов, в том числе и в индустрии туризма Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа.

Перевести в практическую плоскость теоретические знания в профессиональной области деятельности помогает работа в компьютерном классе. Для этого используются такие массивы социально-экономической информации, как, например, база данных Роскомстата о развитии регионов России за последние 5 лет, сведения о развитии туристских зон федерального значения, данные Петербургкомстата. Как справочные данные для сопоставлений и проведения экономических расчетов в динамике по РФ и Санкт-Петербургу используются материалы ВТО, Всемирного Банка, специальных российских информационно- аналитических центров. Для студентов 5 курса это – реальная возможность продемонстрировать профессиональные навыки в области выбранной специализации, получить консультацию у преподавателя во внеучебное время в компьютерной сети факультета, ознакомиться с выполненными работами товарищей. Занятия в компьютерном классе проходят в интересной обучающей форме. Будущие менеджеры демонстрируют навыки работы с аудиторией, умение выполнить расчеты по взаимосвязанной группе экономических показателей, представляя на графиках и диаграммах свои индивидуальные разработки. Итогом работы всей группы является тематическая мини-конференция в конце семестра, посвященная социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга и возможностям его туристского комплекса. Это служит для многих студентов одним из направлений в профориентации и мощным стимулом выполнения практической части выпускной квалификационной работы на качественно новом уровне.

Защита квалификационной работы по основам Web-дизайна доцентом В.Г.Родионовым.

Защита квалификационной работы по основам Web-дизайна доцентом В.Г.Родионовым.

Учебный план нашей кафедры рассчитан на большой объём самостоятельной работы студентов. По всем основным курсам в качестве контрольных заданий предполагается написание рефератов, подготовка аналитических материалов. Студенты широко используют ресурсы Интернета, в частности, находит применение в учебном процессе сайт факультета и его преподавателей. По отдельным дисциплинам студенты формируют обзоры по темам профессиональной деятельности, применяя вычислительную технику, информационно-коммуникационные технологии при решении управленческих задач.

Следует отметить, что наш коллектив как творческое сообщество единомышленников старается реализовать в своей работе прогрессивные идеи современных образовательных технологий. Так, например, профессор нашей кафедры С.В.Соколова в 2003 году в инициативном порядке прошла подготовку по программе «Информационные системы и компьютерные сети на базе Web-технологий» в ЦППК ЕН СПбГУ и получила удостоверение. На нашем факультете инициатором организации специальных курсов повышения квалификации в области информационных технологий для преподавателей и административных подразделений явилась кафедра ИСЭ. Такую подготовку с получением сертификатов в 2003-2004 учебном году успешно прошли 26 человек. Таким образом, учатся не только студенты, но и педагоги. Преподаватели нашей кафедры, уже имея достаточно высокий уровень подготовки в области владения компьютерной техникой, практически в полном составе прошли переподготовку по профессиональному владению компьютерными технологиями и систематизировали свои знания под руководством наших коллег на факультете – преподавателей кафедры ИСЭ. В результате переподготовки специальные сертификаты в области знания компьютерных технологий получили в 2004 году практически все сотрудники кафедры. Среди них – профессор Ю.А.Маленков, доценты Е.В.Маслова, В.П.Кайсарова, И.И.Цыганов, В.Г. Родионов, Н.Н.Воскобойникова, старший преподаватель Е.М.Анохина, преподаватель Л.А.Бирюкова, старший лаборант В.Н.Данюкова.

В этом учебном году работа в этом направлении продолжается – Е.М.Анохина  и В.Г.Родионов занимались по программе: «Основы Web-дизайна и создание персонального сайта в Интернете» и разработали свои личные сайты. По мнению, доцента В.Г.Родионова, это – новая форма информационно-образовательной подготовки специалистов высшей квалификации, которая позволяет наладить партнерские отношения со студентами и открывает более широкие возможности для совершенствования учебного процесса.

Интернет-сайт преподавателя кафедры УПСЭП

Е.М.Анохиной называется «Социально-экономическое развитие территории» и содержит учебные, информационные и программные ресурсы для анализа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, стран и регионов мира». Среди предполагаемой аудитории сайта студенты экономического и географического факультетов СПбГУ. Он может быть также полезен преподавателям других вузов, интересующимся проблемами регионального развития, работникам органов регионального управления субъектов РФ, сотрудникам предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Основные цели и задачи сайта:

  • поддержка учебного процесса по дисциплинам, изучающим проблемы регионального социально-экономического развития РФ, стран и регионов мира;
  • знакомство с информационными ресурсами (статистическими, картографическими, литературными, в том числе на электронных носителях, Интернет-ресурсами), используемыми для анализа социально-экономического развития РФ и ее регионов, стран мира, международных экономических организаций;
  • предложение программных продуктов для проведения сравнительного анализа субъектов РФ, стран мира, экономических интеграционных группировок стран мира по уровню социально-экономического развития с выделением дополнительных тематических блоков.

В соответствии с основными целями и задачами сайта сформированы основные функциональные блоки сайта: 1. Учебные ресурсы.
2. Информационные ресурсы.
3. Программные ресурсы.
4. Дополнительные материалы.
5. Контактная информация.

Словосочетание «Учебные ресурсы» в данном случае понимается в широком смысле слова. Это и курсы лекций преподавателя по дисциплинам экономико-географического и экономического профиля, и нормативно-правовая база, регламентирующая развитие регионов и стран, а также регионов в пределах стран, и теоретические аспекты регионального развития, изложенные в монографиях и статьях российских и зарубежных ученых. Наряду с этим блок «Учебные ресурсы» включает расписание лекций и консультаций преподавателя, а также важную страничку – «Страничку куратора», которая содержит информацию об успеваемости студентов, план проведения различных мероприятий, конференций, экскурсий и так далее. Создание такой странички для любого куратора курса – решение проблемы оперативной доставки информации студентам. Это упрощает проведение анкетирования студентов и позволяет студентам в любое время задавать куратору вопросы. Такой способ общения является более эффективным, нежели телефонная связь или электронная почта. Необходима только взаимная привычка именно к такому способу общения и со стороны студентов, и со стороны преподавателя.

Демонстрация Web-сайта Еленой Михайловной Анохиной.

Демонстрация Web-сайта Еленой Михайловной Анохиной.

На Интернет-сайте предусмотрен также информационный консалтинг по ресурсной базе для анализа социально-экономических процессов территории и возможность скачивания демо-версий программных продуктов, рекомендуемых органам регионального, городского, муниципального управления для проведения сравнительного анализа и мониторинга социально-экономических процессов территории.

Для более эффективного внедрения в образование активных методов обучения в этом учебном году у нас действует Центр информационных технологий экономического факультета. Его директором избран доктор физико-математических наук, профессор Александр Васильевич Юрков.

Все специальные учебные дисциплины, которые входят в образовательную программу нашей кафедры, имеют тестовые задания, которые будут иметь соответствующее компьютерное обеспечение. У нас в коллективе постоянно происходит взаимный обмен идей, и это воплощается в учебном процессе и во вне его. Например, возможности партнерских отношений с компьютером уже второй год подряд помогают нашим студентам на старших курсах, занимающихся по образовательной программе «Менеджмент организации», завоевывать призовые места на международной студенческой олимпиаде «Предпринимательство и менеджмент», которая проходит ежегодно в СПбГИЭУ. Новое поколение, наши первокурсники, которые только осваивают «азы науки управления и экономики», показали себя безусловными лидерами в персональном и командном зачётах тематического конкурса по информатике, который проходил на нашем факультете в декабре этого года.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что факультет сегодня готов ответить на ближайшие вызовы рынка труда и удовлетворить устойчивый спрос на экономистов-менеджеров. Именно такие специалисты сегодня уже востребованы, так как, начиная с первого курса, мы делаем ставку на то, чтобы формировать у наших студентов аналитическое мышление, навыки исследовательской работы для дальнейшего их применения в управленческом консалтинге, диагностике проблем и ситуаций с использованием экономико-математических методов, информационно-коммуникационных технологий для обоснования управленческих решений, последующей оценке их исполнения. Безусловно, совместная работа преподавателей кафедры и студентов становится не только все более интенсивной, но и все более интересной.  

Ю.В.Кузнецов,
заведующий кафедрой управления
и планирования социально-экономических процессов;
В.П.Кайсарова,
доцент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков