Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Методология.
Символика.
Семантика

Книга четвертая альманаха «Факты и версии»

В книге четвертой Альманаха представлены некоторые методы социально-гуманитарных исследований и работы, посвященные эмблемам, знакам и символам России. Рассматриваются методы музеологии и архитектуроведения в системе социально-гуманитарных наук, схема создания биографического очерка, проблемы прочтения и понимания текста; названия политических партий и организаций России конца XX века как лексико-семантический источник.

Факты и версии: Историко-культурологический альманах. Исследования и материалы. Кн. 4: Методология. символика. семантика / Гл. ред. и сост. В.Ю.Жуков.— СПб.: ИМИСП, 2005.— 276 с.: 175 ил.

Факты и версии: Историко-культурологический альманах. Исследования и материалы. Кн. 4: Методология. символика. семантика / Гл. ред. и сост. В.Ю.Жуков.— СПб.: ИМИСП, 2005.— 276 с.: 175 ил.

Показана история российского флага, раскрываются вопросы формальной геральдики, изучены вербальные символы национально-государственной идеологии в России, древняя символика архитектурных форм и стилей Петербурга и эмблематика современных политических партий, представлены художественные открытки петербуржцев начала ХХ в., впервые систематизируется гиппопластика (конная скульптура) Петербурга. В книге упомянуто более 700 имен. В научный оборот вводятся новые источники и данные.

По традиции, очередная книга Альманаха открывается изображением во всю страницу на фронтисписе перед титульным листом, которое как бы олицетворяет собою весь сборник. На этот раз это скульптура Иннокентия Жукова (1875–1948) «И во сне забвенья нет…» с дореволюционной открытки, представленной в ноябре 1962 г. на выставке памяти скульптора в ленинградском Доме ученых им. М.Горького АН СССР. (Из коллекции В.Ю.Жукова. Поясним, что совпадение фамилий скульптора и редактора Альманаха чисто случайное.)

В работе В.Ю.Жукова «постижение текста (методы прочтения и понимания)» показаны особенности создания и восприятия письменных источников и других текстов, приемы установления их подлинности, выявления латентной информации, методы адекватного понимания написанного. Рассмотрено соотношение понятий «сообщение», «информация», «текст», «документ», «источник». Утверждается, что текст, как и источник, может быть мысленным, устным, письменным, электромагнитным и поведенческим. Рассказано об интерполяции, лакунах и методе конъектуры; псевдонимах и подтексте; различных литературно-художественных приемах камуфлирования информации.

Статья Е.Н.Мастеницы и Л.М.Шляхтиной «Музеология и ее методы в системе социально-гуманитарных наук» посвящена музеологии как молодой формирующейся науке и ее месту в системе социально-гуманитарного знания. проводится краткий ретроспективный анализ музеологии, рассматриваются предмет, объект, структура и язык этой науки, формулируется ее авторская дефиниция. особое внимание уделяется интердисциплинарному характеру музеологии, в контексте которого рассматривается проблема формирования ее метода.

В статье В.Ю.Жукова «Названия политических партий и организаций россии конца xx века как предмет лексико-семантического анализа» впервые изучены с применением контент-анализа самоназвания российских политических партий и организаций второй половины 1990-х гг. Выявлены и проранжированы их (и их лидеров) политические ориентации, предпочтения и симпатии.

методологические аспекты архитектуроведения в научной и учебно-методической литературе раскрываются в одноименной работе Н.П.Овчинниковой. рассматриваются некоторые вопросы методологии архитектуроведения: специфика данной науки и группировка аспектов ее изучения; дается краткий анализ наиболее распространенных общенаучных методов (описание, классификация, абстрагирование, моделирование и др.) применительно к архитектуроведению; затронута проблема отражения методологии в архитектуроведческой литературе (в том числе в диссертациях); предложена авторская методика описания архитектурного объекта, включающая около 40 его признаков-характеристик.

В методологической разработке в.Тарлавина «алгоритмы биографического метода (к методологии биографического очерка)» рекомендуется последовательность сбора материала и написания биографического очерка как основного элемента биографического метода социально-гуманитарных исследований, посвященного тому или иному историческому персонажу.

В работе В.Г.Буркова «К истории государственных вексиллологических символов России» дается обзор истории становления и развития символики отечественных государственных флагов и знамен от Древней Руси до наших дней. В исторической ретроспективе рассматриваются такие государственные российские вексиллологические символы, как великокняжеский стяг, гербовое и государственное знамена; царский, императорский и президентский штандарты; государственный флаг Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации.

В своей статье «два неконфирмованных орденских статута елизаветинского времени» Л.И.Добровольская впервые вводит в научный оборот несколько неопубликованных документов 1720–1730-х гг., связанных с российскими орденами св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. Сравнение обнаруженных в АВПР проектов статутов ордена св. Андрея Первозванного 1720 и 1744 гг. с опубликованным в 1814 г. проектом статута того же ордена 1720 г., а также исследование неизвестного ранее неконфирмованного статута ордена св. Александра Невского 1744 г. позволяют проследить определенные этапы законотворческой деятельности в отношении российских орденов.

Эта открытка была на выставке памяти скульптора в 1962 г.

Эта открытка была на выставке памяти скульптора в 1962 г.

В статье М.М.Сафонова «второе издание медали на рождение великого князя константина Павловича (1825 год)» рассказано о том, как в период междуцарствия на Монетном дворе были оттиснуты две новодельные медали на рождение вел. кн. Константина Павловича (появившегося на свет в 1779 г.), в последующие дни было изготовлено еще 16 экземпляров. Автор увязывает их выпуск с борьбой трех претендентов на престол: императрицы Марии Федоровны и ее сыновей Константина и Николая.

Работа О.Н.Наумова (Москва) «Формальная геральдика в отечественной историографии XVIII – первой половины XX века» — первое в отечественной литературе исследование формальной геральдики как научного процесса. Показана история развития в отечественной историографии XVIII – первой половины XX в. важнейшего раздела геральдики — формального гербоведения, занимающегося изучением правил составления и описания гербов. Выявлены основные направления формальной геральдики России, дана характеристика главных работ, показана их взаимосвязь. Значительное место уделено эволюции конкретных понятий формальной геральдики.

«Вербальные символы национально-государственной идеологии России за тысячу лет» рассмотрены в статье В.Ю.Жукова. Основные государственные символы России неизменны и традиционно продекларированы вербальной триадой, выражающей официальное единство идеологии, власти и населения. Высказывается предположение, что хотя формирующаяся в нашей стране общенациональная идея могла бы носить либерально-демократический характер, однако более вероятно возвращение в преобразованной форме к традиционным идеологическим ценностям.

«Студенческая форма и нагрудные знаки в России xix – начала xx века» изучены в работе И.В.Зимина. Рассмотрена эволюция студенческой формы в XIX – начале XX в., по большей части связанная с политическими мотивами. Форма в России всегда была одним из символов государственности, а введенные в последней трети XIX в. нагрудные знаки для вузовских выпускников стали эмблемами соответствующих высших учебных заведений.

В статье С.Г.Жилина «семинарские фамилии — символическая составляющая русского ономастикона» рассматриваются история, причины и модели возникновения семинарских фамилий; приведен большой список примеров. В течение примерно полутора веков (с конца XVII до середины XIX в.) в духовных учебных заведениях России (семинариях) существовал обычай давать заново фамилии всем поступающим на обучение. Эти фамилии несли определенную символику, обусловленную, в первую очередь, будущей деятельностью священнослужителя.

В работе В.Ю.Жукова и А.А.Преображенского «эмблемы политических партий, блоков и движений современной России: символика и семантика» впервые изучены и систематизированы эмблемы современных политических партий, объединений и движений, участвовавших в парламентских выборах 1995 и 1999 гг. Раскрыто символическое значение изображений на эмблемах; на основе их контент-анализа сделан вывод о социально-политических симпатиях и предпочтениях партлидеров и, косвенно,— электората. В качестве источника использованы соответствующие избирательные бюллетени.

В своей статье «древняя символика архитектурных форм и стилей петербурга» П.В.Боткин раскрывает происхождение и семантику некоторых мифологических символов древней картины мира, складывавшейся у индоевропейских народов эпохи бронзы на рубеже 3–2 тыс. до н. э.; рассматривает их отражение в архитектурных формах и стилях Петербурга.

«Сакральная символика в художественном образе Михайловского замка» стала предметом изучения в статье Л.В.Хайкиной. Анализируются архитектурные формы Михайловского замка с точки зрения семиотики, рассматриваются истоки и основные аспекты религиозно-философского мировоззрения императора Павла I, которые нашли свое воплощение в образной структуре петербургского замка. Предпринята попытка проследить преемственность идейной программы Михайловского замка от кремлевских сооружений: Архангельского собора и неосуществленного дворца Екатерины II.

В статье А.А.Цепляева «городская конная скульптура петербурга» рассматриваются конные памятники и иная гиппопластика (конная скульптура) Санкт-Петербурга, являющаяся существенным элементом градообразующей символики. впервые с такой полнотой и систематизированностью учтены по возможности все (или почти все) скульптурные изображения лошадей, приведены данные о наличии и современном состоянии конной скульптуры нашего города.

Работа В.Ю.Жукова «неспешный мир почтовой переписки (перебирая художественные открытки начала хх века)» представляет собой наблюдение над собственной коллекцией открытых писем начала прошлого века и частичное ее описание. Приводится частная переписка петербуржцев — неизвестных представителей служилой интеллигенции, поместного дворянства и купеческих кругов, отразившая реалии быта и досуга, заграничные впечатления, семейные и дружеские взаимоотношения и потому могущая служить источником по изучению повседневной жизни указанного периода.

В статье К.А.Пшенко и А.В.Торопыгина «Флаг над Таврическим дворцом» рассматривается история создания флага и эмблемы Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Описаны флаги ряда государств СНГ.

Книга четвертая альманаха «Факты и версии» обильно снабжена иллюстрациями. Она адресована историкам, социологам, культурологам, искусствоведам, краеведам, музейным работникам и всем, кто интересуется проблемами отечественной символики и эмблематики, методологией гуманитарных наук.

Книга пятая Альманаха будет посвящена проблеме: «Петербургские судьбы: предпринимательство и предприимчивость».  

В.Тарлавин,
историк

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков