Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3689), 29 декабря 2004 года

Нет повести мучительней
на свете…

Четыре дня, которые определили их судьбу

Я уверена, что нужно пересматривать любимые фильмы. Однажды пробудив в нас чувства или натолкнув на размышления, они точно сделают это снова.

Несколько лет назад стало совершенно понятно, что моя любимая история – «Ромео и Джульетта» во всех ее интерпретациях (а я пересмотрела немало). Я прониклась этим сюжетом благодаря его нелинейности, «ненаивности» и доводящей до отчаяния, неминуемой трагичности.

Созданная Шекспиром в 1595 году трагедия возникла не на пустом месте. Известно, что в основу ее лег сюжет из «Метаморфоз» Овидия о Пираме и Тисбе. Безусловно, Шекспир в значительной степени осложнил и раскрасил повествование.

По Овидию, Пирам и Тисба, принадлежавшие к двум враждующим семействам, полюбили друг друга и встречались тайно. Однажды, на одной из назначенных встреч, Тисба, пришедшая раньше, натолкнулась на львицу, возвращавшуюся с охоты с перепачканной в крови пастью. Убегая, Тисба уронила плащ. Львица разодрала его, измазав лоскуты кровью своей предыдущей жертвы. Придя на свидание, Пирам увидел плащ своей возлюбленной, разорванный и в крови. Дальше – известная история. Пирам подумал, что Тисба погибла, и предпочел умереть рядом с ее плащом. Вышедшая из укрытия Тисба увидела труп Пирама. Она завещала дереву, у которого должно было происходить свидание, окрашивать свои плоды, забрызганные кровью любимого, в черный цвет и пронзила свою грудь мечом.

Такая мощная по своему воздействию история не могла не тронуть гения английской драматургии и не заставить его развить этот сюжет. Шекспир создал эффект современности происходящего, точно обозначив место действия. Для большей увлекательности и разветвленности повествования он значительно увеличил число действующих лиц (ведь у Овидия их только три).

В итоге, «Ромео и Джульетта» бередит человеческие души уже 409 лет и, я уверена, будет бередить до тех пор, пока живы люди, способные чувствовать: любить, страдать, бояться, отчаиваться и верить.

Конечно, история существования этой трагедии не закончилась с постановкой ее в лондонском театре ХVI века. В веке ХХ, с появлением кинематографа, ей суждено было стать экранизированной. Самыми известными являются фильм Франко Дзеффирелли 1968 года с участием Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга и фильм База Лурмена 1996 года с Леонардо ди Каприо и Клер Дэнс в главных ролях.

В десятый раз пересматривая последний, я впервые действительно ощутила мощь этого древнего сюжета. В моей голове с нефиксируемой скоростью замелькали мысли, постепенно превращающиеся в тезисы, настигаемые выводами. Я решила привести все это в надлежащий порядок.

И вот к чему я пришла.

Начнем с самого фильма. Конечно, постоянно срывающийся на слезы Ромео несколько усыпил мое сострадание (ничего не могу с собой поделать, но не терплю плачущих мальчиков). Кроме того, бросается в глаза его чрезмерная чувствительность к физической боли. Но это все мелочи и может быть списано на его юный возраст. Огромную симпатию вызывает Меркуцио. Талантливая и завораживающая актерская игра, несколько комичный сначала, но безусловно трагичный в конце образ.

Абсолютно во всем остальном постановка мне показалась хорошей, хоть я и не привыкла хорошо отзываться о голливудской продукции. Но, возможно, критическое отношение к ней – просто наш очередной стереотип?

Во время просмотра я поймала себя на том, что перестала называть эту историю трогательной. На мой взгляд, трогательное вызывает умиление. Позвольте, но какое умиление может вызвать смерть двух детей во имя любви? Не думаю, чтобы современное понятие о юношеском максимализме и идеализме имело к этому отношение. Здесь же задеты самые сильные чувства. Каждую минуту ощущаешь, что дело идет о жизни и смерти.

А незадолго до финала, памятуя об исходе, я вдруг поняла, что это вовсе не трагедия. Чем хуже стало Ромео или Джульетте? Они добились своего – остались навсегда вместе. Да, великой ценой. Но, значит, жизнь, земное существование стоят меньше. Если допустить реальность загробной жизни, то кто счастливее этих двоих? Ведь справедливость восторжествовала: семейства поняли гибельность своей вражды, все получили по заслугам. Шекспир показал нам тщетность земных распрей, влекущих за собой бедствия. Он показал, как фатальна бывает случайность, когда Ромео в изгнании не получает письма от отца Лоренцо. И как величественна победа истинной любви над выдуманными человеком ценностями.

В конце концов, почему нельзя считать эту смерть заслуженной наградой? И что было бы дальше, случись все согласно замыслу пастора? Не думаю, что Монтекки помирились бы с Капулетти. Ведь если бы их на это не толкнуло общее несчастье, не поняли бы они своих ошибок!

В любом случае, чтобы окончательно осмыслить эту «печальнейшую повесть», следует еще не раз посмотреть фильмы и перечитать ее. Не уверена, что это осмысление сможет что-то кардинально изменить, но, по крайней мере, оно способно обострить наши чувства, заставить задуматься и, если на то пошло, поделиться своими соображениями.  

Инна Попова , студентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков