Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3689), 29 декабря 2004 года

«Мужеством
я вооружаюсь для терпения» — ещё Мишель Монтень
предвидел долгие терминологические споры
о толерантности

По окончании дискуссии мы обратились к Людмиле Георгиевне Почебут, возглавляющей центр «Толерантность» на психологическом факультете. Профессор кафедры социальной психологии СПбГУ выглядела слегка растерянно.

 

— Людмила Георгиевна, как на ваш взгляд, дискуссия удалась?

— Трудно сказать, я представляла себе все немного по-другому...

— Чем это можно объяснить?

— Может быть, ребята не очень справились с анализом понятия толерантность. Оно ведь на самом деле очень непростое. В русском языке понятие это появилось только недавно... Пришло к нам из Европы. 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО приняло декларацию принципов толерантности. Под толерантностью там понимается способ гармоничной жизни в сообществе. Для Европы это прекрасно подходит: социокультурная общность сложилась здесь довольно давно. Еще Мишель Монтень писал: «Мужеством я вооружаюсь для терпения». Первым после Варфоломеевской ночи и религиозных войн! Генрих IV прислушался к своему придворному философу и провозгласил Нантский эдикт, восстановивший мир между протестантами и католиками. Дальше идеи толерантности на европейской почве лишь укреплялись. Вольтер говорил: «Я не согласен с вашим мнением, но готов отдать свою жизнь за то, чтоб вы могли его высказать». Совсем другая обстановка сложилась в Соединенных Штатах. Подтверждение тому – войны последних пятидесяти лет в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Ираке. Речь идет об активной интолерантности, навязывании своих представлений о мире, своей экономической и политической модели, культуре. В России понятия толерантности нет, но есть понятие терпения и смирения с окружающей действительностью. А это немного не то...

— Почему? Разве при проявлении толерантности человеку не приходится переступать через какие-то свои предубеждения или негативные настроения? Мне совсем не кажется, что терпение — это неудачное слово. Терпимость совсем не обязательно должна иметь негативную коннотацию...

— Дело здесь в эмоциональной составляющей. «Мне не нравится, но на когнитивном уровне я понимаю, что у другого человека есть свои права. Поэтому я должен силой воли и мужества (как говорил Монтень) держать себя в руках». В данном случае когнитивный уровень контролирует поведение. Когда человек вынужден что-то терпеть, когнитивный уровень не держит поведение под контролем — человек просто сдается. Поэтому терпимость не отражает всех аспектов толерантности. Толерантость очень сложное и неоднозначное понятие, осознанию которого мы всячески стараемся способствовать. Сейчас в России принята государственная программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе. (Руководителем является А.Г. Асмолов, профессор МГУ.) В её рамках мы и создали свой Центр толерантности на факультете психологии СПбГУ: сейчас мы проводим конференции, круглые столы и участвуем в аналогичных мероприятиях, занимаемся научно-исследовательской и издательской деятельностью. Нашей целью является разностороннее изучение и пропагандирование толерантности как необходимой части общественного сознания.

— Так что же такое толерантность?

— В декларации принципов она понимается как «уважение, признание и принятие другого человека». Признание права другого человека на собственное мнение, культуру, свою веру очень важно. В то же время право никогда нельзя отделять от обязанностей. Поэтому другой человек должен признавать и наши права. Это обоюдный процесс.

— А если другой человек наши права не признает? Как мы должны себя вести, оставаясь толерантными?

— Это вопрос о границах толерантности. На сегодняшний день философия и социология выработали два критерия определения таких границ. Во-первых, если мои права нарушаются, то я тоже имею право быть интолерантным, могу отстаивать свою позицию. Второй критерий – это вопрос манипуляции. Если я чувствую, что мне пытаются навязать чужую точку зрения, то я вынужден защищаться. Поэтому толерантность можно определить как признание прав и интересов другого при готовности защищать свои права и интересы.

— Может быть, во время дискуссии стоило сконцентрировать внимание именно на проблеме определения границ толерантности, на живых примерах? Это могло бы придать обсуждению большую остроту.

— Может быть, но дискуссии-то, собственно, и не получилось... К сожалению, студенты не смогли глубоко проанализировать проблему.

— А чего ожидали вы, организуя эту встречу?

— Собственно, инициаторами вечера выступили не мы, а движение «Лидеры новой эпохи». Они пришли к нам и предложили провести дискуссию по проблемам толерантности. Так как мы являемся центром, главнаязадача которого — изучение толерантности, то мы пошли им навстречу. Тем более что ребята представились как Санкт-Петербургский студенческий дискуссионный клуб. Мы думали, что студенты разных вузов Санкт-Петербурга придут в СПбГУ и обсудят важную для всех проблему, а выработанное понимание толерантности понесут в свои вузы. К сожалению, дискуссии не получилось. Получилось навязывание своего мнения вот этими лидерами, в результате чего все прошло на довольно поверхностном уровне. Такая легкая манипуляция. Боюсь, что практический выход из дискуссии оказался нулевым. Больше факультет психологии «лидеров новой эпохи» приглашать для совместных мероприятий не будет. Однако различные аспекты толерантности, безусловно, заслуживают самого пристального внимания и обсуждения.

Постскриптум

Спустя неделю после приснопамятного дня сотрудники центра «Толерантность» психологического факультета СПбГУ выяснили, что движение «Лидеры новой эпохи» принадлежит к так называемой секте Муна, одним из главных направлений деятельности которой является вовлечение в свои ряды учащейся молодёжи — от школьников до студентов. «Лидеры новой эпохи» продолжают активно работать в университетах города, общежитиях, дискуссионных клубах. Стараясь быть толерантными, сохраняйте бдительность и здоровую иронию.  

Материал подготовил
Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков