Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 29 (3688), 10 декабря 2004 года

О стратегическом плане развития
факультета психологии

Большие открытые пространства, беложелтые стены, веселые толпы студентов. Да, давненько я не была на факультете психологии. Года два назад он удручал мрачными темно-синими стенами и тоскливым воем собак, доносящимся со двора, захламленного какими-то причудливыми железяками.

 

– Лариса Александровна, – обращаюсь я к декану факультета психологии Л.А.Цветковой, – признайтесь, это какой-то психологический ход – так радикально изменить интерьер.

– Естественно, без психологического подхода не обошлось, – улыбается Лариса Александровна, – ведь то, что нас окружает (различные параметры среды), существенным образом влияет на работоспособность, возможность воспринимать информацию, получать удовольствие от работы и процесса обучения.

– Бытие определяет сознание?

– А как же. Обязательно определяет. Мы пытаемся расширять пространства, на которых существуем. Загляните в наш дворик. Однажды я случайно споткнулась о какой-то камень, наклонилась, посмотрела, а это кусочек гранитного бордюра. Мы попробовали снять верхние наслоения земли, асфальта и обнаружили прекрасно сохранившиеся гранитные ограждения. С этого началась реставрация нашего дворика: разбили клумбы, поставили скамейки точно такие, как в Летнем саду – дух Петербурга должен присутствовать даже в таких мелочах... В результате мы получили место, где сегодня проводим праздники, встречи. В день посвящения в студенты устроили даже настоящий фейерверк.

– То, о чем вы говорите – овеществленное развитие факультета, а информационный повод, который сегодня привел меня к вам – план стратегического развития факультета, озвученный на недавнем заседании Ученого совета университета. Если не возражаете, я процитирую некоторые места из него и попрошу вас прокомментировать отдельные положения:

«Факультет психологии сегодня – это:

14 кафедр; 225 преподавателей; 2046 студентов, из них 879 обучается на дневном отделении, 518 на вечернем, 450 на заочном, 189 получают второе высшее образование; 115 слушателей обучаются на отделении переподготовки; 160 аспирантов, из них на дневном отделении 83, на заочном 77, 114 соискателей; 12 докторантов.

Миссия факультета: быть центром интеграции научно-исследовательской, прикладной и образовательной деятельности профессионального психологического сообщества при решении перспективных и актуальных задач психологии в социальных, политических и экономических областях.

Стратегические приоритеты:

1. Обеспечение единства психологической науки, практики и образования.

2. Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета.

3. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов.

4. Интеграция факультета в мировое психологическое сообщество.

1. Обеспечение единства психологической науки, практики и образования.

1.1. Интеграция приоритетных направлений фундаментальных и научно-прикладных исследований и направлений подготовки психологов.

Выделены четыре ключевых тематических области, вокруг которых концентрируются и объединяются усилия сотрудников факультета, как в научных исследованиях, так и в подготовке психологов:

Психологические вопросы человекознания. Фундаментальные исследования.

Психология развития.

Психическое здоровье и адаптация.

Психологические проблемы национальной конкурентоспособности.»

– Я хотела бы особо остановиться на позиции, которая озаглавлена у нас «миссия факультета», – говорит Лариса Александровна. – Да, мы не скрываем, что хотим стать основным центром образования и науки в области психологии. Сначала хотя бы на Северо-Западе, а потом, как знать, может быть, и всей России. Для этого есть все основания. Наш исторический опыт, наша ленинградская, а теперь петербургская школа психологии базируется на сочетании теории и экпериментально-практического подхода. Вторая составляющая восходит еще к И.П.Павлову и В.М.Бехтереву, которые были основоположниками нашей школы, и мы продолжаем эти традиции. На факультете сегодня практика занимает все большее место. Этим мы в основном отличаемся от московской школы, которая более склонна к философскому подходу в изучении психологии человека. Сейчас психология востребована как прикладная область знания, востребованы практики, поэтому главный наш посыл – объединение науки, образования, а главное, практики. В этом наш подход смыкается с общим стратегическим планом развития всего университета. Между прочим, в этом году в Пекине состоялся XXVIII Всемирный конгресс психологов, на котором выступил лауреат Нобелевской премии по экономике Дэниел Канеман, который особо подчеркнул, что для расчета потребительской формулы они применили новейшие практические разработки, связанные со спонтанным выбором. Это лишний раз доказывает встроенность психологической науки во многие сферы исследований, на первый взгляд далекие от чистой психологии. Но кроме традиций у нас есть и другие основания считать наши задачи вполне решаемыми. Недавно мы, наряду с МГУ, принимали активное участие в разработке образовательных стандартов нового поколения. В частности, требований к квалификации бакалавров и магистров. Совершенно очевидно, что сегодня в новых образовательных стандартах должен быть усилен прикладной аспект, поскольку современная жизнь требует психологов-практиков. Мы продолжаем пользоваться системным подходом изучения человека в изменяемом мире, который предложил еще Б.П.Ананьев. Короче говоря, сочетаем лучшее, что наработано за многие годы развития психологии в России, и учитываем современные вызовы, которые диктует картина быстро изменяющегося мира.

– Что вы понимаете под словами «психология развития», которые вписаны в ваш стратегический план?

– Продолжая мысль об изучении человека в целом, можно сказать, что нас интересуют изменения, которые происходят с индивидуумом в изменяющемся мире. Нас интересует, как средняя школа формирует психологию, как функционирует сегодня семья, мы наблюдаем кризис института семьи и одновременно отмечаем, что именно в семье закладываются психологические устои, которые тесно связаны с моралью. Мостиком к психологическому здоровью является индивидуальный выбор профессии. Многие проблемы человека вызваны неадекватным выбором своего места в обществе, и здесь очень помогают превентивные программы. У нас на факультете открыт консультационный центр, который помогает абитуриентам определиться. Таким образом, психология развития выходит на исследования психического здоровья и адаптации человека. Мы должны помочь приобрести и сохранить устойчивость личности через преодоление неадекватных и кризисных ситуаций. Еще лет пять назад у нас этими вопросами занимались консультанты с Запада, но за последние годы мы пришли к выводу, что это непродуктивно. Наше общество отличается от западного прежде всего своей культурой, которая тяготеет к коллективизму, соборности, поэтому советы западных консультантов у нас не работают. Мы же успешно помогаем среднему и малому бизнесу в решении практических вопросов взаимоотношений внутри коллектива и с социумом. Отсюда перекидывается мостик к решению психологических проблем национальной конкурентоспособности, решению которых мы тоже уделяем огромное внимание. Главное для нас – постоянно быть востребованными, и сегодня, кажется, мы начинаем ощущать востребованность во всех сферах нашей деятельности. Это значит, что психологическая культура постепенно прививается в обществе. Без ложной скромности надо сказать, что мы много сделали для этого. Конец XX и начало XXI в. ознаменовались полным сумбуром в головах. Слились представления о психологах и психопатологах, психиатрах и психоаналитиках, появились шаманы, колдуны, «связники» с космическим разумом, поэтому просветительская работа всегда являлась и является для нас важнейшей задачей: мы выступаем с публичными лекциями, пользуемся любой возможностью представить свои программы на телевидении, на радио, в прессе.

– Лариса Александровна, с вашего позволения, я продолжу цитирование стратегического плана.

«1.2. Интеграция кафедр факультета для обеспечения единства научных исследований, практики и образования.

14 кафедр факультета объединяются в 4 группы (соответствующие выделенным выше 4 тематическим областям) для интеграции направлений научно-прикладной работы кафедр и содержания образовательных программ, а также разработки инструментальных средств диагностики и интервенции. Каждой группе кафедр придается учебно-научная лаборатория, обеспечивающая проведение исследований и образовательный процесс. Созданный ранее Психологический центр обеспечивает организацию практик студентов и прикладных исследований, проводимых преподавателями с участием студентов. В ближайшей перспективе необходимо создать Учебно-научный институт психологии, которой мог бы координировать деятельность уже созданных учебно-научных подразделений и кафедр факультета и стать базой как для исследовательской работы, так и учебного процесса.

Группа 1. Фундаментальные исследования (психологические вопросы человекознания).

Группа 2. Психология в образовании и воспитании (психология развития).

Группа 3. Психология в здравоохранении и коррекционная психология (психическое здоровье и адаптация).

Группа 4. Психология национальной конкурентоспособности.

1.3. Совершенствование инфраструктуры научных исследований и учебного процесса

Научно-исследовательскому центру факультета (в перспективе, возможно, Учебно-научному институту психологии) совместно с кафедрами факультета:

  • Создать и поддерживать базу первичных данных научных исследований, с тем, чтобы обеспечить преемственность и возможности дальнейшего развития уже проведенных научных исследований, а также сравнения и более широкого анализа полученных данных.
  • Пополнять библиотеку полнокомплектных методических разработок (стимульный материал, психометрические характеристики, компьютерные программы обработки диагностических данных) преподавателей факультета, образующих «золотой» методический фонд факультета, его главный нематериальный актив, обеспечивающий основу обучения студентов, проведения научных исследований с гарантированным качеством, возможность практической работы выпускников, преемственность и сохранение традиций научной работы факультета психологии СПбГУ.
  • Для выявления «точек роста» психологической науки проводить информационный мониторинг зарубежных и отечественных публикаций в интересующих факультет проблемных областях психологии.
  • Развивать базу для экспериментальных исследований, психологического практикума и практики студентов с использованием аппаратурных методик (приборы, компьютерные программы, методические материалы и пр.) в кооперации с Институтом психологии РАН.

2. Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета.

В России рынок психологических услуг находится пока еще в стадии становления. Появляются новые направления деятельности психологов. В итоге возникает разрыв между содержанием образования психологов и требованиями практики. Вторая проблема в этой области – отсутствие системы повышения квалификации специалистов-психологов с целью знакомства с новыми теоретическими разработками и обучения новым технологиям. Поэтому стратегической задачей факультета является создание такой системы подготовки психологов, которая, во-первых, обеспечивает постоянную коррекцию содержания образования в соответствии с требованиями практики, а во-вторых, позволяет психологам продолжать свое образование на протяжении все профессиональной карьеры. Для решения этой задачи необходимо разработать модель компетенций психолога, обеспечивающую профессиональную успешность, а также развернуть систему непрерывного образования психологов, поддерживающую и развивающую эти компетенции. Кроме того, необходимо создать в России систему контроля качества профессиональной деятельности (систему добровольной сертификации), побуждающую специалистов заботиться об уровне профессиональной подготовки.

2.1. Продолжить разработку модели компетенций выпускников факультета.

2.2. Обеспечить соответствие существующей системы подготовки психологов разработанной модели компетенций, как в содержательном, так и в методическом плане.

2.3. Разработать систему инвестирования образовательных проектов (заказ на разработку курсов, методических материалов, диагностического инструментария, программ интервенции), в том числе с привлечением сторонних инвесторов.

2.4. Внедрить модель компетенций психолога в федеральные образовательные стандарты.

2.5. Создать на базе факультета систему непрерывного образования психологов (развитие системы постдипломного образования, повышения квалификации, дополнительных образовательных программ, краткосрочных семинаров и тренингов).

2.6. Развивать систему активного продвижения образовательных услуг на рынок с использованием психологических технологий (использование результатов профессиографических исследований, исследований профессиональных предпочтений и профессионального самоопределения школьников, использование созданной на факультете системы профконсультации как инструмента работы с абитуриентами и т.д.) с тем, чтобы привлечь на факультет профессионально пригодных абитуриентов и обеспечить высокую квоту отбора (в том числе на платные формы обучения).

2.7. Создать и зарегистрировать с участием Российского психологического общества систему добровольной сертификации психологов (на основе международных стандартов).

3. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов.

3.1. Выделить стратегических партнеров факультета (прежде всего другие факультеты университета).

3.2. Определить и согласовать тематические области, в которых возможно продуктивное сотрудничество со стратегическими партнерами факультета в проведении междисциплинарных научных исследований.

3.2. Разработать образовательные программы (семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации и т.д.) совместно с факультетами-партнерами для подготовки специалистов, обладающих знаниями в смежных областях. Факультеты Санкт- Петербургского университета имеют огромный потенциал кооперации в подготовке специалистов с уникальными сочетаниями компетенций, отвечающими самым разнообразным запросам науки и практики.

4. Интеграция факультета в мировое психологическое сообщество.

4.1. Развивать международные проекты, имеющие высокую социальную значимость и являющиеся предметом внимания международного сообщества (прежде всего в области психического здоровья и адаптации: превенция наркомании, интегрированное обучение и комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и развития, профилактика и коррекция девиантного поведения и т.д.).

4.2. Разработать и проводить активную информационную политику и добиться лидерства в России в коммуникациях с международным психологическим сообществом (используя весь комплекс средств: партнерство с ведущими зарубежными университетами, организацию международных конференций, систему платных семинаров и краткосрочных курсов для психологов-практиков с привлечением иностранных специалистов, рекомендации российским издательствам-партнерам по изданию переводов, представляющих интерес для психологов в России, заключение долгосрочных договоров по научному редактированию, обеспечение доступа к зарубежным психологическим электронным библиотекам, пополнение библиотеки факультета зарубежными изданиями, публикацию обзоров, составление и публикацию каталогов имеющихся на факультете материалов и т.п.).

4.3. В рамках системы добровольной сертификации выполнять экспертную и консультативную функции при адаптации зарубежных психологических методик, проводить просветительскую работу, информируя пользователей психологических услуг о случаях применения зарубежных методик, не отвечающих психологическим стандартам.

4.4. Внедрить международные стандарты представления данных эмпирических психологических исследований в практику оценки всех исследовательских работ, выполняемых на факультете, начиная с курсовых работ».

– Извините за столь пространное цитирование, но мне показалось, что лучше, чем записано у вас в документе, не скажешь о единстве образовательного процесса, научных исследований и внедрения их в практику. Однако в вашей программе ни слова не сказано о социальной поддержке сотрудников факультета. Это сделано намеренно?

– Отчасти да. Мы разрабатывали программу образовательного и научного развития факультета. Что касается социальных программ, то мы считаем, что сегодня человек должен брать ответственность на себя, не полагаясь ни на кого, в том числе и на государство, быть ответственным за свою жизнь, психологически грамотно встраиваться в систему новых отношений, стремиться к максимальной самореализации. Задача администрации факультета – дать стимул к такому развитию. Большое внимание сегодня мы уделяем молодым ученым и преподавателям. Причем «выращивать» их начинаем со студенческой скамьи. Мне нравится активность наших студентов, которые по линии СНО стали выпускать свою газету, в которой пишут о факультетских праздниках, конференциях, семинарах, рассказывают о знаменитых ученых, делятся своими представлениями о мире. Именно студенты принимали активное участие в благоустройстве нашего факультета, старшекурсники открыли центр психологической поддержки, куда обращаются студенты с самых разных факультетов.

Ну, а что касается молодых преподавателей, то, во-первых, будем способствовать их материальному обеспечению. Уж если мы делаем ставку на молодых, должны обеспечить им приличный уровень доходов, а во-вторых, дать возможность для интересных исследований, заинтересовать их перспективными программами. Все новое и лучшее в достижениях психологической науки должно быть у нас – своеобразный психологический учебно-научный центр современного уровня.

Возвращаюсь к вашим словам о социальной поддержке. Мы ее не декларируем, однако все наши преподаватели получают доплату из внебюджетных средств. К сожалению, все одинаковую. И это, пожалуй, ресурс, который мы будем развивать. Думаю, что мы сможем доплачивать гораздо больше тем, кто неустанно повышает квалификацию, использует в исследованиях и преподавании новые методики, заинтересован в практическом обучении. Обладание большим личностным ресурсом – это, пожалуй, наиболее высоко ценимое качество психолога, потому что это его важнейший инструмент психического влияния на молодую аудиторию. Суммируя сказанное, прежде всего, мы будем социально поддерживать людей креативных, творчески влияющих на интенсификацию учебного и научного процессов. К социальным проектам можно отнести открытие новой столовой для студентов и преподавателей. Около 3 млн рублей мы потратили на реконструкцию из наших внебюджетных средств.

– Лариса Александровна, сегодня мы только вскользь коснулись основных целей, стоящих перед факультетом психологии. Мне кажется, что нашим читателям в университете будет интересно узнать и о разнообразной студенческой жизни, и о конференциях, которые обсуждают важнейшие проблемы сегодняшнего дня, и о людях, вдохновляющих молодежь на учебные и научные подвиги. Мы обязательно продолжим рассказывать о вашем факультете, еще не раз встретимся на страницах журнала.

– Да, у меня тоже такое впечатление, что я рассказала совсем немного. С удовольствием продолжу общение с читателями «Санкт-Петербургского университета».  

Беседовала Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков