Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 29 (3688), 10 декабря 2004 года

Говорят и пишут, не зная языков

Еще в субботу вечером передали штормовое предупреждение. Но утром в воскресенье 21 ноября — сквозь метель, пургу и шквальный ветер, стремящийся сбить с ног или хотя бы пригнуть к земле — по Университетской набережной школьники, группами и поодиночке, пробирались к уютному и теплому зданию филологического факультета. В вестибюле быстро отряхивались, в аудиториях отогревались — и, с места в карьер, бросались решать задачи. На филфаке проходила XXXV Открытая традиционная олимпиада по лингвистике и математике. Олимпиада, согласитесь, необычная: лингвистику в школах не преподают — а соревнования устраивают уже в 35-й раз! И более того: олимпиада проходит одновременно в Москве и Санкт-Петербурге — по одним и тем же задачам. Как же ребята их решают?

— В этом и смысл олимпиады. Ребята решают логические задачи на материале разных языков — восточных, африканских, латиноамериканских, древних. Решают, не зная языков. Составляют слова и фразы, говорят и пишут по-зулусски, на юкатекском, к примеру, или на языке сапотек Сан-Лукас-Кьявини, опять же не зная этих языков, — объяснил Сергей Юрьевич ДМИТРЕНКО, ученый секретарь Института лингвистических исследований РАН, один из организаторов олимпиады в Петербурге. — Но закономерности, которые они выявляют в процессе решения, точно так же работают и в реальном научном лингвистическом исследовании. Вот что важно!

Олимпиада по лингвистике и математике впервые состоялась в 1965 году на базе отделения структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ и регулярно проводилась до 1982 г. После перерыва была возобновлена в 1988 г. В Санкт-Петербурге олимпиада проводится ежегодно с 1996 года — уже девятый раз. Организатором ее на берегах Невы стал филологический факультет СПбГУ. В разные годы в организации и проведении Олимпиады в нашем городе также принимали участие Институт лингвистических исследований РАН, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Петербургское лингвистическое общество. В этом году первый тур олимпиады собрал около 400 школьников Петербурга.

— Мы предлагаем задания для учащихся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов. Но нередко в олимпиаде принимают участие и семиклассники, и более младшие ребята, — рассказал С.Ю.Дмитренко.

— И как правило, один из дипломов за победу среди восьмиклассников получает... семиклассник, — добавил другой организатор олимпиады Станислав Борисович ГУРЕВИЧ, преподаватель Аничкова лицея.

— Откуда берутся задачи?

— Очень часто — из реальной исследовательской практики. Поехал, например, ученый в экспедицию, обнаружил какое-то новое интересное языковое явление, исследовал его, написал об этом статью — и заодно составил задачу, — объяснил С.Ю.Дмитренко. — Подготовка задач — очень сложное дело, на целый год — от одной олимпиады до другой. До 1999 года авторами были исключительно москвичи, потом включились и петербургские лингвисты, позже — болгары, американцы.

— А на Международных олимпиадах по лингвистике и математике есть правило: новые задачи не должны повторять языки и явления прошлых лет, — сообщил С.Б.Гуревич, который был членом жюри 2-й международной олимпиады в сентябре 2004 г. — Кстати, петербургская команда оба раза выступила очень хорошо. В 2003 г. (в Болгарии) у нас было второе командное место, а также 1-й и 3-й дипломы в личном зачете. А в 2004 г. (в Москве) Петербург был первым в командном соревновании с большим отрывом от остальных, и плюс 3-е личное место. А на международных олимпиадах кроме команд Москвы и Петербурга выступали команды из Болгарии, Латвии, Эстонии, Нидерландов, Польши, Чехии.

— Поговаривают, что скоро будет участвовать еще и Турция. Это отрежет значительный пласт задач, основанных на тюркских языках, —продолжил С.Ю.Дмитренко. — А если еще и Грузия включится, тогда выпадает еще целый «блок» явлений, популярных у составителей задач ... Останутся только африканские языки, американские да еще северные, полинезийские... Правда, несколько задач, я помню, были с использованием, скажем, “блатной фени” или эсперанто. Процесс проверки решений, как мне объяснили, очень сложный. Каждую задачу проверяют несколько человек, членов оргкомитета олимпиады. Оценивают решение по 5–8 критериям. Случалось и такое, что школьник находил вариант, который не предусмотрел автор задачи. Если это решение (хотя его и называют “паразитическим”) приводит к правильному результату, то оно засчитывается. Причем правильность здесь — не просто совпадение с ответом, а реальный алгоритм, который работает.

По результатам их решений из четырех сотен участников первого тура отберут 100–150 лучших. Они пойдут на второй тур олимпиады 5 декабря, на котором и определятся призеры Олимпиады в Петербурге. А уж из победителей будут сформированы команды для участия в 3-й международной олимпиаде.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков