Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 27 (3686-3687), 26 ноября 2004 года

Неизвестный
Бортнянский
с любовью из Америки

Стиль барокко – это еще и старинные музыкальные инструменты, услаждавшие своим божественным звучанием утонченный слух русских царей и цариц, придворных дам и кавалеров, танцевавших менуэты и гавоты в скрытом за вуалью времени, таинственном XVIII веке. Но сегодня в Консерватории нашей Северной Венеции, увы, нет кафедры барочной музыки. И только Москва и еще несколько городов мира могут похвастаться подобной экзотикой.

Поэтому, когда молодой американский дирижер Стивен Фокс в 2001 году создал оркестр Musica Antiqua St.-Petersburg – первый в Петербурге оркестр аутентичных инструментов, для этого оркестра были собраны барочные инструменты и музыканты со всего мира. Эти уникальные музыканты специально обучались исторической технике игры на аутентичных инструментах. Первое выступление оркестра состоялось 7 мая 2001 года в Малом зале петербургской Филармонии. Что сразу стало заметным событием музыкальной жизни культурной столицы России. За последние годы оркестр неоднократно выступал на многих концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, успешно гастролировал в США и записал несколько компакт-дисков.

Стивен Фокс

Стивен Фокс

Новый же проект Стивена Фокса удивил своей смелостью даже профессиональных музыкантов. Имея в своем распоряжении финансовую поддержку двух американских благотворительных фондов, двадцатишестилетний дирижер из Нью-Йорка решил подарить России музыкальный шедевр – оперу Д.С.Бортнянского «Сын-соперник», которая еще никогда не исполнялась в России: поставить эту оперу на сцене одного из лучших театров Петербурга – Эрмитажного, пригласив лучших молодых петербургских певцов и собрав воедино свой барочный оркестр, – самому встать за пульт дирижера и умело, как единым организмом, руководить оркестром, собранным со всего мира. У Стивена не было ни партитуры, ни либретто, ни денег...

Но талант и фанатичная преданность своей профессии помогли молодому и одержимому высокой идеей музыканту преодолеть все преграды. Либретто и партитура много лет ожидали неутомимого исследователя в «вековой пыли» английских архивов, в стране, где Стивен совершенствовал свое дирижерское мастерство под сводами Лондонской Королевской Академии музыки. Благотворительные фонды также не остались безучастными к музыке русского композитора...

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825 гг.) – выдающийся композитор и хоровой дирижер, сначала закончил, а впоследствии почти 30 лет возглавлял Придворную певческую капеллу в Петербурге. В юности, после получения музыкального образования, он в течение 10 лет учился в Италии, где и прославился как оперный композитор. По возвращению в Россию Бортнянский писал симфонические и камерные сочинения, сонаты, хоровые концерты и оперы. Известны три его оперы: «Празднество сеньора», «Сокол» и написанное в 1787 году в России в Павловске его лучшее произведение «Сын-соперник». Либретто на французском языке написал швейцарец Франц Герман Лефермьер, состоявший на службе «при малом дворе» императора Павла в должности библиотекаря, преподавателя французской литературы и чтеца.

В основу либретто положен сюжет, использованный немецким драматургом Ф.Шиллером в поэме «Дон Карлос», очень популярной в то время. Сын влюбляется в невесту отца, и девушка отвечает ему взаимностью. Но сюжет на самом деле сложнее, чем кажется в начале оперы. Помимо главного любовного треугольника развиваются еще несколько сюжетных амурных линий среди друзей и слуг главных героев. Это и придает опере комическую окраску. Тайные свидания, любовная лихорадка и бесконечные страдания героев утонченно и страстно получили свое воплощение в прекрасной музыке Бортнянского, которая после стольких лет глубокого сна и забвения, как внезапно растаявшая ледяная глыба горного водопада, вдруг пролилась серебряными звуками под сводами Эрмитажного театра, лучшего в мире места для исполнения барочной музыки. Аутентичное исполнение оперы оркестром Musica Antiqua St.-Petersburg создает ощущение причастности к галантному XVIII веку, в конце которого в Петербурге, словно русла трех рек, сошлись три европейские культуры: итальянская, французская и русская. Синтез этих культур был подготовлен всем предшествующим развитием русской музыкальной мысли. И это не могло не найти своего отражения в музыке Бортнянского.

В соответствии с традициями того времени в начале третьего акта прозвучала как музыкальная вставка «Симфония до-мажор» М.С.Березовского (1770 год). Предположительно это первая русская симфония. Ноты этой симфонии Стивен Фокс обнаружил в римском архиве «Дория Пактили».

Тринадцатого ноября 2004 года оперу впервые прослушали около 300 ценителей аутентичного исполнения старинной музыки, съехавшиеся в город на Неве со всего мира. Четырнадцатого же ноября оркестр Стивена Фокса дарил эту старинную оперу петербуржцам – тонким ценителям русской барочной музыки. Музыка звучала, и как звучала! Словно волшебная машина времени переносила присутствующих назад на 200 лет, во времена прекрасных дам и галантных кавалеров. В наше непростое смутное время эта опера учила людей светлому и доброму, учила любить и прощать, а в финале великодушие Дона Педро наполняло окружающих радостью. Мастерство молодых исполнителей, их неподкупная искренность и талант, окутанные загадочным флером изящной старинной музыки, гармонично соединялись с неистовством и великой страстью, бурлящей в душе молодого американского дирижера, человека, влюбленного в Россию, в Петербург и в русское искусство. Исключительное чувство ритма, необыкновенное ощущение стиля музыки и влюбленность в эпоху позволили дирижеру стать властелином музыкантов, над которыми он возвышался, как господь Бог, управляя ими и соединяя звучание отдельных инструментов в божественный единый звукой поток. Необыкновенный звук странных инструментов был вызван тем, что в них использовались натуральные жильные, а не металлические струны. О, как пела барочная скрипка под волшебным смычком концертмейстера!

Этот оркестр заметно отличало необычное разнообразие духовых инструментов: деревянные флейты и гобои, медные валторны, старинные фаготы и кларнеты. В течение всей оперы над залом царил нежный дух старинного клавесина, партию которого исполняла Ольга Филиппова.

Но вот опера закончилась, на сцене опустился занавес с двуглавым российским орлом, держащим в лапах лиру – утраченный музыкальный шедевр был возвращен россиянам. А молодость Стивена Фокса дает надежду, что впереди его ждут новые блестящие проекты, может быть, даже более значительные.

И певцы, и музыканты исполняли оперу с искристым остроумием и теплотой, пленив и очаровав этим слушателей.

Они были ведомы своим лидером – молодым дирижером Стивеном Фоксом, передающим им энергию и энтузиазм, а также демонстрирующим настоящее понимание стиля XVIII века.  

Елена Зевельт

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков