Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 27 (3686-3687), 26 ноября 2004 года

Химия –
в центре естественных наук

В этом году мы – корпорация химиков Санкт-Петербургского государственного университета – отмечаем двойной юбилей: 75-летие химического факультета и 70-летие Научно-исследовательского института химии. Химический факультет в Ленинградском университете был организован постановлением Совнаркома РСФСР 18 июня 1929 года, стал хронологически первым химическим факультетом в отечественных классических университетах и 1 сентября того же года принял своих первых студентов. Пятью годами позже, 16 апреля 1934 года, был учрежден НИИ химии, также постановлением Совнаркома, и в этом постановлении было сказано: «Учредить в системе университета в качестве самостоятельных научно-исследовательских учреждений институты химии, физиологии, прикладной физики в целях превращения ЛГУ в одно из ведущих научно-учебных учреждений Советского Союза».

Д.В.Корольков, декан химического факультета

Д.В.Корольков, декан химического факультета

Формально нам меньше века, но в действительности мы много старше – ведь нашим трем первым кафедрам уже 136 лет! Мы ведем свою родословную от химического отделения физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Этот факультет был организован в университете почти два века назад, в 1819 году. В те годы физико-математическому факультету принадлежала кафедра химии, при которой существовала и химическая лаборатория. Первым профессором химии в университете стал М.Ф.Соловьев (заведовал кафедрой с 1819 г. по 1846 г.). С конца 1830-х годов в преподавании химии наметилась некоторая специализация, что было связано как с развитием науки, так и со структурными изменениями в нашем университете. Большая заслуга в этом принадлежала А.А.Воскресенскому, назначенному в 1838 году адъюнктом по кафедре химии. В 1868 году произошло знаменательное событие – разросшаяся кафедра разделилась и возникли три кафедры: общей и неорганической химии (ее возглавил профессор Д.И.Менделеев), органической химии (профессор А.М.Бутлеров) и аналитической и технической химии (профессор

Н.А.Меншуткин). Эти корифеи, творившие в разных областях химической науки, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей химии. И год 1868-й можно по существу считать временем фактического образования нашего химического факультета. С этого времени с нарастающей интенсивностью развивается педагогическая и исследовательская деятельность во всех основных направлениях химии. В 1914 году была организована самостоятельная кафедра физической и коллоидной химии под руководством профессора М.С.Вревского. Процесс охвата всех главных направлений университетского химического образования завершился.

В первой половине XX века и в последующее время идет интенсивный и перманентный процесс дифференциации химической науки. Это находит свое отражение в организации новых кафедр в структуре факультета, а затем и соответствующих отделов в структуре института. В настоящее время на факультете и в институте 30 кафедр, межкафедральных лабораторий и отделов. Структура химического факультета носит ярко выраженный классический характер. Образовательная и научно-исследовательская деятельность кафедр в их совокупности охватывает две трети всех имеющихся в современной химии направлений (а их, если верить специалистам, ныне более 50). Характеризуя наши кафедры, мы не раз можем сказать: “первая в нашей стране” (такова кафедра радиохимии) и даже “единственная в нашей стране” (такова кафедра квантовой химии), что, безусловно, почетно и приятно для нашего факультета и для нашего университета в целом.

Уже в новое время, ровно два десятилетия назад, факультет и институт составили единый Учебно-научный центр химии Санкт-Петербургского государственного университета. А в прошлом году в структуре Центра учрежден еще один институт – НИИ лазерных исследований.

Визитная карточка нашего Центра: почти 1000 студентов, аспирантов, стажеров, постдоков, докторантов, 500 научных, инженерно-технических и административных сотрудников, 300 кандидатов химических и физико-математических наук, профессорско-преподавательский корпус – 150 человек, из них 70 профессоров – докторов химических и физико-математических наук, 20 академиков и членов-корреспондентов РАН и других отечественных и иностранных академий, почетные члены российских и зарубежных научных и образовательных обществ, соросовские студенты, аспиранты, доценты и профессора, заслуженные деятели высшей школы России, заслуженные деятели науки Российской Федерации, главные редакторы и члены редколлегий ведущих академических изданий, лауреаты многих престижных отечественных и зарубежных премий, включая Государственные премии всех категорий, премии РАН, президента России выдающимся ученым, премии губернатора и правительства Санкт-Петербурга, премии МАИК и, конечно, университетских премий за педагогическое мастерство и научные работы. Университетские премии по науке присуждались 51 раз (1954 - 2004), и 37 раз (!) лауреатами становились химики!

На факультете реализуются образовательные программы 4-летней подготовки бакалавров по направлению «химия», 5-летней подготовки специалистов по специальности «химия», 2-летней подготовки магистров по направлению «химия». Подготовка дипломированных специалистов включает 33 специализации по химическим наукам, по этим специализациям студентам предлагаются около 200 специальных лекционных курсов, семинаров и практикумов. Для подготовки магистров разработана 31 авторская магистерская программа; эти программы охватывают все 11 полей магистерской подготовки в области химии. На факультете постоянно открываются новые направления педагогической деятельности, регулярно обновляются и модернизируются учебные планы, открываются новые специализации и направления. В своей содержательной части реализуемые на нашем факультете программы фундаментального химического образования во многих аспектах опережают образовательные программы даже ведущих зарубежных университетов.

В соответствии с принципом единства фундаментальной науки и университетского образования центральное положение химической ветви в естествознании в наступившем тысячелетии требует особой подготовки специалистов-химиков всех рангов, включая специалистов высшей научной квалификации, и, следовательно, особой системы университетского химического образования. Суть особенностей этой системы в том, что помимо базовой подготовки, необходима, как обычно, специализация, но специализация, строго подогнанная к проблематике смежных наук, и к тому же специализация весьма мобильная, с учетом возникновения новых направлений в смежных науках, с учетом появления принципиально новых и часто неожиданных задач, встающих перед цивилизацией в этом быстро меняющемся мире. Мы стремимся реализовать такую образовательную систему, которая не просто отвечала бы традиции, заложенной еще отцами-основателями, но базировалась на строго аргументированной концепции, отвечающей на вопрос – что же система химического образования должна давать подготавливаемому университетом специалисту в третьем тысячелетии. Главное в наших учебных планах – непременное отражение всех глобальных направлений современной химии (прежде всего следующих: реакционная способность химических соединений и динамика химических реакций как теоретическая основа химического естествознания, химия жизни или химия процессов жизнедеятельности как одна из главных частей науки о живом, химия материалов как решающая часть современных технологий, в том числе – медицинских технологий), то есть включение всех тех химических дисциплин, без которых ныне университетское химическое образование не может быть ни завершенным, ни совершенным. Мы постоянно помним слова нобелевского лауреата Э.Шредингера: «Мы унаследовали от наших предков острое стремление к цельному, всеобъемлющему знанию. Само название высших институтов познания – университеты – напоминает нам о том, что с давних пор и на протяжении столетий универсальный характер знаний – единственное, к чему может быть полное доверие».

Система университетского химического образования нацелена на подготовку специалистов, предназначение которых – работа в главных областях и направлениях современного естествознания. Среди естественнонаучных особо важно именно химическое университетское образование. Ведь общепризнано, что сейчас химия находится в центре наук о природе, является центральной дисциплиной современного естествознания, и нынешний этап развития человеческой цивилизации считают химическим. Специалисты-химики работают в различных сферах человеческой деятельности. Разве не показательно, что хранительницей фресок великого Дионисия в жемчужине Северной Руси – Ферапонтовом монастыре – уже более четверти века является выпускница университетского химфака! Поэтому главные принципы преподавания химии на нашем факультете исходят из очевидной и повсеместной неопределенности: априори неизвестно, в какой сфере выпускник химического факультета будет работать – в науке, в технологии или в просвещении, и непреложно, что он должен обладать знаниями, достаточными для адаптации к работе в любой из этих сфер.

Преподавание химии в Санкт-Петербургском университете принципиально основывается на том, что сейчас уже бессмысленно стремиться к полноте знаний в той или иной области химии по той простой причине, что из-за огромной информации эта цель теперь уже никогда не будет достигнута. Поэтому главной задачей университетского образования является воспитание у будущего специалиста: 1) знаний основ различных химических дисциплин, 2) владения их фундаментальными принципами, 3) способности к поиску проблем и их решению. Принципиальным достоинством такой постановки преподавания является необходимое сочетание проблемного и классического дидактического методов обучения. Принятая образовательная система не допускает однобокости в подготовке студентов химического факультета, способствует преодолению ущербного традиционализма. Система химического образования в классическом университете оперативно откликается на появление новых направлений в фундаментальной химии, в короткое время разрабатывает и вводит в программу обучения (в учебные планы) новые дисциплины в ответ на возникающие потребности в практической деятельности общества. Блистательным примером в этом отношении является не замедлившая со своим появлением экологическая химия или химия окружающей среды, главное содержание которой составляют исследования химических и биохимических процессов в окружающей среде, мониторинг химических соединений, изучение антропогенного воздействия на окружающую среду, моделирование последствий химического загрязнения окружающей среды, прогноз предельно допустимого уровня химического (включая радиоактивное) загрязнения окружающей среды, разработка химических средств ликвидации последствий такого загрязнения, разработка безотходных технологий.

В нашем Центре ведется широкомасштабная подготовка специалистов высшей научной квалификации, традиционно сильны аспирантура и докторантура, охватывающие почти все ВАКовские специальности по химическим наукам. В последние годы эта система дополнена институтом постдоков по трехлетней программе для молодых талантливых кандидатов наук.

В своей новой истории мы подготовили многие тысячи специалистов, многие сотни кандидатов и докторов наук.

Всем проходящим обучение в нашем Центре – от студентов до докторантов – предоставлена возможность с первых дней принимать участие в научных изысканиях, в решении актуальных и иногда совершенно неисследованных проблем, и не только собственно в химии, но и в пограничных научных областях, находящихся на стыках химии, физики, биологии и представляющих более перспективные поля для научных открытий.

Мы много работаем с нашими студентами. Стараемся, чтобы они стали не только высокообразованными профессионалами в области химических наук, но и культурными, эрудированными людьми с доброй гражданской позицией, с правильной системой ценностей.

В течение многих десятилетий профессора Центра с большим успехом читают курсы и циклы лекций в университетах страны от Калининграда до Владивостока, включая уральские, сибирские, алтайские университеты, от Петрозаводска до Ростова. Эта благородная просветительская работа на химических факультетах многих отечественных университетов, где до нашего уровня еще далековато, во многом определяет высокий авторитет Центра и его престиж. И воспринимаются как вполне заслуженные признания наших российских коллег в том, что это мы стимулировали постановку тех или иных научных исследований в их университетах, что это благодаря нам у них развиваются те или иные научные направления, что это мы в свое время инициировали написание новых книг и учебников. Приезжающие к нам коллеги – профессора, заведующие кафедрами, деканы – рассказывают о своих новых учебных планах, новых специализациях, новых лекционных курсах, и нередко говорят, что во всем этом есть и наша заслуга.

Время проходит и многое стирает в памяти. И может быть, спустя годы, а их прошло немало, забудутся конкретные имена, конкретные дела наши, но на химических факультетах многих российских (и не только российских) университетов долго будут помнить, как много сделали и делают для них ученые и преподаватели Учебно-научного центра химии Санкт-Петербургского университета.

Проводимые нашими учеными исследования охватывают большую часть химического пространства в естествознании нашего времени. Сложившиеся в Центре крупные научные школы в различных направлениях фундаментальной химии имеют весьма широкую известность и высокий авторитет в отечественном и зарубежном химическом мире. Это школы Менделеева-Щукарева, Бутлерова-Фаворского, Хлопина и других выдающихся ученых. В новое и новейшее время выделяется школа академика Русанова. В российской химии трудно найти другого ученого столь высокого ранга в области физической химии и химической физики. Наличие таких научных школ позволяет особым образом организовать учебный процесс на химическом факультете. И прежде всего – включать в учебные планы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов не имеющие аналогов специальные дисциплины.

Наша научная проблематика охватывает большинство направлений современной фундаментальной химии. Приоритетными являются четыре направления, расширяющиеся наподобие мальтийского креста:

  • экологическое, ориентированное на проблемы сохранения биосферы – прибежища человеческой цивилизации;
  • материаловедческое (полимеры, материалы с наноструктурой, сенсоры, композиционные материалы, стеклообразные полупроводники);
  • медико-биологическое (природные и синтетические лекарственные соединения, обладающие эффективной физиологической активностью);
  • теоретическое, направленное на разработку принципиально новых концепций, эффектов, представлений, дисциплин; здесь прежде всего следует указать на термодинамическую теорию мицеллообразования, молекулярно-статистическую теорию флюидных систем, квантовую химию твердого тела, радиационную химию полимеров, спектрохимию сольватационных процессов, кластерную химию, на теоретические обобщения в области механизмов органических реакций, реакционной способности органических и координационных соединений, электронного строения молекул, комплексов, твердых соединений.

О многих полученных научных результатах рассказать, конечно, не удастся. Приведем лишь некоторые из наших главных достижений:

  • новые вещества и материалы: полимеры, способные к самоорганизации, конъюганты биологически активных веществ, суперионные материалы, наноструктурные материалы, инсулин, стероиды, стероидные и пептидные гормоны, ионселективные мембраны, поверхностно-активные вещества, электроактивные полимерные пленки, стеклообразные полупроводники, химические сенсоры, включая «электронный язык»;
  • новые методы: хроматомембранные методы, методы молекулярного наслаивания, технологии оксигенации крови, технологии деоксигенации воды;
  • новые теории: термодинамическая теория мицеллообразования, молекулярно-статистическая теория флюидных систем;
  • новые теоретические концепции и обобщения в следующих областях: механизмы органических реакций, реакционная способность органических соединений, реакционная способность координационных соединений, электронное строение молекул, комплексов, твердых соединений;
  • новые научные направления и учебные дисциплины: квантовая химия твердого тела, радиационная химия полимеров, спектрохимия сольватационных процессов, кластерная химия.

И это лишь вершина айсберга.

Несть числа опубликованным статьям и обзорам, изданным во многих странах монографиям и учебникам, изобретениям и патентам, докладам на российских и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах. Ученые Центра с самого начала регулярно выигрывают гранты всех отечественных и многих зарубежных фондов и программ по естественным наукам.

Наши ученые читают лекции, проводят научные исследования, выступают с докладами во многих университетах мира, практически на всех континентах, даже в Австралии; пожалуй, только в Патагонии еще не бывали. Учебно-научный центр химии Санкт-Петербургского университета плодотворно сотрудничает со многими российскими классическими университетами и институтами РАН, университетами, академиями наук, научными организациями и фирмами США, Канады, Японии, Китая, Кореи, ЮАР, большинства стран Европы. Нашими почетными докторами и почетными профессорами являются ученые с мировой известностью, среди них – нобелевские лауреаты. Ученые Центра активно участвуют в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, сами организуют крупные собрания ученых-химиков.

Разумеется, главная наша задача – образование и наука. Это стержень современного общества, главный фактор развития цивилизации и сейчас, и тем более в наступившем тысячелетии. Важно, что это именно химическое образование и химическая наука, поскольку химия занимала и еще долго будет занимать центральное место в системе естественных наук. Ведь химия отражает явления и процессы молекулярного мира, которые являются центральными по своему положению в Природе – между элементарными частицами и сложнейшими живыми организмами. Специалисты в области химической ветви естествознания стремятся постичь и описать гармонию мира, внести свой вклад в создание единой картины мира. Проблемы фундаментальной химии, проблемы, требующие учета химической формы движения материи, находятся в поле зрения не только химиков, но и физиков, биологов, геологов, физиологов, географов, медиков, экологов, даже астрофизиков. И высшей научной наградой – Нобелевской премией – по химии отмечены работы не только собственно адептов химии, но и физиков, биологов, математиков, физиологов. Многочисленные отечественные и международные фонды и программы по естественным наукам всегда включают исследования по химии. У нас – как у Дж. Джерома. Как вы помните, в его знаменитой книге один из персонажей – Харрис – утверждал, что никогда не страдал морской болезнью. Даже в страшный шторм только два человека – Харрис и капитан корабля – были способны устоять против морской болезни. Иногда теми, кто смог устоять против нее, оказывались Харрис и помощник капитана, но неизменно это был сам Харрис и кто-то другой, или же Харрис один. Так и химия. В любом фонде, в любой программе по естественным наукам неизменно присутствует химия и кто-нибудь еще, или только одна химия, но химия – обязательно.

Наш Центр всегда, в течение всей своей истории исповедовал и исповедует тезис о неразрывности науки и образования, воплощает принцип единства учебной и научной деятельности. Это было завещано нам самим Менделеевым. Его творческая жизнь являет собой ярчайший пример этого единства – великие научные открытия, всемирно известные научные монографии, с одной стороны, и треть века заведования университетской кафедрой, лекций, занятий со студентами, с другой стороны. Плодотворность и эффективность синергизма в дуэте “научные исследования – преподавание” мы ощущаем постоянно.

Учебно-научный центр химии Санкт-Петербургского университета по многим направлениям своей деятельности занимает ведущие позиции в университетском химическом образовании и фундаментальных научных исследованиях в области химической науки в России и не только в России. Наш Центр имеет традиционно высокий рейтинг. Наши выпускники всех рангов высоко ценятся и в отечестве, и за рубежом. Многие из них успешно работают в разных университетах мира.

Несмотря на все трудности последнего десятилетия мы сумели сохранить и свой высокий дух, и свой коллектив, свою элиту.

Именно в нашем Центре ежегодно проводятся Менделеевские чтения – самые престижные в России чтения в области химической науки. Это всегда большой праздник, на котором правит бал один из выдающихся российских ученых, избранный на очередной год нашим Комитетом по Менделеевским чтениям.

Наше нынешнее местоположение – в прекрасном Петергофе – у многих вызывает двойственные чувства. С одной стороны, чистый воздух, тишина, просторность, ошеломляющая даже иноземцев, с другой стороны, удаленность от центра Петербурга. Но одно можно утверждать с уверенностью – поставлен наш Центр правильно, на земле, освященной душевной привязанностью к ней Петра Великого. Исстари на Руси ставили храмы, руководствуясь непременно тремя критериями: первый – господствующее над местностью положение, второй – красота местности и третий, самый главный, – экстремальные потоки геоэнергии, которую люди в те давние времена умели воспринимать и которая оказывала действительно чудесное воздействие на всех приходящих в храм. Что-то близкое и мы ощущаем здесь, в этом месте.

Раз в году, в начале апреля, мы отдыхаем все вместе на нашем замечательном Дне химика, который давно и хорошо известен студентам-химикам многих университетов страны. Мы провели такой день самыми первыми в нашей стране, в апреле далекого 1960 года.

Мы – неотъемлемая часть нашего университета. Это налагает на нас высокие обязательства и ответственность, но одновременно предоставляет и совершенно особые преимущества. Когда в университетах и других учебно-научных учреждениях России и мира нас провожают, разумеется, по нашему уму, то встречают всегда “по одежде” – по нашей принадлежности к одному из ведущих европейских классических университетов. В научной и педагогической деятельности нам очень помогают наши великие и выдающиеся предшественники. Без всякого преувеличения можно сказать, что мы стоим на плечах гигантов из когорты Менделеева. Нашими предтечами были ученые-педагоги с мировой известностью. Их талант обеспечивал высокий уровень научных исследований, неколебимый авторитет химической школы Санкт-Петербургского университета, и наш священный долг – бережное сохранение ее лучших традиций.  

Д.В.Корольков,
профессор, декан химического факультета,
руководитель Учебно-научного центра химии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков