Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

В поисках
социальной справедливости


В январе 2002 года часть студентов университета впервые получила право на социальную стипендию. С того же момента другой части универсантов пришлось забыть о стипендии повышенной. Однако и первые, и вторые при условии учебы на «хорошо» и «отлично» продолжили получать академическую стипендию. Помочь разобраться в социально-экономических хитросплетениях мы попросили начальника учебно-методического управления Илью Александровича Дементьева и главу планово-финансового управления Галину Николаевну Григорьеву.

– Чем было мотивировано введение социальной стипендии?

Г.Н.Григорьева: До начала 2002 года обычная студенческая стипендия составляла двести рублей. Если человек учился на отлично, то он поощрялся повышенной стипендией, но если у него была хотя бы одна тройка за сессию, то никакие деньги ему не выплачивались. Хотя подобная система предполагала заинтересованность в отличной учебе, она ставила в очень суровые условия малообеспеченных студентов. Вот для того чтобы их поддержать, государство и решило разделить общую стипендию на социальную и академическую. Это позволило всем, кто хорошо учился, получать свои двести рублей, вдобавок к которым малообеспеченные студенты регулярно получали еще триста независимо от результатов сессии.

– Однако социальная стипендия «съела» стипендию повышенную? Ведь никаких дополнительных денег государство на социальную стипендию не выделило?

Г.Н.Григорьева: Это печально, но это факт. Дело в том, что деньги на социальную стипендию не стали перечисляться в университет из какого-то дополнительного источника, а оказались «изысканы» в общем стипендиальном фонде. De facto, вместо увеличения средства этого фонда были разделены на деньги для академической и социальной стипендии. Для повышенной стипендии просто не осталось места. Как распределяются деньги? По закону, размер социальной стипендии должен всегда в полтора раза превышать размер стипендии академической (сейчас 600 и 400 рублей соответственно), но фонд социальных стипендий не может составлять более половины от стипендиального фонда. Однако каждый раз никто не в состоянии спрогнозировать, сколько в университете окажется студентов, нуждающихся в социальной стипендии. Поэтому общий стипендиальный фонд распространяется по факультетам по пропорциональному признаку – сообразно общему количеству студентов. В результате факультетские комиссии, исходя из размеров факультетского стипендиального фонда и количества принесенных справок, выносят решения о назначении социальных стипендий. Ситуации бывают разные, но, как правило, за бортом оказываются очень немногие. Сейчас, например, социальной стипендией охвачено 2300 человек. То же самое было и в прошлом году, хотя контингент студентов каждый год увеличивается примерно на 500 человек. Если на каком-либо факультете остаются неистраченные деньги, то они перераспределяются между факультетами, где остаются студенты, не получившие социальную стипендию. В любом случае стипендиальный фонд должен быть истрачен полностью. Поэтому если часть социальных стипендий оказывается все-таки невыплачена и у нас остается неистраченный резервный фонд, мы начинаем доплачивать какие-то минимальные надбавки отличникам.

– Какие формальные основания позволяют студенту получать социальную стипендию?

И.А.Дементьев: Справка из собеса о том, что среднедушевой доход его семьи не превышает прожиточный минимум в Санкт-Петербурге. Эта справка выдается на один год и, как следствие, выписывается тоже только раз в год. Происходит это для того, чтобы не перегружать собесы необходимостью каждые три месяца обрабатывать новые справки. Поэтому был установлен сразу годичный срок действия справок, подтверждающих право на социальные льготы. Студенты, живущие в общежитии, имеют статус «отдельно проживающих», поэтому справка о доходах семьи им не требуется. Достаточно принести справку о размере стипендии за последние шесть месяцев и «форму номер девять», подтверждающую факт отдельного от семьи проживания.

– Спрашивают ли вас, почему социальная стипендия не выплачивается студентам-контрактникам?

Г.Н.Григорьева: Действительно, время от времени студенты договорной формы обучения приносят необходимые справки из собеса и задают нам этот вопрос. Но в соответствии с законом о высшем и послевузовском образовании государственная стипендия (и академическая и социальная) выплачивается только тем студентам, которые учатся в университете на очной форме обучения на местах, финансируемых из средств Федерального бюджета. Здесь мы изменить ничего не можем.

– Однако видимая простота получения документов упирается в жестко фиксированные сроки их сбора. Почему последней датой сдачи справок было выбрано именно 15 сентября, ведь только что поселившийся в общежитии первокурсник на деле вряд ли сможет собрать все справки так быстро?

И.А.Дементьев: Этот срок не был взят нами с потолка. К сожалению, мы вынуждены работать в очень стесненных временных рамках. Уже 25 сентября мы обязаны выплатить студентам первую осеннюю стипендию. Для того чтобы банк успел перевести деньги на карточки, все документы должны быть переданы в бухгалтерию по меньшей мере десятью днями раньше. Банк и бухгалтерия и так поставлены в очень трудное положение. Однако есть еще и расчет снизу. В принципе поселение в общежития начинается 25 августа. При удачном раскладе – за неделю, при неудачном – за две, студент все-таки имеет возможность собрать необходимые для социальной стипендии документы. Почему это часто не удается? Конечно, не всегда хорошо и согласованно работают разные инстанции. Однако главная проблема не в этом. Чаще всего получается так, что первокурсники узнают о своем праве на социальную стипендию только за несколько дней до 15 сентября! Но ладно первокурсники, до 15 числа не успевают подать заявления и студенты старших курсов. Поэтому главная проблема сейчас обоюдная: университетские каналы не справляются с передачей информации студентам, а студенты не проявляют должной активности для того, чтобы эту информацию получить.

– Если человек все-таки опоздал подать документы к 15 сентября, может ли он рассчитывать на получение социальной стипендии не с сентября, а с октября? Возможно ли включить его в списки с опозданием?

Г.Н.Григорьева: По закону – нет, но иногда мы идем даже на такие меры. Если остается резервный фонд (а это, как правило, так), студента действительно можно довнести в списки. Мы не доводим такую информацию приказом, а просто говорим деканатам: «Если есть такие ребята, давайте оформим им стипендию!» С другой стороны, у нас сейчас увеличился фонд материальной помощи. Деньги на него дают сверх стипендиального фонда и составляют они теперь двадцать пять процентов от общего фонда (раньше было пять процентов). Выделяются они по меньшей мере раз в квартал. Поэтому студентам надо просто активнее обращаться в факультетские комиссии по социальной защите. Однажды мы даже пошли на экстремальный альтруистический эксперимент: студентам, не успевшим подать документы в срок, мы назначили материальную ежемесячную помощь на целый семестр. Но студенты это восприняли по-своему и продолжали нас спрашивать: «Материальную помощь-то мы получили, а где наша стипендия?»

И.А.Дементьев: Собственно, студент и должен так поступать. Вот вам пример высокой активности! (Смеется.) Конечно, в первую очередь студенты должны владеть достоверной информацией о своих правах, но без активного желания их реализовать дело с мертвой точки не сдвинуть. Поэтому еще раз призываю: будьте активными, и все у нас получится!  

Вопросы задавал Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков