Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

Сотрудница

«Воскресенье 22 июня 1941 года! День был солнечный, я загорала и купалась на пляже Петропавловской крепости. Но этот чудный день был омрачен страшным сообщением: «Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину – Советский Союз». Мне было 16 лет. Я окончила 9 классов 222-й средней школы Куйбышевского района. Вместе с ленинградцами я встала на защиту города – приняла участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу. На станции Обухово и станции Волосово мы копали противотанковые заграждения. Артобстрелы обрушивались на город внезапно и продолжались по несколько часов. Одновременно город бомбили. Налеты совершались каждую ночь. Мы во время тревог дежурили у домов с противогазами, носили на крыши песок, тушили там зажигательные бомбы, откапывали людей в домах, пострадавших при бомбежках и обстрелах. Начиная со 2 ноября 1941 года, пять раз снижались хлебные нормы. Рабочие получали 250 грамм, а я получала иждивенческую карточку, «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Вера Васильевна Германович

Вера Васильевна Германович

В декабре остановился транспорт. В январе 1942 года вышел из строя водопровод, начались сильные морозы, что резко увеличило смертность среди населения. Горе вместе с голодом и холодом пришло в каждую семью…»

Это пишет Вера Васильевна ГЕРМАНОВИЧ, сотрудница кафедры общей геологии, работающая на геологическом факультете с середины 40-х годов. В конце августа у нее был юбилей. Мы узнали об этом от заведующего кафедрой Георгия Сергеевича Бискэ, который зашел к нам в редакцию рассказать о своей сотруднице.

Немного найдется людей в университете с таким стажем. Вера Васильевна, пожалуй, единственный человек в университете, прослужившая науке и образованию без малого 60 лет.

Для человека постороннего (хотя и сомнительно, что в нашем городе живут такие люди), ну, скажем так: человека, смотрящего на университет с другой стороны Большой Невы, здание Двенадцати коллегий – это ректорат и библиотека, то есть Главное здание СПбГУ. Для сотрудников университета это еще и здание, где помещаются два факультета: геологический и биолого-почвенный. Это здание, где базируются две главные науки: наука о Земле и наука о жизни. То есть Главное здание университета в прямом смысле этого слова.

В недавнем прошлом геология была такой же уважаемой государством и популярной в обществе наукой, как физика, химия, математика, что и неудивительно для страны, в недрах которой сосредоточено больше половины полезных ископаемых планеты. Сегодня, когда ресурсы разведаны, идет их добыча. Нельзя сказать, что не ведется никакой работы по новой разведке, олигархи занимаются ею, но только там, где есть ближайшие перспективы. Планомерное изучение страны не проводится. Правительство экономит деньги, и поэтому ассигнования на эти нужды уменьшились на порядок.

Геологи – люди скромные, на страницах нашего журнала появляются редко, о себе рассказывают скупо. Охотнее о других. Вот и о Вере Васильевне мы больше узнали из бесед с заведующим кафедрой и со старшим преподавателем Инной Александровной Клишевич. А также из автобиографии, написанной раньше, по иному случаю, точной, краткой и сухой.

«…19 декабря 1941 года умер папа, 15 марта 1942 года умерла мама, диагноз – дистрофия. Я вместе с городом перенесла все тяготы, выпавшие на его долю – голодала, мерзла, ночевала в квартире с покойниками при выбитых от обстрелов стеклами. Находясь в последней стадии истощения, я выехала из Ленинграда 31 марта 1942 года, отекшая, едва передвигавшая ноги. Ехали по уже таявшему льду Ладожского озера. Я видела, как несколько впереди идущих машин с детьми провалились под лед. Приютил нас город Тутаев Ярославской области, где и начался мой трудовой стаж. В детском доме (школе-интернате с особым режимом) я работала официанткой и помощником повара…»

Вспоминая свою жизнь, Вера Васильевна больше говорит о молодости, о войне, блокаде. О фронте.

«…23 августа 1943 года я была мобилизована в ряды Советской Армии и направлена на Калининский фронт в 11-ю эксплуатационную железнодорожную роту под Москвой. Служила стрелочником, оператором (помощником дежурного по станции). На станции Ховрино рота влилась в 7-й эксплуатационный железнодорожный полк, и с ним в состав 2-го Прибалтийского фронта. Потом попала в Польшу (Белосток, Волковыск), затем в Германию (города Нойштейн, Штетин, Штаргард). Служила при штабе полка телефонисткой на коммутаторе, писарем в финансовой части. Мне приходилось видеть маршала М.М.Рокоссовского.

Войну закончила в Германии в звании ефрейтора, а 20 августа 1945 года наша часть была переброшена в Западно-Сибирский округ на войну против Японии. Доехав до Новосибирска, мы узнали о капитуляции Японии. Я была демобилизована 20 октября 1945 года и вернулась в родной Ленинград…»

Вера Васильевна Германович человек немногословный и скромный. Мы разговаривали с нею на кафедре, в бывшем здании НИФИ, у окна, выходящего на университетский двор, у ящиков с камнями. Она приходит сюда каждый день, следит за коллекциями, готовит лупы, компасы, карты, минералы и образцы горных пород к практическим занятиям. Она помнит всех, с кем работала на кафедре и на геологическом факультете. И всех студентов. Раньше, как заметила Вера Васильевна, они были серьезнее, ответственнее относились к учебе.

«…Я закончила десятый класс вечерней школы. В ноябре 1946 года поступила работать по наряду в университет на геологический факультет, где и работаю в настоящее время. Работала в деканате секретарем по студенческим делам, а затем секретарем по расписанию (работала с деканом С.С.Кузнецовым, Л.Б.Рухиным, заместителем декана К.М.Кошицем, Н.М.Синицыным), а с 1950 года перешла на кафедру общей геологии, работала лаборантом при лаборатории осадочных пород (анализы по методу Собанина, разделение тяжелых фракций), затем лаборантом на кафедре и старшим лаборантом.

С 1951 по 1981 год ездила в Крым со студентами и преподавателями – ответственным по обслуживанию практик геологического и физического факультетов по хозяйственной части. В настоящее время работаю техником…»

Вера Васильевна и сейчас ездит в Крым, но уже отдыхать. В университете собирается доработать до 60-летия Победы. Думаю, говорит она, пора уходить.

По мнению коллег, главное достоинство Веры Васильевны Германович – надежность и житейская мудрость. Более полувека она была на кафедре общей геологии. На ее глазах прошла вся послевоенная непростая история кафедры и факультета. Были заведующие спокойные и нервные, добрые и строгие, она пережила всех, не выражая своих эмоций, не роняя достоинства, оставаясь спокойной и работоспособной, доброжелательной в отношениях со студентами и преподавателями.

…Награждена медалями «За победу над Германией», «Ветеран труда», медалью Жукова и орденом Отечественной войны. Знак «Отличник железнодорожных войск» самый для нее дорогой.

Редакция журнала присоединяется к поздравлениям геологов по поводу юбилея старейшей сотрудницы университета Веры Васильевны Германович.  

Александр Шумилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков