Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3681-82), 14 октября 2004 года
мой исторический факультет

Память – богатство историка

Исторический факультет ЛГУ определил, начиная с отрочества, основное содержание моей жизни. Порог лектория, раскинувшегося в спешно надстроенном здании бывшего Новобиржевого гостиного двора начала XIX века (проект Д.Кваренги), я переступил в памятный день 1 сентября 1938 года, что удостоверяется публикуемым фото моей зачетной книжки. Там я влился в шумный рой примерно трехсот первокурсников, переполненных юным воодушевлением. А в зените нашей студенческой поры, за день до последнего экзамена сессии III курса очень нелюбимому нами Корначу (профессору Н.А.Корнатковскому), все романтические планы и волнующие ожидания были мгновенно сметены страшным огнем войны, внезапно обрушившейся на Родину.

Матрикул А.Д.Столяра (1938 г.)
Матрикул А.Д.Столяра (1938 г.)
Матрикул А.Д.Столяра (1938 г.)

Матрикул А.Д.Столяра (1938 г.)

Студенты стали прямыми участниками великого испытания Истории – противостояния, самого критического для судеб Мира. Разбросанные суровой судьбой, мы были едины в том, что каждый в любых условиях мысленно оставался истфаковцем. Попав в феврале 1942 года на день в Ленинград и с трудом одолевая каждый шаг, я, выкроив два часа, конечно, не мог не поклониться истфаку – тогда намертво промерзшему госпиталю с койками раненых в аудиториях и операционной в лектории. В самые беспросветные дни блокадной поры воспоминания о родном факультете питали собой, вопреки всему, волю к борьбе и жизни. Психологической “добавкой” к дневной пайке черных сухарей (180 грамм) была вера в возвращение на Менделеевскую. Такая заветная мечта, увы, трагически прискорбно, осуществилась в жизни лишь нескольких моих сокурсников.

…Проходили послевоенные десятилетия, очень многое в жизни решительно менялось, но исходное сыновье почитание alma mater, обучение в которой я закончил в 1948 году, никак не ослабевало; напротив, оно обретало все большую эмоциональную силу и проникалось глубоким осознанием роли родного факультета в нашем интеллектуальном становлении. В этом зримо проявлялось следствие феномена ментального рождения личности в его особо высоком, университетском олицетворении. Такой ступени нашего самостоятельного вхождения в Мир сопутствовало и развитие особого духовного тяготения. Подобная не подчиняющаяся законам физики гравитация объединяет поколения истфаковцев в некое братство, прочно скрепленное неповторимостью студенческих лет; в таком единении, начисто лишенном каких бы то ни было профанных устремлений, совершенно равны бывшие отличники и “хвостисты”; никакого значения не имеют и различия в нынешнем служебно-материальном положении.

Нагляднее всего истфаковская родственность проявляется в стихийно возникающих сборищах, обычно приурочиваемых к “круглым” датам со времени окончания факультета. После мгновений эмоционального опознания давно не встречавшихся личностей, потока вопросов, а иногда и прояснения загадок в былых отношениях и тайных привязанностях, следует главное, заключающее в себе сокровенную сущность настоятельно необходимой встречи спустя немалую вереницу лет. Это никак не меркнущая, совершенно живая память о факультетских наставниках – духовных поводырях в восхождении каждого студента к начальной исторической зрелости ума и сердца. Общие в нашей памяти образы учителей чудесно омолаживают, возвращая на мгновение за парты знакомых аудиторий, на шумные, но, увы, краткие перемены, на переполненную волнениями экзаменационную страду с ее драматургией и анекдотами.

Мои воспоминания о предвоенном трехлетнем студенчестве (1938 – 1941 гг.) сразу же открывают целую портретную галерею духовных атлантов возрожденного факультета. В этом ряду особо видятся образы С.Н.Валка, М.С.Приселкова, В.В.Мавродина, С.Б.Окуня, В.В.Струве, С.Я.Лурье, С.И.Ковалева, М.А.Гуковского, Е.В.Тарле, Д.А.Марголиса и, тем более, моих “прямых” учителей В.И.Равдоникса и М.И.Артамонова. Первый из них крестил меня в археологи (лето 1937 года) накануне окончания школы, а второй со времени возвращения в университет (начало 1946 года) стал действительным духовным отцом, определившим мой основной путь в специальности и передавшим важные заповеди этики науки и жизни. Живо помнятся и первые преподаватели археологических дисциплин (П.И.Борисковский, М.П.Грязнов, П.И.Третьяков, В.Ф.Гайдукевич, М.К.Каргер и другие), да и замечательные преподаватели, приобщавшие нас к совершенно неведомым языкам (латынь – М.Н.Дювернуа; французский – Е.А.Щапова и А.Н.Щерба).

Выпускники кафедры археологии 1948 года со своими преподавателями перед зданием истфака. Сидят (слева направо). Первый ряд – Валентина Вязовская, Галина Рубина, Капитолина Галишникова. Второй ряд – М.И.Артамонов, М.А.Тиханова, В.В.Мавродин, А.Н.Вигдорчик, Т.Н.Книпович, М.П.Грязнов, стоят, первый ряд – М.К.Каргер, Людмила Ковалевская, В.Ф.Гайдукевич, Капа Зайцева, Екатерина Руммель; второй ряд – Абрам Столяр, Вера Степанова.

Выпускники кафедры археологии 1948 года со своими преподавателями перед зданием истфака. Сидят (слева направо). Первый ряд – Валентина Вязовская, Галина Рубина, Капитолина Галишникова. Второй ряд – М.И.Артамонов, М.А.Тиханова, В.В.Мавродин, А.Н.Вигдорчик, Т.Н.Книпович, М.П.Грязнов, стоят, первый ряд – М.К.Каргер, Людмила Ковалевская, В.Ф.Гайдукевич, Капа Зайцева, Екатерина Руммель; второй ряд – Абрам Столяр, Вера Степанова.

Искренний пиетет памяти к этому многообразному собранию ярких индивидуальностей неизменно возрастал в постуниверситетские десятилетия по мере углубленного осмысления условий и атмосферы жизни недавнего прошлого – беспощадного жестокого режима существования интеллигенции в рамках “развитого” тоталитаризма. В свете общеизвестной теперь документации условий мировоззренческого террора в середине минувшего века очевидно, что даже относительно корректное исследование (то есть изыскание на грани молчаливого игнорирования идеологических догм) требовало немалого мужества, а при его связи с особо острыми проблемами уподоблялось незримому подвигу духа. Наши же учителя, вопреки начальственному диктату, стремились следовать традициям отечественной гуманитарии. Они верили в будущее России, надеялись на прорастание достойной смены и во имя такого возрождения Отечества, не щадя себя, стремились предельно “раствориться” (образное определени Б.Пастернака) в нас.

Сорок лет тому назад я вернулся на факультет и вошел в его преподавательскую семью. Должен признаться в том, что этот состав, за исключением нескольких последних “могикан”, по творческому диапазону и историческому кругозору, потенциалу, культуре, да и просто человеческой выразительности несколько уступал нашим наставникам. Такую сравнительную оценку разных поколений преподавателей факультета я в полной мере, без всяких оговорок, отношу к себе, как и к некоторым послевоенным выпускникам, также принявшим, обычно в силу необходимости, кафедральное руководство. В переживаемый тогда страной “период застоя”, который многолико, видимо, и чаще скрытно своими устоями аранжировал все бытие истфака; такое “усреднение” было закономерно неизбежным.

Поскольку история самым прямым образом представляет науку о “правде сущей” в развитии общества, эту незаурядную масштабность основателей факультета важно постоянно держать в памяти. А в изначально зрелом состоянии факультета (спонтанно высокий уровень с момента рождения?) ничего загадочного не таится. Этот неожиданный для страшных 30-х годов уникум полностью объясняется стечением ряда существенных моментов. Общая психологическая посылка проявилась в том, что согласно спасительной диалектике социального развития именно к особо суровому времени нередко приурочивается формирование значительных личностей. Немалую роль, очевидно, сыграло то, что майское постановление СНК и ЦК ВКП(б) (1934 г.) было встречено интеллигенцией страны с воодушевлением в качестве знака некоторой реабилитации “касты” историков, да и самой исторической науки. Наконец, в уже несколько локальном ракурсе положительно сказалось и то, что Ленинград еще по-прежнему сохранял значение ведущего центра академической науки СССР.

В соответствии с общим положением страны, пребывающей в стойком “застое”, 60-е и 70-е годы для факультета были нелегкими, осложненными неизбежными противоречиями и идеологическими издержками. И все же истфак вполне приемлемо прошел эту дистанцию. Он расширил и несколько углубил общую исследовательскую программу, укрепил свой педагогический состав за счет собственных выпускников и полностью освободился от одиозных фигур вроде Степанищева и Корнеева. В целом в нормах той поры он достойно решал основные задачи подготовки дипломированных историков, способных начать нелегкий путь труда в многогранной сфере исторической специализации.

В конце ушедшего века опьяняющая иллюзия свободы совмещалась с тектоническим разрушением социальных устоев “советской” жизни и предельным накалом политических баталий, рождавших типичную для “смутного” времени неустойчивость. В атмосфере испытаний этого двадцатилетия бурным ходом современной истории истфак пережил серьезный кризис и понес ощутимые потери. Его “несменяемый” декан (4 срока!) подавил в себе интересного и талантливого исследователя становления Древней Руси и истории Великого Новгорода и полностью отдался политической борьбе. Включение коллектива факультета в такую политически сиюминутную круговерть, во многом, понятно, отражавшую общую, очень противоречивую по тенденциям ломку, привело к немалым издержкам. Уроками этой, преимущественно безрадостной, главы в истории факультета, конечно, нельзя пренебрегать. Только все пережитое еще очень свежо и эмоционально осложнено; поэтому корректное определение уроков конца века справедливо адресовать, надеюсь, не очень отдаленному будущему.

Канун Третьего тысячелетия открыл новую перспективу в жизни истфака, ориентируя его базовую энергетику на достойное развитие исследовательско-педагогической деятельности, отвечающей требованиям современного уровня. Начальные результаты движения по такому пути уже видятся в актуализации и обогащении нашей кафедральной структуры и качественном пополнении педагогического корпуса, а равно в выходящей из печати серии исследований, представляющих широкую историческую проблематику. Внешний облик факультета, еще совсем недавно совершенно удручающий и нетерпимый для университета, положительно преобразился. Особо следует отметить возвращение к полноценному функционированию лектория и наиболее значительных аудиторий (№№50 и 70).

Однако, отмечая такие положительные побеги, никак не следует представлять в очень облегченном виде выполнение основной задачи факультета – достойной подготовки молодых историков. Внешние факторы приводят к тому, что трудности в этой области заметно умножаются, вызывая все нарастающую тревогу. В виду имеется ощутимое, а иногда — совсем нетерпимое снижение уровня школьной подготовки абитуриентов как следствие многих издержек нашего времени. Наиболее заметно это проявляется в некоторой фрагментарности представлений и немалых лакунах в минимуме, определенном программой среднего образования. Еще более отягчающим моментом служит отсутствие элементарных навыков самостоятельного умственного труда и, скажем так, образовательного заряда, инфантильное восприятие учебы и полное неведение цели и долга студенческой поры. Возрастающая численность явных “недорослей” создает защитную для них среду и как бы оправдывает их пребывание в университете. Очевидно, что некоторое снижение требований экзаменов – как вступительных, так и на сессиях первых курсов – чести факультета служить не может. А стихийное развитие подобного процесса педагогического “отступления” заключает в себе большую опасность – неизбежным окажется постоянный, не поддающийся восполнению отсев студентов и сокращение числа выпускников. Это – беспощадный вызов времени, отражающий общие потери в ментальном состоянии общества. Вызов латентный, но в перспективе чрезвычайно опасный. Он настоятельно требует разработки и осуществления целой программы, направленной на сохранение уровня подготовки выпускников истфака.

М.И.Артамонов – студент археологического отделения Петроградского университета (1921–1924 гг.).

М.И.Артамонов – студент археологического отделения Петроградского университета (1921–1924 гг.).

Неоспоримость положения об особой опасности полуобразованности, очевидно, требует разработки мер серьезного противодействия застою ума, да и, в целом — духовно-нравственной деградации нашей смены. Важнейшей акцией такого плана может быть активное обращение к традициям факультета как воспитательно-мировоззренческой силе. В виду имеются не обычные декларации общего характера, а включение таких сюжетов в их документальной реальности (скажем так, физической ощутимости) в процесс исторического преподавания. Тоталитаризм и его ослабленные продолжения неизбежно видели в традициях, рожденных национальной историей, непримиримого врага. Каждая ступень в эволюции факультета неизбежно в этой части (как и во многом другом) несла в себе печать диктата партийно-идеологических установок. Формализм (“для галочки”) в действиях такого плана наглядно иллюстрирует история “именной аудитории”, посвященной В.В.Мавродину – выдающемуся ученому и самому заслуженному декану в истории факультета. Все действо ограничилось оглашением такого решения. Аудитория (№ 50) не была мемориально оформлена, а затем исчезла и кустарно выполненная доска с этим известием. Такая скоротечность и такая забывчивость вряд ли отвечают самому духу истории.

В аудиториях нашего факультета до нас лекционные курсы читали замечательные исследователи, мысли и образы которых продолжают жить в науке. В отличие от большинства исторических факультетов страны, мы как прямые наследники располагаем такой базой научных традиций. Приобщение будущих историков к “собственному” наследию научного пути пионеров факультета совершенно естественно одухотворит разделы историографии, представленные в каждом курсе, как и ряд сопутствующих тем.

Я в этой части опираюсь на некоторый начальный опыт, знакомя первокурсников с верным сыном университета (окончил его в 1924 году и работал на истфаке с этой даты до дня своей смерти – 31 июля 1972 года), замечательным ученым с характером менделеевского склада, крупным организатором науки и культуры, мужественным патриотом-гуманистом. Это – “фельдмаршал” Эрмитажа профессор Михаил Илларионович Артамонов, отдавший университету 50 лет своей мужественной жизни. Столетию со дня его рождения был посвящен целый специальный номер журнала “Санкт-Петербургский университет” (№ 27 за 1998 год).

Думаю, что такое представление наших учителей будет действенно служить восстановлению связи времен, поможет нашей смене осознать свой научный род и профессиональное племя, оживит нашу память и послужит нашей науке.

Память – кровь и тело истории. Она также эфемерна и воздушна, как и вечна. Это – единственное, что у человека нельзя отнять. Особо дорогой для меня частью этого богатства я и хотел поделиться с читателем. В этом случае, очевидно, только в очень краткой и фрагментарной форме.  

А.Д.Столяр, профессор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков