Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3675), 18 июня 2004 года

Новый поисковыйсезон открыт

«Ингрия» об 11-й Вахте памяти

Двадцать четвертого апреля автобус с группой студентов-поисковиков отряда отправился на Синявинские высоты – одно из самых знаменитых мест в битве за Ленинград. Предварительная работа, проделанная ранее, гарантировала от каких-либо неожиданностей материально-технического характера. Из 29 бойцов отряда в экспедиции сумели принять участие 24 человека. В межсезонье мы основательно усилили техническую оснащенность. К зависти и удивлению многих отрядов у нас имеются на вооружении малогабаритная помпа, генератор, бензопила. Это позволило уже в этой экспедиции улучшить качество и результативность поиска, условия проживания в полевых условиях. Техника остается техникой. И в этой экспедиции, как и во всех предыдущих, основным средством поиска оставался наш друг щуп, лопата и 2 металлоискателя. Опыт и «поисковый нюх», наработанные в прошлые годы, оставались решающими условиями успеха.

О Синявинских высотах слышали, конечно, все. Поэтому, опуская трагические события 1941–1942 г., отмечу, что наиболее жаркие бои развернулись здесь в январе–сентябре 1943 г. Во время операции «Искра» войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось прорвать вражескую оборону и соединиться в районе рабочих поселков №5 и №1. Произошло это 18 января 1943 г., тем самым войска двух фронтов выполнили первую часть задачи – прорвали блокаду Ленинграда и восстановили сухопутную связь города со страной. Вторая часть операции предусматривала расширение границ прорыва, чтобы обезопасить железную дорогу («Дорога победы»), проложенную через разорванное кольцо, от каких-либо неожиданностей. Вот здесь и встали на пути наступавших соединений Красной Армии «окаянные» Синявинские высоты. Они господствуют над низинной лесисто-болотистой местностью южного побережья Ладожского озера. Сидя на них, противник имел возможность просматривать и контролировать огнем обширные территории побережья Ладожского озера. Не случайно за этот мощный узел обороны врага развернулись упорные, кровавые бои, которые продолжались в течение 8 месяцев, с 18 января по 18 сентября 1943 г. Все это время противник держал под непрерывным прицельным огнем «Дорогу победы», которая проходила от передовой линии фронта всего в 4-6 км. Поэтому железная дорога работала с большими перебоями, железнодорожные батальоны, обслуживавшие ее, несли значительные потери. К тому же враг не отказался от планов снова замкнуть блокадное кольцо вокруг нашего города. Только во время третьего штурма (15-18 сентября) врага удалось сбить с Синявинских высот.

После войны места кровавых боев запахали, они превратились в поля совхоза «Мгинский», на которых выращивали корм скоту, овощи. Синявинское поле – поле битвы, поле солдатской славы… Знаменитая высота 43,3, Рабочий поселок №6… Ничто, казалось, не говорит о том, что происходило здесь в годы войны. По самым скромным подсчетам, основанным на архивных материалах, на этом поле площадью в 134 га погибли в 1943 г. не менее 10 000 военнослужащих Красной армии.

Встали лагерем в 800 м от мемориала Синявинские высоты. Вся вторая половина дня ушла на обустройство лагеря. Вечером запустили генератор, и у нас появился свет. Проблем с дровами не предвиделось – сухостоя в лесу оказалось предостаточно. Только наличие годной для питья воды вызывало вопросы, но проблему удалось более-менее благополучно решить. Ночью сильно подморозило, почти все замерзли…

25 апреля завертелось колесо поиска, отработанное годами. Отправились на высоту 43,3. Пронзительный холодный ветер с Ладоги пробирал до костей. Опять погода оказалась не на нашей стороне. Целую неделю ветры, морозы, снег испытывали на прочность бойцов отряда. Мы выдержали этот экзамен и в награду получили необычайно теплую, солнечную погоду, о которой в прошлом году приходилось только мечтать. К нашему удивлению, на поле было пусто. Лишь кое-где виднелись одинокие фигурки поисковиков, и такое положение сохранялось в течение всей экспедиции. Поначалу в это не хотелось верить, знаменитое Синявинское поле, казавшееся ранее поисковикам землей обетованной, пусто! Этого не может быть! Что произошло?

Большинство поисковых отрядов оказались не готовы для работы на поле. Прежде всего, глубина залегания останков военнослужащих составляет здесь от 1 до 3 м, поэтому приходится производить большой объем земляных работ. Идет тяжелый грунт (синяя глина), высокие почвенные воды постоянно заливают раскопы. Тяжелая работа, которая не позволяет дать больших результатов. Но дело не только в сложных и тяжелых земляных работах. Поиск показал, что значительная часть отрядов из других регионов России не умеет работать на глубине. «Поймать» на щуп траншею на глубине и определить, что это то искомое, что тебе нужно, сложно. Немаловажное место занимает и техническая оснащенность отрядов средствами поиска. Поэтому большинство отрядов специализируются по «верховым» бойцам (глубина залегания – 5–20 см). Здесь и гораздо меньшая трудоемкость, и результативность повыше. Вот почему вожделенное поле оставалось на протяжении всей экспедиции полупустым.

С глубоким удовлетворением отмечу, мы оказались готовы к такому сложному испытанию. В течение двух недель на поле постоянно работала половина отряда. Хочу отметить самоотверженную и результативную работу Ольги Никитиной (факультет психологии, 4 курс), Марины Влазневой (исторический факультет, 4 курс), Дмитрия Жильцова (исторический факультет, 4 курс), Артема Якшина (спецфак филологического факультета), Евгения Мирясова. В очередной раз выручил наш друг «слоник» – глубинный металлоискатель.

29 апреля образовали 2-ю группу во главе с Алексеем Яковлевым (магистрант химического факультета), которая стала вести поиск в 200 метрах от лагеря. Первоначально на успех здесь не рассчитывали, поисковиков здесь в разные годы прошло немало. Но нас ожидал полный успех. На площади примерно 200 на 300 метров были найдены останки 38 военнослужащих Красной Армии, которые погибли в январе–феврале 1943 г. во время штурма Синявинских высот. В очередной раз пришлось столкнуться с типичной для этих мест картиной – плуг безжалостно прошелся по телам погибших воинов. Останки их растянуты по борозде, перемешаны. Удалось установить (по найденной пачке из-под махорки), что произошло это не ранее 1950 года. Не могу поверить, что уже через 5 лет после войны было возможно такое кощунство.

С 30 апреля установилась солнечная, теплая погода. Но накопилась и усталость. Вечером после работы сил хватало не намного. Уже в полночь у костра оставались 2-3 человека. Как всегда, кто-то уезжал в город на учебу, кто-то возвращался обратно. Костяк отряда составила группа из 10 человек, на которых выпали основные нагрузки поиска. Отмечу снова Марину Влазневу, Ольгу Никитину, Вячеслава Тихомирова, Дмитрия Жильцова, Ивана Пономарева, а также наших молодых коллег, для которых эта Вахта памяти стала первой: студентов-химиков первого курса Вадима Колосова, Николая Захарова, студента первого курса факультета социологии Всеволода Морозова.

По мнению участников экспедиции, 11-я Вахта памяти пролетела мгновенно. За две недели поисковых работ удалось обнаружить останки 75 бойцов и командиров Красной армии. Один из военнослужащих имел медальон (отправлен на экспертизу), найдена 1 медаль «За оборону Ленинграда», 3 именные (подписанные) вещи (котелки, фляги).

Удалось, наконец, из района озера Барского привезти останки 26 военнослужащих РККА, которые были найдены во время проведения разведки в октябре 2003 г., а также останки еще шести солдат, обнаруженные во время разведки в ноябре прошлого года в районе деревни Тортолово.

9 мая на Синявинском мемориале с воинскими почестями отрядом были захоронены останки 107 защитников Отечества. За 11 экспедиций отрядом найдены и похоронены 689 военнослужащих РККА.

Во время 11-й экспедиции мы занимались не только поиском. Нами были проведены 2 автобусные экскурсии (2 и 3 мая) для студентов, сотрудников и преподавателей университета. Маршрут экскурсий: диорама «Прорыв блокады Ленинграда» – Невский пятачок – Синявинские высоты – базовый лагерь отряда «Ингрия».

Сейчас в поиске наступила пауза, впереди у студентов-поисковиков не менее горячая пора – летняя сессия. После сдачи экзаменов мы отправимся в очередную экспедицию.

После завершения экспедиции нами были проведены 2 разведки (16 и 23 мая) в районах Невского пятачка и Синявинских высот, во время которых были найдены останки еще 9 солдат. Один из них имел котелок, на котором сделана надпись: «Захаров Федор Васильевич».

Как всегда, бескорыстную материальную помощь оказали Валерий Павлович Соколов, Михаил Петрович Ромашев, выпускник исторического факультета Сергей Борисович Шорин.  

Е.В.Ильин,
командир поискового отряда «Ингрия»,
доцент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков