Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3674), 9 июня 2004 года

Профессор Джон Берри

В мае гостем факультета психологии стал почетный профессор факультета психологии Королевского университета в Кингстоне, Канада, всемирно известный ученый, автор более 600 научных работ (включающих 35 монографий и учебников) Джон Виддап Берри.

Джон Виддап  Берри

Джон Виддап Берри

Имя Джона Берри с 1990 года ежегодно включается в такие престижные справочники, как «Кто есть кто в Канаде» и «Кто есть кто в Америке?». Он неизменный член психологических ассоциаций – Канадской психологической ассоциации, Канадской ассоциации этнических исследований, Канадской ассоциации здоровья жителей заполярного круга, и 5 Международных психологических ассоциаций – прежде всего, Международной ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP), президентом которой он был в 1982-1984 годах и почетным членом которой является в настоящее время, Международной ассоциации прикладной психологии (IAAP), Международной академии межкультуральных исследований и Ассоциации межкультуральных исследований (франкоговорящих стран).

Область педагогических и научных интересов Джона В. Берри — кросс-культурная психология, межкультурные отношения в многонациональных сообществах, психологическая адаптация и аккультурация, экологические и культурные факторы в развитии человека и сравнительная методология психологических исследований.

Профессор Джон Берри за свою долгую и плодотворную профессиональную жизнь в качестве приглашенного профессора побывал во множестве университетов и научных центров мира. Теперь к весьма престижному перечню, в который входят Женевский и Оксфордский университеты, добавился и Санкт-Петербургский государственный университет.

Сегодня имя и работы Джона Берри известно в нашей стране лишь узкому кругу российских ученых, специалистов по кросс-культурной и этнической психологии.

Российская психология действительно шла своим путем, в силу не зависящих от воли и желания психологов причин длительное время находилась в вакууме, изоляции от мирового психологического сообщества. Да, не знали нас, но и не очень стремились узнать и мы. Работы Джона Берри и многих его коллег никогда не переводились на русский язык и не знакомы широкому кругу читателей. Впервые на русский язык в настоящее время переводится одна из последних фундаментальных работ коллектива авторов во главе с профессором Джоном Берри – бестселлер издательства Cambridge University Press “Cross-Cultural Psychology. Research and Applications”. Second Edition. 2002 (Кросс-культурная психология. Исследования и приложения. Второе издание. Издательство университета Кембридж. 2002).

Джон Берри с соавторами определяет кросс-культурную психологию как изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социо-культурными, экологическими и биологическими особенностями, а также изучение изменений этих различий.

Проблема приложения психологических знаний для поддержания интекультуральных отношений особенно актуальна для современной России и особенно – для Санкт-Петербурга, который традиционно является городом многонациональным и многоконфессиональным. Уже почти 300 лет в городе проживают люди более 100 национальностей.

Могут ли психологи, психология активно влиять на процессы, происходящие в полиэтнических сообществах? Опыт профессора Джона Берри говорит нам – несомненно «да», при условии, конечно, что правительство, правительственные чиновники, депутаты и общественные структуры заинтересованы в профессиональной консультации психолога. Начиная с 1971 года Джон Берри консультировал различные региональные и национальные советы и комитеты Канады и ряда других стран по вопросам культуральных изменений, мультикультурализма, аккультурации и психического здоровья, иммиграции, беженцев, положения и здоровья коренного населения Канады и по многим другим животрепещущим вопросам.

Среди его «клиентов» — Всемирная организация здравоохранения в Женеве, Международная лига Красного Креста и Красного Полумесяца, Министерство культуры и иммиграции Швеции, Консультативный Совет по управлению культурным плюрализмом в Европе.

Несомненный интерес вызвали лекции, которые профессор Джон Берри прочитал 18-20 мая в рамках международного семинара «Кросс-культурная психология. Аккультурация и адаптация. Межкультурное сотрудничество».

Лекция первая, «Кросс-культурная психология», была посвящена введению в область кросс-культурной психологии. Обзор включает краткое рассмотрение истории области, ее основных черт (основное внимание уделяется «эко-культурным» и «универсальным» перспективам культурно-поведенческих отношений) и краткий обзор некоторых эмпирических результатов исследований в таких областях как познание, социальные отношения и ценности. Лекция закончится оценкой основных разделов, которые не были рассмотрены в основной части, таких как независимость «культуры» и индивида, а также обсуждением необходимости сравнительных исследований с целью понимания взаимоотношений между двумя общностями.

Вторая лекция «Аккультурация и адаптация» вводила в одну из наиболее активно развиваемых подотраслей кросс-культурной психологии, которая рассматривает культурные, и психологические изменения, происходящие из межгрупповых контактов. Аккультурация привносит и культурные, и психологические изменения, которые варьируются в зависимости от множества факторов. Они включают в себя природу и цель контакта, культурные и психологические характеристики и стратегии, используемые группами и их членами. Возможная окончательная адаптация людей, вступивших в контакт, зависит от этих самых факторов, так же как и от их историй, от их идентичностей и от уровня безопасности, ощущаемого членами этих групп. Было представлено различие между психологической и социо- культурной адаптацией, и были оценены различные итоги этих двух областей, используя текущие результаты исследований молодых людей-иммигрантов.

Лекция третья, «Интеркультуральные отношения в многонациональных обществах», рассказывала о возникновении многокультурных обществ. Был представлен один из подходов к пониманию того, как люди могут жить вместе в таких сообществах. Другой подход лежит в области интеркультуральных отношений. Этот подход пришел в кросс-культурную психологию из социальной психологии, социологии и политических наук. Он подчеркивает тесные взаимоотношения между группами, используя такие концепции, как предрассудки, дискриминацию и этнические установки. Лекция завершится построением схемы, которая сводит вместе основные идеи всех трех лекций для того, чтобы показать, как можно повысить качество жизни во многих этнических обществах через понимание, основанное на научных исследованиях, и приложение этих знаний к поддержанию (управлению) интеркультурных отношений. (Профессиональный перевод лекций и психологическое сопровождение семинара были осуществлены автором статьи.) Кроме лекций был организован семинар, в котором участвовали ведущие петербургские психологи и ученые коллеги из Польши, Финляндии и Эстонии.

В рамках круглого стола «Толерантность в межкультурном взаимодействии» профессор Джон Берри поделился своим консультативным опытом с коллегами из СПбГУ.

На факультете психологии организован «Центр толерантности» под руководством профессора Л.Г.Почебут. Центр занимается пропагандой, исследованиями и обучением психологии толерантности в разных вузах Санкт-Петербурга. Центром планируется проведение кросс-культурных исследований на базе методологии, разработанной Джоном Берри. В его международные проекты входит больше 20 стран, но Россия еще ни разу в них не участвовала. Будем надеяться, что интерес, проявленный профессором Берри к нашей стране, скоро отразится в его новых программах межкультурных исследований.  

Ирина Шмелева,
доцент, докторант факультета психологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков