Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
спецвыпуск (3673), 27 мая 2004 года
от первого лица

Хирургические методы
лечения наркомании

Тезисы сообщения

По статистике, наркоман в нашей стране живет в течение пяти лет после первого приема наркотика. Наркомания – это беда для самого больного, для его близких. Страшно видеть как родной человек медленно или быстро убивает себя каждый день, и это беда для общества, которое не только теряет молодежь, но и каждый здоровый член которого в постоянной опасности на улице. У медиков естественно возникает вопрос, что же делать с больными наркоманией. Да, они опасны для общества, но это больные люди, и долг медика их лечить.

Не касаясь социальных аспектов, можно выделить две проблемы в их лечении: избавление от физической зависимости от наркотика и избавление от устойчивой психической зависимости. И если первую научились легко побеждать, то успехи в борьбе со второй значительно скромнее. Официальный процент излечения невелик – всего 5-7%. Вдумайтесь, только один из пятнадцати возвращается к жизни, а оставшиеся четырнадцать обречены на гибель, как бы они ни пытались выкарабкаться из ямы. И большинство из них в возрасте до двадцати лет – наши дети и внуки. Это страшней, чем рак. Для этих 90% лекарства неэффективны.

Почему же психическая зависимость настолько сильна, что подавляет волю человека, блокирует попытки помощи со стороны? Развитие науки о мозге позволило дать объяснение причин возникновения такого устойчивого патологического состояния в мозге человека. Открытый еще в 1968 году Н.П.Бехтеревой механизм детекции ошибок – мощнейший механизм стабилизации работы мозга - перестраивается так, что уже состояние после приема героина считается нормальным. Именно неправильная работа этого механизма и приводит к непреодолимой зависимости. В исследованиях последних лет показано, клетки, обеспечивающие этот механизм, расположены в определенных структурах мозга.

Еще в 1962 году была предложена операция по пересечению так называемой поясной извилины – того места в мозге, где сконцентрированы детекторы ошибок для лечения различных видов навязчивых состояний, одним из которых является наркозависимость. Эта операция стала широко использоваться когда в арсенале нейрохирургов появились два новшества: магниторезонансная томография, позволяющая увидеть точное расположение поясной извилины в мозге пациента, и новые высокоэффективные методы стереотаксиса, позволяющие достигнуть этой извилины с помощью криозонда, деликатно раздвигающего ткани мозга на своем пути и практически не повреждающего их.

Оказалось возможным с помощью «укола в мозг» чрезвычайно точно подвести к нашей мишени криозонд и заморозить ее. Операция практически безболезненная, поскольку местная анестезия обезболивает кожу, а в самом мозге нет рецепторов боли, он ее не чувствует. Замораживание не разрушает сосудов, поэтому практически минимизирован риск кровотечения. Конечно, операция остается операцией, и все может случится. Но с той же вероятностью наркоман, который почти всегда инфицирован «ласковым убийцей» – вирусом гепатита С и очень часто болен СПИДом, может получить сепсис и умереть после забора крови из пальца.

Таким образом, удалось изобрести методику, которая позволила реализовать выдвинутую еще сорок лет назад идею, но применительно к наркоманам и без риска осложнений. По сути, это единственный метод, непосредственно воздействующий на причину психической зависимости, и поэтому имеющий высокую эффективность. Как мы сейчас знаем, эффективность достигает 70%, то есть в десять раз выше, чем у всех остальных методов лечения.

Серия специальных психологических исследований, проведенных на пациентах, подвергнувшихся этой операции, показала, что психика не меняется. Человек остается таким, каким он был. В принципе это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что никому не должно быть разрешено по своему желанию и разумению менять личность человека. Плохо, потому что пациент остается в группе риска. Операция не прививка, и если пациент не изменит свой образ жизни и не социализируется, он может снова попасть в орбиту наркомафии.

Мы и Челябинский институт лазерной медицины получили все необходимые лицензии на эти операции. И сейчас только у нас, в Институте мозга человека РАН, прооперированы более трехсот больных. Нужно отметить, что мы брали только тех больных, которые неоднократно и неэффективно лечились обычными нехирургическими методами, то есть именно те случаи, о которых говорят: «Медицина бессильна». С каждым из пациентов был заключен договор, в котором предоставлялась полная информация об операции в доступном для непрофессионала виде, неоднократно коллегиально, в процессе консилиумов каждому больному индивидуально разъясняли все детали, имеющее отношение к методике его лечения. После подписания акта о выполнении лечения больные были выписаны в удовлетворительном состоянии. Конечно, случались и осложнения. Как им не быть у больных гепатитом С и СПИДом! Однако мы научились с ними справляться.

Как уже говорилось, больше двух третей наших пациентов выздоровели. Одна треть к сожалению не смогла порвать, нет, не с наркотиками, а с тем образом жизни, который к ним приводит. В итоге, после почти пяти лет работы мы можем доказательно утверждать, что метод на порядок эффективнее существующих и на сегодняшний день единственный, дающий надежду на жизнь больным наркоманией.

Конечно, далеко не все еще понято, никто не может сказать, что тайны мозга раскрыты. Однако метод работает и он безопасен. К нам часто в самых неожиданных местах подходят молодые цветущие люди, в которых мы сами не узнаем наших больных, и еще раз благодарят нас за новую жизнь.

В настоящее время мы проводим несколько операций в месяц, несмотря на имеющуюся очередь. Почему так мало? Да потому, что Институт мозга человека не простая больница. Эти операции, став рутинными, не имеют для нас большого научного интереса. Нашей задачей является создание новых методов лечения. Мы выполнили эту задачу. Метод создан и апробирован. Теперь дело уже не за нами, а за организаторами здравоохранения, за властями. Если такое лечение наркоманов необходимо – дайте нам государственный заказ, и мы готовы его выполнить. Мы также готовы передать этот метод в практическое здравоохранение.  

Медведев Святослав Всеволодович,
директор Института мозга человека РАН

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков