Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
спецвыпуск (3673), 27 мая 2004 года
от первого лица

Политика и менеджмент
как средства управления наркоситуацией
в Санкт-Петербурге

Тезисы сообщения

1. Социальный контроль за наркотиками включает в себя различные формы деятельности: от предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков до лечения и реабилитации наркоманов. Формирование общественного мнения, создание единой информационной базы данных, повышение квалификации специалистов в области профилактики наркомании, разработка учебных программ и издание учебно-методической литературы, проведение городских конкурсов и акций антинаркотической направленности для молодежи и многое другое. Всего на реализацию различных форм социального контроля наркотиков отраслевыми органами исполнительной власти из бюджета города в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2005 годы» только в 2003 году было истрачено 86 млн руб. Анализ материалов 9 отраслевых комитетов (освоивших эти деньги), представленных на слушания постоянной комиссии по социальным вопросам в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, свидетельствует о том, что ни один из них не ставил перед собой конкретных целей – добиться в зоне своей ответственности сокращения числа больных наркоманией или уменьшения наркопреступности. Например, из-за отсутствия политического ориентира «Школа без наркотиков», требующего максимально полного выявления на ранней стадии начинающих потребителей наркотиков среди учащихся и реализации в отношении них мероприятий индивидуальной профилактики, Комитет по образованию использовал в 2003 году финансовые средства Целевой программы в размере 11 млн руб., абсолютно этим не занимаясь. За последние 1,5 года всеми учреждениями образования выявлено всего (!) 40 учащихся. А что с ними стало, кто прекратил, а кто стал наркоманом — вообще не ясно.

2. Почему такое возможно? Причин несколько. На наш взгляд две главные. Первая. Федеральная антинаркотическая программа не является целевой с точки зрения теории управления. Но администрация Санкт-Петербурга в 2001 году, разрабатывая свою первую целевую комплексную антинаркотическую программу на 2002 – 2005 годы, ошибочно использовала ее в качестве эталона. Вторая. Проблему наркотиков следует рассматривать с двух точек зрения: 1) вреда, который приносит себе индивид, потребляя их незаконно и 2) вреда, который индивид, потребляющий их незаконно, приносит обществу. А это значит, что проблема наркотиков, – прежде всего, проблема прав человека и обусловлена перекосом в решении вопроса о соотношении интересов общества и личности как отдельного самоценного существа.

3. Как решена эта политическая проблема в странах Европы? В Голландии формы социального контроля наркотиков основаны на праве индивида самому решать, потреблять наркотики или нет. В Швеции модель социального контроля наркотиков базируется на противоположном подходе: наркомания не личное дело индивида (принудительное лечение, массовый контроль граждан на наличие наркотиков в организме). Нельзя абстрактно оценивать, какая модель лучше. Но даже невооруженным глазом видно, что в Стокгольме в несколько раз меньше наркоманов (естественно, в пересчете на 10 тыс. населения), чем в Амстердаме. А если сравнивать масштабы и емкость нелегального наркорынка, то в Голландии он в десятки раз больше, чем в Швеции.

4. В начале 90-х Россия пошла в какой-то мере по голландскому пути. Почему можно сделать такой вывод? В 1990 году было принято политическое решение о том, что Указ ПВС СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» не соответствует Конституции. Законодателем была ликвидирована административная ответственность граждан за нахождение в наркотическом опьянении. В России в это время получают развитие формы социального контроля наркотиков, основанные на лозунге «разрешено все, что не запрещено законом». И результат, как говорится, налицо – имеем несколько миллионов наркоманов. Только 1 июля 2002 года новый КоАП РФ вновь вводит административную ответственность за незаконное (без назначения врача) потребление наркотиков (санкции – штраф или административный арест до 15 суток).

5. Естественно, поскольку за 12 лет либеральной наркополитики проблема усугубилась настолько, что затронула многие семьи, под флаг «борьбы с наркотиками» встало огромное количество людей и организаций. Это привело к утрате профессионализма. Борьба с наркотиками стала вестись по принципу «желательно», а не по принципу «необходимо».

6. Первая иллюзия в том, что возможен эффективный социальный контроль наркотиков без контроля участников незаконного оборота наркотиков и в первую очередь без административного контроля потребителей наркотиков (т.е. массового привлечения к административной ответственности наркопотребителей). Вторая иллюзия, что Госнаркоконтроль или кто-то другой может организовать результативное взаимодействие различных ведомств при наличии противоположного понимания путей решения проблемы наркотиков в обществе. Не определившись политически («наркомания – это личное дело индивида» или «наркомания – это не личное дело гражданина России»), переломить наркоситуацию – невозможно.

7. Почему наркоманию нельзя считать личным делом? Механизм формирования зависимости состоит из 4-х этапов и таков, что если индивид начинает потреблять незаконные наркотики и испытывает положительные эффекты, то действие биологических факторов неизбежно приведет его к утрате контроля и наркозависимости. Единственное, что может ему помешать стать наркоманом, это противодействие процессу его наркотизации общества и государства, их контролирующих и социализирующих структур.

8. Принято классифицировать наркомании по виду принимаемого наркотика: на опийную, эфедроновую, гашишную и т.д. Для практики противодействия больший интерес представляет их классификация по механизму возникновения: терапевтическая, эпидемическая и эндемическая. Эпидемический тип наркомании – эта такая форма социального поведения, которая передается от человека к человеку согласно определенной схеме или даже, можно сказать, моде (связь модной музыки, досуга и наркотиков). В этом случае решающее значение имеют, и поэтому должны учитываться в стратегии противодействия, экспозиция (продолжительность контакта с наркотической средой) и массированность (интенсивность воздействия этой среды, прямо связанная с количеством потребителей наркотиков, окружающих человека).

9. Если меры, предпринимаемые органами исполнительной власти против наркомании, не учитывают этого механизма, то наркоситуация развивается неблагоприятно и достигает состояния наркоэпидемии. Переломить ситуацию в каждом регионе возможно с помощью технологии антинаркотического менеджмента, суть которого сводится к основам программно-целевого подхода.

10. Сущность результативного антинаркотического управления в том, чтобы финансировать из бюджета только те мероприятия (ведь денег всегда не хватает), реализация которых обеспечивает достижение провозглашенных государством целей: сокращение числа больных наркоманией и снижение уровня наркопреступности. То есть мероприятия, которые уменьшают экспозицию наркосреды и ее массированность на определенной территории (школа, ПТУ, ВУЗ, жилой дом, микрорайон, муниципальное образование и т.д.).

11. Администрация Санкт-Петербурга, если ее рассматривать как звено антинаркотической цепи, в последние годы была самым слабым звеном в этой цепи. Выполнить ее миссию – обеспечить не просто координацию всех ведомств в антинаркотической деятельности (формально это есть), а обеспечить результативную координацию, то есть ведущую к улучшению, к решению проблемы – вместо нее никто не может. Впервые В.И.Матвиенко в своем предвыборном политическом заявлении пообещала «…очисть от наркотиков школы, вузы и места досуга». Надо полагать, что подход к решению этой проблемы в правительстве Санкт-Петербурга станет другим уже в ближайшее время.

12. Сложившееся в последние годы в городе антинаркотическое управление, ведет к распылению финансовых средств отраслевыми комитетами, и это должно быть прекращено. Уже в этом году правительство Санкт-Петербурга может инициировать разработку стратегического плана города в сфере социального контроля наркотиков и целевой модульной программы «Санкт-Петербург – территория, свободная от наркотиков» на 2006-2010 годы. Крупные отраслевые органы власти Санкт-Петербурга могут перераспределить штатную численность для создания подразделения по обеспечению реализации антинаркотической политики в Санкт-Петербурге, а комитет, в котором оно будет создано, может быть наделен полномочиями единственного главного распорядителя бюджетных средств Санкт-Петербурга, отпускаемых на борьбу с наркотиками. Он будет отвечать за эффективность их использования. Территориальные органы власти могут разработать свои локальные целевые антинаркотические программы (модули) на 2006-2010 годы «Территория свободная от наркотиков», привлекая отраслевые комитеты, и получить под них городское финансирование. В рамках модульных программ районных администраций могут активно работать муниципальные образования и общественные организации, мобилизуя население на развитие самодеятельных формы защиты от наркотиков и реализуя такие программы, как «Муниципальное образование, свободное от наркотиков», «Жилой дом без наркотиков».

13. Осуществить эти изменения в Санкт-Петербурге – одна из задач созданного в январе 2004 года Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Наш комитет является пока единственным отраслевым органом исполнительной власти, в Положении которого определено «Обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с противодействием злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» (п.3.6).  

Зазулин Георгий Васильевич,
начальник отдела Комитета по вопросам законности, правопорядка
и безопасности правительства Санкт-Петербурга

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков