|
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
|
|
|
Университетскому театру-студии 60 лет
|
|
|
«Душа движения – движение души, душа театра – сердце человека»
Улица Галерная, дом 60… Здесь живет Театр… У него в этом году солидный юбилей, но он удивительно молод, каждый сезон он заново становится нашим ровесником, потому что это студенческий Театр-студия, потому что Он – наш театр. И сегодня хотелось бы написать не о юбилейных торжествах и не об истории (хотя это очень интересно), сегодня хотелось бы рассказать о тех, кто делает Театр современным, бесконечно заманчивым, каждый год вновь притягательным для первокурсников, о тех, кто здесь учится и учит, о том, чем дышит этот особенный театральный народ. Ведь уловить дыхание – значит почувствовать, как странно совпадают ритмы в их творчестве и нашей общей, нашей студенческой жизни.
Сюда, на Галерную, чтобы «делать» Театр и одновременно учиться у Театра, приходят «по расписанию», независимо от погоды, настроения и каких-то своих дел, короче говоря, независимо от того, что нас порой заставляет пропустить лекцию-другую. Здесь занимаются в аудиториях, ничем не напоминающих «евро», а еще точнее, всего в двух классах, в которых прохладно и сыро не менее восьми месяцев в году. Почему? Потому что мы живем в Петербурге… Потому что мы, наверное, как никто, умеем дорожить этой странной театральной традицией, которая вьет гнезда в старинных особняках, притягивает, не отпускает. Спросите тех, кто собирается здесь, и они ответят, что просто не может быть иначе. Они наверняка скажут, что дорожат театром так, как можно дорожить своим домом. Здесь остаются до позднего вечера и уходят только тогда, когда в здание загоняют сторожевых собак. Быстрым шагом кто-то направляется к троллейбусной остановке, а кто-то спешит на метро или электричку (некоторые живут за городом).
|
|
«Кьоджинские перепалки» К.Гольдони. 2002 г. |
|
Вы недоумеваете, зачем им все это? Конечно, подумаете вы, намного лучше поваляться на диване, под теплым одеялом, с чашкой горячего чая, у телевизора. Но вот что странно: студенты, которые посещают «околдованный» Театром дом, выходят оттуда радостными, смеющимися, полными сил и, уж поверьте, ничуть не менее отдохнувшими, чем если бы провели вечер на диване. Интересно, в чем секрет? Хочется приоткрыть двери, заглянуть сюда, «подсмотреть»? «Здесь нет никакого секрета, – говорит одна из студенток студии, – а если есть, он в атмосфере и деле, ради которого мы тут собрались». Удивительно, но в ее словах нет ничего формального. «Дело», о котором идет речь, надо понимать совсем не буквально. Оно прячется где-то в тайне шестого чувства. Вы думаете, студийцы любят рассуждать о театре? Да в общем-то, нет. Здесь даже не пахнет словоблудием. Здесь не сомневаются в главном: театр каждый понимает и чувствует по-своему, в нем есть какой-то особый и неповторимый магнетизм, который притягивает людей снова и снова так, что стоит один раз заглянуть за приоткрывшуюся дверь, и вдруг – бац, внутри происходит какой-то странный щелчок, и у вас уже завязываются свои, не похожие ни на какие другие, отношения с тем, иным, театральным миром. А ежели отношения перерастают в настоящую любовь, то ваша дорога, может быть, туда, на Галерную, 60?
Едва вы перешагиваете порог и поднимаетесь на второй этаж, как попадаете в царство перевоплощений, бесконечных этюдов, репетиций, занятий по сценической речи и сушек с кофе в перерывах. Все живо что-то обсуждают, смеются, нервно курят в коридорах перед генеральной репетицией. Очень скоро вам начинает казаться, что вы попали в суету сует, в которой множатся и громоздятся «непонятки». «Что? Где? А?! Господи!», проносится у вас в голове, пока вы перешагиваете бутафорию и почти пугаетесь людей, изображающих гусениц или божьих коровок.
Зачем они здесь? Что ищут? Как сюда попали? Эти вопросы задает себе любой, кто случайно оказался в этом странном месте. В действительности, каждый студент, который приходит в студию, имеет на то свою вескую причину. Кто-то, например, мечтает о театральной карьере, а кто-то попадает сюда «под настроение», потому что, например, «жизнь дала трещину». Кто-то ищет новых друзей, а кому-то просто хочется заняться еще чем-нибудь помимо учебы в университете. «На самом деле, – говорит преподаватель театра-студии Людмила Ивановна Хлопотова, – ребята приходят по одной причине – причине порой бессознательной. Они приходят в поисках другого мира, уставшие от «серых будней», они ищут нечто ирреальное, им не хватает какого-то особого ощущения «волшебства». Вот почему они здесь… Это место явно нельзя назвать обычным. Интересно, а люди, которые приходят сюда, тоже особенные? «Да, – отвечает Николай Иванович Козлов, балетмейстер Театра-студии, – это люди, которые не видят просто дерево или просто здание, они видят образ чего-то, для них даже хаос на чьей-то заурядной кухне представляется театральной мизансценой».
|
|
Сцена из спектакля К.Гольдони «Кьоджинские перепалки». А.Авдеев, М.Клименко. |
|
Но подождите недоуменно рассматривать театральных студийцев. Они такие же, как мы с вами. И приживаются тут тоже не все, как и в любом коллективе. «В основном, – говорит Вадим Сергеевич Голиков, главный режиссер студенческого театра, – не приживаются «девочки-героини», им хочется всего и сразу, они считают себя очень талантливыми, и это, конечно, может быть, и так, но здесь, как, впрочем, и в любом творческом месте, нужно очень много работать, а еще точнее, нужно вкалывать, тогда из тебя что-то получается, и мы можем говорить «на одном языке». Талант важен, не спорю, но он занимает не первое место в этом мастерстве». «А еще, – добавляет студент Миша, – здесь не приживаются злые и двуличные люди. Да и пессимистам тут не очень комфортно. Обстановка такая. Дело в атмосфере».
Что за атмосфера, спросите вы? Действительно, атмосфера совершенно особенная. Только представьте себе: старые декорации, перекочевавшие сюда из разных театров, костюмы из неведомых спектаклей, потрескавшиеся потолки и фотографии знаменитых актеров на стенах. Романтика! Но главное, конечно, – атмосферу создают сами люди. «Просто ребята приучаются оставлять все свои проблемы и неприятности, которые накопились за день, за дверями этого здания. Они пришли сюда делать любимое дело, а со всем остальным они будут разбираться потом», – замечает Антонина Наконечная, студентка Театра-студии. «Поэтому мы такие дружные, – прибавляет подруга Тони Надя Угольникова, – здесь никто не борется за роли, не стремится играть главную роль, как в Театральной академии, здесь всем интересен сам процесс, и никто не «циклится» на результате, хотя работать в этом самом «процессе» надо много. Ни к какому спектаклю невозможно подготовиться за ночь, как к зачету в университете». Помилуйте, но если здесь все так серьезно, то чем студенческий театр отличается от Театральной академии? «Просто тут никто не ставит тебе «диагноз» лирической героини или подростка-травести. Я могу играть в разных спектаклях совершенно противоположные роли. А потом, все-таки из нас не делают профессиональных актеров. Мы занимаемся этим только для своего удовольствия. И даже… многие из тех, кто вначале мечтает о профессиональной сцене, вскоре почти не думают о ней, потому как могут реализовать себя здесь», – говорит Тоня.
Интересно, а не жаль преподавателям столько сил и времени отдавать людям, которые никогда не свяжут свою профессиональную жизнь с театром, и может быть, просто забудут о студии на Галерной, как только выпустятся из университета? «Даже вопроса такого не возникает, – отвечают они хором, – а потом, никто не забывает нашу студию, она нас меняет. Есть выпускники, которые занимались здесь 20 лет назад, но с удовольствием сейчас играют в наших спектаклях, мы с ними часто встречаемся и у нас замечательные отношения».
|
|
Студийцы наших дней. |
|
Ничего себе! 20 лет – это же целая жизнь! Видимо, действительно, есть в этой студии нечто особенное, что так притягивает людей, которые потом 20 лет не могут с ней расстаться. Наверное, действительно они как-то меняются в течение того периода, который тут проводят, но как? О, на этот вопрос все отвечали по-разному. Кто-то говорил, что студия раскрепощает, делает более уверенным в себе, кто-то, что она позволяет иначе, многостороннее видеть жизнь, кто-то, что она учит замечать красоту совершенно обыкновенных предметов и, значит, поднимать настроение. Но самое главное, и это заметили все, студия приучает работать в коллективе, адекватно реагировать и находить общий язык с людьми, чье мировоззрение непохоже на твое. Ведь хотя студенты и «оставляют все свои неприятности и проблемы за порогом», у всех у них разный характер, и научиться ладить друг с другом, слушать и слышать друг друга, идти на уступки – тоже требует особого мастерства. «Чем хорош студенческий театр, – замечает Вадим Сергеевич, – так это тем, что здесь можно поставить такую пьесу, как «Волосы», где все студенты будут изображать шевелюру на голове главного героя. В Театральной академии это практически невозможно, потому как каждый хочет для себя роли индивидуальной, со своим характером… но это невозможно без умения держаться в коллективе и умения играть в подобных массовых спектаклях».
А ведь, наверное, главное: эти ребята – замечательные люди! Есть в них «качество доброты», есть умение с энтузиазмом взяться за дело. Где, в какой профессии они сумеют развернуться по-своему?
Хотя бывали у Студии и нелегкие времена. Например, «когда здесь занимались всего четыре студентки», – вспоминает Вадим Сергеевич. К счастью, сейчас от желающих поступить «нет отбоя» и кажется, что худшее осталось далеко позади. Жизнь продолжается. Выпускник и помощник Вадима Голикова Антон Милочкин сегодня работает с ребятами над новой постановкой, это пьеса «Очень простая история», автором которой является известная Мари Ладо. Неохотно театр думает и о переезде в новое помещение, так как оставаться на прежнем месте – увы – невозможно: особняку давно требуется капитальный ремонт. «Увы», потому что большую часть своей истории театр прожил именно здесь. Впрочем, поскольку никто особо не спешит предоставлять театру «новый адрес», то и о старом он горевать не торопится.
Хотя я обещала не углубляться ни в историю, ни в теорию, мне не терпелось задать вопрос: «Почему теперь, когда в Петербурге так много экспериментальных театров, и спектакли не подвергаются строгой цензуре, когда многие режиссеры и актеры имеют возможность реализовать себя на «большой» сцене и им нет нужды уходить для этого в самодеятельность, театральная студия при СПбГУ продолжает быть необходимой?» «Потому что мы нужны студентам, – отвечает Маргарита Николаевна Дульченко, преподаватель и режиссер студенческого театра, – здесь студенты завязывают дружбу, которая у многих будет длиться всю жизнь, здесь их всегда могут выслушать и поддержать, здесь и только здесь они находят это неповторимое ощущение «волшебства», которого им так не хватает в реальности». А один из студентов студии сформулировал свое мнение так: «Студия не закрылась на 90% благодаря стараниям людей, которые здесь работают, благодаря тому, что они – энтузиасты своего дела. И пока есть такие замечательные педагоги, пока есть ребята, которые ищут свою дорогу и твердо знают, что в жизни должно быть нечто большее, чем обыденность и повседневность, пока есть эта особенная дружба, вкус которой сохраняется на всю жизнь, студия будет каждый октябрь осуществлять новый набор». И невозможно здесь не почувствовать этой веры, веры в то, что, конечно, на самом деле, вот так, рядом с нами живет Театр – Петербург, Галерная, 60…
Мария Кириллова, студентка филфака
|