Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
Университетскому театру-студии 60 лет

«Душа движения –
движение души,
душа театра –
сердце человека»

Улица Галерная, дом 60… Здесь живет Театр… У него в этом году солидный юбилей, но он удивительно молод, каждый сезон он заново становится нашим ровесником, потому что это студенческий Театр-студия, потому что Он – наш театр. И сегодня хотелось бы написать не о юбилейных торжествах и не об истории (хотя это очень интересно), сегодня хотелось бы рассказать о тех, кто делает Театр современным, бесконечно заманчивым, каждый год вновь притягательным для первокурсников, о тех, кто здесь учится и учит, о том, чем дышит этот особенный театральный народ. Ведь уловить дыхание – значит почувствовать, как странно совпадают ритмы в их творчестве и нашей общей, нашей студенческой жизни.

Сюда, на Галерную, чтобы «делать» Театр и одновременно учиться у Театра, приходят «по расписанию», независимо от погоды, настроения и каких-то своих дел, короче говоря, независимо от того, что нас порой заставляет пропустить лекцию-другую. Здесь занимаются в аудиториях, ничем не напоминающих «евро», а еще точнее, всего в двух классах, в которых прохладно и сыро не менее восьми месяцев в году. Почему? Потому что мы живем в Петербурге… Потому что мы, наверное, как никто, умеем дорожить этой странной театральной традицией, которая вьет гнезда в старинных особняках, притягивает, не отпускает. Спросите тех, кто собирается здесь, и они ответят, что просто не может быть иначе. Они наверняка скажут, что дорожат театром так, как можно дорожить своим домом. Здесь остаются до позднего вечера и уходят только тогда, когда в здание загоняют сторожевых собак. Быстрым шагом кто-то направляется к троллейбусной остановке, а кто-то спешит на метро или электричку (некоторые живут за городом).

«Кьоджинские перепалки» К.Гольдони. 2002 г.

«Кьоджинские перепалки» К.Гольдони. 2002 г.

Вы недоумеваете, зачем им все это? Конечно, подумаете вы, намного лучше поваляться на диване, под теплым одеялом, с чашкой горячего чая, у телевизора. Но вот что странно: студенты, которые посещают «околдованный» Театром дом, выходят оттуда радостными, смеющимися, полными сил и, уж поверьте, ничуть не менее отдохнувшими, чем если бы провели вечер на диване. Интересно, в чем секрет? Хочется приоткрыть двери, заглянуть сюда, «подсмотреть»? «Здесь нет никакого секрета, – говорит одна из студенток студии, – а если есть, он в атмосфере и деле, ради которого мы тут собрались». Удивительно, но в ее словах нет ничего формального. «Дело», о котором идет речь, надо понимать совсем не буквально. Оно прячется где-то в тайне шестого чувства. Вы думаете, студийцы любят рассуждать о театре? Да в общем-то, нет. Здесь даже не пахнет словоблудием. Здесь не сомневаются в главном: театр каждый понимает и чувствует по-своему, в нем есть какой-то особый и неповторимый магнетизм, который притягивает людей снова и снова так, что стоит один раз заглянуть за приоткрывшуюся дверь, и вдруг – бац, внутри происходит какой-то странный щелчок, и у вас уже завязываются свои, не похожие ни на какие другие, отношения с тем, иным, театральным миром. А ежели отношения перерастают в настоящую любовь, то ваша дорога, может быть, туда, на Галерную, 60?

Едва вы перешагиваете порог и поднимаетесь на второй этаж, как попадаете в царство перевоплощений, бесконечных этюдов, репетиций, занятий по сценической речи и сушек с кофе в перерывах. Все живо что-то обсуждают, смеются, нервно курят в коридорах перед генеральной репетицией. Очень скоро вам начинает казаться, что вы попали в суету сует, в которой множатся и громоздятся «непонятки». «Что? Где? А?! Господи!», проносится у вас в голове, пока вы перешагиваете бутафорию и почти пугаетесь людей, изображающих гусениц или божьих коровок.

Зачем они здесь? Что ищут? Как сюда попали? Эти вопросы задает себе любой, кто случайно оказался в этом странном месте. В действительности, каждый студент, который приходит в студию, имеет на то свою вескую причину. Кто-то, например, мечтает о театральной карьере, а кто-то попадает сюда «под настроение», потому что, например, «жизнь дала трещину». Кто-то ищет новых друзей, а кому-то просто хочется заняться еще чем-нибудь помимо учебы в университете. «На самом деле, – говорит преподаватель театра-студии Людмила Ивановна Хлопотова, – ребята приходят по одной причине – причине порой бессознательной. Они приходят в поисках другого мира, уставшие от «серых будней», они ищут нечто ирреальное, им не хватает какого-то особого ощущения «волшебства». Вот почему они здесь… Это место явно нельзя назвать обычным. Интересно, а люди, которые приходят сюда, тоже особенные? «Да, – отвечает Николай Иванович Козлов, балетмейстер Театра-студии, – это люди, которые не видят просто дерево или просто здание, они видят образ чего-то, для них даже хаос на чьей-то заурядной кухне представляется театральной мизансценой».

Сцена из спектакля К.Гольдони «Кьоджинские перепалки». А.Авдеев, М.Клименко.

Сцена из спектакля К.Гольдони «Кьоджинские перепалки». А.Авдеев, М.Клименко.

Но подождите недоуменно рассматривать театральных студийцев. Они такие же, как мы с вами. И приживаются тут тоже не все, как и в любом коллективе. «В основном, – говорит Вадим Сергеевич Голиков, главный режиссер студенческого театра, – не приживаются «девочки-героини», им хочется всего и сразу, они считают себя очень талантливыми, и это, конечно, может быть, и так, но здесь, как, впрочем, и в любом творческом месте, нужно очень много работать, а еще точнее, нужно вкалывать, тогда из тебя что-то получается, и мы можем говорить «на одном языке». Талант важен, не спорю, но он занимает не первое место в этом мастерстве». «А еще, – добавляет студент Миша, – здесь не приживаются злые и двуличные люди. Да и пессимистам тут не очень комфортно. Обстановка такая. Дело в атмосфере».

Что за атмосфера, спросите вы? Действительно, атмосфера совершенно особенная. Только представьте себе: старые декорации, перекочевавшие сюда из разных театров, костюмы из неведомых спектаклей, потрескавшиеся потолки и фотографии знаменитых актеров на стенах. Романтика! Но главное, конечно, – атмосферу создают сами люди. «Просто ребята приучаются оставлять все свои проблемы и неприятности, которые накопились за день, за дверями этого здания. Они пришли сюда делать любимое дело, а со всем остальным они будут разбираться потом», – замечает Антонина Наконечная, студентка Театра-студии. «Поэтому мы такие дружные, – прибавляет подруга Тони Надя Угольникова, – здесь никто не борется за роли, не стремится играть главную роль, как в Театральной академии, здесь всем интересен сам процесс, и никто не «циклится» на результате, хотя работать в этом самом «процессе» надо много. Ни к какому спектаклю невозможно подготовиться за ночь, как к зачету в университете». Помилуйте, но если здесь все так серьезно, то чем студенческий театр отличается от Театральной академии? «Просто тут никто не ставит тебе «диагноз» лирической героини или подростка-травести. Я могу играть в разных спектаклях совершенно противоположные роли. А потом, все-таки из нас не делают профессиональных актеров. Мы занимаемся этим только для своего удовольствия. И даже… многие из тех, кто вначале мечтает о профессиональной сцене, вскоре почти не думают о ней, потому как могут реализовать себя здесь», – говорит Тоня.

Интересно, а не жаль преподавателям столько сил и времени отдавать людям, которые никогда не свяжут свою профессиональную жизнь с театром, и может быть, просто забудут о студии на Галерной, как только выпустятся из университета? «Даже вопроса такого не возникает, – отвечают они хором, – а потом, никто не забывает нашу студию, она нас меняет. Есть выпускники, которые занимались здесь 20 лет назад, но с удовольствием сейчас играют в наших спектаклях, мы с ними часто встречаемся и у нас замечательные отношения».

Студийцы наших дней.

Студийцы наших дней.

Ничего себе! 20 лет – это же целая жизнь! Видимо, действительно, есть в этой студии нечто особенное, что так притягивает людей, которые потом 20 лет не могут с ней расстаться. Наверное, действительно они как-то меняются в течение того периода, который тут проводят, но как? О, на этот вопрос все отвечали по-разному. Кто-то говорил, что студия раскрепощает, делает более уверенным в себе, кто-то, что она позволяет иначе, многостороннее видеть жизнь, кто-то, что она учит замечать красоту совершенно обыкновенных предметов и, значит, поднимать настроение. Но самое главное, и это заметили все, студия приучает работать в коллективе, адекватно реагировать и находить общий язык с людьми, чье мировоззрение непохоже на твое. Ведь хотя студенты и «оставляют все свои неприятности и проблемы за порогом», у всех у них разный характер, и научиться ладить друг с другом, слушать и слышать друг друга, идти на уступки – тоже требует особого мастерства. «Чем хорош студенческий театр, – замечает Вадим Сергеевич, – так это тем, что здесь можно поставить такую пьесу, как «Волосы», где все студенты будут изображать шевелюру на голове главного героя. В Театральной академии это практически невозможно, потому как каждый хочет для себя роли индивидуальной, со своим характером… но это невозможно без умения держаться в коллективе и умения играть в подобных массовых спектаклях».

А ведь, наверное, главное: эти ребята – замечательные люди! Есть в них «качество доброты», есть умение с энтузиазмом взяться за дело. Где, в какой профессии они сумеют развернуться по-своему?

Хотя бывали у Студии и нелегкие времена. Например, «когда здесь занимались всего четыре студентки», – вспоминает Вадим Сергеевич. К счастью, сейчас от желающих поступить «нет отбоя» и кажется, что худшее осталось далеко позади. Жизнь продолжается. Выпускник и помощник Вадима Голикова Антон Милочкин сегодня работает с ребятами над новой постановкой, это пьеса «Очень простая история», автором которой является известная Мари Ладо. Неохотно театр думает и о переезде в новое помещение, так как оставаться на прежнем месте – увы – невозможно: особняку давно требуется капитальный ремонт. «Увы», потому что большую часть своей истории театр прожил именно здесь. Впрочем, поскольку никто особо не спешит предоставлять театру «новый адрес», то и о старом он горевать не торопится.

Хотя я обещала не углубляться ни в историю, ни в теорию, мне не терпелось задать вопрос: «Почему теперь, когда в Петербурге так много экспериментальных театров, и спектакли не подвергаются строгой цензуре, когда многие режиссеры и актеры имеют возможность реализовать себя на «большой» сцене и им нет нужды уходить для этого в самодеятельность, театральная студия при СПбГУ продолжает быть необходимой?» «Потому что мы нужны студентам, – отвечает Маргарита Николаевна Дульченко, преподаватель и режиссер студенческого театра, – здесь студенты завязывают дружбу, которая у многих будет длиться всю жизнь, здесь их всегда могут выслушать и поддержать, здесь и только здесь они находят это неповторимое ощущение «волшебства», которого им так не хватает в реальности». А один из студентов студии сформулировал свое мнение так: «Студия не закрылась на 90% благодаря стараниям людей, которые здесь работают, благодаря тому, что они – энтузиасты своего дела. И пока есть такие замечательные педагоги, пока есть ребята, которые ищут свою дорогу и твердо знают, что в жизни должно быть нечто большее, чем обыденность и повседневность, пока есть эта особенная дружба, вкус которой сохраняется на всю жизнь, студия будет каждый октябрь осуществлять новый набор». И невозможно здесь не почувствовать этой веры, веры в то, что, конечно, на самом деле, вот так, рядом с нами живет Театр – Петербург, Галерная, 60…  

Мария Кириллова,
студентка филфака

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков