Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 11-12 (3668-69), 23 апреля 2004 года
визитная карточка факультета

С.И.Богданов: «Санкт-Петербургский университет
усиливает в сегодняшнем мире
фактор коллективного существования...»

Время для беседы с деканом — не самое удачное. Филологический факультет накануне Фестиваля русской речи трудится в напряженном темпе, а декан — особенно.

Но сегодня профессор Сергей Игоревич БОГДАНОВ отвечает на наши вопросы.

— Филологический факультет — один из самых первых в нашем университете. Но факультет не только старейший — он постоянно обновляется. Меня, к примеру, удивила вывеска программы “Графический дизайн” на филологическом факультете…

— Действительно, филологический — старейший факультет Санкт-Петербургского университета. У нас нет отдельного дня рождения, мы его делим с университетом — так же, как юридический или философский факультеты. В последнее время у нас много изменений, связанных с развитием на базе общего фундаментального знания различных специальностей, направлений и особенно специализаций. По количеству специализаций филологический факультет стоит на первом месте в университете — мы ведем прием более чем по сорока специализациям, причем на каждую — отдельный конкурс. Последние годы характеризуются тем, что количество специализаций существенно выросло и продолжает расти. При этом, подчеркну, обучение на филологическом факультете базируется на фундаментальном знании. Филология — фундаментальная наука, и на ее основе могут развиваться самые разные практические специализации.

С.И.Богданов

С.И.Богданов

Что же касается тех программ, о которых вы упомянули — специальности “Графический дизайн”, “Прикладная информатика в сфере искусств и гуманитарных наук”, направление “Искусство реставрации” и др. (а сейчас мы готовим условия для создания новых программ в области декоративно-прикладного искусства), — то это основа будущего факультета или института искусств. Мы этим занимаемся давно, сейчас на этих программах занимаются более 400 человек, первый выпуск дизайнеров у нас уже состоялся. То, что будущий факультет (или институт) искусств рождается на основе филологического факультета, это тоже естественно, потому что филология — фундаментальная сфера знания, очень близкая к теории и практике искусств. Думаю, что в ближайшее время эти программы институционализируются в отдельный институт (или факультет) искусств.

— Вы имеете в виду Смольный институт свободных искусств и наук?

— Нет, программа, которой руководит Валерий Михайлович Монахов (с точки зрения госстандарта — это подготовка бакалавров в сфере искусств и гуманитарных наук, бытовое название — Смольный институт свободных искусств и наук), — это нечто другое. Основная идеология этой программы — междисциплинарность, хотя студенты, которые обучаются на этой образовательной программе, занимаются и практическими искусствами: музыкой, танцами, изобразительным искусством. Если Смольный институт — это некий эксперимент в сфере образовательных технологий и развития междисциплинарности, то проект факультета искусств — это классическое образование. Только усиленное всеми возможностями университета. Классические программы подготовки специалистов-дизайнеров, специалистов в области прикладной информатики в гуманитарной сфере, реставраторов.

— Факультет расширяется и территориально...

— Естественно. У нас растет количество студентов. Сейчас у нас самый большой план приема: на первый курс мы принимаем около 450 человек на бюджетную форму обучения. Чтобы учить такое количество студентов, нам необходимы большие площади. В целом могу сказать, что на филологическом факультете сейчас учатся более 4000 человек на основных образовательных программах. А если возьмем еще дополнительные образовательные программы, то количество наших слушателей возрастает до 7-8 тысяч. У нас также постоянно учатся около 500 студентов-иностранцев.

Сейчас филологический факультет организует свои образовательные программы в семи зданиях, расположенных в центре города. К сожалению, не все они принадлежат исключительно нам. Но, тем не менее, мы сделали немало в последние годы по введению новых учебных площадей ...

— Я даже слышал разговоры, будто соседнее с факультетом здание отреставрированного Манежа тоже вам принадлежит...

— Если бы оно было общеуниверситетским! Но, к сожалению, это здание университету не принадлежит. Хотя в свое время мы вели работу, чтобы иметь возможность им пользоваться. Сейчас мы в партнерских отношениях с теми, кто это здание содержит. Это позволяет нам проводить там многие мероприятия университетского и общероссийского характера.

— Расскажите, пожалуйста, о культурологическом проекте дворика филфака.

— Для меня этот вопрос очень важный и в значительной степени даже личный. Когда мы разрушили в 1997 году гараж, который, казалось, стоял здесь вечно и затруднял и учебный процесс, и жизнь наших преподавателей, запомнилось высказывание одного из старейших преподавателей филологического факультета: «После того как рухнул гараж, мы стали “виднее Богу”». На примере этого дворика и территорий вне каре нашего факультета (площадь Лабиринта и Гефсиманский садик) можно видеть, как мы пытаемся построить семиотически значимое пространство, в котором студенты и преподаватели не просто существовали бы, но чтобы их коллективное существование устроилось по определенным семиотическим правилам: для преподавания, для обучения и воспитания.

Если говорить на формальном языке, то дворик внутри филфака — это первый парк современной скульптуры в городе. А фактически это еще один пример организации коллективного существования, в которое наши студенты включаются с первых дней жизни на факультете — вместе с самыми известными мастерами изобразительного искусства Петербурга. Скульптуры и памятные доски во дворике воспроизводят памятные события из жизни факультета, университета и города. Скажем, первая памятная доска Д.Трезини размещена у нас. И это имеет под собой основание, потому что фундамент главного здания факультета (то, что называют дворцом Петра II) был создан Д.Трезини. Есть, например, доска памяти руководителя студенческого хора Г.М.Сандлера. Архитектура — и музыка, поэзия — и проза… Во дворе филфака много знаков, которые закрепляют в бронзе, в камне этапы истории университета.

Кстати, в мае мы собираемся открыть в Лабиринте «сто памятных дат университета». Разместим на камнях бронзовые таблички с датами, они будут сделаны немножко с юмором. У меня есть планы разместить здесь первый в городе объект, связанный с памятью Александра II. Для этого тоже есть мотивация, потому что Александр II своим указом создал Историко-филологический институт, который позже вошел в состав филологического факультета университета... Проектов много — скажем, памятник поручику Киже в районе Лабиринта. Осенью во дворе филфака будет открыт пристенный фонтан “Ромео и Джульетта”. На факультетском празднике, Дне филолога и восточника, собираемся открыть веселую скульптуру в духе студенческого фольклора. У нас во дворике стоят бюст первого президента Чешской республики Масарика, бюст Антиоха Кантемира. И тот, и другой открывались высокими правительственными делегациями… В пространстве дворика шутка, игра, спонтанное художественное творчество сочетаются с официальными моментами.

Это некоторая попытка смоделировать жизнь во всех ее аспектах — и с серьезной составляющей, и с шуткой. Попытка разместить в едином пространстве философски значимые символы. Вот, например, стоит Единорог — и это лишний стимул для студента подумать, что является истинными ценностями в нашей жизни. Известно, что Единорог — неукротимый сильный зверь, его невозможно поймать, приручить. Но когда рядом с ним оказывается девственница, то Единорог встает на колени и склоняет перед ней голову. Благодаря этой легенде мы понимаем, что не только сила и мощь важны, но также чистота и непорочность. Они тоже относятся к вечным ценностям, — и на это обращает внимание наш модерново исполненный Единорог.

Надо сказать, что все эти скульптуры, изваяния порождают определенную жизнь. У студентов появляются новые традиции, которых еще вчера не было: они, скажем, кладут «денежку» к скульптуре “Размышление о Маленьком принце” или прикасаются к другой скульптуре — на счастье, перед экзаменом; приносят цветы к барельефу Ксении Блаженной... Все это — новые формы жизни. Что, собственно говоря, и есть наша главная задача — и как универсантов, и как просто петербуржцев, просто людей: рождать некоторые новые существования. В виде ли Смольного института, в виде ли новых обычаев, традиций или в виде некоего впечатления, которое складывается у юноши, взглянувшего на нашего Блока. И потом, вдруг оно выразится в стихотворении — или в словах, которые он скажет своей подруге... Мы пытаемся организовать коллективное существование, благотворное, вызывающее живой отклик и интерес.

А в пятницу на Страстной неделе мы открыли Чашу в Гефсиманском садике. И это в высшей степени мотивированно, потому что памятник универсантам “Ушедшим в бессмертие” напоминает о судьбах погибших во время войны — им тоже пришлось испить чашу страданий. Поэтому такой символ — Чаша, поэтому Гефсиманский садик... Мне кажется важным, чтобы студенты представляли: есть такое место на Земле, всё, что там происходило: Голгофа, крестный путь, Гефсиманский сад — это ведь символы одного порядка. Поэтому я даже заказал четыре оливы в Израиле. Планируем, что они поселятся в Ботаническом саду, а в мае их будут торжественно выносить в кадках и высаживать рядом с Чашей. Кстати, это тоже традиция, которая в Петербурге существовала еще со времен Петра — выносили прекрасные деревья из Ботанического сада на очень короткое петербургское лето.

— Когда вы рассказывали о “семиотическом окультуривании” территории университета, я подумал вот о чем. Если внутри университета есть некая “точка роста”, как говорят биологи, то ее благотворное влияние распространяется все дальше и дальше. Так и происходит: сначала дворик филфака, затем Лабиринт, теперь — Гефсиманский садик...

— Только не надо это связывать лишь с филологическим факультетом. То, что происходит у нас — в частности, во дворике — это лишь следствие того состояния, в котором находится весь университет. Смотрю на деканов моложе себя и по-хорошему завидую той динамике, которая заметна в последнее время на их факультетах. Это юридический факультет, который всегда шел впереди нас по организации учебных программ, финансово-хозяйственной деятельности. В лидерах также факультет менеджмента, факультет журналистики, факультет международных отношений. Среди естественных факультетов динамика развития новой жизни тоже заметна. Посмотрите на матмех, посмотрите на биологов, на ПМ-ПУ. Динамичное развитие присуще всему университету.

Поскольку мы, по определению, ближе связаны со сферой искусств, то делаем в этом плане чуть больше — это просто наша епархия. Но одновременно это и отражение того состояния коллективного организма, который называется “Санкт-Петербургский государственный университет”... Если говорить о скульптурах, то академик А.Д.Ноздрачев поставил изумительную кошку во дворе университета. Или, например, вспомним замечательную инициативу профессора Д.В.Осипова, который свою прелестницу Венеру восстановил — и она стоит в прекрасном комплексе в Сергиевке, в БиНИИ. А это объект, достойный любого музея мира!.. Поэтому ничего исключительного на филфаке не происходит, везде кипит новая жизнь. А нам в сфере практических искусств положено чуть-чуть больше, потому что мы, по роду своей деятельности и в части фундаментальной сферы знания, к этому ближе.

— Сергей Игоревич, с вашей точки зрения — как представителя фундаментальной науки филологии, в каком направлении университету следует развиваться? Вопрос дискуссионный, он постоянно обсуждается в последнее время...

— Я считаю, нужно двигаться в полном соответствии со Стратегией развития университета, над которой работали полтора года, которая была принята на Ученом совете и напечатана в журнале «СПбУ». Там, по-моему, очень хорошо прочерчены все направления... Могу лишь сказать, что не случайно Санкт-Петербургский университет встал во главе движения, которое сейчас называется Болонским процессом в России. Санкт-Петербургский университет усиливает в сегодняшнем мире фактор коллективного существования. Мы опираемся на достижения других народов Европы; программу Смольного института свободных наук и искусств мы осуществляем с зарубежными партнерами из США. Санкт-Петербургский университет сейчас находится в фазе здорового развития, и я очень рад, что это пришлось на мою жизнь. Успехи университета, безусловно, — большая заслуга Людмилы Алексеевны Вербицкой как руководителя университета.

— Привлекает внимание также активная издательская деятельность филологического факультета...

— А как же иначе? Это естественно для филологического факультета. Сейчас издательская деятельность, может быть, развивается более активно, нежели было всегда. Здесь есть и субъективный фактор: все-таки на филфаке работают два бывших директора издательства университета: два года я возглавлял издательство, а Валерий Михайлович Монахов, который сменил меня, был на этом посту больше двух лет. Неудивительно, что у нас есть свой центр, где мы — под эгидой университетского издательства (где сейчас трудится новый директор, чьи успехи впечатляют) — осуществляем собственную издательскую деятельность, очень большую и значимую.

— Ваш рецепт: как учитывать рынок образовательных услуг сегодня? Как вы это делаете? Что вы можете посоветовать другим факультетам? Ведь, скажем, естественным факультетам не удается организовать такой приток студентов, как на филфаке...

— Надо сказать, что в последнее время не могу взять на работу ни одного выпускника с матмеха и с факультета ПМ-ПУ на зарплату ниже трехсот долларов. Они рассматривают предложения, начиная только с пятисот... Это говорит о том, что выпускники наших естественных факультетов получают прекрасную работу и могут выбрать любую. И, соответственно, конкурс у них тоже немаленький, растет с каждым годом.

Мы стараемся учитывать то, что сейчас называют законами и требованиями рынка. Я во многом учусь у юристов, у экономистов, у факультета менеджмента. Скажем, стараюсь у них позаимствовать приемы формирования ценовой политики, поскольку они специалисты… Мы открыли множество новых специализаций, уникальных в том числе. Взять хотя бы специализацию “Библеистика”. Это первый случай в истории России — подготовка такого рода специалистов. В структуре классического российского университета библеистика прежде никогда не преподавалась, хотя теологические факультеты имелись в структуре европейского университета изначально. Библеистика — не теология, это своеобразная, наукоемкая, фундаментальная отрасль знания.

— То есть вы считаете, что естественным факультетам помогать нет необходимости?

— Да им было бы просто обидно, если бы я сказал, что они требуют какой-то помощи. Это очень сильные факультеты. То, что наши математики два года подряд выигрывали абсолютное первенство во Всемирной олимпиаде студентов-программистов, должно быть записано в Книге рекордов Гиннесса. Достижения в части математики, которые дал наш университет миру за всю историю, одни из самых значительных. Естественные факультеты развиваются нормально во всех отношениях. Заработная плата в одном из институтов при математико-механическом факультете, если учесть весь объем работ, больше, чем на филологическом факультете. То есть естественники могут создавать хорошие условия для работы.

А что касается помощи, то надо помогать вне зависимости от того, насколько успешно факультеты развиваются самостоятельно. И нам нужно помогать, и им нужно помогать. Чем больше ты поможешь, тем вернее будешь соответствовать университетской идее. Есть и другие слова на ту же тему: содействие, коллективное существование, достижение совместного творческого результата.

— А теперь несколько слов о Фестивале…

— Фестиваль русской речи — грандиозное мероприятие, которое подводит итог большой работы. Опубликован специальный научный сборник, серьезный и очень интересный, представляющий мониторинг состояния русской речи в настоящее время. Аналитические материалы будут разосланы во все государственные структуры, академические учебные заведения, чтобы люди, которые принимают решения, существенные для судьбы нашего общества и нашего языка, были в курсе этих исследований.

Проведены конкурсы — среди писателей, журналистов, политиков, школьников и студентов. Последняя фаза одного из конкурсов среди студентов будет проведена прямо на фестивале. Результаты всех конкурсов тоже будут объявлены на фестивале.

Фестиваль проходит при содействии Л.А.Путиной. Это большое мероприятие, где будет место и элементам научного исследования, и празднику, и шоу. Нам очень многие помогают его реализовать. Самое существенное содействие оказывает благотворительный Фонд Потанина, который финансирует Фестиваль русской речи.

Этот фестиваль необходим нашему обществу, потому что русский язык для нас — смыслообразующее явление. И от того, как мы говорим, зависит, как мы думаем, и каким мы видим этот мир. В последнее время появились некоторые негативные явления в части культуры русской речи. С этими тенденциями надо бороться. Отрадно то, что в государстве стала выстраиваться сознательная государственная политика в области русского языка как языка национального. Фестиваль показывает, что государство повернулось лицом к этой тематике, жизненно важной для его собственного существования и национальной безопасности.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков