Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3666), 16 апреля 2004 года
мир и мы

Уязвимость силы

А.Вершбоу и К.Бертрам обсудили в СПбГУ будущее трансатлантических отношений

Второго апреля на юридическом факультете СПбГУ прошла политическая дискуссия на тему «Будущее трансатлантических отношений». Главными действующими лицами были посол США в России Александр Вершбоу и председатель правления германского Общества науки и политики Кристоф Бертрам. Вел дебаты проректор по международным связям СПбГУ С.Л.Ткаченко.

Поводом для встречи послужили участившиеся в последнее время разговоры о кризисе в отношениях США и Европы. И без того напряженные, они, по мнению ряда экспертов, были окончательно подорваны 11 марта 2004 года разорвавшимися в Мадриде бомбами террористов. Новое испанское правительство осудило курс своих предшественников по поддержке американских военных действий в Ираке и вывело оттуда испанские контингенты. В результате вспыхнувшего в прессе скандала обнажился целый спектр давних международных проблем, многие из которых очень по-разному понимаются в Европе и за океаном.

В ходе встречи в Санкт-Петербургском университете в центре внимания оказались вопросы расширения НАТО на восток, сотрудничества США, Европы и России в рамках международных организаций, а также проблемы интеграции нашей страны в мировое сообщество. Будучи официальным лицом, А.Вершбоу явно мог себе позволить меньше, чем его визави. Кристоф Бертрам, долгое время работавший редактором отдела внешней политики еженедельника Die Zeit, ставил вопросы ребром, что заметно повышало градус дискуссии. Под огонь его критики последовательно попадали недальновидность и апломб администрации Буша, нерешительность европейских демократий и отдельные аспекты российской внешней и внутренней политики. По словам К.Бертрама, главной задачей европейцев должно стать противодействие усилиям США по разъединению Европы и проведению политики селекции. «Вы плохие европейцы: вы не нравитесь мистеру Рамсфелду, – скандировал Бертрам, – а вы вполне ничего: продолжайте прислушиваться к мнению Вашингтона». Америка сегодня объективно сильнейшее государство мира, уверен Бертрам. Но именно поэтому оно должно проводить очень взвешенную политику, дабы не перебить всю посуду в лавке. Политика же администрации Буша, опирающаяся на диктат силы, может завести всю систему трансатлантических отношений в тупик. Александр Вершбоу на протяжении всей встречи сохранял спокойствие и даже на самые острые выпады отвечал столь дипломатично, что создавалось впечатление, будто политические бои идут только на страницах газет: на деле же все друг другу лишь улыбаются и думают о взаимопомощи. К примеру, трактуя вопрос о расширении НАТО, чрезвычайный и полномочный посол отметил, что размещение с недавних пор четырех F-16 на аэродромах в Литве нисколько не должно беспокоить российское Министерство обороны. Напротив, российские военные должны радоваться, поскольку самолеты были размещены для борьбы с терроризмом. На тот случай, к примеру, если «из Копенгагена в сторону России вдруг вылетит (вероятно, угнанный – И.М.) бомбардировщик». В целом же НАТО сегодня не видит противников на европейском континенте и переключается на борьбу с терроризмом и миротворческие акции. «В России, к сожалению, до сих пор слишком много людей полагают, что интересы НАТО и США должны непременно противоречить российским интересам, – заметил посол. – Это не так. России стоит отбросить старую идею о предначертанности ей третьего пути и просто присоединиться к европейскому и мировому сообществу. Ведь вам нужны рынки для сбыта энергоресурсов, а нам – для поставок высоких технологий», – со скромной улыбкой резюмировал Вершбоу.

Различные по вопросам трансатлантических отношений, мнения А.Вершбоу и К.Бертрама сошлись в оценке проблем российских – особенно в чеченском вопросе. По словам обоих, Чечня сегодня – главная причина падения политического авторитета России. «Это повод глубокого расстройства для Европы, – объяснил Кристоф Бертрам, заранее оговорившись, что выдаст недипломатичный текст. – Не видно движения вперед. Вот уже почти пять лет мы наблюдаем лишь усугубляющуюся коррупцию, попрание прав человека и умножение причин, по которым в этой точке мира появляются все новые террористы». По мнению председателя правления германского Общества науки и политики, ситуация зашла в тупик: военное решение не может снять всех вопросов. Нужно найти в себе силы признать ошибки и искать политическое решение. «Мы понимаем, что критиковать со стороны легче всего. Еще раз подчеркну, Чечня – это сугубое дело России. Однако мы не знаем, как можно решить данную проблему. И что хуже всего, российское правительство, похоже, этого тоже не знает. Между тем время ожиданий уносит все новые жизни. Быть может, стоит хотя бы разрешить деятельность в Чечне международных наблюдателей? В прошлый раз работать им не дали и попросту выставили из страны».

О том, что, на взгляд западных демократий, в российском королевстве все далеко не так ладно и стабильно, как привыкли слышать мы, говорит и недавняя резолюция Конгресса США о возможном исключении России из Большой Восьмерки. Несмотря на пожелание Александра Вершбоу «не драматизировать ситуацию» и не забывать, что в Америке все же предвыборная пора», задуматься российским властям есть над чем. Тот же Кристоф Бертрам сначала подчеркнул, что для удаления России из Восьмерки потребуется решение шести других сторон, а потом не удержался и напомнил: «1 мая ЕС пополнится целым рядом стран, которые не забыли времена СССР. Они будут во многом влиять на политику Евросоюза. Так что силовой метод решения проблем, который сегодня пытается использовать Россия для решения внутренних вопросов и защиты своих интересов в странах Балтии, вряд ли вызовет одобрение в Европе». Иными словами, каким бы ни было будущее трансатлантических отношений, свои проблемы нам придется решать самим. И похоже, проявлять при этом гибкость. Просто потому, что сама по себе сила ничего не значит, «нужно уметь превращать ее в консенсус», как сказал задолго до эры Бушей многократно упоминавшийся в ходе дискуссии госсекретарь США Генри Киссинджер.  

Игорь Макаров
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков