Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3663), 19 марта 2004 года

Любовь к учебе –
учеба без любви?

Русские дворяне XIX века отдавали своих детей в закрытые учебные заведения и строго следили за этикой их воспитания. С одной стороны – психологическая изолированность молодежи, недостаток общения с противоположным полом. …А с другой – чистота чувств, серьезное отношение к жизни и совсем иная эффективность учебы! В эпоху компьютеров и сотовой связи, наркотиков и ядерного оружия идея закрытого обучения, ограничивающего личную жизнь юных акселератов, кажется большинству нелепой и неуклюжей, как скелет доисторического ящера. Но некоторые все-таки считают ее прогрессивной, утверждая, что эта мера способна внушить молодому поколению желание учиться, повысить уровень нравственности и образования в стране. Что думают по этому поводу (и думают ли вообще) современные отцы и дети?

Наш собеседник – Серафима Васильевна Войшвилова, учитель русского языка и литературы, на пенсии.

– Вы всю жизнь преподавали в школе. Опираясь на свой опыт и знания, можете ли утверждать, какая система образования более совершенна – существующая в России сегодня или та, что действовала во времена Толстого и Достоевского?

– Конечно, сегодняшняя система лучше! Прежняя давно устарела.

– И моральные принципы того времени тоже устарели? Ведь сейчас новыми методами в детях воспитывают новые идеалы. При этом многие говорят о деградации нравов…

– В этой деградации виновата не учеба, а воспитание и новые жизненные реалии. Люди разучились нормально общаться, но система образования тут ни при чем. Современное молодое поколение ничего не хочет: ни учиться, ни работать, ни заниматься творчеством…

– Ни любить?..

– Ни любить. Сегодняшние подростки опошляют само понятие любви. Чего стоит хотя бы выражение «заниматься любовью»! Да разве любовью можно «заниматься?! Это цинично, низко!

– Быть может, если бы юноши и девушки обучались раздельно, им было бы сложнее «заниматься любовью», они научились бы «любить»?

– Нет, это вряд ли помогло бы. Сегодня детям и так не хватает полноценного общения, если лишить их и этого, то они вообще разучатся дружить, нормально развлекаться – без сигарет, алкоголя и наркотиков. Да и на учебе такое разделение скажется, скорее всего, отрицательно. Недоросли никуда не исчезнут.

– Насколько в наше время остра проблема недорослей в России?

– Очень остра – даже страшно становится. Молодежь ни к чему не стремится. Кроме «тусовки» подросткам ничего не нужно. Я думаю, это – избалованность. После войны люди хотели, чтобы дети поскорее забыли недавние страх и лишения. Тогда появился тезис «Все лучшее – детям!». Это было правильно, но ведь не означало, что родители должны были ни в чем не отказывать своим чадам, избавлять их от любого труда – физического и умственного. Так и стали появляться недоросли, а потом и растить своих маленьких недорослей…

– Можно ли что-то с этим сделать?

– Можно и нужно! Необходимо изменить семейное воспитание, переориентировать приоритеты родителей, чтобы они смогли научить своих детей не только «тусоваться», а еще трудиться, любить и учиться. Причем любить так, чтобы это не мешало, а наоборот, помогало в образовании.

– Когда вы учились, часто ли становились жертвой Амура?

– Нет, не часто (улыбается). У нас было много трудностей – голод, бедность… Влюблялись мы поздно, к любви относились серьезно. Зато уж если влюблялись! Девушка любила скромно, так что ее возлюбленный мог и не знать ни о чем… (задумывается). Но, конечно, все влюблялись, и я тоже.

– Это как-то отражалось на вашей учебе?

– Только положительно! Ведь когда любишь по-настоящему, у тебя словно вырастают крылья (как у Амура). Хочется быть лучше, чтобы любимый человек это заметил! И правда становишься лучше, тебе все удается, все по силам! Поэтому и учиться начинаешь с новой радостью.

– Вы сумели воспитать такое отношение к любви и образованию в своих детях?

– (Немного смущенно.) Надеюсь… Конечно, мне этого хотелось и я пыталась.

– Когда ученики расстраивали вас своим пренебрежением к учебе, что было тому причиной – любовное чувство или банальная лень?

– Ленивые и трудолюбивые школьники есть в любом классе. И первых влюбленность уводит от учебы, а вторым, наоборот, дает стимул, внушает ответственность.

– Так все-таки нужно ли изгонять любовь из школ и институтов?

– Нет, ни в коем случае! Только ребятам нужно уметь любить, отличать истинное чувство от того, что называется «заниматься любовью». Без любви, как и без образования, не проживешь!

 

Юлия Александровна Бобкова (2 курс СПбГМУ им. ак.Павлова) и Ольга Алексеевна Юрьева (2 курс ЛГОУ им.Пушкина).

– Знаете ли вы, что в XIX веке студентам СПбГУ было запрещено вступать в брак до окончания обучения, иначе…

Юлия: Иначе казнь?! Какой ужас! (Смеется.) Нет, об этом я не знала.

– …иначе – исключение из университета, в каком-то смысле казнь психологическая.

Ольга: Да, я, кажется, что-то об этом слышала на лекциях педагогики. Но серьезно никогда не задумывалась.

– А что, если сегодня восстановить эту старую добрую традицию? Спокойная учеба, серьезный подход к личной жизни, высокое понятие о любви и чести, более нравственное отношение к сексу, наконец?

Ю.: Ну да, представляю… Институты благородных девиц, школы благородных детей, ясли благородных младенцев… Скука! Нет уж, спасибо, избавьте меня от обсуждения таких благородных проектов!

О.: Да не то что скука, а просто как-то… неправдоподобно, что ли? Сегодня никто на это не согласится, во всяком случае, на то, что было лет 200 назад! Зачем возвращаться к старому?

– Хорошо, не будем возвращаться в прошлое, обратимся к настоящему. Как вы учитесь?

О.: Нормально, как все обычные студенты.

Ю.: Супер! Ну, то есть хорошо, если не преувеличивать.

– А, если не секрет, кого поздравляли с Днем св. Валентина? У вас есть возлюбленный?

Ю.: Я маму поздравляла и подруг! И возлюбленный есть, его тоже поздравила.

О.: Да, конечно, как же без него!

– Сколько времени можете позволить себе тратить на любовь ежедневно?

О.: It depends on my mood – зависит от настроения. Но, если захочу, я всегда найду в своей жизни время для любви.

Ю.: А я могу тратить на любовь каждый день «11 минут» (читали у Паоло Коэльо?)

– Читали. Только я ведь не секс, а любовь имею в виду…

Ю.: Одно другому не мешает!

– А учебе чувства не мешают? Долго будете раздумывать – пропустить важную лекцию или пережить ссору с возлюбленным?

Ю.: Нет, не долго – 11 минут! (смеется.) А если серьезно, я не пропущу лекцию – с парнем помириться легче, чем с преподавателем.

О.: Я по натуре дипломат – умею находить компромиссы. Не пропущу лекцию и не поссорюсь с молодым человеком! Вот!

– Здорово, но… если компромисс невозможен? Что страшнее – «незачет» на экзамене или «не люблю» на свидании?

О. и Ю. (в один голос): «Незачет»!!!

– Какое единодушие! Вы умеете разделять учебу и личную жизнь. «Не хочу учиться, а хочу жениться» – это не про вас?

О.: Про нас! Но только достойный кандидат мне еще не встречался…

Ю.: Нет, не про меня. Я хочу учиться… учиться, и еще раз учиться! А выйти замуж и завести детей всегда успею.

– Раз уж зашла речь о детях… В первую очередь вы предпочли бы родить хорошенького ребенка или, скажем, получить премию за научные достижения?

Ю.: В первую очередь мне хотелось бы обзавестись новеньким телефоном, а потом машиной «Peugeot-206». О детях, как я уже сказала, думать рано.

О.: Научных достижений у меня пока нет, но получить деньги очень хотелось бы. Ребенка до окончания учебы рожать не планирую, а потом – видно будет.

– Сейчас вы сами еще учитесь, но, если задуматься, своего будущего ребенка отдали бы в закрытое учебное заведение?

О.: В школу – нет, с педагогической точки зрения это может плохо отразиться на его умении общаться с противоположным полом, а значит, и на всей последующей жизни. А в закрытое высшее учебное заведение, пожалуй, отдала бы – к тому времени это будет уже сформировавшаяся личность. Я сама учусь в коллективе из одних девушек, но не скажу, что ощущаю особый недостаток в общении с парнями.

Ю.: А я учусь в смешанном коллективе, и мне очень нравится. Так что насчет образования своего будущего ребенка сейчас ничего сказать не могу – без комментариев.

– Недавно вы отпраздновали с любимыми День св. Валентина. А какого числа будете поздравлять с профессиональным праздником своих учителей?

О.: …числа 3-4 октября…

Ю.: 4 октября.

 

Петр Петрович Марьянышев (277 школа, 6 класс).

– Знаешь ли ты, что такое закрытое обучение?

– Да, это когда мальчики и девочки обучаются отдельно.

– И что ты об этом думаешь?

– Мне это нравится. Встречаться можно на дискотеках, на улице… А для учебы это лучше.

– У тебя в классе много девочек?

– Нет, мальчиков больше.

– И как складываются отношения? Наверняка появляются «парочки»?

– Да, появляются. Сейчас у нас в классе уже две таких парочки. Им даже завидуют.

– Как ты думаешь, любовь не мешает их учебе?

– Думаю – нет. Эти девочки даже отличницы.

– А у тебя нет подружки?

– Нет, еще не нашел…

– Значит, «не хочу учиться, а хочу жениться» – это не про тебя?

– Я хочу учиться, а потом жениться! Сегодня девушки влюбляются в образованных молодых людей.

– Какая умная позиция! Если бы все молодые люди были такого же мнения! А кем ты хочешь стать в будущем?

– Об этом лучше не спрашивать! Я еще не решил (улыбается.) Может быть юристом, может быть телеоператором…

– Может быть, укротителем диких животных?

– Как Тарзан, что ли? Нет, лучше уж космонавтом, и – в космос, на поиски инопланетян (типа ха-ха).

– В добрый путь! Успехов в учебе и… любви.

– Спасибо. И тебе того же.  

Екатерина Семыкина,
студентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков