Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7 (3663), 19 марта 2004 года

За фасадом мирового бренда, или Университет глазами первокурсников



Студенты первого курса геологического факультета Алексей Брисюк, Михаил Носиков, Дмитрий Рыбин, Владимир Михайлов и Анастасия Холодова по-прежнему разрешают редакции журнала рассказывать о том, как они адаптируются к жизни в Петербурге и в университете.

Вкратце напомним предысторию: все пятеро – с Урала, занимались геологией чуть ли не с пеленок – в кружках «Юный геолог» при Домах творчества. Далее – участвовали в олимпиадах, экспедициях, организованных Институтом минералогии Российской Академии наук, и Всероссийских слетах юных геологов.

На кухне в общежитии.

На кухне в общежитии.

В предыдущих материалах мы рассказывали о том, как организован быт первокурсников, с кем им удалось подружиться, как они знакомятся с Санкт-Петербургом.

В конце февраля мы снова встретились, говорили о первой в их жизни студенческой сессии и новостях «адаптационного» периода.

Об однокурсниках

Во втором семестре Настя перевелась в группу № 5, чтобы учиться вместе с друзьями. Группа считается одной из самых сильных на курсе. Две трети студентов в ней – иногородние. Если сравнивать общеобразовательный уровень однокурсников, то питерцы лидируют в иностранных языках. Что же касается узкоспециальных предметов, то явные преимущества у тех, кто до поступления на факультет занимался в геологических кружках, независимо от того, были они в Домах творчества Петербурга или Урала. Правда, как подметили сами ребята, уральцы больше разбираются в особенностях своих месторождений, а питерцы больше знают про свои. Ну, так это зависит от места проживания, а не от методики преподавания.

Об экзаменах и преподавателях

Их предупреждали, что первая сессия обычно бывает самая трудная. Так оно и вышло. Экзаменов – пять: математика, общая геология, кристаллография, география и химия.

Первокурсники заметили у преподавателей общую тенденцию в технологии приема экзаменов. Если студент, отвечая на экзаменационный вопрос, «оговаривался», то экзаменатор начинал спрашивать его по всему курсу. Если тот второй раз отвечал «невпопад», то выше «удовлетворительно» не получал. Такая оценка грозила Алексею Брисюку, но он в течение полутора часов выплыл-таки на «хорошо». Участь двух однокурсников Алексея была классической иллюстрацией к сюжету «Прогулы». Им пару предметов пришлось пересдавать. Тем не менее после экзаменационных испытаний наши знакомые студенты снова вместе.

Об учебе

Существует некая закономерность: лекции читают, в основном, преподаватели почтенного возраста, а практику ведут молодые. «Практика классная, после нее можно и учебник не читать», – отметили первокурсники. Кстати, об учебниках. Ситуация с ними по-прежнему сложная: по ним (1954 года издания) еще наши преподаватели учились». О том, что факультетская библиотека не в состоянии снабдить студентов-геологов современными учебниками, мы писали в предыдущем материале. Там же сообщали о том, что ребятам необходимые книги присылают из дома. По-прежнему «легче учебник купить, чем получить в библиотеке». По всей вероятности, такой же преклонный возраст и у парт в учебных аудиториях, поскольку «недавно парта развалилась прямо во время лекции», в другой раз студенты оказались на полу, так как древнее сооружение рассыпалось прямо под ними.

Казалось бы, чего проще, если хочешь поговорить со студентами. Посмотрел, какая у группы лекция, подошел к ее завершению, да и пообщался. Увы... У меня не получилось: первокурсникам после математики, которая была у них в здании Двенадцати коллегий, нужно было отправляться на 16-ю линию Васильевского острова, чтобы прослушать следующую лекцию, а с 16-й линии бежать на 10-ю. Времени на эти передвижения – по 10 минут. Так первокурсники бегают два раза в неделю. Время для нашего «свидания» с ними пришлось тщательно выбирать.

В нашу прошлую встречу ребята рассказывали о том, что по совету старшекурсников уже попробовали найти себе какой-нибудь приработок. Во втором семестре о нем пришлось забыть, так как учебная нагрузка увеличилась – за счет контрольных, самостоятельных и курсовых работ.

О быте

«Читальный зал в общежитии?» – «Ха-ха-ха. Он вроде есть, но на самом деле его нет. Конечно, в комнатах занимаемся».

Стипендия как была 400 рублей, так у всех и осталась 400, за исключением тех, кто сессию сдал с тройками. «Мы узнавали у студентов других вузов, не таких престижных, как СПбГУ – у них стипендия больше в два раза».

«Как питаемся? Есть деньги – едим. Нет – переходим на макароны. А вот на фотографии – видите – у нас на столе даже ананас… Это мы Новый год встречали».

На каникулы ездили домой, а во время семестра почти каждого навестили родители.

По-прежнему ребята живут в общежитии Петергофа. Ежедневно тратят на дорогу по 4 часа. По понедельникам – еще больше. Занятия физкультурой (лыжами) проходят в Кавголово. Из Кавголово студенты возвращаются на Финляндский вокзал, с него перебираются на Балтийский, а затем уже едут в Петергоф. Понятно, что уральцам занятия лыжами ближе, чем остальные виды спорта, но никто не подсказал им, что по времени и силам это будет слишком затратно. Мог, наверное, куратор. Но они его (вернее, ее) видели только один раз: «Когда она пришла представиться…»

По-прежнему любят активный отдых, выезжают за город.

Вместо заключения

Мы много слышим лестного и приятного в адрес Санкт-Петербургского университета. И то, что национальное достояние, и то, что образование дает общемирового уровня, и что научные исследования в его стенах проводятся уникальные. Никто с этим и не спорит. Это так. Но есть различные уровни информации и информированности. Один – у профессора, другой – у студента. Один – у первокурсника, другой – у дипломника. Первокурсник судит о вузе, в котором учится, по ему доступным информации и наблюдениям. Разве неправда, что многие учебные аудитории здания Двенадцати коллегий поражают своей неприглядностью и такой же страшной мебелью? Правда. Кто давно там не был – за-гляните. А потом спуститесь в Актовый зал – разница есть? Студенты это тоже замечают.

Что институт кураторства, в основном, существует чисто номинально, поскольку держится исключительно на энтузиазме и никак не подкреплен финансово, журнал «СПбУ» писал неоднократно. Помощь студентам нужна, особенно в их первый год пребывания в университете.

Странная вещь получается. Абитуриента манит всемирно известный бренд «Санкт-Петербургский университет». Но после того как абитуриент становится студентом, ореол этого бренда тускнеет при ближайшем рассмотрении. Причем, не из-за уровня преподавания, технической оснащенности или исследовательской базы, а из-за бытовых и организационных мелочей. Вот ведь что обидно...  

Материал подготовила
Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков