Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3-4 (3659-3660), 8 февраля 2004 года
официальный отдел

Стратегия развития
Санкт-Петербургского государственного
университета

на период до 2012 года

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), основанный в 1724 г. по Указу Петра I, является старейшим вузом Российской Федерации, всемирно признанным центром высшего образования и науки. Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 года №294 он отнесен к особо ценным объектам национального наследия России.

Деятельность СПбГУ всегда основывалась на концепции классического университетского образования и на единстве учебного и научного процессов. Приверженность этим идеалам сыграла ключевую роль в сохранении и укреплении высокой академической репутации университета в XX веке, на протяжении которого России пришлось пережить глубокие социально-экономические преобразования. Позиции СПбГУ как ведущего вуза России были сохранены благодаря традициям уникальных университетских научно-педагогических школ, а также инновациям в образовательной и научной деятельности, соответствующим прогрессивным мировым тенденциям развития университетского образования.

Ректор СПбГУ
Людмила Алексеевна
Вербицкая:

… – В декабре минувшего года мы приняли “Стратегию развития”, которая определена соотношением сегодняшнего состояния университета и его потенциалом. Такая разработка стала возможной прежде всего потому, что в нашем обществе наметилась тенденция устойчивого развития. В “Стратегии” мы лишь обозначаем основные цели, отдавая себе отчет в том, что правильная их постановка и есть необходимое условие нашего движения вперед.

– Людмила Алексеевна, “Стратегия” декларирует среди прочих глобальных задач, стоящих перед университетом, “организацию и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований”. Не секрет, что именно на фундаментальных исследованиях “спотыкается” сегодня финансирование вузовской науки. Велико искушение пойти по “прикладной” проторенной научной дорожке, чтобы быть вполне вписанными в современные рыночные требования.

– Это, пожалуй, на сегодняшний день один из самых серьезных вопросов, на которые в университете нет однозначного ответа. По-разному, каждый на своем месте, на своем уровне, но в конечном итоге все вместе мы работаем на будущее нашей страны. В самом деле, работы мирового уровня в области теоретической математики или, например, теории игр так же прославляют наш университет, как интересный, современный проект генетиков по биотехнологиям. А физики давно уже доказали в совместной работе с немецкими коллегами в Свободном университете Берлина, что наши исследования поистине уникальны. Уже не первый год работает российско-германский научно-образовательный центр “Оптическая, рентгеновская и фотоэлектронная спектроскопия с использованием синхротронного излучения”. А какая прекрасная встреча была на представлении новых уникальных словарей “Три века Петербурга”! Филологи за короткий срок проделали колоссальную работу и выпустили книги, которые будут постоянно востребованы. Впрочем, примеры можно приводить очень долго, но ваш вопрос все-таки о приоритетах. Да, фундаментальные науки затратны. Если речь идет о естественнонаучном комплексе, то здесь требуется оборудование на миллионы рублей, и подчас бывает трудно объяснить, почему надо вкладывать деньги в то, что не принесет, к примеру, немедленного их удвоения. Но тем не менее, мы на всех уровнях власти отстаиваем и доказываем свою позицию. Понятное дело, что результаты фундаментальных исследований зачастую получают практическое воплощение через десятилетия. Однако без этих исследований остановится развитие высокотехнологических процессов. И если мы думаем не только о сегодняшнем дне, то невзирая на сиюминутные требования рынка, мы должны всемерно развивать фундаментальные исследования. Кроме того, не надо забывать, что в университете достижения в фундаментальных науках немедленно становятся востребованы в учебном процессе, они существенно расширяют возможности студентов, дают им уникальную научную базу. Сегодня мы не можем не прогнозировать будущее и думаем о том, что будет востребовано через десятилетия. И здесь я всегда вспоминаю о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, который ввел в нашу жизнь понятие “экология культуры”, в это понятие в том числе входит и гармоничное сочетание естественнонаучных и гуманитарных исследований.

14 января 2004 г.

В 90-е годы удалось не только сохранить единство учебно-научного комплекса СПбГУ, но и успешно ре-структурировать образовательные программы, модернизировать систему управления университетом. Был открыт ряд новых для России специальностей и направлений высшего образования; созданы новые динамично развивающиеся факультеты; широкое распространение получили программы подготовки бакалавров и магистров; полноправное место в СПбГУ заняли программы дополнительного профессионального образования. Благодаря сбалансированной децентрализации системы управления создана уникальная для высшей школы РФ финансовая модель адаптации СПбГУ к кризисным условиям российской экономики переходного периода. К достижениям 90-х годов относится активизация сотрудничества СПбГУ с ведущими университетами мира.

Университет сегодня – это 20 факультетов, 13 научно-исследовательских институтов, 275 кафедр, более 38 тысяч обучающихся, 1100 докторов наук, 2200 кандидатов наук, 100 научно-педагогических школ, получивших международное признание, Научная библиотека

им. М.Горького (более 6,5 миллионов единиц хранения), Академическая гимназия, Издательство. Обучение в СПбГУ ведется по 69 специальностям и 28 направлениям высшего профессионального образования.

Вместе с тем, задачи преобразования России в начале XXI века на фоне перехода современной цивилизации к постиндустриальному информационному обществу и сопряженной с этим эволюции мировой системы высшего образования требуют обновления стратегии развития СПбГУ. Университету необходимо упрочить позиции лидера российского высшего образования и одного из ведущих университетов мира, внести свой вклад в решение социально-экономических задач, стоящих перед страной. Залогом успеха будут служить углубление интеграции учебного и научного процессов, гуманитарного и естественнонаучного образования, развитие научно-педагогических школ, инновационная деятельность. Безусловным приоритетом для университета является реализация общенациональных целей в сфере образования, науки и культуры, обеспечение условий духовного развития личности.

Миссия СПбГУ

СПбГУ является ведущим российским исследовательским университетом, национальным лидером и инновационным центром модернизации российского образования, деятельность которого направлена на:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовном развитии;
  • подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками самостоятельной исследовательской деятельности;
  • организацию и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • сохранение и развитие нравственных и культурных традиций университета, воспитание молодежи в духе этих традиций.

1. Приоритеты стратегии развития

1.1. Сохранение и развитие научно-педагогических школ СПбГУ.

1.2. Преимущественная инвестиционная поддержка роста потенциала научно-педагогических кадров; стимулирование научной и инновационной активности молодых исследователей – от студенческих научных работ до реализации инициативных проектов молодых ученых.

1.3. Интеграция в европейскую систему высшего образования, кооперация с международным научным сообществом в области фундаментальных и прикладных исследований.

1.4. Активное участие университета в экспорте образовательных услуг.

1.5. Совершенствование деятельности университета с обязательным учетом независимой экспертизы качества подготовки выпускников отечественными и зарубежными организациями.

2. Развитие образовательных программ

2.1. Разработка и введение в действие стандарта СПбГУ высшего профессионального образования, отличающегося более высоким уровнем требований к основным образовательным программам по сравнению с действующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Предоставление особого статуса диплому выпускника СПбГУ.

2.2. Разработка и внедрение системы управления качеством образования в СПбГУ в соответствии с собственным образовательным стандартом и уровнем международно признанных стандартов.

2.3. Разработка модели интеграции СПбГУ в европейскую систему высшего образования.

2.4. Разработка и осуществление комплекса мер, направленных на увеличение численности иностранных обучающихся в СПбГУ; расширение практики чтения курсов на английском и других иностранных языках.

2.5. Дальнейшее развитие магистратуры, аспирантуры, интернатуры, ординатуры, программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможность непрерывного образования.

2.6. Развитие СПбГУ как инновационного образовательного центра, реализующего в том числе и междисциплинарные программы.

2.7. Создание в структуре СПбГУ подразделений, ориентированных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики образования, организации учебного процесса.

3. Развитие научных исследований

3.1. Решение проблемы статуса научных сотрудников СПбГУ и включение их в единый штат научно-педагогических работников университета.

3.2. Развитие экспериментальной базы университета, обновление научного оборудования для проведения научно-исследовательских работ и учебного процесса.

3.3. Разработка механизмов эффективного использования университетского потенциала науки и его интеллектуальной собственности.

3.4. Интеграция университета с учреждениями Российской Академии наук и ведущими зарубежными научными центрами.

3.5. Обеспечение единой политики и дальнейшего развития деятельности в области создания, правовой охраны и использования конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности.

4. Обеспечение учебного и научного процесса

4.1. Обеспечение дальнейшего развития и модернизации Научной библиотеки СПбГУ на основе новейших информационных технологий. Создание единой, охватывающей все библиотеки университета компьютерной сети.

4.2. Разработка и реализация общеуниверситетской программы информатизации учебного процесса.

4.3. Развитие различных форм издательской деятельности, включая издательские центры факультетов и учебно-научных центров. Реорганизация работы издательства СПбГУ с учетом современных экономических условий.

5. Развитие системы управления университетом

5.1. Дальнейшее развитие системы управления СПбГУ на основе централизации и самостоятельности подразделений с сохранением единства университета.

5.2. Создание оптимальных условий для реализации образовательных программ и выполнения научных исследований.

5.3. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие подразделений СПбГУ.

5.4. Разработка и реализация концепции единого консолидированного бюджета.

5.5. Разработка и внедрение Программы информатизации системы управления СПбГУ.

5.6. Развитие современных форм студенческого самоуправления.

6. Социальная политика

6.1. Разработка комплекса мер по развитию сервисной инфраструктуры (общежития, спортивные комплексы, медицинский центр и т.д.).

6.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению оплаты труда преподавателей и сотрудников университета и увеличению социальных выплат. Принятие Положения о дифференциации в оплате труда преподавателей и сотрудников университета в зависимости от результатов их научно-педагогической и производственной деятельности.

6.3. Реализация инвестиционных программ для обеспечения медицинского страхования, санаторно-курортного лечения, отдыха и долевого строительства жилья.

6.4. Создание лечебно-профилактического комплекса университета, предназначенного для улучшения условий обследования, лечения и профилактики заболеваний студентов, преподавателей и сотрудников.

Принято на заседании
Ученого совета 22.12.2003.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков