Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1-2 (3657-3658), 19 января 2004 года
практика – est mater studiorum

Готовь сани летом,
телегу – зимой

Сегодня речь пойдет о «телеге», без которой ни один студент не может получить полного представления о своей будущей специальности – о практике. Чаще всего наш журнал обращается к этой теме ранней осенью, когда студенты, вернувшиеся из дальних и ближних странствий, полны впечатлений об экспедициях, первых практических опытах. А для преподавателей и научных сотрудников, работников вспомогательных служб университета вопросы подготовки и обеспечения практики остаются актуальными в течение всего года. Зимой – особенно, поскольку уже известны и анализ летних дел, и перспектива на предстоящее лето.

О полевой практике и проблемах, с ней связанных, рассказывает сегодня заместитель декана факультета географии и геоэкологии, д.г.н., доцент Анатолий Семенович Федоров.

Камеральная обработка летних находок.

Камеральная обработка летних находок.

– Полевые практики на факультете географии и геоэкологии имеют важное значение в подготовке высококвалифицированных специалистов разных уровней (бакалавр, специалист, магистр). В соответствии с Государственным образовательным стандартом они подразделяются на учебные, производственные, предквалификационные и научно-исследовательские. Общая продолжительность практик составляет 35 недель (1680 часов) при пятилетнем обучении и 46 недель (2208 часов) при обучении в магистратуре. Эти цифры – одни из самых высоких, если проводить аналогию с родственными факультетами российских и европейских вузов. Для студентов первого курса нашего факультета предусмотрена 8-недельная общая полевая практика по таким дисциплинам, как биогеография, геодезия, геология, геоморфология, гидрология, метеорология и почвоведение. Ее цель – закрепление теоретических знаний в конкретных природных условиях, изучение взаимовлияний и взаимосвязей всех природных компонентов. Особое внимание отводится вопросам охраны природы в современных условиях. На это время родным домом для первокурсников становится либо Саблинская учебно-научная база СПбГУ (в п.Ульяновка Тосненского района Ленинградской области) или Ладожская учебно-географическая база (в п. Кузнечное Приозерского района Ленинградской области).

По каждому виду практики студенты получают конкретные задания, которые необходимо обязательно выполнить, независимо от погодных условий. Поэтому ни дождь, ни жара, ни комары, ни другие насекомые как «помехи» в «познавательном процессе» не рассматриваются. Хотя нужно сказать, что бытовые условия студентов оставляют желать лучшего. Временами в жилых помещениях прохладно, а иногда и просто холодно, высушить одежду – проблема. Первокурсники получают первое крещение, работая в сложных полевых условиях, на практике проверяя правильность выбора специальности.

После второго курса студенты проходят специальные учебные практики по кафедрам в течение 9 недель. За этот период они знакомятся со спецификами кафедр, конкретными объектами и методами исследований, приобретают навыки получения необходимой информации, ее анализа, овладевают методикой проведения научной работы. У второкурсников расширяется и адресная база: помимо Саблинской и Ладожской баз практик, они могут отправиться на Морскую биологическую станцию на Белом море, Крымскую учебно-научную базу. Наши студенты выезжают в составе экспедиций в Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Ростовскую, Калининградскую, Мурманскую области, Республику Карелия, на Северный Урал, Северный Кавказ и другие регионы России, стран СНГ. Часть студентов кафедры страноведения и международного туризма летом 2003 года проходили практику в Германии. Руководят практикой профессора А.А.Анохин, Д.В.Севастьянов, Г.Д.Курошев, доценты факультета и научные сотрудники научно-исследовательских институтов РАН, РАСХН.

Географы на природе. Географы на природе.

Географы на природе.

Производственные, предквалификационные и научно-исследовательские практики студенты факультета проходят после третьего и четвертого курсов в течение 9 недель; на первом и втором курсах магистратуры продолжительностью 9 и 11 недель соответственно. Для них используются соответственно научно-учебные базы СПбГУ, заповедники, заказники, научные базы научно-исследовательских институтов РАН, РАСХН, отраслевых институтов, экспедиции по грантам «Интеграции», РФФИ, научные программы «Университеты России», «Интеграция». Наших старшекурсников-практикантов можно встретить на предприятиях и в учреждениях географического и природоохранного профиля (Центр экологической безопасности РАН, БИН РАН, Главная геофизическая обсерватория, Институт озероведения РАН, Мурманский морской биологический институт РАН, Полярный институт морского рыбного хозяйства и океанографии и другие). В этот период студенты применяют методы, методики изучения природных комплексов, полученные на практиках 1 и 2 курсов, собирают материалы для курсовых, выпускных, дипломных работ и магистерских диссертаций. Руководят практикой такие известные ученые, как проф. Н.В.Кобышева, проф.И.Л.Кароль (Главная геофизическая обсерватория СПб), академик РАН Г.Г.Матишов, проф. В.И.Черноок (Мурманский морской биологический институт РАН, Полярный институт морского рыбного хозяйства и океанографии), д.б.н. И.Н.Сафронова (БИН РАН), д.б.н. Н.Д.Михеев (эколого-ботаническая станция БИН РАН, г. Пятигорск).

«Трудовой стаж» университетских баз внушает уважение: Саблинская – в ведении университета с 1928 года, Ладожская – с 1948 года, но общежития, учебные и вспомогательные помещения требуют серьезного ремонта и реконструкции. Финансирование практик недостаточное, средств, выделяемых факультету из госбюджета, хватает только для покрытия расходов практик первого и второго курсов. Здания Саблинской базы, напомню, выстроены по сугубо летнему варианту, отопление в них не предусмотрено. И если студенты легкомысленно относятся к рекомендациям преподавателей на организационных собраниях по поводу необходимой экипировки, то они, конечно, страдают и от холода, и от того, что нет возможности как следует просушить вещи. Первый заезд студентов приходится на конец мая, когда погода нас не всегда балует. В Кузнечном, чтобы обеспечить себе «теплое» существование, студенты должны сами заготавливать дрова и топить печи.

Сложнее обстоят дела со средствами на подготовку баз к практике, ремонт и реконструкцию. Баз в университете много, а средств мало. Совершенно плачевно состояние приборного парка, который не обновлялся несколько десятилетий. Правда, с 2002 года в СПбГУ появилась целевая программа «Оборудование баз практик», и факультет возлагает на нее большие надежды. На комиссии Ученого Совета СПбГУ, которая занимается решением вопросов практик (ее работу возглавляет академик А.Д.Ноздрачев), мы достигли взаимопонимания с планово-финансовым управлением СПбГУ в том, что под словом «оборудование» мы имеем в виду и бытовые приборы (вроде кипятильников и обогревателей), и материально-техническое оснащение учебного процесса (нивелиры, теодолиты, рН метры и прочее). Серьезные бытовые трудности возникают у нас на Саблинской и Ладожской базах из-за транспорта. Он часто выходит из строя, тем самым усложняется проблема доставки продуктов питания в столовые баз. Сложно обстоит дело с питанием студентов в Саблино. Своей столовой там нет, и двухразовое питание организуется по такой схеме: обеды готовятся в п.Никольском, в столовой, принадлежащей объединению «Керамика», затем доставляется в Саблино. По выходным дням студенты заботятся о своем питании сами. Сегодня на первом месте стоит реконструкция общежития, на втором – оборудование столовой. На Ладожской базе уже построено новое общежитие на 60 человек.

Некоторые ребята впервые отрываются от дома, и мои наблюдения свидетельствуют, что в коллективе они легче переносят довольно трудные испытания для «домашнего, городского ребенка». Каждый год мы заслушиваем отчеты студентов о практике и наблюдаем отрадную метаморфозу: не только становление специалиста, но и человека, уверенного в своих силах.

Я вижу и еще одну проблему, связанную с досугом студентов в период практики. Базы не оснащены ни радио-, ни телеприемниками, ни спортинвентарем, ни музыкальными инструментами, поэтому организация досуга становится проблемой самих студентов, они и решают ее – кто как может. Очевидно, настала пора подумать об организации на базах практик спортивной работы, включающей не только оздоровительную гимнастику, но и работу секций по спортивному ориентированию, туризму, плаванию, игровым видам спорта, что, очевидно, невозможно сделать без привлечения к этой работе кафедры физического воспитания СПбГУ. Кроме этого можно воссоздать и спортивные лагеря студентов, близкие по практической направленности и функциям к тем, которые существовали в университете лет 10-15 назад. В этих лагерях была продумана спортивная работа, обеспечено качественное питание.

В последние годы возникла и такая проблема, как безопасность территории баз практик. Во все времена существовали непростые отношения между приезжими (студентами) и местным населением (в основном, молодым). Но это носило несколько демонстрационно-декларационный характер. События этого лета показали, что если к решению проблем безопасности подключается служба охраны университета, то сложностей становится меньше. На мой взгляд, стоит рассмотреть вопрос о создании особого подразделения в СПбГУ, которое бы обеспечивало охрану баз. Это логично и рационально, исходя из организационных особенностей и финансовых затрат. 

Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков