Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1-2 (3657-3658), 19 января 2004 года
круглая дата

Книжному городу – 220 лет

В середине декабря Научная библиотека имени М.Горького отметила свое 220-летие. День рождения праздновали без помпы, без многочисленных иногородних и даже питерских гостей, собравшись в Петровском зале.

О юбилее, а больше – о коллективе и нынешних проблемах с корреспондентом «СПбУ» беседует Наталья Андреевна Шешина, директор библиотеки.

— Наталья Андреевна, 220 лет для библиотеки – много или мало?

В этот торжественный  день 48 сотрудникам библиотеки были вручены медали «В память 300-летия Петербурга». Эту почетную миссию выполнял проректор по науке Владимир Николаевич Троян.

В этот торжественный день 48 сотрудникам библиотеки были вручены медали «В память 300-летия Петербурга». Эту почетную миссию выполнял проректор по науке Владимир Николаевич Троян.

— Конечно, много. Наша библиотека – одна из самых старейших российских вузовских библиотек после библиотеки Московского университета. Днем рождения принято считать 13 декабря 1783 года, когда Екатерина II приобрела библиотеку Жукова примерно в тысячу томов и подарила ее учительской семинарии. Книги хранятся у нас и сейчас. С 1819 года библиотека функционирует уже как библиотека Императорского университета, именно с этого периода (до начала ХХ века) начинаются самые крупные ассигнования на пополнение коллекции. Но вне зависимости от политического строя книги поступали в библиотеку постоянно. Она пополнялась даже в период блокады.

— Наталья Андреевна, раньше, насколько я знаю, в библиотеке можно было найти любую книгу, которая была издана (официально, конечно) на территории Российской Федерации. А сейчас?

— Положение об обязательном экземпляре для библиотек действует по сей день. Но оно не всеми издателями соблюдается. Не все понимают, что через небольшой период времени их издание останется только в библиотеке (если они об этом позаботятся, конечно).

— В одном из интервью вы говорили, что библиотеке постоянно кто-то что-то дарит…

— Даров много — от известных ученых, деятелей культуры, научных центров, других университетов. Свои личные библиотеки дарят и завещают профессора СПбГУ. Сегодня у нас хранится 6 миллионов 700 тысяч книг, обслуживается 61 тысяча читателей-универсантов.

— Мне кажется, что вашу библиотеку можно сравнить с городом. И если вы не против такого сравнения, то (по аналогии), какие «городские» достопримечательности самые известные?

— Я бы главной достопримечательностью назвала отдел редких книг и рукописей. В нем хранится свыше 100 тысяч томов. Есть уникальные экземпляры, которые были, например, найдены во время совместных археографических экспедиций по деревням русского Севера научными сотрудниками Библиотеки имени Горького и Пушкинского дома в 60-десятые — 90-е годы ХХ века. Библиотека восточного факультета имеет уникальный фонд восточных рукописей (около 55 тысяч) – из Персии, Китая, Монголии, Индии…

— В эти хранилища вы приглашаете, как в святая святых, это понятно. А самые протоптанные тропинки куда ведут?

— Конечно, к факультетским библиотекам. Одновременно с зачислением в университет каждому первокурснику автоматически выписывается читательский билет, он ждет его на абонементе факультетских библиотек. И хотя мы вывешиваем об этом объявления в приемных комиссиях, каждое лето повторяется одно и то же. Не успеют абитуриенты прочитать свои фамилии среди зачисленных на первый курс, как уже бегут в Главное здание в библиотеку: «Как к вам записаться?», «Когда можно взять книги?» Так их манят наши фонды. Факультетские библиотеки (их у нас двадцать две, включая пять петергофских) заняты, прежде всего, обеспечением студентов учебниками.

Н.А.Шешина, директор  Научной библиотеки им.М.Горького.

Н.А.Шешина, директор Научной библиотеки им.М.Горького.

— В нашем журнале была опубликована информация о том, что в одно из хранилищ нельзя попасть, так как там обвалился потолок.

— Да, такое, действительно, было, и ремонт завершили только в ноябре.

— Ваш «город» нуждается в реставрации и строительстве.

— Еще в 1891 году, когда число книг достигло 500 000, было объявлено, что «больше мест нет». Сколько книг прибавилось с тех пор, нетрудно сосчитать. Условия «проживания» некомфортны и для книг, и для библиотекарей.

Когда мы принимаем на работу, предупреждаем: очень тесно, очень пыльно, очень низкая зарплата.

Многие почему-то представляют себе библиотекаря читающим книги, хотя можно было бы к этой идиллической картине добавить и другие: подъемник старый, часто ломается, и книги приходится нести самим. Сегодня библиотека – это огромное производство, работающее в довольно жестком режиме.

— Скажите, а кто после всех этих запугиваний и реалий здесь остается?

— Да вот мы все и остались! Мы все поначалу пришли случайно, но здесь была такая потрясающая университетская атмосфера, традиции, стиль общения со студентами, посетителями, ощущение причастности к университетскому сообществу, что это все вкупе нас и удержало. Большинство наших сотрудников, а всего нас 330 человек, проработали в библиотеке от 20 до 45 лет. Сейчас мы сами стараемся поддерживать эти традиции, но… Библиотекари никогда не относились к категории высокооплачиваемых специалистов, но раньше к нам всегда была очередь, потому что молодые понимали: это престижно и это удобно. Сегодня на работу к нам не только нет очереди, но мы испытываем дефицит молодых кадров. Они уходят, потому что за мизерную зарплату здесь нужно быть целый день. Я знаю, что руководство университета делает все возможное, чтобы нас как-то морально и материально поддержать, но эта задача должна решаться на государственном уровне.

Что же касается помещений, надеемся, что решение Ученого Совета университета о предоставлении библиотеке дополнительно здания НИФИ когда-нибудь осуществится.

— В каждом городе есть свои легенды…

— Когда мы готовились к юбилею, прочли, например, в приказах прошлых лет выговор за опоздание!

— Чем он вас так поразил?

— Выговор объявлен восемнадцатилетней сотруднице за опоздание на работу в один из дней блокадного 1942 года! Эта сотрудница –Людмила Евгеньевна Петрова – проработала в библиотеке университета с 1940 года и только недавно ушла на пенсию.

У Лидии Дмитриевны Сретенской, нашего главного библиотекаря Генерального алфавитного каталога, одна запись в трудовой книжке — дата приема на работу в библиотеку университета Она была сделана 52 года назад. Мне кажется, что Лидия Дмитриевна знает наизусть, какие (а главное, где) книги у нас хранятся. Не дай Бог, читатель получит отказ, она поставит на ноги весь отдел обслуживания!

— Скажите, Наталья Андреевна, а много было коллег из других городов на вашем юбилее?

— Готовясь к этой дате, мы думали, прежде всего, о том, чтобы поблагодарить своих коллег за труд, отдать должное их преданности и профессиональности. Они до сих пор с удовольствием вспоминают прошедший праздник. А то ведь на юбилеях как бывает: гостей много, им внимание нужно уделить, позаботиться о каждом. За этими заботами забываешь о главном – о коллективе. Вот когда будет круглая дата – 225, например, тогда и позовем гостей. Кстати, съемочная группа Игоря Шадхана, в эти же дни снимавшая фильм об университете, заглянула к нам «на огонек», да так и не сумела выключить телекамеры: слишком люди, сидевшие в зале, были интересны и колоритны. В этот день 48 сотрудникам библиотеки были вручены медали «В память 300-летия Петербурга». Эту почетную миссию выполняли проректор по науке Владимир Николаевич Троян и начальник управления кадров Валерий Александрович Рачковский. Декан экономического факультета Иван Петрович Бойко подарил библиотеке мощный компьютер.

— Спасибо за интервью.  

Беседовала Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков