Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3756), 30 мая 2007 года
образование

Пятый элемент
Информатизация инновационного образования

Возвращаясь к теме инноваций в образовании, уже освещавшейся в материале «Первым делом — самолеты» («СПбУ» №1 от 30 января сего года) и других, мы сделаем акцент на новых образовательных программах и внедрении в учебный процесс современных информационных технологий.

Проект «Инновационная образовательная среда в классическом университете» предполагает решение трех основных задач: это, во-первых, разработка новых образовательных программ и технологий, во-вторых, создание механизма управления инновационной средой и, в-третьих, развитие общеуниверситетской информационно-аналитической системы. Для успешного решения поставленных задач требуется участие всех подразделений Университета. На разных факультетах реализуется 28 пилотных проектов, в рамках которых опробуются возможности кредитно-модульной системы и новых форм дистанционного обучения. Три системообразующих пилотных проекта ведутся администрацией проекта. Слово руководителям и разработчикам пилотных проектов.

 

Ф.В.Федчин

Ф.В.Федчин

Филипп Владимирович ФЕДЧИН, заместитель директора Смольного института свободных искусств и наук СПбГУ по информационным ресурсам:

— У нас в Смольном институте свободных искусств и наук (совместная программа СПбГУ и Бард колледжа (США, Нью-Йорк)) реализуется система классического бакалавриата: студенты получают широкое университетское образование, изучая разнообразные предметы — от истории искусства и музыки до математики и экономики. Этот принцип находит выражение в двенадцати программах специализации (концентрации) внутри общей бакалаврской программы. Все студенты (а их сегодня около 450 человек) обучаются по индивидуальному плану. У каждого уже с первого курса есть куратор из числа преподавателей. Студент выбирает программу концентрации только в конце второго года, и делает это, уверен, более осознанно, чем только что окончивший среднюю школу абитуриент.

В Смольном институте доминирует семинарская форма работы, интерактивная педагогика или, как иногда говорят, сократический метод преподавания. Потоковых лекций практически нет, группы небольшие, и с самого начала акцент делается на индивидуальной работе студента. У нас с момента основания института реализована кредитная система, когда свобода выбора студентом конкретных курсов из числа читаемых в данном семестре максимально расширяется.

Одна из основных проблем, с которой мы неизбежно сталкиваемся, и которую, уверен, предстоит сегодня решать всем университетским программам в связи с участием России в Болонском процессе — как при уменьшении количества часов, проведенных студентом в аудитории, гарантировать интенсификацию обучения. Для нас это актуально даже в большей степени, чем для традиционных специальностей, поскольку широта охвата разных предметных областей оставляет меньше часов в учебном плане на курсы выбранной студентом программы специализации.

Частично решение проблемы заключается в интенсификации самостоятельной работы студента, в том, чтобы отдельная дисциплина оказывалась более весомой, «тяжелой», если угодно, при том что их общее количество относительно невелико. У наших партнеров в Бард колледже студент обычно изучает в семестр всего четыре предмета, и, поверьте, по отзывам тех, кто там учится по программе обмена, это отнюдь не маленькая нагрузка. По разрабатываемому сейчас в рамках инновационного проекта новому учебному плану у нас дисциплин будет в среднем пять.

В американской системе образования интенсивность обеспечена несколькими факторами. Во-первых, полномасштабным использованием той самой интерактивной и «индивидуальной» педагогики, о которой я уже сказал и которая в особенной степени отличает liberal arts colleges. Во-вторых, организацией распределенной нагрузки на студента в течение семестра — это как раз тот аспект учебного процесса, которому в Смольном, как многим коллегам из других подразделений СПбГУ хорошо известно, также уже давно уделяется большое внимание. И, наконец, третий важнейший фактор — наличие инфраструктуры, полноценно и эффективно обеспечивающей студентов и преподавателей всеми необходимыми информационными ресурсами.

Такого рода инфраструктура включает в себя как собственно современное оборудование, так и интегрированную информационную систему. Кроме того, необходима система постоянного повышения квалификации преподавателей и сотрудников, чтобы новые возможности использовались в полной мере.

Именно благодаря участию в проекте СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» Смольный институт (пилотный проект № 25) и получил возможность построить эту самую инфраструктуру. Теперь в нашем институте есть оборудованные по последнему слову техники студия электронной музыки и звукозаписи, фотостудия, видеомастерская, многофункциональный киноконцертный зал, лаборатория сложных систем и искусственного интеллекта, лаборатория когнитивных исследований. Мы также чрезвычайно признательны нашему ведущему спонсору, Институту «Открытое общество», грант которого обеспечил софинансирование по федеральному проекту. На средства первого транша этого гранта мы уже оснастили большой компьютерный класс открытого доступа для студентов, офисы программ концентрации, класс для видеоконференцсвязи, приобрели серьезный пакет программного обеспечения для лаборатории сложных систем и искусственного интеллекта. Со следующих траншей сможем радикально модернизировать технологию и методику преподавания в Смольном институте иностранных языков (благодаря установке нескольких мультимедийных языковых классов), а также продолжить оснащение реконструированных корпусов Дворца Бобринских другим необходимым оборудованием и мебелью.

В качестве важнейшего достоинства федерального проекта следует отметить заложенный в его основе системный принцип, когда мы как раз получаем возможность не только закупить оборудование, но и профинансировать повышение квалификации преподавателей, сотрудников, а также разработку преподавателями электронных учебно-методических комплексов с использованием как закупленного оборудования, так и закупленного или созданного программного обеспечения.

Что касается информационной системы, то мы в основном занимались продуктом, который является центральным для учебного процесса и относится к типу ПО, по-английски именуемого learning management system (LMS) или courseware, что можно перевести как «электронная система организации и контроля за работой студентов». У нас уже был опыт использования подобного ПО в сотрудничестве с нашим зарубежным партнером, так что сделанный нами в результате работы по первому этапу инновационного проекта выбор является совсем не случайным. Мы рассматривали две системы с открытыми исходными текстами (open source) — Moodle и Sakai, — и отдали предпочтение второй из них.

Замечу в этой связи, что выбор open source решений, каким бы привлекательным он иногда ни представлялся с такой идеалистической, что ли, точки зрения, отнюдь не всегда осмыслен. Но как раз для данной части информационной системы Университета, части, непосредственно связанной с обслуживанием учебного процесса — это совершенно, на мой взгляд, оправдано. Дело в том, что перед нами критический сегмент бизнеса, и выбор проприетарных, или покупных систем здесь особенно опасен, потому что он лишает Университет необходимой гибкости в центральном для его миссии элементе системы, ставит его в зависимость от поставщика. Самым убедительным подтверждением такой точки зрения служит то, что подобной стратегии сейчас придерживаются многие ведущие вузы мира, причем ведущие именно в области IT.

Посещение в рамках программы повышения квалификации по инновационному проекту Стэнфордского университета в Калифорнии еще раз убедило меня и моих коллег в правильности сделанного выбора в пользу системы Sakai. Дело в том, что этот продукт по своему происхождению отличается, скажем, от классического open source, такого, например, как Moodle, в том, что его ядро написано не «на коленке» отдельным, пусть и квалифицированным программистом, но есть результат совместных усилий целого ряда крупнейших вузов (среди участников проекта по созданию и развитию системы, наряду со Стэнфордским университетом — Массачусетский технологический институт, Мичиганский университет, Университет Индианы и другие). В какой-то момент эти вузы, в той или иной степени разрабатывавшие собственные элементы такой платформы, будучи разочарованы в возможностях, качестве и стоимости предлагаемых платных решений, объединили усилия и создали единую систему. Она очень активно развивается, учитывая потребности вузов-участников, к ней присоединилось большое количество университетов за пределами США, в Европе, Азии и Америке. Постоянно идет активная работа по развитию функциональности — в последней версии, которую мы используем, появились, например, дополнительные возможности по организации подкастинга и по заведению блога. Не буду вдаваться в дальнейшие подробности, но только процитирую директора библиотеки Стэнфорда профессора Михаэля Келлера: «Участие в работе над развитием проекта Sakai способствует росту профессиональной квалификации сотрудников университета, учит их следовать самым современным стандартам качества в данной области».

Сегодня остро ощущается потребность в специальных локальных электронных библиотеках, непосредственно обслуживающих учебный процесс. Зародыш таких библиотек в реальности есть практически на любом факультете нашего Университета, но, к сожалению, часто только зародыш, причем довольно хаотичный: от простых папок с оцифрованными документами до многотрудных мультимедийных учебников на CD. Главный недостаток подавляющего большинства этих ресурсов — невозможность их повторного использования в других курсах другими преподавателями на других программах. Невозможность как чисто технологическая, так и с точки зрения решения вопросов авторского права.

Понимание того, как должна быть устроена такого рода локальная электронная библиотека, обслуживающая потребности учебного процесса, где хранятся постоянно обновляемые электронные хрестоматии по курсам (включаю сюда аудио- и видеоматериалы, изображения), пришло к нам после изучения опыта наших партнеров в Барде. Но оказалось, что наши потребности здесь вполне специфичны, так что решение нужно было искать самостоятельно. В результате предшествующей работы, которая благодаря инновационному проекту была не просто продолжена, но серьезно интенсифицирована, создана платформа такой электронной библиотеки. Подчеркну, что она характеризуется возможностью повторного использования материалов и масштабируемостью.

В данный момент мы обсуждаем с коллегами из Библиотеки им. Горького перспективы развертывания системы на общеуниверситетском уровне. Мы готовы здесь помочь в технологическом смысле, но первоочередное значение приобретает проблема авторского права. Как мне кажется, ключи к ее решению нам продемонстрировали в Стэнфордском университете, который участвует в проекте Google Books, а также поддерживает HighWire Press. Перед Университетом стоит задача организовать работу по заключению договоров с держателями авторских прав на использование соответствующих материалов в электронной библиотеке. Подобный опыт в работе с крупнейшими базами электронных материалов, насколько я понимаю, имеется в Библиотеке им. Горького, но, вероятно, спектр этой работы должен быть расширен — необходимо привлечение как российских издательств, так и отдельных авторов.

Возвращаясь к сюжету с локальной электронной библиотекой, отмечу, что мы планируем сделать ее одним из компонентов Sakai, что дополнит систему важной функциональностью, причем дополнит в таком ключе, который соответствует потребностям российской системы высшего образования. Так что, я надеюсь, в будущем опытом СПбГУ смогут воспользоваться и другие российские вузы.

 

О.В.Миловидова

О.В.Миловидова

Ольга Витальевна МИЛОВИДОВА, заместитель директора Института филологических исследований по дистанционным формам обучения филологического факультета СПбГУ:

— Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказали большое влияние на характер современного дистанционного обучения. Дистанционное обучение появилось не сегодня и даже не вчера. То, что мы привыкли называть заочной формой обучения, — это и есть один из видов дистанционного обучения. Опыты дистанционного обучения предпринимались уже в советские времена, практиковалось общение преподавателей со студентами по почте. Просто с появлением компьютерных технологий возможности дистанционного обучения стали намного разнообразнее. Сегодня принято говорить о компьютерном или электронном обучении.

Есть два типа электронного обучения. Один — без поддержки сети, когда местом обучения является персональный компьютер. Уже до того, как Интернет стал общедоступен, компьютер вошел в традиционную классно-урочную систему обучения. Другой путь использования компьютерных технологий в образовании — сетевой. Интернет как среда обучения обеспечивает дополнительные функции компьютерного образования: теперь возможны не только поиск необходимых баз данных, чтение или набор текста, не только выполнение и быстрая оценка тестовых заданий, но и работа с гипертекстом, со сложной системой ссылок на богатейшие сетевые ресурсы, а также одновременное участие практически неограниченного числа людей в процессе обучения. Хотя в самом понятии ИКТ не заложено понятие сети, на практике сегодня вне сети никто не работает, это просто никому не интересно.

Компьютерные технологии позволяют создать виртуальную среду, которая выступает прообразом реальной среды. Благодаря этому, например, студенты-биологи могут проводить препарирование своей знаменитой лягушки с помощью компьютерного тренажера, не причиняя вреда бедному животному. А студентам языковых факультетов современные программы помогают заучивать слова, совершенствовать произношение, осваивать грамматические конструкции, проверять свой уровень овладения иностранным языком.

Десятки и сотни отдельных компьютерных программ становятся элементами единого процесса обучения благодаря наличию так называемых систем управления обучением, или обучающих оболочек. Эти учебные оболочки, по существу, являются операционными системами, приспособленными для нужд сетевого обучения. Несмотря на то что обучающие оболочки предназначены для обучения с использованием Интернета, в интересах эффективности образования, предупреждения входа сторонних пользователей, нужна закрытая среда, доступом к которой обладают только преподаватель и студенты, то есть непосредственные участники процесса обучения. В зарубежных университетах студент получает пароль, позволяющий ему обращаться к библиотечным ресурсам и выбирать любые курсы в рамках той специальности, обучение на которой он оплатил.

При современных информационных потоках университет, претендующий на лидерство в образовательной сфере, не имеет права оставаться незаметным, должен постоянно находиться на виду. Поскольку сегодня основным источником информации является Интернет, то представить университет в сети Интернет может хороший сайт и его качественное администрирование. Сложно организованный сайт может стать порталом, так он требует специальной оболочки, которая интегрировала бы в единое пространство виртуальный учебный процесс, протекающий на разных факультетах. Я хорошо знакома с финской системой сетевого образования, которая, как показала поездка в Стэнфорд, в общих чертах похожа на американскую. Смысл сетевого администрирования заключается в поддержании ясной и прозрачной структуры взаимодействия различных служб, обеспечивающих дистанционное обучение и пользование ресурсами университета.

На Западе виртуальные университеты уже стали реальностью, для нас их создание — задача ближайшего будущего. Я практически уверена, что через несколько лет у нас преподаватель без навыков работы с компьютерными сетевыми технологиями будет признан профнепригодным.

Тем не менее, в России до сих пор мало кто понимает, зачем вообще нужно дистанционное образование. И большинство не будет понимать до тех пор, пока у студентов не появится возможность выбора курсов. А когда в результате реализации Болонского процесса выбор появится, с новой остротой встанет вопрос учебного расписания и распределения преподавательской нагрузки. Уже сейчас в рамках расписания очных занятий все пожелания студентов согласовать трудно или нереально.

Для полноценного дистанционного обучения необходимы три момента: выборность курсов, модульность программ, обеспеченность всех дисциплин виртуальным пространством. Западное образование, в отличие от традиционного российского, ориентировано на самообучение. Европейский или американский студент сам ищет информацию, лекции только задают направление его научного поиска и составляют меньше половины работы. Кроме того, в западных университетах важна выборность: у студента есть выбор между разными предметами, разными преподавателями. После прослушивания каждого курса студенты проводят оценивание как самого курса, так и преподавателя, который вел его. У нас пока возможность выбора практически отсутствует или сводится к выбору одного, максимум двух-трех спецкурсов в семестр. Если расписание обязательных занятий позволяет, наш студент может еще выбрать факультатив. И все. Это совсем не то, что кредитно-модульная система, где каждый студент выбирает все учебные курсы по своему усмотрению.

Преимущества дистанционного обучения заключаются не только в том, что расширяются возможности составления индивидуального плана студентов — работа в сети, кроме того, позволяет преподавателю лучше оценить индивидуальные особенности студента. В отличие от живой лекции, где, как правило, преподаватель витийствует, а народ безмолвствует, при сетевом обучении каждый студент работает. Но хорошо известно, что добывание нового знания должно быть связано с личным усилием, только тогда информация по-настоящему закрепится в памяти. Необходим элемент удивления и самостоятельной постановки вопроса. В сети «отмолчаться» нельзя: если задание не выполнено к установленному сроку, соответствующее виртуальное окно сворачивается, и студент недосчитывается баллов. В то же время, преподаватель отслеживает выполнение заданий: у него есть протокол посещений студентами окон, где расположены задания. Если видно, что студент несколько раз зашел в окно, но ничего не сделал, преподавателю ясно, что тот или робеет, или какой-то материал не усвоил. В таком случае студента можно приободрить или проконсультировать посредством переписки.

По себе знаю, что электронная форма обучения позволяет легче разделить человеческий и рабочий моменты в общении. В электронной среде успешность студента оценивает программа: выполнил тест — молодец, не выполнил — преподаватель при всем хорошем человеческом отношении не может изменить результат. При этом все члены группы могут следить за успехами друг друга. Кроме того, имеет место важный побочный результат: в ходе работы в сети у студентов повышается культура письменной речи. Преподаватель прививает студентам навыки высокого эпистолярного жанра, объясняет, что есть некие этикетные нормы, с которыми образованный человек обязан считаться.

Моя задача — подготовить людей к работе с виртуальными ресурсами, научить их общаться в сетевой среде. В Интернете, если надо что-то уточнить, можно быстро найти словарь, энциклопедию, базу данных. Помимо текстовых заданий, сейчас существует множество материалов и программ для аудирования. В западных университетах вошла в практику запись аудио- и видеолекций. У нас такой лаборатории, где можно было бы записывать лекции популярных профессоров, пока нет, но возможности такие, насколько мне известно, на филологическом факультете появляются.

Образовательные программы должны иметь определенную цель, итогом обучения должен быть спрогнозированный результат. Когда определены цель и конкретные задачи обучения, следует продумать систему подачи материала. Чтобы научить студентов, нужны не просто лекции — нужны запоминающиеся события.

Поделюсь своим опытом. Я со своими студентами в Педагогическом университете им. А.И.Герцена работаю над медийным проектом создания «Азбуки Калевалы», для обучения младших школьников, изучающих финский язык. Идея проектного метода работы в вузе не нова, но, повторюсь, в современную эпоху активного развития и использования образовательных информационно-коммуникативных технологий метод проекта может стать средством к осуществлению в практических условиях теоретических знаний. Проект «Азбука Калевалы» предполагает создание обучающих мультимедийных ресурсов по введению первичной лексики финского языка для учащихся 1-2 классов. Одна из первых рун Калевалы рассказывает о мифе сотворения мира. На основе текста руны студенты определяют ключевые слова создания мира: воздух, вода, земля, небо, солнце, звезды. Каждый слайд — это новое слово, сопровождаемое изображением и звуковым файлом. Для отработки запоминания слов предлагаются игровые упражнения. Сам проект длится 30 часов (лекционная часть, технологическая подготовка и креативно-презентационный модуль). В результате мы получаем готовый учебный продукт. С помощью таких современных мультимедийных учебных пособий учитель превращается из ментора в фасилитатора, помогающего учащимся решать свои индивидуальные учебно-познавательные задачи.

Следующим шагом для преподавателя, осваивающего компьютерные технологии, становится публикация своих материалов в сети. Например, мой курс по коммуникативно-прагматическому обучению иностранным языкам представлен в электронном виде, так что я в любой момент могу вернуться к теме и что-то добавить, что-то подправить, расширить библиографию, завести новый форум для обсуждения темы. Преподаватель должен постоянно развиваться, недопустимо год из года читать один и тот же курс в неизменном виде. В то же время, в передовых университетах принято дублировать электронные курсы распечатками. Значит, для обеспечения такого инновационного процесса нужна прочная материально-техническая поддержка.

Разработка новых форм обучения требует много времени и сил, на самостоятельное научное творчество времени практически не остается. Но я знаю, что мои финские коллеги успешно совмещают работу по модернизации образовательных форм и научный поиск, так что, в конечном счете, здесь дело в дисциплине, умении организовывать свое время. Поэтому так важны постоянно действующие семинары, конференции и курсы повышения квалификации, на которых преподаватели могут обмениваться своими достижениями, перенимать лучший опыт, задумываться о новых проектах.

В конце 2006 года в рамках гранта по Инновационному образовательному проекту на филологическом факультете мы создали виртуальный языковой центр — обучающую среду для изучения английского, немецкого и финского языков. В качестве среды была выбрана оболочка Moodle, некоммерческий программный продукт. В перспективе виртуальный языковой центр должен работать в параллели с образовательными программами филологического факультета по всем языкам. Тогда материалы виртуального языкового центра будут доступны для всех, кто интересуется изучением языков в рамках академического университета. К сожалению, без единой административной информационной системы нет практической возможности для пользования этими ресурсами. Создание такой системы и есть самая насущная задача нашего Университета в рамках приоритетного национальной проекта «Образование».

 

И.И.Верняев в Стэнфордском университете

И.И.Верняев в Стэнфордском университете

Игорь Иванович ВЕРНЯЕВ, заместитель декана исторического факультета по научной работе:

— На историческом факультете реализуется пилотный проект «Этнология». Основная цель проекта — создание методико-технологического комплекса, необходимого для открытия и реализации на факультете образовательной программы бакалавриата по направлению «Этнология». Еще до начала реализации в Университете национального проекта, в 2005 году, кафедра этнографии и антропологии при поддержке администрации исторического факультета проделала значительный путь по разработке образовательного стандарта по направлению «Этнология» и необходимых методических материалов.

В настоящее время в Общероссийском классификаторе специальностей и перечне направлений подготовки направление «Этнология» отсутствует. Однако во всех крупных университетах мира существует подготовка бакалавров по этнологическим и близким этнологии программам (культурная антропология и другие). Для России данное направление носит инновационный характер. В то же время при его реализации мы можем опираться на существующий серьезный задел, созданный в рамках специализации «Этнография и антропология». Кафедра этнографии и антропологии исторического факультета ведет подготовку по этой специализации (в рамках специальности «История») с 1968 года.

В 2005 году кафедра этнографии и антропологии подготовила проект Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по этнологии (ГОС ВПО «Этнология» — бакалавриат и ГОС ВПО «Этнология» — магистр). В ходе подготовки программы и учебного плана был проведен ряд научно-практических семинаров, в которых приняли участие представители ведущих учреждений этнологического профиля Санкт-Петербурга. На этих семинарах со стороны потенциальных работодателей выпускников программы были сформулированы основные требования к содержанию программы и компетенциям выпускников. Все предложения были учтены при доработке программы и учебных планов. Проект был утвержден Методической комиссией СПбГУ, Ученым Советом СПбГУ и Координационным советом УМО вузов по образованию в области инновационных междисциплинарных программ (решение от 14 апреля 2005 года). Однако на уровне Министерства образования и науки решить вопрос об утверждении стандарта и учебного плана пока не удалось.

Участие в национальном проекте мы рассматриваем как возможность подготовить необходимую технолого-методическую базу для открытия программы подготовки по направлению «Этнология». До открытия бакалаврской программы закупаемое оборудование, информационные и методические разработки внедряются и используются в рамках существующей подготовки по специализации «Этнография и антропология» в целях ее существенной модернизации.

Одной из основ подготовки этнографа/этнолога-профессионала является полевая этнографическая практика, участие в коллективных и самостоятельных полевых экспедициях. С самого основания кафедра этнографии и антропологии отводила этой части образовательного процесса одно из ключевых мест. В рамках реализации пилотного проекта «Этнология» мы осуществляем модернизацию технолого-методической базы существующих этнографических практик и экспедиций. В 2006 году мы закупили необходимое оборудование для проведения практик и экспедиций: фото- и видеоаппаратуру, диктофоны, мобильные компьютеры для камеральной обработки материалов в полевых условиях, навигационное оборудование, мини-электростанцию и другое. Новое оборудование позволит выйти на уровень современных мировых стандартов оснащения этнографических экспедиций, активнее развивать такое перспективное направление, как аудиовизуальная антропология, увеличить количество и качество полевого экспедиционного материала — основы нашей научной дисциплины. Освоение учащимися в ходе экспедиционных практик нового оборудования позволит расширить спектр компетенций выпускников в соответствии с современными требованиями профессионального сообщества этнографов/этнологов.

В текущем, 2007 году приобретенным за счет средств нацпроекта оборудованием будут оснащены три полевых экспедиционных отряда кафедры этнографии и антропологии, которые будут проводить полевые этнографические исследования на полуострове Канин в Ненецком автономном округе (Северная экспедиция СПбГУ), Ленинградской области и на территории Нарочанского национального парка в Республике Беларусь. Мы ожидаем значительного увеличения совокупного объема собранных полевых материалов, большего их разнообразия и качества. Преподаватели и студенты приобретут навыки использования в полевых условиях современного оборудования.

Второе важное направление реализации нашего пилотного проекта логически вытекает из первого — это создание технологического комплекса по камеральной обработке и архивации полевого этнографического материала. Эти навыки также входят в список важнейших профессиональных требований, которые предъявляют потенциальные работодатели нашим выпускникам. В 2007 году будет закуплено оборудование для оснащения пяти рабочих мест по камеральной обработке и архивации полевых этнографических данных разного типа — текстового, фото-, аудио-, видеоматериала. Одновременно будет создана база данных электронного архива полевых этнографических материалов. Для этой цели будет закуплена система квазионлайного хранения цифровых данных. В настоящее время уже разработана модель базы данных электронного архива и ее первая версия. Открыт сайт электронного архива по адресу http://www.ethnography.ru. Сейчас мы проводим оцифровку существующих полевых материалов, поступивших в архив кафедры этнографии и антропологии в предыдущие годы, а также заполнение базы данных архива.

Обучение оцифровке полевых материалов, обработке цифровых данных и работе с базой данных архива осуществляется в ходе архивной практики студентов и в рамках полевой практики в качестве ее итоговой, камеральной части. Камеральная обработка начинается в поле и продолжается по возвращении из экспедиции в течение учебного года. В настоящее время база данных реализована на локальном компьютере кафедрального архива. К концу этого года, по мере ввода в эксплуатацию нового оборудования, база данных и сами цифровые материалы будут перенесены на архивный сервер и доступны для редактирования, внесения данных и просмотра через компьютеры локальной сети исторического факультета.

Другое важное направление работы в рамках пилотного проекта «Этнология» — создание электронной библиотеки этнографических изданий. В эту библиотеку должны войти классические и современные научные и учебные тексты по этнографии/этнологии отечественных и зарубежных авторов. Создание электронной библиотеки этнографических изданий осуществляется нами в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой (Москва) с Междисциплинарным центром Института филологических исследований СПбГУ. Часть этих материалов доступна через локальную сеть исторического факультета, другие будут доступны или уже доступны через Интернет. В настоящее время нами открыт сайт электронной библиотеки и сопровождающего ее справочника по народам России по адресу http://www.ethnology.ru. Кроме того, на базе оцифрованных копий изданий ХIХ–ХХ вв. подготовлены две тематические коллекции, посвященные российско-казахстанским (http://kz.ethnography.ru) и российско-белорусским этнокультурным связям (http://by.ethnography.ru). Эти коллекции рассматриваются разработчиками как начало формирования целой серии подобных интернет-ресурсов, посвященных этнокультурным процессам в прошлом и настоящем на территории Евразии, и в первую очередь — историко-культурной, цивилизационной роли России в Евразии, взаимодействию народов России и, в первую очередь, русского народа с народами соседних стран. В дальнейшем планируется охватить все пограничье России, все пограничные с Россией страны и регионы, где русское население в рамках евразийского пространства тесно взаимодействовало, влияло и само испытывало воздействие других народов и государств. Уже сейчас созданные электронные коллекции активно используются в учебном процессе — для снабжения мультимедийным материалом лекционных занятий, при самостоятельной работе студентов при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Новые задачи модернизации существующей специализации и открытия программы подготовки бакалавров по этнологии потребовали повышения квалификации наших сотрудников — преподавателей кафедры этнографии и антропологии. В 2006 году была проведена стажировка четырех преподавателей кафедры на базе ведущего и уникального этнографического учреждения нашей страны — Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (МАЭ РАН). Цель стажировки¬ — повышение квалификации в области современных технологий сбора, фиксации и камеральной обработки полевой этнографической информации, а также ознакомление с материалами, хранящимися в Музее с целью их последующего использования в учебном процессе. Давнее и плодотворное сотрудничество между МАЭ РАН и кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ в 2006 году было закреплено новым Договором о сотрудничестве, в котором зафиксированы все аспекты взаимодействия в сфере науки и образования между нашими организациями. В 2007 году намечена стажировка преподавателей в другом ведущем этнографическом учреждении нашего города — Российском этнографическом музее (РЭМ). Сейчас разрабатывается проект комплексного договора о сотрудничестве между кафедрой этнографии и антропологии и РЭМом. Опора в организации учебного процесса на ведущие этнографические учреждения создает надежную основу для подготовки профессионально компетентных и отвечающих современным требованиям специалистов.

Наши сотрудники прошли также повышение квалификации в зарубежных университетах в рамках системных проектов СПбГУ — университете Уорвик (Великобритания) по проектному менеджменту, в университете Твенте (Нидерланды) по современным образовательным технологиям и Университете Стэнфорда (США) по интегрированным информационным системам в управлении университетским учебным процессом и научными исследованиями.

Весьма содержательной, в частности, была поездка в Стэнфорд. Наш факультет находится пока на первых стадиях формирования собственной информационной системы. Вопросы технологической, программной, методической базы интегрированной информационной системы и ее кадрового обеспечения для нас, как и для всего Университета, крайне актуальны. Для нас важно определить, какие шаги нужно предпринять факультету для вхождения в разрабатывающуюся общеуниверситетскую информационную систему, сформулировать свои требования к ней, подготовиться со всех точек зрения к ее внедрению. В этой связи опыт Стэнфордского университета, одного из ведущих университетов США, и отдельных его подразделений крайне важен.

Поездка получилась очень содержательной. Организаторам удалось привлечь для проведения лекций и занятий с представителями СПбГУ многих ключевых фигур Стэнфордского университета, ответственных за внедрение и использования информационных технологий в управлении вузом, организации учебного процесса, обеспечении научных исследований — администраторов, разработчиков интегрированных информационных систем, электронной библиотеки и архива, систем дистанционного обучения. Особая значимость для СПбГУ опыта Стэнфорда заключается в том, что при относительной децентрализации подразделений этого университета здесь существуют единые стандарты и общие компоненты информационной системы (на единых платформах), которые разрабатываются с учетом мнений всех подразделений и внедряются централизованно. Уже в ходе поездки были сформированы рабочие группы по направлениям внедрения интегрированной информационной системы в СПбГУ, в которых в ходе дискуссий началось формирование требований к будущим системным разработкам, определение основных параметров интегрированной информационной системы СПбГУ.

Поскольку мы в рамках нашего пилотного проекта разрабатываем тематические электронные коллекции в области этнографии/этнологии, нам было особенно интересно познакомиться с опытом создания аналогичных коллекций в Стэнфорде. Так, мы познакомились с масштабной электронной коллекцией отсканированных архивных материалов GATT (The General Agreement on Tariffs and Trade). Эта электронная коллекция, созданная в течение четырех лет и включающая 2,2 млн страниц документов, представляет исключительный исследовательский интерес для представителей различных специальностей, в том числе историков. Примечателен также опыт Стэнфорда по созданию таких электронных коллекций, как Parker on the Web (http://parkerweb.stanford.edu/), включающей цифровые копии 500 средневековых манускриптов, хранящихся в Библиотеке Паркера (Кембридж), коллекции Maps of Africa, включающей коллекцию оцифрованных изображений старых географических карт Африканского континента и ряда других коллекций (см.: http://collections.stanford.edu/). Удалось познакомиться с организацией совместной работы Стэнфорда и корпорации Google по оцифровке книжных изданий в рамках проекта Google Books. Используемые при создании электронных коллекций и библиотек программные и организационные решения Стэнфорда имеют важное значение при проведении аналогичных работ в СПбГУ и на историческом факультете, в частности.

Следует отметить, что на историческом факультете, кроме программы «Этнология», получившей поддержку в качестве пилотного проекта, происходит развитие и модернизация и других направлений учебной подготовки, большинство из которых имеет инновационный характер, происходит освоение принципов и методики организации учебного процесса в соответствии с Болонским процессом. В рамках ведущей специальности по истории происходит дальнейшее развитие специализаций. В частности, недавно началась подготовка студентов по специализации «История предпринимательства и менеджмента». В последние годы открыто обучение по основной и дополнительным образовательным программам «Международный музейный туризм», «Организация экскурсионно-туристической деятельности», «Оценка и экспертиза антиквариата» в рамках первого и второго высшего профессионального образования, а также среднесрочных и краткосрочных курсов подготовки и переподготовки (повышения квалификации) специалистов. В рамках бакалавриата ведется подготовка учащихся по направлению «Искусствоведение (история искусства)». На факультете успешно реализуется учебная программа второго высшего образования по истории.

 

Е.М.Полникова

Е.М.Полникова

Екатерина Михайловна ПОЛНИКОВА, заведующая сектором отдела библиографии и научной информации Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ:

— Поездка в Стэнфорд и недельный семинар, проведенный сотрудниками различных служб и подразделений этого университета, были чрезвычайно полезными и интересными. Я позволю себе рассмотреть некоторые наиболее важные, на мой взгляд, вопросы, которые касаются деятельности библиотеки современного университета. Хотелось бы выделить два ключевых момента: пространство библиотеки и дальнейшее развитие направления, связанного с подпиской и использованием электронных научных ресурсов.

Во-первых, о библиотечном пространстве. Библиотека сегодня представляет собой не только хранилище национального культурного и научного достояния, но и по праву является информационным центром любого университета, а также пространством для формального и неформального общения студентов, ученых и преподавателей.

В период пребывания в Стэнфорде нам посчастливилось посетить одну из библиотек университета — Green Library. Даже непродолжительное пребывание в ее стенах оставило ощущение доступности, комфорта и уюта. Библиотечные фонды полностью открыты для читателей. Просторные читальные залы оснащены компьютерами и стеллажами со справочной литературой, помещения приспособлены как для чтения печатных источников, так и для работы с электронными информационными ресурсами, представленными во внутренней сети университета или в Интернете. Компьютеров в библиотеке немного (значительно меньше, чем, например, в британских библиотеках), это, безусловно, объясняется наличием персональных ноутбуков практически у каждого студента Стэнфорда и возможностью беспроводного доступа к ресурсам на всей территории кампуса. Нельзя не отметить, что количество ноутбуков достаточно быстро растет и у студентов СПбГУ, приходящих в нашу библиотеку. Данный показатель указывает на необходимость развития системы беспроводного подключения к сети Университета на территории кампусов и факультетов СПбГУ, а также в новом здании библиотеки.

В Стэнфорде работу абонемента библиотеки существенно разгружает система Check out, позволяющая читателю самостоятельно сдавать взятые книги. Возможность вернуть книгу в любое время суток также осуществляется посредством специальных ящиков для возврата книг, расположенных на территории кампуса. Подобные технологии вполне можно реализовать в новом здании библиотеки. Кроме того, на мой взгляд, по примеру Стэнфордской и многих библиотек мира (например, британских), следует разгрузить основное пространство от малоиспользуемой литературы, включая периодические издания за старые годы. Эти фонды надо переместить в специальные компактные хранилища на территории университетского кампуса или за его пределами, сохраняя возможность оперативной доставки изданий в библиотеку при получении читательского заказа. В последние годы в мире развивается направление, связанное с использованием специальных систем automated storage, которое позволяет поддерживать работу хранилища, содержащего 2–3 миллиона изданий, руками 4–5 операторов. Данные системы достаточно дороги, и даже Стэнфорд пока их не использует.

Современная концепция университетской библиотеки требует нового осмысления пространства. В новом здании библиотеки целесообразно будет организовать наряду с традиционно библиотечными отделами специальные помещения для групповой работы студентов, общения ученых, проведения мероприятий, связанных с деятельностью библиотеки, а также с научной и образовательной деятельностью университета в целом. В библиотеке читатели будут получать информацию и знания не только из книг и журналов, стоящих на полках, не только из информационных ресурсов Интернета и лицензионных баз данных, но также в ходе общения и дискуссий с коллегами и однокурсниками.

Во-вторых, надо рассказать о развитии направления, связанного с электронными научными ресурсами. На сегодняшний день по количеству и активности их использования СПбГУ является одним крупнейших подписчиков электронных научных ресурсов среди университетов России. Количество электронных зарубежных научных журналов сравнимо с количеством журналов в подписке Стэнфордского университета. Однако на сегодняшний день одним из важнейших моментов является создание интегрированного списка всех зарубежных подписных журналов (это уже реализовано в Стэнфорде и в ближайшее время будет реализовано в СПбГУ в рамках сотрудничества в консорциуме НЭИКОН). Интегрированный список даст возможность осуществлять быстрый поиск любого названия журнала по алфавиту и по предметной области вне зависимости от того, на платформе какого издательства и агрегатора представлен журнал.

Разбивка по предметным отраслям также позволит начать работу по созданию Subject Guides на домашних страницах библиотек факультетов. Subject guides — это специальные разделы на страницах библиотек факультетов, содержащие ссылки на информационные ресурсы, профильные именно для данного факультета, включая списки электронных журналов по профилю факультета, ссылки на Интернет-ресурсы по профилю факультета, ссылки на университеты и научные организации мира, лидирующие в данной отрасли знания, ссылки на топовые (имеющие наивысший импакт-фактор) журналы в данной отрасли знания и так далее. Такие subject guides уже существуют на сайтах факультетских библиотек Стэнфорда. Пример: subject guides по научным направлениям на сайте Engineering Library — ссылка на Subject Guides «Mechanics Engineering»: http://library.stanford.edu/depts/eng/research_help/guides/mechanics.html. Развитие данного направления является чрезвычайно важным и может быть реализовано совместными усилиями Научной библиотеки и всех библиотек факультетов в тесном сотрудничестве с преподавателями и учеными Университета.

Пользуясь возможностью, хотела бы напомнить, что на сегодняшний день в подписке СПбГУ находится более тридцати электронных ресурсов, большую часть из которых составляют зарубежные научные журналы ведущих издательств мира по различным отраслям знаний. Полную информацию обо всех ресурсах можно найти на домашней странице Научной библиотеке им. Горького СПбГУ: http://www.lib.pu.ru в разделе «Электронные ресурсы», подразделе «Базы данных». В разделе «Электронные ресурсы» находится список всех подписных изданий с описанием их функциональных возможностей, руководствами для пользователей на русском языке и другой полезной информацией. Тот, кто хотел бы получать новости об электронных ресурсах библиотеки, может прислать на мой адрес Ekaterina.Polnikova@lib.pu.ru письмо с просьбой о включении в рассылку. Приглашаю руководителей подразделений, заинтересованных в проведении тренинга по использованию электронных ресурсов и обзоре ресурсов в подписке СПбГУ, обращаться ко мне по телефону 328-95-54 или по электронной почте.

 

И.Л.Шеронов

И.Л.Шеронов

Игорь Леонидович ШЕРОНОВ, главный специалист по внедрению информационно-компьютерных технологий в образовании отдела проектного менеджмента СПбГУ, sile@innovation.spbu.ru:

— В рамках реализации нацпроекта «Образование» в СПбГУ идет развитие интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС). Ожидается, что благодаря этому повысится эффективность управленческих решений (мы будем более точно понимать, где и что у нас происходит или планируется), повысится качество образования за счет внедрения новых инструментов управления учебным процессом, появятся информационные ресурсы, позволяющие получать знания дистанционно, появятся условия для информационного «самообслуживания» студентов по административным, учебным и бытовым вопросам — начнется строительство «электронного университетского кампуса».

Для решения задач развития ИАИС, усовершенствования проектного менеджмента и развития инновационных образовательных технологий нужны технические и технологические средства для реализации проекта, программное обеспечение. Информатизацию образовательного процесса можно осуществить на основе бесплатного программного обеспечения, но для нужд автоматизации управленческой деятельности оно непригодно, требуется более сложные программные инструменты, сопровождаемые их разработчиками. Еще в прошлом году в СПбГУ в ходе конкурсной процедуры была проведена закупка лицензированного программного обеспечения фирмы Microsoft (лицензии на право использования ОС Windows XP и Vista, пакетов Office 2003 и Office 2007). Кроме того, 21 марта 2007 года был подписан договор о стратегическом партнерстве с компанией Microsoft. Кроме того, по условиям договора, Microsoft помогает нам с внедрением новых технологий в образовательный процесс. Партнер Microsoft и давний поставщик ПО в СПбГУ, компания Softline, обеспечивает наше подключение к IT-академии Microsoft, благодаря чему может получать оттуда авторские курсы для подготовки студентов и преподавателей. В ближайшее время нам предстоит организовать класс, где будет осуществляться бесплатное обучение по электронным учебным курсам, сертифицированным Microsoft (а впоследствии и другими разработчиками IT-решений) и сертификация универсантов — сдача ими «электронных» экзаменов с получением сертификатов.

Развивая партнерство с СПбГУ, Microsoft подписала рамочное соглашение с Научно-исследовательским институтом информационных технологий математико-механического факультета (НИИ ИТ) о внедрении инновационных технологий в обучении на кафедре системного программирования. Также Microsoft проводит в СПбГУ различные семинары, конкурсы и повышение квалификации наших преподавателей и работников. Неоценимую помощь консультанты Microsoft оказали нам при развертывании серверов проектного менеджмента и организации совместной работы в проектных группах, на кафедрах и деканатах (об этом — дальше).

Замечу, что в СПбГУ ограничений или преимуществ в использовании как продуктов Microsoft, так и бесплатного ПО (например, ОС Linux), не установлено — каждый автор проекта (факультет, кафедра, подразделение) может пользоваться тем системным и прикладным программным обеспечением, которое ему представляется предпочтительным. В Стэнфорде, о котором дальше идет речь, аналогичная ситуация: около 80% рабочих компьютеров настроены под Microsoft, 20% — под Linux и Solaris (продукт Sun Microsystems). А вот в серверном парке дела обстоят совершенно иначе — на Windows приходится 37% серверов, на Linux — 11% серверов, а основная масса (120 серверов) работает под управлением Solaris. И объяснение, данное нам Робертом О’Лири — исполнительным директором административной системы Стэнфорда, очень четкое и ясное: бОльшая стоимость внедрения и сопровождения условно-бесплатных Open-Source продуктов никак не компенсирована их простотой и, что более важно, бoльшей функциональностью по сравнению с коммерческими разработками. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Поскольку за условно-бесплатные продукты никто конкретно не отвечает, возникающие у пользователей проблемы должны решаться на местах специалистами-сопровождающими. Использование open-source продуктов создает такие условия, в которых они (специалисты-сопровождающие) становятся ключевыми элементами работы системы и незаменимыми людьми в случае увольнения, поскольку на рынке труда быстро подобрать и оценить квалификацию специалиста, сопровождающего open-source систему, крайне тяжело — отсутствует система их подготовки, аттестации и оценки квалификации. Примеров в нашем Университете на эту тему предостаточно.

Это не отметает использования так называемых «бесплатных» продуктов в небольших информационных задачах. Кстати, как раз на бесплатном программном продукте Plone в прошлом году специалистами Университета под руководством И.А.Мбого созданы портал инновационного проекта в целом (http://innovation.spbu.ru) и типовые порталы пилотных проектов. Там уже можно ознакомиться с проделанной работой — посмотреть новости, документы, отчеты, фотографии и так далее. Однако этот портал — инструмент для внешнего употребления, он информативен, но не является инструментом для совместной работы над документами, планирования работ.

В рамках инновационного проекта осуществляется развитие системы проектного менеджмента. Отметим, что нехватка проектных менеджеров — это не проблема СПбГУ, в Стэнфорде, на наше удивление, в административной системе на них такой же кадровый голод. Нам нужно готовить людей и готовить условия для их деятельности. Нужны серьезные технологические средства для управления проектной работой. Портал проектного менеджмента, построенный на платформе Microsoft Project Server 2007, заработал в конце апреля: здесь можно выложить документы проекта, вести обсуждение возникших трудностей. Исполнитель любого уровня видит всю структуру проекта, взаимосвязь работ, свое место в нем, планируемые и реальные сроки исполнения этапов. взаимосвязь работ, свое место в нем, планируемые и реальные сроки исполнения этапов. Присутствуют разделы «задачи», «расписания», «отчеты о состоянии», «вопросы и риски», «ресурсы» и так далее. Используемый ВЕБ-сервер Microsoft ShareРoint Potral Server 2007 позволяет опубликовать проект, обратиться к документам проекта из любого компьютера (конечно же, при вводе своего пароля), сделать так, чтобы он был доступен не с одного ПК, а для всех. Сейчас две команды — в дирекции инновационного проекта и на биолого-почвенном факультете — приступили к созданию порталов для рабочего взаимодействия проектных и рабочих групп. Это позволит общаться их участникам не посредством электронной почты, а через ВЕБ-портал, координирующий их работу, оповещающий о предстоящих работах и событиях и надежно хранящий их документы. Две эти технологии закладывают фундамент, технологическую основу для исполнения наших будущих проектов, как в сфере образования, так и в научно-исследовательской деятельности.

Однако купить и запустить программное обеспечение — только полдела. Ведь чтобы посадить зерно, нужно подготовить почву. Чтобы внедрить новые идеи, новые технологии, нужно подготовить людей, особенно в такой сложной области, как создание информационной системы управления вузом. Нужно подготовить людей, которые будут понимать новые технологии, участвовать в их внедрении. Иначе будет очередная иллюстрация невозможности «революции сверху» и справедливости тезиса «техника в руках дикаря — орудие пыток».

С этой целью в ноябре 2006 г. — апреле 2007 г. на средства инновационного проекта было организовано повышение квалификации большой группы наших преподавателей и специалистов. 58 сотрудников прошли повышение квалификации в Стэнфордском университете в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательной и научной деятельности. В течение 4 дней они знакомились с кем, как организована информационная система одного из известнейших мировых образовательных центров, выпускники которого создали такие компании, как SUN, Silicon Graphics и Google, руководителями которого были такие известные люди, как Condoleezza Rice (нынешний госсекретарь США).

Что увидели универсанты при изучении административно системы в Стэнфордском университете? Мы отметили высокий уровень информатизации практически всех бизнес-процессов системы управления университетским кампусом на всех уровнях его организации. Все элементы информационной системы тесно связаны между собой. В Стэнфорде четко формализованы требования к компонентам системы, регламенты и процедуры их взаимодействия, благодаря чему становится возможным модульное построение и изменение системы. Важным достоинством стэнфордской ИАИС, обеспечивающим ее гибкость и открытость изменениям, является ВЕБ-интерфейс, который в управлении учебным процессом реализует принцип информационного самообслуживания. Студенты могут записаться на выбранные курсы, пройти тестирование, оплатить счета за обучение, оценить работу преподавателей посредством опросов и прочего, а преподаватели — предоставить обучаемым методические материалы, оценить курсовые работы, подготовить и зарегистрировать учебные курсы и прочее.

Вследствие своей сложности административная информационная система Стэнфордского университета требует большого штата обслуживающего персонала и разработчиков: чтобы круглосуточно поддерживать систему в работоспособном состоянии, развивать ее требуется около 250 человек, трудящихся в достаточно сложной административной структуре. Помимо очень интересных решений и многих положительных моментов, которые удалось узнать в Стэнфорде, хотелось бы отметить и отрицательный опыт в создании информационной системы Стэнфорда, который ничуть не менее важен, чем достигнутые успехи.

Создание обновленной информационной системы сопровождалось резким удорожанием проекта (в несколько раз по сравнению со стартовой договорной ценой) и затягиванием в разы сроков разработки и внедрения. Поскольку мы не хотим повторения таких же ошибок у нас, поясню ситуацию.

В Стэнфорде было принято стратегическое решение — не разрабатывать самостоятельно основные блоки административной системы, блоки управления бизнес-процессами, отвечающие за работу со студентами, преподавателями и другими «персоналиями» (так и будем называть их дальше, безотносительно к их ролям в жизни вуза), а приобрести их как готовое, настраиваемое решение у известного, апробированного поставщика (компании PeopleSoft). Полагалось, что достаточно создать правильную постановку задачи (описать особенности бизнес-процессов в Стэнфорде), разработать ТЗ (Заказчик должен позаботиться о полноте предоставления информации для него), и все будет сделано без существенных изменений в готовом программном продукте и в жизни университета. Но этого оказалось недостаточно, ТЗ оказалось неполным, программный продукт не мог реализовать необходимые функции, но самая главная проблема, как нам сообщил Роберт О’Лири, была в том, что университет оказался неспособен своевременно изменить сам себя — университетский менеджмент.

Последнее препятствие — классическая причина провала внедрения административных информационных систем — все же было преодолено, в исходную систему компания PeopleSoft внесла около 35% изменений, процесс длился четыре года и его стоимость в несколько раз превысила затраты по исходной смете, составив в итоге около 20 млн долларов (что составило в основном затраты на заработную плату настройщиков-консультантов — сам продукт стоил около 1 млн долларов). Как побочный результат, в Стэнфорде был ликвидирован пост главного информатизатора (ныне его функции распределены между несколькими людьми), отвечавшего за выполнение проекта, а компания PeopleSoft была приобретена софтверным гигантом ORACLE, который обеспечил своими ресурсами покрытие задолженностей, образовавшихся в этом и других проектах PeopleSoft. При этом приобретенная Стэнфордом подсистема не решает всех проблем в жизни университета (формирование расписаний, финансовый анализ, бухгалтерский учет и многое другое ведутся в программных пакетах других производителей), и общая административная система Стэнфордского университета представляется достаточно пестрой.

Учитывая специфику нашего Университета, можно утверждать, что подобной лоскутности не удастся избежать (готовой системы, соответствующей нашим потребностям, не существует, и люди, утверждающие обратное, просто некомпетентны), а посему архитектура ИАИС СПбГУ может быть построена по схожим прнципам. В центральное интегрирующее ядро системы, определяющее характер информационного взаимодействия в пределах всего Университета, должны входить наиболее существенные информационные блоки: база данных универсантов (база персоналий, содержащая основные идентификационные данные), эталонные базы единых номенклатурных и классификационных справочников, главный библиотечный каталог, база авторских курсов в формате учебно-методических комплексов (УМК), и ряд других. Задача, весьма похожая по своей сути на всероссийский проект Государственного регистра населения и единых классификаторов органов государственной власти, который успешно развивается в комитете информатизации и связи администрации нашего города. Именно поэтому необходимо в проектную команду включить специалистов этой структуры, и предварительные переговоры с ними на эту тему были успешно проведены. В отличие от Стэнфорда, у нас нет 20 млн долларов на оплату труда только внешних разработчиков и внедренцев, которые будут изучать особенности наших административных процессов — мы вынуждены идти эволюционным, интеграционным путем, используя знания и многолетний опыт специалистов СПбГУ.

При разработке ИАИС важно определить регламент работы с этой информацией на факультетах и в подразделениях, предусматривая не только online-использование указанных баз, но и автономную работу с их копиями (репликами) и своевременным обновлением изменяющейся в копии и на центре информации. На начальном этапе внедрения ИАИС сразу же необходимо разработать протоколы взаимодействия, которые позволят интегрировать имеющиеся информационные системы факультетов, а в случае решения факультетов создавать новые информационные подсистемы (заменять существующие) — обеспечивать их интеграцию с базовым информационным массивом.

Доступ к сервисам, реализуемым в ИАИС, должен быть обеспечен через ВЕБ-сервисы каждому универсанту, но при этом дифференцирован в зависимости от статуса пользователя: студенты по своему паролю имеют доступ к страницам с учебными планами, расписанием, персональными заданиями; преподаватели — к страницам управления работой со студентами; сотрудники — к административным данным, управлению документооборотом и прочему. Специальные сервисы (например, модули дистанционного обучения) представляется рациональным разрабатывать уже на базе факультетских порталов.

Модули, тесты, сервисы, блоги, порталы — сегодня образовательный процесс описывается в этих терминах. Изменения в области образовательных форм налицо. За информатизацией, открывающей новые возможности взаимодействия преподавателя и студента, вероятно, последуют содержательные новации. Каков будет продукт информатизированного образовательного процесса, покажет время.  

Пётр Нешитов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков