Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3749), 30 января 2007 года
образование

Первым делом - самолеты



Увеличение количества образовательных программ и учебных мест – безусловное благо для университета. Но по иронии судьбы огромные деньги в образование вложены, что называется, на краю демографической ямы. Тем не менее – в СПбГУ случилась техническая революция локального масштаба. На деньги, полученные в рамках национального проекта «Образование», куплено новое оборудование. Последует ли за этим революция научная – покажет время.

Формирование инновационно-образовательной среды внутри университета – такова основная задача нацпроекта. Но одно дело среду создать, а совсем другое – сохранять ее и поддерживать. А это, как говорится, уже совсем другая история. Координаторы пилотных проектов задумываются об этом уже сейчас. В раздумьях фигурирует следующий национальный проект. Универсанты поверили в свои силы и считают, что заслужить новую субсидию – вполне выполнимая задача.

В этом году полученные средства расходовались по принципу «первым делом – самолеты», то есть оборудование, а девушки, юноши, старшие преподаватели и профессоры – потом. Так что в дальнейшем основную часть средств планируется вкладывать в методическую базу для студентов и повышение квалификации для преподавателей.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ:
ИОП – Инновационно-образовательная программа
ПМ – Проектный менеджмент
ИОТ – Инновационно-образовательные технологии

Одновременно происходит переосмысление идеи университетской корпорации. Роль студентов (коллеги или клиенты) в современной инновационной терминологии уже не обсуждается, скорее определяется их место как продукта, который представляет университет перед настоящими клиентами – в основном, бизнес-структурами, и коллегами – российскими и зарубежными вузами.

ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ:
«Трудностей было много, но они многому научили нас»

Координатор – Ирина Алексеевна ЗВЕРЕВА, доцент кафедры неорганической химии:

– Целью проекта является разработка и внедрение нового междисциплинарного направления «Химия, физика и механика материалов» (бакалавриат и магистратура). Область знаний проекта – материаловедение – входит в перечень приоритетных направлений науки и техники РФ и Европейского союза. Во всех ведущих университетах мира существуют Materials Science Centers или Departments of Materials Science. В России учебные программы по фундаментальному материаловедению пока практически не развиты, до последнего времени только технические университеты готовили специалистов инженерного профиля. Только в МГУ впервые начата подготовка студентов на факультете наук о материалах. Поэтому подготовка, лицензирование и начало обучения по новому направлению, запланированное на 2007 год, будут способствовать созданию на химическом факультете СПбГУ нового учебного подразделения – отделения наук о материалах, и позволят Санкт-Петербургскому государственному университету выступить в роли одного из новаторов на федеральном уровне системы высшего профессионального образования в России.

Подготовка студентов и их научная работа будут нацелены на поиск оригинальных путей и разработку физико-химических основ получения новых перспективных материалов, исследование природы их химических, физических и механических свойств, процессов с их участием . В рамках проекта будет сформирована лабораторная база, которая позволит поднять на более высокий уровень исследования в области материаловедения, значительно увеличить объемы внебюджетных финансовых средств, привлечь студентов к реализации научных грантов.

Результатом внедрения ИОП должна стать система подготовки в СПбГУ современных специалистов в области наук о материалах, в сфере исследований разнообразных функциональных материалов, включая сверхпроводящие и магнитные материалы, новые поколения супериоников, полупроводников, конструкционных и мембранных материалов, полимеров, стекол, керамик, предназначенных для электроники, энергетики, здравоохранения и других направлений науки и техники.

Проект разработан и реализуется на базе кафедр химического факультета. Основными участниками, реализующими учебную часть программы, являются преподаватели кафедры химии твердого тела, кафедры химической термодинамики и кинетики, кафедры неорганической химии, кафедры химии высокомолекулярных соединений, кафедры аналитической химии, кафедры радиохимии, электрохимии, НИИ лазерных исследований СПбГУ. Структура участия персонала определяется содержанием учебных программ направления «Химия, физика и механика материалов», а также долговременными связями учебно-научных групп кафедр и лабораторий.

– Почему химический факультет представляет именно этот проект?

– Мы уже несколько лет вели работу, направленную на открытие нового направления подготовки бакалавров в области фундаментального материаловедения. Поэтому, когда встал вопрос о том, какую ИОП представлять факультету, мнение было практически единым: «Химию, физику и механику материалов», как наиболее разработанную и подготовленную.

НАМ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ КОЛЛЕГ, СТАРОЙ ПРИВЫЧКОЙ К ОБЫЧНОЙ УРАВНИЛОВКЕ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ, НЕПОНИМАНИЕМ СИТУАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ОДНОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВСЕХ ЛАБОРАТОРИЙ И КАФЕДР

– С какими трудностями пришлось столкнуться при оформлении и реализации проекта?

– Трудностей было много, но они многому научили нас. Рабочая группа, внедряющая ИОП и состоящая из представителей различных кафедр, приобрела опыт совместной работы в новых условиях и сжатых сроках. Нам пришлось столкнуться с непониманием коллег, старой привычкой к обычной уравниловке при распределении средств, непониманием ситуации ограниченного финансирования и невозможности одновременной модернизации всех лабораторий и кафедр, ну и с консерватизм отдельной части преподавательского состава, не склонной к каким-либо инновациям, но наделенной полномочиями принимать решения.

– Что в данной ситуации важнее: обновление материальной базы факультета или внедрение инновационных образовательных технологий?

– Подготовка специалистов в области наук о материалах во всем мире считается одним из наиболее дорогостоящих и наукоемких направлений высшего образования. Поэтому для нас обновление материальной базы является первостепенной задачей. А использование в учебном процессе современного оборудования неизбежно влечет и внедрение инновационных образовательных технологий.

С учетом открытия обучения в 2007 году мы расставили приоритеты именно в таком порядке. Поэтому основной задачей этапа реализации ИОП 2006 года явилось приобретение современного уникального оборудования, ранее не имевшегося на химическом факультете, требующего времени для обучения работы с ним, а также подготовки методического обеспечения учебного процесса с его использованием.

В 2006 году на конкурсной основе были осуществлены закупки сканирующего электронного микроскопа фирмы Carl Zeiss, Германия (9 млн руб.), базовая модель рентгеновского дифрактометра ARL X’TR, Швейцария (5 млн руб) и Рамановского спектрометра фирмы Брукер Германия. (4,4 млн руб.). Таким образом, формируется лаборатория физических методов исследования материалов, состоящая из двух модулей – лаборатории структурных исследований и лаборатории спектральных исследований материалов.

– Что такое “инновация в образовании и науке” с вашей точки зрения?

НУЖНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ «ВЛОЖЕНИЯ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ ОБЛАСТЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

– Инновации в образовании и науке – внедрение достижений науки, информационно-коммуникационных технологий, новых социально-экономических принципов и технологий общения в процесс обучения и научные исследования.

Для нашей ИОП – это переход на проблемно-ориентированное обучение, внедрение мультимедийных и информационных технологий, дистанционных форм обучения, активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, начиная с младших курсов, развитие программ академической мобильности.

– Могут ли деньги (или очень большие деньги) сегодня решить все проблемы университета?

– Без денег и без больших денег не решить многие проблемы, но, конечно, не все. Нужны государственные «вложения» в законодательной и нормативной областях высшего образования. Важен, безусловно, и человеческий фактор – психология наших преподавателей и студентов, ее трансформация – наиболее длительный процесс.

Справедливо считается, что наше высшее образование – лучшее в мире. Но это не означает, что “в ногу со временем” ничего не надо менять – ни в методике преподавания, ни в содержании учебных курсов. Не все преподаватели, даже очень опытные, квалифицированные, готовы к новшествам, изменениям. Например, не все привыкли к современной компьютерной технике, мультимедийной технике... Прагматизм студентов сейчас часто направлен не на “научную траекторию”. Но здоровый прагматизм нужен и преподавателям.

– Как вы считаете, возможно ли в результате реализации национального проекта реально усилить синтез науки и образования внутри университета, развить именно научную составляющую?

– Неизбежно.

В 2006 году научно-исследовательские работы по тематике с ИОП «Химия, физика и механика материалов», выполняемые преподавателями программы, финансировались из средств 14 российских и международных грантов.

Усиление приборной базы факультета повлечет за собой и интенсификацию научных исследований, значительное увеличение внебюджетного финансирования, участие студентов в реализации научных грантов.

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ:
«Программы получаются немного разные, но действуем мы совместно»

Координатор – Иван Михайлович ГРИГОРЬЕВ, доцент физического факультета:

– Проектов на факультете два. Цель проекта, который курирую я, – разработка и внедрение инновационной образовательной программы «Прикладные математика и физика». Второй проект состоит в создании инновационно-образовательного центра коллективного пользования, его координирует профессор Николай Александрович Тимофеев. Вместе эти проекты по объему финансирования составляют примерно четверть объема субсидии национального проекта.

И.М.Григорьев

И.М.Григорьев

Наш проект – межфакультетский, в нем участвуют физический факультет и факультет прикладной математики–процессов управления. Понятно, что на факультете ПМ-ПУ в приоритете математика, а у нас – физика, поэтому программы получаются немного разные, но действуем мы совместно. Развитием направления «Прикладные математика и физика» мы занимаемся с 2001 года, и за истекший период было показано, что это направление может быть коммерчески успешным. У нашей программы есть устойчивое финансирование от заказчика, четырехлетний цикл уже пройден, мы выпустили первых бакалавров. На основе этого опыта и был сформулирован проект «Прикладные математика и физика».

– Для физического факультета – это первый за много лет шанс купить новые приборы, или главная цель – внедрение инноваций?

– Одно другому не противоречит. Главное – это развитие образовательных программ. Во всяком случае, в рамках нацпроекта деньги даются именно на это. Если бы вы этот вопрос задали в момент подачи заявки, в апреле 2006 года, то ответ был бы однозначный: основная проблема – устаревшее оборудование. Но как только появляется новое – а оно появилось, – сразу возникают другие проблемы, которые мы будем решать в этом году. Например: кто будет обслуживать это оборудование? Как это дорогое оборудование эффективно использовать одновременно и в учебных, и в научных целях? Самая главная проблема – кто будет работать и откуда возьмутся деньги на это. Этот вопрос национальный проект не решает, это следующий этап развития, но он наступил благодаря тому, что мы приобрели достаточно современное оборудование.

– Опровергается распространенное заблуждение: физикам легче, чем, например, химикам: достаточно один раз купить прибор, и не понадобятся реактивы и другие расходные материалы…

– Разница между физикой и химией в некотором смысле довольно условная. Современная химия и, скажем, современная химическая физика – это весьма близкие вещи. Так что наши проблемы, мне кажется, очень похожи. Дело в том, что расходные материалы, запчасти можно купить на гранты, которые уже есть или могут быть получены. Но на существующий объем грантового финансирования совершенно невозможно купить крупное оборудование. Есть и другой аспект. Когда мы говорим о коммерческом использовании оборудования, надо понимать, что степень коммерциализации не может быть очень значительной, потому что наша основная задача – развитие фундаментальных исследований. Только фундаментальные исследования оказывают существенное влияние на образовательную часть нашей жизни. Если представить себе, что мы займемся производством чего-нибудь, к примеру, тех же самых наностуктур, то очень скоро классическое университетское образование исчезнет. Это не наша специфика. Наша специфика – так поставить дело, чтобы сочетались образование, фундаментальная исследовательская составляющая и развитие предпринимательского духа.

– Насколько синтез науки и образования осуществлялся до начала национального проекта?

КОГДА МЫ ГОВОРИМ О КОММЕРЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБОРУДОВАНИЯ, НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО СТЕПЕНЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ПОТОМУ ЧТО НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

– В нашем университете этот синтез реализуется больше ста лет, как минимум, с 1901 года, когда был основан Институт физики. Но всякий раз наличие этого синтеза нужно подтверждать заново, и в зависимости от ситуации, в которой мы находимся, строить дело так, чтобы на каждом этапе это было живое дело. Предыдущий этап, который, как я надеюсь, закончился, характеризовался тем, что денег от государства не было ни на что, кроме, скажем аккуратно, не слишком большой зарплаты. В таких условиях трудно что-либо организовывать, и каждый выживал как мог. Сейчас появляются новые возможности, и надеюсь, что это действительно новый этап нашего развития.

– Какие личностные изменения должны пережить преподаватели и студенты в связи с новыми ситуациями?

– Происходит изменение модели финансирования – с бюджетной модели мы переходим на проектную. А проектное финансирование предполагает другой способ построения задач и другой способ их решения, поэтому психологические изменения неизбежны. Бюджетное финансирование – когда нам дают деньги, и мы на эти деньги существуем и делаем то, что делали всегда. При проектном финансировании деньги выделяются под конкретную задачу, и определен срок на ее решение. И психология должна соответствовать этим изменениям. Те, кто не сможет перестроиться, просто не получат денег. С другой стороны, грантовое финансирование – именно проектное, так что это не очень большая новость. Меняется только объем, и проектный подход становится все более всеобъемлющим.

В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МЫ ПРИОБРЕЛИ ОБОРУДОВАНИЕ, А ТО, ЧТО ДОВОЛЬНО МНОГО ЛЮДЕЙ ПОЛУЧИЛИ РЕАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ ЗА МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Эти изменения касаются преподавателей в разной степени. Есть преподаватели, которые занимаются наукой в большей степени, чем преподаванием, и наоборот. У них разные модели поведения. Те, кто в основном преподает, скорее всего, в ближайшее время останутся в рамках привычной модели финансирования, а те, кто больше занимается наукой, в принципе, и так знают, что такое проектное финансирование. Резких движений, скорее всего, не будет.

В национальном проекте важно не только то, что мы приобрели оборудование, а то, что довольно много людей получили реальную зарплату за методические работы. Это очень важно. В существующей системе оценки труда преподавателей основная зарплата идет, так сказать, «за часы», а участие в методических инновациях отмечается внесистемными мерами вроде «снижения нагрузки». А надо завести регулярную практику, чтобы человек получал часть основной зарплаты за то, что он разрабатывает какие-то методические новинки, что-то внедряет.

– Деньги могут решить все проблемы университета?

– Говорят, что деньги портят. Но если в образование не закачивать достаточный поток энергии, то оно и не будет работать должным образом. Поэтому желательно, чтобы деньги были регулярно и, желательно, побольше. Но, с другой стороны, мы должны эффективно их использовать. И организация нашей работы должна быть такова, чтобы и нам, и обществу (в том числе, кстати, нашим абитуриентам и их родителям) было понятно, что мы их используем эффективно.

ПРИОРИТЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДАН ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

– Ученому приходится быть еще и менеджером, тратить на это свое время. Принимать организационные решения должны профессиональные менеджеры?

– Не совсем так. Решения должны принимать те люди, которые понимают, что такое образование и наука. А вот реализацию конкретных проектов нужно разделять на собственно творческую и организационную часть, которая сегодня гораздо сложнее, чем была раньше (во всяком случае, в той сфере, которая привычна для преподавателей и научных сотрудников). На уровне исполнения должны быть задействованы люди, которые помогали бы прохождению того или иного проекта. Это в некоторой степени уже есть, потому что есть Управление научных исследований с небольшим штатом специалистов, которые помогают исполнению научных проектов, есть научно-исследовательские институты, цель которых примерно та же. Другое дело, что степень взаимодействия между всеми этими подразделениями должна быть больше, и они должны более эффективно работать. Вот и все. Здесь нет противопоставления, надо действовать совместно. Это касается и национального проекта, потому что существующие в сфере управления проектом проблемы усугубляются масштабами – объемом выделенных денег, необходимостью использования конкурсных процедур, сложностью оборудования и так далее.

– Что еще осложнило работу?

– Основное – это объем финансирования и достаточно необычные правила и процедуры. Теперь-то мы их, конечно, освоили, а поначалу это было трудно. Прежде всего, это новый закон ФЗ-94 о госзакупках, который фактически вступил в действие только в этом году. В начале работы не было опыта его применения, и не было механизмов реагирования на изменения. Любая мелкая ошибка в этих масштабах стоит миллионы рублей. К тому же, мы не знали, что критично, а что нет, какие ошибки могут быть фатальны. Теперь кое-какой опыт появился.

Существенной для реализации национального проекта явилась проблема фандрейзинга, то есть поиска софинансирования. Кстати, в университете есть весьма успешные примеры решения этой проблемы, например, на факультете менеджмента. Нам тоже кое-что удалось сделать в этом направлении, во всяком случае, барьер в 20% мы преодолели. В основном, нам помогли наши выпускники, в том числе успешно реализовавшие себя за границей.

– За последние годы утверждение, что университет входит в пятерку, десятку и так далее «лучших вузов мира», было скорее данью традиции. Скоро ли ситуация изменится?

– И из российских вузов в этот классификатор попадают только МГУ и СПбГУ, в частности, потому, что они имеют нобелевских лауреатов среди своих выпускников. По рейтингу Times (основанному на экспертных оценках и потому несвободном от субъективизма), МГУ находится в конце первой сотни, а мы в самом конце списка. Так что наш университет, увы, не самый передовой в мире. По России – да, но и в России он не единственный, и национальный проект показывает, что есть вполне достойные конкуренты. Например, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, МГУ и так далее – всего 16 вузов, кроме нашего, получили финансирование в рамках первого этапа конкурса инновационных проектов. Это хорошая компания, в которой мы должны себя проявлять.

...ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ ЛЕТ ПЯТЬ-ДЕСЯТЬ, НЕ БУДЕМ СТИМУЛИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ, ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ, ТО СИТУАЦИЯ БУДЕТ ДРУГОЙ.

Если мы хотим, чтобы наш университет котировался на мировом уровне, мы должны соответствующим образом строить свою работу. Приоритет должен быть отдан творческой личности ученого и преподавателя. В Академии наук внедрен приказ о стимулирующих надбавках, и фактически сделан первый шаг к тому, чтобы личный вклад конкретного ученого был оценен. Кроме этого, должны быть предоставлены определенные материальные возможности для научной и педагогической работы. Если мы посмотрим на практику естественнонаучных подразделений солидных американских университетов, то там, если некто занимает на конкурсной основе (и конкурс, кстати, весьма жесткий) позицию, эквивалентную нашему доценту, то он получает несколько сот тысяч долларов на постановку эксперимента. В Европе эта сумма может быть заметно меньше, но нам бы достичь хотя бы европейского уровня. Это значит, что университет (в нашем случае государство как его учредитель) должен выделять приличные гранты под имя человека, под его конкретную работу, под его способности. Если мы будем конкурировать по этим параметрам с зарубежными университетами, то те, кто уехал, начнут возвращаться в Россию. Между прочим, так это происходит в Китае. Там вполне определенная политика в отношении того, чтобы китайцы, уехавшие за рубеж учиться, непременно вернулись. Если мы будем это делать, то можно будет говорить о серьезной конкуренции и о достойном месте нашего университета среди мировых лидеров.

В нашем университете довольно много продуктивных людей, и есть шанс, что мы сможем составить достойную конкуренцию хорошим зарубежным университетам. Но времени осталось мало. И если мы будем продолжать организационное ничегонеделание лет пять-десять, не будем стимулировать творческую активность, вкладывать деньги, то ситуация будет другой. Надо не просто говорить, что у нас «все хорошо», а реально представлять себе картину конкуренции, должны быть определенные государственные задачи, которые мы бы решали.

СОФИНАНСИРОВАНИЕ, КОТОРОЕ МЫ ПРИВЛЕКЛИ, БЫЛО ПРИВЛЕЧЕНО ЧЕРЕЗ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ, И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ФАКТ.

Чем дальше, тем больше мы будем конкурировать с Гарвардом и Оксфордом (лидерами Шанхайского списка) – и не за иностранных, а уже за наших студентов. Это – уже существующая реальность, но разные факультеты находятся в разном положении по отношению к этой проблеме. У юристов и медиков такой конкуренции нет. Врач, например, не может работать за границей, не сдав соответствующих курсов в соответствующей системе образования. Некоторые, конечно, могут, но это далеко не массовое явление. Что касается естественных наук, то они, как говорится, и в Африке естественные науки. В этом смысле естественнонаучные факультеты в гораздо более острой конкурентной ситуации, и нам нужно как можно скорее наверстывать упущенное. Если мы потеряем фундаментальное образование, можно будет сколько угодно говорить о технологиях, но собственных технологий у нас не появится. Но заниматься прикладными исследованиями вместо фундаментальных тоже нельзя, поскольку такой подход закрывает возможность появления по-настоящему новых технологий.

Сейчас начался диалог с нашими выпускниками, которые работают здесь и за границей, с попыткой осознать, что они вынесли из университета, чего им не хватило, и что было хорошо сделано. Этот процесс очень важен. Подчеркну еще раз, что софинансирование, которое мы привлекли, было привлечено через наших выпускников, и это очень важный факт.

БИОЛОГО-ПОЧВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ:
«Все проекты факультета в первую очередь носят образовательный характер»

Координатор – Алексей Алексеевич ЗАВАРЗИН, заместитель декана по инновационным образовательным программам:

– Проектов на факультете пять. Но их можно рассматривать как один большой проект, который был разделен на несколько компонентов по ряду технических соображений. Совокупно все пять проектов направлены на серьезную модернизацию образования на биолого-почвенном факультете, завершение действительного перехода на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру. Биологи – «впереди планеты всей»: если посмотреть на современное состояние науки и техники в развитых странах, то окажется, что существенную долю реальной экономики составляет производство, основанное на результатах биологических исследований. Это не только медицина, но и техника, наноматериалы, все то, что берется от природы. Приходит это в экономику из активно развивающихся исследований в университетах как в европейских странах, так и в странах Северомериканского континента, в Японии. В России, к сожалению, биологические исследования находятся далеко не на переднем плане. Причина в том, что в последние двадцать лет биологические исследования очень серьезно недооценивались и недофинансировались по части оборудования, материалов и внедрения новых методов. В принципе, это общая проблема естественнонаучных направлений в России. За это время мы достаточно серьезно отстали. Задача, которая стоит перед университетом, заключается в том, чтобы попытаться переломить эту ситуацию.

А.А.Заварзин

А.А.Заварзин

Порядка десяти лет назад наш факультет стал инициатором перехода на двухуровневую систему подготовки, чтобы сделать первый шаг в направлении не только обеспечения подготовки ученых, но и насыщения рынка труда специалистами разных уровней подготовки. Не секрет, что современный мир требует от человека таких компетенций, которые позволили бы ему адаптироваться и переориентироваться в связи с меняющимися условиями. Бакалавр – это базовый уровень высшего образования, который становится практически обязательным для подавляющего большинства людей. Уровень магистратуры – следующий уровень высшего образования, рассчитанный на то, чтобы готовить как будущих исследователей (чаще всего через третий уровень университетского образования – аспирантуру, или – в западных вузах – PhD программы), так и людей, квалифицированно способных принимать управленческие решения в различных сферах практической деятельности. Наша двухуровневая система, несмотря на то что технически мы перешли на нее еще десять лет назад, несовершенна. Переход не закончен, сказываются стереотипы в восприятии университетского образования как исключительной кузницы научных кадров. С другой стороны, рынок труда для специалистов в соответствующих областях биологии десять лет назад только начинал формироваться. Сейчас процесс продолжается, и в России мы еще не достигли того разнообразия рынка труда, которое есть в западных странах. Однако, чтобы не опоздать, нам уже сейчас необходимо адаптировать систему подготовки таким образом, чтобы мы могли отвечать меняющимся потребностям рынка и не отставали по качеству нашей продукции, простите за применение этого слова. Но фактически наши выпускники – это и есть продукция, которая представляет нас как в России, так и на мировой арене.

Именно на решение этой задачи и направлена совокупность из пяти пилотных проектов биолого-почвенного факультета. Понятно, что проекты не смогут решить всех проблем, но они уже дали существенный импульс для того, чтобы факультет работал в этом направлении.

– Какой проект является главным?

– Структурно центральный проект – это программа «Многопрофильный бакалавриат по биологии». Проект направлен на существенную модернизацию первого уровня университетского образования – подготовки бакалавров биологии. Он и финансово является ведущим по сравнению с другими проектами: его доля составляет порядка 80 миллионов рублей. Координирует выполнение проекта председатель Методической комиссии факультета, профессор А.Д.Харазова, но так или иначе в проекте участвует весь факультет. Ключевую координирующую роль в проекте играет ученый совет факультета, создана специальная рабочая комиссия ученого совета, состоящая из администрации факультета, декана и его заместителей, председателя методической комиссии и заведующих кафедрами. Основная цель проекта – реализация перехода подготовки бакалавров биологии от предметно-ориентированной к проблемно-ориентированной, сочетающей получение студентами базовых фундаментальных общебиологических знаний и формирование у них набора ключевых компетенций в нескольких крупных проблемных областях современной биологии, востребованных развитием науки и наукоемких технологий в России.

Важная задача проекта – создание современной приборной базы для подготовки бакалавров-«специалистов», чтобы люди не только в теории знали методы биологии, но и на практике умели работать с современными методами и приборами, с которыми им придется столкнуться в любой хорошей организации, как в России, так и за рубежом.

В рамках проекта разрабатываются три ключевых профиля подготовки биологов. Первый называется «Экология, биоразнообразие, биоресурсы», второй – «Физиология и биомедицина» и третий – «Клеточная и молекулярная биология, биотехнология». Из названий всех трех профилей видно, что мы пытаемся найти баланс между ключевыми направлениями фундаментальной биологической науки и прикладными аспектами: биоресурсы, биомедицина и биотехнологии. Такой же подход применяют на факультете и наши коллеги-почвоведы, разрабатывающие профиль «Экология почв и землепользование» в рамках направления подготовки «Почвоведение».

Четыре других проекта направлены на модернизацию подготовки магистров. Наиболее перспективными в современной биологии оказываются исследования в пограничных областях знаний, то есть во взаимодействии между несколькими дисциплинами. Многие открытия, в том числе удостоенные Нобелевских премий за последние годы, сделаны именно в пограничных областях и с применением методов разных наук. В соответствии с этим и наши пилотные «магистерские» проекты направлены на то, чтобы сформировать укрупненные междисциплинарные магистерские программы.

К этим проектам относится разработка принципиально новой межфакультетской междисциплинарной программы «Нанобиология» (координатор – профессор М.Ф.Шишова), выполняемая совместно с химическим факультетом, а также модернизация программы, которая в университете уже реализуется – «Общественное здоровье» (координатор – доцент Г.П.Диже). В последней участвуют биолого-почвенный, медицинский, факультеты психологии, социологии, представители математико-механического и других факультетов. Программа «Общественное здоровье» запущена год назад, так что этой весной будет первый выпуск магистров общественного здоровья. В рамках проекта идет развитие как состава предметов, так и материально-технической базы.

Два последних пилотных проекта факультета направлены на создание или развитие магистерских программ с международным участием. Здесь решается проблема выхода на международный рынок и развития взаимодействия с ключевыми партнерами – университетами и исследовательскими учреждениями – в других странах. Это пилотный проект «Нейронауки: от нейрона к сознанию», сопряженный с проектом, поддержанным программой Европейского союза Tempus. В реализации проекта, руководимого профессором А.А.Александровым, участвует целый консорциум вузов. Внутри университета этот проект сконцентрирован на базе кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии и Физиологического научно-исследовательского института, а со стороны зарубежных партнеров участвуют Университет Хельсинки, Университетский колледж в Лондоне, Совет медицинских исследований Великобритании, Центр когнитивных исследований в Нидерландах и Университет Гамбурга. Проект интересен еще и тем, что людьми, инициировавшими проект со стороны западных партнеров, были преимущественно наши же выпускники, успешно работающие в ведущих школах по нейронаукам.

Пятый проект – это проект по созданию программы подготовки магистров в области биоразнообразия и охрана природы. Инициатором и координатором проекта является руководитель программы подготовки специалистов-экологов, профессор А.К.Бродский. Проект также выполняется совместно с зарубежными партнерами: Университетом Хельсинки, Университетом Кальмара, Институтом агрономических исследований в Нанси и Университетом Амстердама. Если обучение первых студентов по программе «Нейронауки» уже началось в 2006 году, то по проекту «Биоразнообразие» первый прием запланирован на 2008 год. Предполагается, что это будет первая программа факультета, обучение на которой может полностью осуществляться на английском языке, И второй интересный момент: с одной стороны, программа разрабатывается с участием ведущих в этой области западных институтов, а с другой – формируется сеть партнерств с вузами Северо-Запада для того, чтобы она могла не только реализовываться на базе СПбГУ, но и транслироваться в другие ключевые вузы региона.

– Каков объем финансирования, хватит ли средств на то, чтобы вывести программы на уровень автономного существования?

– Суммарный объем субсидии и софинансирования составляет порядка 120 миллионов, из которых 90 % – средства субсидии. 95% средств идет на модернизацию материально-технической базы, создание ресурсных центров. Идея заключается в том, что мы не просто закупаем для факультета приборы, а создаем под образовательные программы ресурсные центры. То есть своего рода мини-технопарки, которые могли бы быть использованы как программами, под которые они создаются, так и под другие проекты.

Да, конечно, средств не хватает. Сто миллионов рублей – это не те средства, которые сегодня могут компенсировать двадцатилетнее недофинансирование приборной базы преподавания. Здесь важно отметить, что все проекты факультета в первую очередь носят образовательный характер. Конечно, закупаемое оборудование должно быть использовано и для обеспечения самостоятельных научных исследований студентов и их преподавателей, но в первую очередь оно нужно, чтобы обеспечить современный уровень преподавания инструментальных навыков, добавляя это к сохраняющемуся хорошему уровню фундаментального образования.

Я надеюсь, активизация работы дирекции проекта СПбГУ по координации пилотных проектов позволит создать, по крайней мере, информационную базу в университете, чтобы мы знали, какие ресурсные возможности появляются на разных факультетах, и могли развивать межфакультетское сотрудничество и тем самым компенсировать нехватку средств на инфраструктуру отдельных подразделений... Ресурсов все равно не хватает на закупку необходимого количества и разнообразия приборов. В развитых странах приборная база формировалась на протяжении двадцати и более лет, и с каждым годом сложность приборов и их стоимость увеличивались. На что мы бы потратили следующий национальный проект, если бы его удалось получить – это развитие двух других направлений, которые есть и в этом нацпроекте. Это формирование и развитие учебно-методического обеспечения, включая учебные пособия, материалы, внедрение современных образовательных технологий и повышение квалификации преподавателей через предоставление им возможности работать в течение срока, более значительного, чем неделя, в лабораториях западных стран. Но это не та задача, которую легко решить в течение полутора лет, на которые выделено финансирование. Повторюсь, что мы посчитали приоритетом сформировать приборную базу, а остальные задачи решать в соподчинении с приоритетом.

– Какие проблемы могут возникнуть в будущем в связи с использованием приобретенного оборудования?

– Обучение ключевых пользователей входит по большей части в стоимость закупленного оборудования, плюс через закупку оборудования мы развиваем сотрудничество с всемирно известными фирмами-поставщиками и производителями. Например, между нашим университетом и российским представительством фирмы Leica (это одна из ведущих фирм по разработке и производству оптических и аналитических приборов) уже подписано соглашение о сотрудничестве. Биолого-почвенный и геологический факультеты это сотрудничество развивают. Создается ресурсный центр микроскопии и микроанализа с оборудованием, в том числе, и этой фирмы. Это результат не только нашего взаимодействия как покупателя и поставщика, но и как партнеров. В конце февраля мы планируем организовать большой семинар, на котором представим возможности создаваемого центра и обсудим дальнейшие шаги развития практического сотрудничества с фирмой.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА – ЭТО ТИПИЧНАЯ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ НЕСВОБОДА В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, ЖЕСТКАЯ ЗАБЮРОКРАТИЗИРОВАННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАСАЖДАЕМАЯ В НАЦПОРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РАСПОРЯДИТЕЛЕМ СРЕДСТВ, И НЕГОТОВНОСТЬ НАШИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ СТРУКТУР НАХОДИТЬ КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ.

Но ваш вопрос справедлив относительно того, что будет дальше – кто будет обслуживать эти приборы, откуда возьмутся средства на расходные материалы. Эту задачу мы надеемся решить через разнообразие форматов использования современной приборной базы. Ресурсные центры должны функционировать как самостоятельные подразделения на своего рода хозрасчетной основе, регламенты чего сейчас разрабатываются. Порядок работы должен регламентироваться положениями о ресурсных центрах. Определенное количество времени должно отводиться на использование ресурсной базы в образовательных целях – это ключевая и основная задача, финансирование затрат на которую должно выделяться из бюджетов факультета или подразделений, которые задействуют ресурсы центра в своих образовательных программах. Затраты на расходные материалы, амортизацию оборудования и время технического персонала, требующееся для проведения научных исследований, должно компенсироваться за счет бюджетов соответствующих исследовательских проектов. Следует отметить, что некоторые приборы уникальны и потенциально востребованы не только у нас, но и вообще в Северной Европе, и часть рабочего времени – что будет жестко регламентироваться – будет отведена на выполнение заказных работ с использованием этих приборов.

Пока мы изучаем этот вопрос, пробуем. Это достаточно новая для нас деятельность. Разнообразие приборов довольно велико. Но, повторяю, приоритет номер один – это учебный процесс. И в зависимости от необходимости вовлечения приборов в учебный процесс будет рассчитываться время на коммерческое использование. Но пока приборы только поставляются, центры формируются, а параллельно формируются новые образовательные программы, которые будут использовать эти приборы. Прямо сейчас сказать, сколько процентов времени будет отведено на хозрасчетные работы, нельзя.

При этом мы говорим не об аренде самих приборов, а об аренде времени работы. Если говорить, например, о системе «Кванта», которая стоит 37 миллионов, то понятно, что ее нельзя будет арендовать. Можно будет арендовать время работы с инженером, обслуживающим этот прибор. Кто может быть клиентом: фирмы и компании, расположенные в Петербурге, сектора, связанные с биотехнологическими исследованиями и разработками, медики, фармакологи. В рамках программы «Биоразнообразие» формируется приборная база по параметрическим исследованиям среды, соответственно, клиентами могут стать организации, связанные с экологическими исследованиями или работами по оценке качества окружающей среды. Практика наших партнеров в соседних странах показывает, что университетские лаборатории благодаря разнообразию источников финансирования могут себе позволить купить крайне дорогостоящие современные приборы, которые не по карману другим организациям, и такие приборы в совокупности с разнообразием применяемых методик оказываются востребованы не только на локальных рынках, но и на рынке общеевропейском. У нас есть информация о существовании таких же приборов, какие закуплены сейчас СПбГУ, в ряде университетов-партнеров, и мы знаем, что некоторые из них завалены заказами и готовы часть из них предложить нам. С одной стороны, мы оптимистично смотрим на этот вопрос, а с другой – проблема в необходимости решения очень большого числа организационных вопросов и нашей пока еще неопытности.

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ ДОЛЖНЫ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НА СВОЕГО РОДА ХОЗРАСЧЕТНОЙ ОСНОВЕ

– Какие сложности возникали в начале работы?

– Сами заявки на проекты писались в очень ограниченные сроки, и в связи с этим ряд нюансов остался непроработанным, это пришлось уже исправлять в процессе непосредственного выполнения проектов. Однако самая большая проблема – это типичная для университетов в России несвобода в принятии решений, жесткая забюрократизированная регламентация деятельности, насаждаемая в нацпороекте государственным распорядителем средств, и неготовность наших университетских обслуживающих структур находить креативные способы решения возникающих проблем. Известная шутка: «чем отличается хороший бухгалтер от плохого: плохой знает, что нельзя, а хороший знает, как сделать так, чтобы было можно». К сожалению – и это не только и не столько касается нашей бухгалтерии, сколько большинства управленческих подразделений университета. Все в лучшем случае знают, как нельзя. Но никто, по крайней мере на первых порах, не пытался оперативно искать способы, как можно. Это существенно тормозило работу в первые несколько месяцев проекта и привело к авральным закупкам и проблемам в конце ноября и в декабре. Кстати, не меньшая глупость – требовать от разработчиков инновационных образовательных программ (где слово «инновационные» подразумевает разработку чего-то принципиально нового) уже на стадии подготовки проекта прописать до копейки, какое оборудование необходимо, какие методические пособия должны быть подготовлены и куда и на какие программы повышения квалификации должны быть направлены будущие преподаватели. Проект, направленный на разработку инновационных программ, должен подразумевать, что перечень первоочередного оборудования, учебных пособий и программ повышения квалификации определяется в ходе первичной разработки соответствующей программы. Тогда все развивается логично и правильно. А когда от нас потребовали определить сначала, что нужно для того, чтобы программы эффективно работали, а потом дали разрабатывать сами программы, то, как обычно, получилось по принципу «хотели как лучше, а получилось – как всегда». Уверен, что только недюжинная креативность сотрудников университета позволила и на этот раз найти оптимальные решения проблем без особого ущерба для качества ожидаемого результата проекта.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ПРИБОРЫ УНИКАЛЬНЫ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОСТРЕБОВАНЫ НЕ ТОЛЬКО У НАС, НО И ВООБЩЕ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ

Мы искренне надеемся, что технические проблемы и государственные «иррациональности» будут в меньшей степени мешать в 2007 году, и что люди, которые занимаются содержательной составляющей проектов, получат больше времени именно на содержательную работу. Хочу верить, что в 2007 году координаторам и их помощникам не надо будет в основном затыкать дыры, связанные с изменяющимися требованиями к отчетностям, с бюрократическими процедурами, и бегать между бухгалтерией, дирекцией и планово-финансовым отделом СПбГУ. Если система сопровождения в конце концов будет налажена на уровне университета, то мы сможем с большей уверенностью рассчитывать на выполнение тех задач, которые мы перед собой поставили.

– Достаточно ли ресурсов для того, чтобы высказывания о высоких рейтингах университета в мире стали реальностью, а не данью традиции?

Я УБЕЖДЕН, ЧТО МОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – САМЫЙ ЛУЧШИЙ. И МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТАКОЙ МОРАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ УНИВЕРСАНТОВ ДАСТ ШАНС ВЕРНУТЬСЯ НА ТОТ ВПОЛНЕ ЗАСЛУЖИВАЕМЫЙ УНИВЕРСИТЕТОМ УРОВЕНЬ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ.

– Ни для кого в университете не секрет, что с точки зрения обеспечения исследовательской работы мы далеко не самый лучший университет, в том числе и если смотреть на позиции, которые мы занимаем в международных рейтингах. Но с другой стороны, если нам, универсантам, не верить, что мы самые лучшие или почти такие, то ничего в университете и не разовьется. Я убежден, что мой Санкт-Петербургский государственный университет – самый лучший. И мне кажется, что такой моральный настрой универсантов даст шанс вернуться на тот вполне заслуживаемый университетом уровень в мировых рейтингах. Что касается исследовательской работы, опять же, это функция служения обществу и государству. Гуманитарные дисциплины не требуют тех вложений, которые необходимы для естественнонаучных дисциплин. И я думаю, что в гуманитарных дисциплинах наш университет действительно занимает очень высокое положение. А в естественнонаучной сфере мы серьезно отстали в возможностях. Сколько времени потребуется, чтобы компенсировать отставание, и что необходимо компенсировать первую очередь – тоже вопрос. Ответ на него надо увязывать с анализом современного развития исследовательской базы в мире. Один из путей компенсации – это развитие сотрудничества и взаимодействия с партнерскими вузами внутри страны и за рубежом. Активность целого ряда факультетов в рамках нацпроекта связана с формированием таких партнерств. Не далее как в начале декабря в рамках нацпроекта представители биолого-почвенного, физического и химического факультетов посетили Университет Умеа, один из ведущих шведских университетов, где подписали меморандум об академическом обмене и сотрудничестве с факультетом науки и технологии этого университета, и теперь готовятся к реализации такого обмена на практике уже в текущем году. Таких примеров будет становиться все больше. СПбГУ имеет большую сеть партнерств. Но проблема в том, что многие из этих партнерств существуют на бумаге. Наша задача – перевести их в практику, и тогда наши образовательные программы позволят обеспечить реальную мобильность преподавателей и студентов, межуниверситетские исследования и осуществление совместных образовательных программ. Возможность работы в ресурсообеспеченных лабораториях уже позволяет компенсировать многолетнее отставание, точно так же как и вовлечение в свои программы наших успешных на Западе соотечественников (и в первую очередь наших выпускников). А создание своих баз зависит от национальных программ и активности университета. И программа Наукограда, и интеграция с академическими институтами этому способствуют. На мой взгляд, естественнонаучным факультетам надо учиться больше внимания уделять взаимодействию с успешными бизнес-структурами в тех областях, на которые работают соответствующие подразделения университета. Университет должен активнее работать в направлении обеспечения уже развитых или развивающихся секторов экономики через непосредственные партнерства с ведущими и перспективными в этих секторах компаниями и фирмами.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ФАКУЛЬТЕТАМ НАДО УЧИТЬСЯ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УСПЕШНЫМИ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ В ТЕХ ОБЛАСТЯХ, НА КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА.

Сегодняшние проблемы связаны не только с неготовностью структур университета обслуживать крупные проекты, но и с тем, что в университете назрела необходимость центростремительных тенденций. Надо содействовать увеличению числа и укреплению горизонтальных связей между структурными подразделениями университета. Это было понятно достаточно давно, но проект это высветил особенно. Надо работать сообща. В университете должна развиваться не только корпоративность, но и кооперативность. Это связано и с пограничными проектами, в том числе, объединяющими гуманитарные и естественнонаучные факультеты. Кстати, хороший пример в этом отношении – программа «Общественное здоровье».

НАДО РАБОТАТЬ СООБЩА. В УНИВЕРСИТЕТЕ ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО КОРПОРАТИВНОСТЬ, НО И КООПЕРАТИВНОСТЬ.

В этой связи очень правильно, что в рамках нацпроекта запущены и так называемые «системные проекты». В сознании многих универсантов ИОП разбита на пилотные проекты, но есть три проекта системного характера, которые должны охватить весь университет: внедрение инновационных образовательных технологий, развитие инновационно-коммуникационных технологий (или формирование информационно-аналитической интегрированной системы) и внедрение системы проектного менеджмента в СПбГУ. В случае успешной реализации этих системных проектов может возникнуть и окрепнуть сеть горизонтальных связей, что будет способствовать формированию большей корпоративности внутри университета для совершенствования выполнения функций управления, образования, развития.

В.Ю.Перов

В.Ю.Перов

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ:
«Полноценное образование невозможно без соответствующей материальной базы»

Координатор проекта — Вадим Юрьевич ПЕРОВ, исполняющий обязанности заведующего кафедрой этики:

– В рамках факультета проект «Прикладная этика» был поддержан потому, что была проявлена соответствующая инициатива и вовремя оформлен и представлен сам проект. Если же говорить о более общих и содержательных аспектах, то прикладная этика и как область знания, и как образовательная программа является и инновационной, и междисциплинарной, что максимально соответствовало условиям конкурсной документации. Прикладная этика затрагивает нравственные проблемы человеческого существования во всех сферах индивидуальной и общественной жизни, поэтому решение возникающих в ней вопросов невозможно без обращения ко всему комплексу социально-гуманитарного знания. Что, кстати, и продемонстрировала реализация проекта: более трети преподавателей факультета практически со всех кафедр отделений философии, политологии, культурологии, религиоведения, конфликтологии приняли участие в работе по проекту в различных формах, были модернизированы курсы, являющиеся междисциплинарными по своей сути, в частности по «Религиозной этике», «Политической этике», «Этике науки» и так далее, были разработаны программы курсов повышения квалификации «Традиции отечественной этики», «Антропологические основания нравственности», «Этика этноконфликта», «Этика политики и права», «Этика и религия». Кроме того, ни для кого не секрет, что высшая школа находится сейчас в стадии перманентного реформирования. Количество нормативных документов и их проектов, которые получает университет из министерства, превышает все разумные пределы. В связи с этим одним из факторов выбора в качестве пилотного проекта именно прикладной этики был ее экспериментальный характер. Иными словами, была сформулирована задача: действительно опробовать некоторые новые формы обучения и организации учебного процесса (в том числе и рекомендуемые «свыше») в рамках одной образовательной программы (то есть провести в буквальном смысле эксперимент), для того, чтобы определиться в вопросе о внедрении различного рода образовательных инноваций. То есть, отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что именно разработка и апробация концепции образовательного развития факультета и есть одна из задач реализации проекта.

ОБРАЗОВАНИЕ КОНСЕРВАТИВНО. ГЛУПО И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО МОЖНО В ЧИСТОМ ПОЛЕ ПОСТРОИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ КОРПУСА, ОСНАСТИТЬ ИХ СУПЕРОБОРУДОВАНИЕМ, НАНЯТЬ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ — И ПОЛУЧИТСЯ «РОССИЙСКИЙ ГАРВАРД».

– С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

– Основная трудность — большие деньги и сжатые сроки. Образование консервативно. Глупо и непрофессионально предполагать, что можно в чистом поле построить современные учебные корпуса, оснастить их супероборудованием, нанять высокопрофессиональных специалистов — и получится «российский Гарвард». Хорошее образование возможно только в условиях традиций, существования научных и педагогических школ, которые складываются десятилетиями. Речь не идет о том, что его не нужно менять, дело в том, что, во-первых, оценить изменения в образовании можно только через годы, когда, строго говоря, будут видны результаты этих изменений. Это объективная ситуация. Судить, например, о качестве образования можно даже не тогда, когда выпускники университета найдут высокооплачиваемую работу по специальности, а когда они достигнут значимых результатов в своей профессиональной деятельности, основы которых заложены в ходе обучения в университете. В данном же проекте получилось, что все делалось «бегом», причем не было времени и возможности «остановиться и подумать»: а туда ли мы бежим? В данном контексте, мне бы хотелось выразить благодарность всем участвовавшим в реализации проекта, поскольку за столь мал отведенный срок была проделана огромная работа, которая может рассматриваться как оптимистический задел на будущее развитие. Другая трудность — правила, по которым осуществлялась реализация проекта. Можно сформулировать это следующим образом: правила придумываются во время игры. Речь не идет даже о той отчетности, которую нужно было сдавать еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и так далее, бесконечное количество бумаг, которыми нужно было обставлять каждый сделанный шаг, главное, что зачастую неизвестно было, что за бумаги вообще нужны. При этом почти очевидно, что в следующем году (если проект будет продлен) ситуация только усугубится.

ВСЕ ДЕЛАЛОСЬ «БЕГОМ», ПРИЧЕМ НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ И ВОЗМОЖНОСТИ «ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ»: А ТУДА ЛИ МЫ БЕЖИМ?

Существенным обстоятельством является и то, что не вполне понятно, что будет с результатами той работы, которая была проделана и которую еще предстоит сделать. Поскольку проект направлен на инновации в области образования, то возникает закономерный вопрос: а могут ли они быть внедрены? Поясню на примере. Сейчас в рамках проекта разрабатываются магистерские программы по прикладной этике для лицензирования. В соответствии с требованиями проекта они должны быть инновационными (модульными, рейтинговыми, мобильными, кредитными и так далее). Но если их представлять в министерство на лицензирование, то они должны соответствовать существующим нормативным документам организации учебного процесса. Вопрос: зачем заниматься инновациями? Подобного рода вопросы можно продолжать почти до бесконечности.

– Что важнее: обновление материальной базы факультета или внедрение собственно образовательных технологий?

– Что раньше появилось: курица или яйцо? Полноценное образование невозможно без соответствующей материальной базы, но ее еще нужно уметь применять и использовать в учебном процессе. Поживем — увидим.

– А что такое «инновация в образовании и науке» с вашей точки зрения?

НА СМЕНУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ В ЖИЗНИ МОЖНО РЕШИТЬ ПРИ ПОМОЩИ ДЕНЕГ, ПРИХОДИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ.

– Те изменения, которые имеют положительный качественный характер, то есть что-то улучшают. Если же речь идет о том, имеют ли сегодняшние изменения инновационный характер, то мы возвращаемся к вопросу оценки результатов образовательной и научной деятельности

– Могут ли финансовые вливания сегодня решить все проблемы университета?

– По сути дела, выше дан ответ на этот вопрос. Появление самой прикладной этики связано в том числе и с тем, что на смену представлению о том, что все в жизни можно решить при помощи денег, приходит представление о том, что все могут сделать только люди. Конечно, высокая зарплата и материальное оснащение необходимы, но если не будет тех, кто сделает науку и образование делом своей жизни, кто ответственно относится к себе, коллегам, студентам и так далее, «железо» останется «железом».

Наш проект – это 19 млн федеральной субсидии и 6,5 млн софинансирования. Из них на «железо» потрачено 20,5 (компьютерное и мультимедийное оборудование на создание учебно-консультационной лаборатории для обеспечения учебного процесса), 1,4 млн средств софинансирования пошло на модернизацию аудиторного фонда и 2 млн – на оплату труда (модернизация учебного плана и программ учебных курсов, разработку нормативных документов по обеспечению модернизации учебного процесса, разработку баз данных и так далее, 315 тыс. на закупку учебно-методической литературы и 450 тыс. на проведение учебно-методического семинара по проблемам преподавания этико-прикладных дисциплин. 500 тыс. выделено на разработку программ курсов повышения квалификации.

– Как вы считаете, возможно ли в результате реализации национального проекта усилить синтез науки и образования внутри университета, развить именно научную составляющую?

– Безусловно. Одним из принципов этоса науки является то, что в науке по-настоящему интересно лишь то, что ново. И задают эту интенцию во многом именно студенты. Обеспечив им качественный доступ к знанию, тем самым мы стимулируем и научную деятельность, так как преподавателю будет просто стыдно приходить на занятия и излагать устаревшие научные сведения.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ:
«Важно, чтобы ориентация на инновации сохранилась на длительный период»

Координатор – Александр Семенович Асиновский, директор Института филологических исследований СПбГУ:

– Основной принцип организации этого проекта – его целостность. То есть мы не просто покупаем оборудование или занимаемся только модернизацией учебных аудиторий. Или организуем новые учебно-методические комплексы. Или полностью сосредотачиваем деятельность только на повышении квалификации. Я не случайно назвал эти четыре позиции, потому что это – четыре направления реализации нацпроекта. Это общее свойство университетского проекта «Инновационно-образовательная среда в классическом университете» – среда как нечто целостное, где предусмотрено и оборудование, и комплексы учебно-методические, которые реально могут работать на этом оборудовании в учебном процессе, и люди, которые могут осваивать комплексы этого оборудования в рамках повышения квалификации, и аудитории, где это оборудование можно разместить. Потому как высокотехнологичное оборудование имеет свои достаточно серьезные требования к своему размещению. Это связано не только с аспектом безопасности – кстати, не последний вопрос, – но и просто с возможностью его использования. Допустим, если мы работаем со звуком, например, в лингафонном кабинете, должна быть соответствующая акустика и шумоизоляция, если работаем со сложным прибором артикуллографом, который исследует, как произносятся звуки человеком – для этого должна быть создана своя среда.

В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ КОМПЬЮТЕР ОСТАЕТСЯ НА ДЕВЯНОСТО ПРОЦЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПЕЧАТАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ И СРЕДСТВОМ СВЯЗИ. ЭТО ЕЩЕ НЕ IT И НЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ.

Сроки, в течение которых готовился проект, были беспрецедентно малыми. Концептуально все проработать в деталях и понять, как это делать, было невозможно. Тем не менее, это то что называется «вызов». Самыми готовыми были три направления деятельности – они были связаны с конкретными аудиторными комплексами: во дворце Бобринских в Смольном институте свободных искусств и наук; аудиторный комплекс по 10-й линии дом 49 (направление – информатика в сфере гуманитарных искусств и наук); фонетический флигель. Там появилась возможность размещения нового оборудования и организации учебного процесса на базе этого оборудования.

А.С.Асиновский

А.С.Асиновский

Для филологов темы проектов, на первый взгляд, выглядят как не самые центральные: очень много искусства, гуманитарных наук, почти естественная наука фонетика. Тем не менее, при уточнении задач и конкретных мероприятий по пилотным проектам нам удалось осмыслить эти темы таким образом, чтобы многие филологи могли с ними работать. Например, классическое направление, связанное со стиховедением – сугубо филологическая задача: каким образом мы можем научить студентов и учиться сами – то есть заниматься исследованиями – на огромном и чрезвычайно интересном пространстве русского стиха. Внутри этого проекта был сделан один из учебно-методических комплексов сложной структуры, так называемый базовый компонент – стиховедческая лаборатория. Она виртуальна по своему расположению и в высшей степени конкретна по филологическому наполнению. Она полезна и для стиховедов, и для студентов. Это тот самый случай, когда наука и образование объединяются на высокотехнологической основе. Это просто филологический пример. Таких примеров много. Есть еще такое направление, как палеославистика: классическая филологическая сфера, основа нашей письменности, первые письменные памятники. Сюда входит исследование и обучение студентов, каким образом источники читать, понимать, разбирать рукописи или старопечатные книги. У нас на кафедре русского языка есть соответствующая специализация, которой руководит наш декан.

Хотя пилотные проекты и были расписаны и закреплены по трем блокам и базовым тематикам, по смыслу и содержанию исполнения работа филологического факультета оказалась не только междисциплинарной – что тоже важный признак нацпроекта – но и сугубо филологической. Вместе с тем, не узко привязанной к каким-то конкретным научно-педагогическим коллективам, а более или менее равномерно покрывающей все филологическое пространство. Эти три проекта не замкнуты на узко понимаемые формулировки. Наряду с междисциплинарностью они очень хорошо филологически интегрированы. Моя непосредственная задача – это интеграция. И сейчас как раз идет обсуждение того, как мы в следующем году собираемся интегрировать свои проекты на всем филологическом пространстве. Мы отчетливо и органично связаны с общеуниверситетским пространством. У нас есть и формальные соглашения с другими факультетами, и реальные предметы для деятельности. Например, сетевое обучение – это весьма важный момент.

ПОЯВИЛИСЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ХРЕСТОМАТИИ С ПРИВЯЗКАМИ К КОНКРЕТНОМУ МОМЕНТУ ОБУЧЕНИЯ: К ЭТОМУ ЗАНЯТИЮ ТЫ МОЖЕШЬ ПРОЧИТАТЬ ВОТ ЭТИ ВЕЩИ.

Инновация узко понимается как применение информационно-коммуникативных технологий в образовании. ИКТ, применяемые в образовании в каких-то частях нашего сообщества – вещь чрезвычайно понятная. Если брать информатику, теорию искусств и гуманитарных наук или Смольный институт свободных искусств и гуманитарных наук – для них это воздух. Также и для фонетистов. Исследование речи – это почти естественная наука, она неотделима от речевого поведения, способа продуцирования речи, там очень много точных методов, которые базируются на акустической форме речи.

Если происходящее осмыслить количественным образом, то это беспрецедентные объемы реального финансирования: более 50 миллионов на оборудование. Во что эти деньги превращаются – в уникальную ситуацию, когда около трехсот студентов одновременного расписания смогут заниматься в совершенно новых технологических условиях. И не только потому, что есть оборудование. Раньше мы говорили, что проект целостный. Надо, чтобы это оборудование было нормальным образом использовано. В современной практике по сей день компьютер остается на девяносто процентов интеллектуально-печатающим устройством и средством связи. Это еще не IT и не ИКТ в образовании. Это только снятие стресса от контакта с техникой. Принципиальная организация учебного процесса с использованием сетевых возможностей становится другой. Например, электронные библиотеки. В Смольном институте фактически под каждый курс на данный момент существуют разные, актуальные, с учетом самой последней и классической литературы хрестоматии. Или если пользоваться вульгаризмом, впрочем, прижившимся на нашей почве – ридеры. То, что надо читать по курсу. У нас довольно болезненная ситуация с использованием библиотечных фондов. Теперь появились электронные хрестоматии с привязками к конкретному моменту обучения: к этому занятию ты можешь прочитать вот эти тексты. Просто находясь в сети – еще раз вспомним триста новых учебных мест – можно прочитать то, что необходимо прочитать, выполнить контрольные задания, получить реакцию преподавателя. Возникает другая степень подготовленности к занятию в принципе – она приобретает регулярный характер, потому что материал разложен по временной шкале. Я, да, наверное, и вы не учились в условиях, когда были бы такие возможности и для студентов, и для преподавателей.

Для преподавателей эти инновации хороши тем, что возникает возможность постоянного контакта. Это труд, реальное увеличение объема работы. Другая проблема – вопрос подготовленности не только психологической, но и технологической. Базовые навыки, умения очень неравномерно распределены по профессорско-преподавательскому составу. Поэтому отдельное направление связано с повышением квалификации. Мы по этой части работаем. Если у нас триста человек садится за компьютеры, нам надо иметь сто преподавателей, которые свободно владели бы навыками работы в сети. У нас около семидесяти авторов разработок по сложным структурам. Самая дорогая, по моему представлению, форма участия – это авторская разработка, когда курс реализуется на определенной платформе, находящуюся в сети, и эта платформа становится частью учебного процесса. Это очень важно. Три компонента здесь задействованы: само оборудование, программно-методическое обеспечение, которое позволяет это оборудование использовать осмысленно и с высоким КПД, и повышение квалификации.

Фактически граница между подготовкой новых учебно-методических комплексов и повышением квалификации до известной степени условна. Они оформлены по-разному, но по содержанию деятельности эти вещи очень близки. Потому что лучше всего мы что-то выучиваем, когда учим, ищем инструменты, чтобы передать свои знания.

Если говорить о главных результатах, то материально-технический результат очевиден: около трехсот новых мест в параллели в расписании, такого не было никогда. Это безусловное завоевание. У людей появляется возможность работы в новых технологических условиях, они меняют свое отношение к инновациям, ИКТ, новым учебным технологиям. При создании этих продуктов формируются коллективы, которые способны со этим всем работать.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ, ТО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕВИДЕН: ОКОЛО ТРЕХСОТ НОВЫХ МЕСТ В ПАРАЛЛЕЛИ В РАСПИСАНИИ, ТАКОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА.

– Достаточно ли финансирования для того, чтобы проекты обрели самостоятельность?

– Про деньги всегда говорят, что их мало. Важно то, что это было беспрецедентно большое вливание в оборудование. Но если говорить об оборудовании, надо позаботиться о том, чтобы оно поддерживалось в надлежащем состоянии на тот период, на который оно рассчитано по условиям своей эксплуатации, чтобы оно нормально функционировало по возможности долго. Разумеется, появятся новые приборы и новые идеи, которые потребуют другого оборудования. Сейчас я бы перенес акцент с оборудования на людей – команды специалистов, которые возникли в результате подготовки и выполнения пилотных проектов. Возникло доверие. Изначально, когда проект предполагался, спустили директиву: пишите проекты. Жуткое количество бумажной работы, сумасшедшие таблицы, очень строгие регламенты. Но в итоге у людей появилось доверие, которое крайне не хотелось бы потом потерять. Этот процесс начался в сентябре, но если он закончится с завершением проекта 31 декабря 2007 года, это будет стратегически неправильно. Коллективы, которые начали работу, предъявили ее результаты, те административные группы, которые эти вещи поддерживали, и выполняли нелегкую работу, должны сохраниться. Обеспечить, с одной стороны, выполнение регламента, а с другой – живую работу, было задачей нетривиальной. И люди, которые могут такую задачу решить, появились и формировались в процессе работы над проектами.

У ЛЮДЕЙ ПОЯВИЛОСЬ ДОВЕРИЕ, КОТОРОЕ КРАЙНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОТОМ ПОТЕРЯТЬ.

Давайте смотреть на вещи реально. За три месяца работы могло произойти немного чудес. Поставка оборудования – это своего рода чудо. Возникновение доверия – тоже чудо. Но чтобы работа была полноценной, нужно время. Задача проекта – формирование образовательной среды в классическом университете. А она формируется не за три-четыре месяца и даже не за три-четыре года. Важно, чтобы ориентация на инновации сохранилась на длительный период. Нужна уверенность в том, что это будет обеспечено на длительный период. Нужна долгосрочная перспектива без провалов финансирования. Среда намечена. И если этот проект будет развиваться, все будет хорошо.

– Оборудование, по сравнению с инновационными разработками, в приоритете?

– Оборудование является необходимым, но не достаточным условием. Изначальные пропорции были такие: 90% оборудования и 10% разработок. Уже эта пропорция категорически не является удовлетворительной. Оборудование стоит в углу, и стоит себе. С другой стороны, стоят на полке 12 печатных листов – тоже ведь отчетность. Но оборудование имеет совершенно определенную рыночную стоимость. А сколько стоит печатный лист?

Для крупных проектов с серьезным государственным контролем эти ориентации понятны. Но нужно понимать содержание работы. Все это железо будет жить только в том случае, если станет частью живого учебного и научного процесса. Пропорции, в перспективе, должны меняться в пользу разработки новых методических комплексов и повышения квалификации.

За решением внутриуниверситетских задач следуют задачи общероссийские. В наш центр повышения квалификации ежегодно приезжают около трехсот человек из российских вузов, идет своего рода обновление содержания повышения квалификации преподавателей вузов РФ, и ответственность за это лежит на нас. А для расширения работы до национального уровня недостаточно только оборудования и подключения к Интернету. В университетах должны быть люди, которые пообщаются с разработчиками наших учебно-методических комплексов сложной структуры, а в идеале сами что-то создадут. По крайней мере, напишут методички, которые позволят осмысленно относиться к тому, что мы предлагаем.

Одна из основ Болонского процесса – мобильность. Но пока с нашими расстояниями и дорогами обеспечить ее экономически трудно. Люди без материальной грантовой поддержки приезжают, например, из Комсомольска-на-Амуре. Это своего рода героизм. В будущем им понадобится приезжать не на четыре месяца, как раньше. Основной курс они получат по сети, а сюда приедут на короткий срок. Мобильность, таким образом, можно усилить. Мне кажется, ориентация на такие вещи является реальной стратегией развития высшего образования – как основного, так и дополнительного. Университет может добиться многого – если это не окажется кампанией двух лет. У нас есть все основания для того, чтобы выиграть в очередном конкурсе по инновациям.

Когда все это начиналось, мне казалось, что мы сделаем больше, чем мы реально сделали. Это правильно. Мы знаем, что нам не удалось, в каком направлении двигаться, как помогать разным коллективам. Мне представляется это стратегически чрезвычайно перспективным. Образование – это очень существенная основа, и в этом направлении надо двигаться дальше по возможности равномерно, без сбоев. Подводя итог, можно переформулировать известное высказывание российского политика: в этот раз хотели как всегда, а получилось как лучше.

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ:
«Проекты вдохнули новое содержание
в учебный процесс»

Координатор – Владимир Вячеславович КОЗЛОВСКИЙ, профессор, заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации:

– Факультет социологии вошел в общеуниверситетский проект двумя пилотными проектами: №19 «Социальные коммуникации» и №20 «Европейские общества» с весьма незначительным в сравнении с другими пилотными проектами объемом финансирования. Тем не менее, это не снизило уровень требовательности к инновационной составляющей проектов. Они оба послужили мощным стимулом развития научно-образовательных разработок и предложений.

В.В.Козловский

В.В.Козловский

Первый проект нацелен на разработку и внедрение инновационной образовательной магистерской программы «Социальные коммуникации». Инновационность проекта состоит в направленности на формирование глубокой интеллектуальной, профессиональной и коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальным коммуникациям мирового уровня. Магистерская программа строится на основе принципов Болонской декларации, в первую очередь кредитно-модульной системы, программ академической мобильности, а также интерактивных и дистанционных форм обучения. Новая программа формируется на базе реализующихся магистерских программ, в частности «Социология коммуникации», «Социология социальных изменений», «Социология культуры» и ряда других, построенных преимущественно по дисциплинарному принципу. Главное отличие заключается в междисциплинарности, в партнерстве с другими факультетами СПбГУ, практической ориентированности на запросы государственных учреждений, бизнеса, некоммерческих организаций, то есть с потенциальными работодателями. Основные задачи проекта сводятся к разработке образовательного стандарта и учебно-методического комплекса новой магистерской программы «Социальные коммуникации», подготовке и общественной экспертизе перечня профессиональных требований к специалисту по социальным коммуникациям (профессиональный стандарт), к созданию системы непрерывной учебной и производственной практики в организациях-партнерах, наконец, к совместной разработке и продвижению информационно-коммуникативных продуктов и технологий, научно-исследовательских и прикладных проектов в Санкт-Петербурге, системе власти и муниципального управления, бизнес-организациях, некоммерческих организациях, СМИ.

Второй пилотный проект «Европейские общества» нацелен на развитие уже существующей международной магистерской программы на английском языке. Проект направлен на решение следующих задач инновационного характера: изменение парадигмы преподавания программы «от обучения к изучению» посредством внедрения кредитно-модульной системы, переход на проблемно-ориентированное обучение; интернационализацию образовательного процесса через приглашение зарубежных лекторов (50% объема аудиторных занятий обеспечивается иностранными лекторами); ведение образовательного процесса на английском языке с изучением второго иностранного языка, отработку моделей привлечения финансовых средств на обеспечение академической мобильности.

Проект реализуется прежде всего кафедрой сравнительной социологии и Центром изучения Германии и Европы СПбГУ. В качестве партнеров проекта выступают следующие организации: факультет социологии Билефельдского университета; факультет гуманитарных, социальных и педагогических наук Магдебургского университета им. Отто фон Герике; Немецкая служба академических обменов (ДААД) и другие немецкие организации. Развитие магистерской программы поддерживается ДААД, которая выделяет определенные финансовые средства на оказание методической поддержки, приобретение информационных материалов и осуществление академической мобильности профессорского состава. Научно-исследовательские работы студентов направлены на проведение аналитических и эмпирических социологических сравнительных исследований по тематике европейских обществ. Обновляемая магистерская программа ориентирована на качественно новый уровень подготовки специалистов по европейским обществам, что особенно важно в свете постоянно расширяющегося взаимодействия с Европейским союзом.

Несмотря на приоритетность проекта «Социальные коммуникации», оба проекта стали двигателем новых идей и структурных изменений на факультете социологии. Они вдохнули новое содержание в учебный процесс и вызвали большой интерес со стороны профессорско-преподавательского состава факультета. Конечно, особая ответственность за координацию работы и формулировку предложений по реализации проекта «Социальные коммуникации» легла на кафедру социологии культуры и коммуникации, а проекта «Европейские общества» — на кафедру сравнительной социологии Учебно-научного центра социологии. Поскольку работа по пилотному проекту ИОМП №19 «Социальные коммуникации» только началась, трудно оценить влияние достигнутых результатов на развитие инновационного потенциала факультета и университета. Вместе с тем, можно отметить психологический эффект воздействия ИОМП на преподавателей и сотрудников факультета социологии вуза. Он выражается в растущем интересе к новой программе, к проводимым мероприятиям, в новых предложениях со стороны преподавателей участвовать со своими курсами и разработками в реализации ИОМП. Привлечение молодых преподавателей, включая преподавателей базовой для ИОМП кафедры социологии культуры и коммуникации, к активной разработке новых курсов, новых научно-образовательных проектов стало важным фактором реализации на факультете социологии инновационных проектов. В рамках пилотного проекта ИОМП №20 «Европейские общества» инновационная программа позволила факультету социологии равноценно участвовать (в финансово-техническом аспекте) в реализации магистерской программы «Изучение европейских обществ», идущей на английском языке с момента своего возникновения.

Для управления проектами на факультете социологии сформирована рабочая группа, а для проведения конкурсов по распределению внутренних грантов на разработку учебно-методических материалов и реализации программ повышения квалификации в рамках проекта по решению Ученого совета факультета создана конкурсная комиссия. Работы по пилотным проектам начались в июне 2006 г. и состояли в подготовке плана реализации, программ обеспечения по четырем направлениям инновационного проекта. Организационные решения, в частности, о плане модернизации аудиторий принимались в июле 2006 г., об окончательном плане реализации, о плане закупок, плане повышения квалификации принимались в августе-сентябре 2006 г. Технологические решения об образовательных стандартах, содержании инновационных магистерских программ принимались в сентябре и октябре 2006 г., технические задания для объявления конкурсов на внутренние гранты и сами конкурсы анонсировались в октябре-ноябре 2006 г. Нормативно организационные решения закреплены в документах Ученого совета УНЦС, технические задания по отдельным конкурсам, результаты проведенных конкурсов закреплены в решениях конкурсной комиссии по внутренним грантам в течение октября и ноября 2006 г. Документально решения оформляются в форме протоколов решений Ученого совета УНЦС, протоколов конкурсной комиссии по внутренним грантам, решений рабочей группы, распоряжений декана, графика документооборота, докладных и служебных записок.

В целях активного информационного сопровождения реализации инновационных образовательных магистерских программ сведения о проектах, о реализуемых конкурсах и о текущем состоянии вывешиваются на специальном стенде на факультете социологии. Информация о проектах, новые материалы (аннотация о программе и модулях программы) размещаются на портале инновационного проекта на сайте факультета социологии СПбГУ www.soc.pu.ru и факультета переподготовки специалистов по социологии и социальной работе www.sociology.net.ru, а также подготовлены для публикации в “Журнале социологии и социальной антропологии”.

По проекту «Социальные коммуникации» разработаны рабочий вариант образовательного стандарта, необходимой нормативной документации, три модуля магистерской программы, подготовлены 10 программ учебных курсов, 4 учебно-методических пособия, проведены 5 стажировок за рубежом. Осуществлена программа повышения квалификации «Презентация и коммуникация в преподавании социогуманитарных дисциплин» (72 часа, с вручением удостоверений университета). В качестве партнеров проекта выступают Социологический институт РАН, Комитет по печати и СМИ администрации Санкт-Петербурга, различные рекламные, маркетинговые, рекрутинговые агентства, организации по связям с общественностью, корпорации и фирмы, некоммерческие организации, заинтересованные в подготовке специалистов по социальным коммуникациям. Разрабатывается план активного профессионального участия студентов в реализации научных, инновационных прикладных и консалтинговых проектов через работу в студии визуальных социальных коммуникаций для реализации практических медийных, рекламных, брэндинговых, маркетинговых проектов; работу в создаваемой лаборатории социальных коммуникаций; участие в разработке рекомендаций по организации «социальных коммуникаций» в средних и крупных предприятиях и организациях Санкт-Петербурга.

По инновационной образовательной программе №20 «Европейские общества» разработаны программы 5 учебных курсов по политическому модулю. 1. Constitutional Principles of European Democracies; 2. EU Governance and European Constitutionalization; 3. Redefining Political Relationships between Europe and the NIS; 4. Nationalistic/ Ethnic/ Religious Conflicts and Cooperation in Europe; 5. Regionalization and Multi-Level Governance in Europe. Организована и проведена международная конференция “Трансформация социального неравенства и развитие социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы”, СПбГУ, 21-23 сентября 2006 г.

Первые мероприятия по повышению квалификации на факультете социологии позволили 12 преподавателям и сотрудникам пройти обучение новым научно-образовательным и коммуникативно-информационным технологиям. В рамках системных проектов повышения квалификации по тематике: инновационные информационные технологии, инновационно-аналитическая информационная среда, проектный менеджмент в России и за рубежом прошли обучение 7 преподавателей и сотрудников факультета социологии. В рамках инновационного проекта проведена конференция молодых ученых «Потребление как коммуникация – 2006» (1-2 июля 2006 г.). Факультет социологии выступил партнером в проведении Всероссийской научно-практической конференции “Коммуникативные практики в современном обществе: осмысление, освоение, обучение” (23-25 ноября 2006 г.).

Факультет социологии благодаря инновационным образовательным программам приобрел необходимое для организации учебного процесса и развития научных исследований оборудование. Для реализации образовательных программ проведена модернизация и оснащение двух аудиторий.

Эффективность реализации программы на конец 2006 года по основным достигнутым результатам по обеим программам можно оценить как достаточно высокую. Они воплотились в качественно новых программах учебных курсов, в поиске новых подходов в организации обеих магистерских программ.

Неожиданные эффекты от реализации пилотных проектов обнаружились в ходе повышения квалификации в рамках проектов системных, в частности, программы проектного менеджмента. Обнаружилось, что ряд уже реализуемых и новых магистерских программ других факультетов университета могут осуществляться в интеграции друг с другом гораздо успешнее. Например, для пилотного проекта «Социальные коммуникации» достижение требуемой междисциплинарности и профессионализма наиболее эффективно видится на пути партнерства и сотрудничества с рядом магистерских программ филологического, исторического факультетов, факультета журналистики. Предварительная договоренность о научно-образовательном партнерстве была достигнута. Внутриуниверситетское партнерство оказывается новым, пока еще мало используемым потенциалом и ресурсом успешного инновационного роста.

Главная задача 2007 года – это открытие новой магистерской программы «Социальные коммуникации», налаживание контактов и проведение переговоров с государственными организациями, с заинтересованными представителями бизнес-среды, общественных организаций. Это необходимо для формирования новой профессиональной программы подготовки будущих специалистов, компетентных и востребованных на рынке труда. Необходима подготовка специалистов по социальным коммуникациям с опережением требований будущих работодателей, то есть специалистов, умеющих работать с существующими коммуникативными технологиями и способных разрабатывать новые коммуникативные продукты и технологии. Задача пилотного проекта «Европейские общества» заключается в существенном обновлении программ учебных курсов, а также в партнерстве с потенциальными работодателями в России и за рубежом.

– Какие проблемы пришлось решать в ходе работы?

– Первой проблемой оказалась инерционность и неполная степень готовности к реализации столь интенсивного по временным параметрам проекта. Например, по закупкам оборудования и литературы следовало бы заранее провести обучение (тренинг, мастер-класс) для ответственных за закупки. Тогда можно было бы предупредить многие трудности в реализации закупок оборудования и зарубежной литературы. Вторая проблема состояла в разной степени готовности координаторов к реализации проектов. Отдельные встречи и совещания координаторов носили характер обучения и повышения их профессионализма, но все же они были скорее инструктивными и контролирующими мероприятиями. Третья проблема заключалась в длительной подготовке, проверке документации, детально регламентирующей активность в рамках проекта. Эта ситуация частью приводила к ожиданию новых инструкций и документов, частью к поиску решений на усмотрение исполнителей проектов. Система рационального управления проектом в целом только складывается. Поток отчетности и документооборота, по-видимости, первостепенен, а рост инновационности и креативности пилотных проектов второстепенен. Эти проблемы уже решаются. Между тем следовало бы, во-первых, обеспечить публичную презентацию успешно идущих проектов, с поощрением их исполнителей; во-вторых, организовать систематический обмен опытом в преодолении трудных, критических, сложных ситуаций в реализации пилотных проектов; в-третьих, провести серьезную дискуссию и деловое обсуждение пилотных проектов на уровне университета и руководства Инновационного проекта для критической оценки состояния программы. Это повысит статус проекта и создаст дружескую атмосферу коллективного творчества.

ОБНАРУЖИЛОСЬ, ЧТО РЯД УЖЕ РЕАЛИЗУЕМЫХ И НОВЫХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ДРУГИХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ИНТЕГРАЦИИ ДРУГ С ДРУГОМ ГОРАЗДО УСПЕШНЕЕ.

Пилотный проект «Социальные коммуникации» находится в стадии формирования. Пилотный проект «Европейские общества» уже зарекомендовал себя как инновационный и международный. Есть все основания полагать, что оба послужат созданию инновационной образовательной среды на факультете социологии.

Инновационная программа «Инновационная образовательная среда в классическом университете», реализуемая СПбГУ, уже стала большой экспериментальной площадкой для создания новых образовательных программ на факультетах. Инновационный проект свидетельствует, что современный классический университет может быть успешным и лидирующим, лишь обновляя свой научный и образовательный потенциал и поддерживая не только точки роста, но новые структурные звенья.

...СЛЕДОВАЛО БЫ, ВО-ПЕРВЫХ, ОБЕСПЕЧИТЬ ПУБЛИЧНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ УСПЕШНО ИДУЩИХ ПРОЕКТОВ, С ПООЩРЕНИЕМ ИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ...

Задача в том, чтобы результаты пионерных образовательных начинаний в СПбГУ переросли в новые стандарты компетентности, профессионализма и эффективности прежде всего профессорско-преподавательского состава, административного персонала на факультетах, где реализуются данные пилотные проекты. Эта задача вполне достижима при условии как широкого информационного продвижения новых программ и научно-образовательных продуктов, так и вовлечения административного персонала, преподавателей и студентов в интегративную коммуникацию между факультетами, образовательными программами. Наконец, важнейшим полем является внешняя городская, региональная и федеральная среда, где необходимо налаживать прочные отношения с государственными и негосударственными организациями, бизнесом, средствами массовой информации. Возможно, следует сделать дискуссионную трибуну как в сети Интернет, на портале СПбГУ, так и на Петербургском телевидении.

 

В рамках одной, пусть даже очень объемной публикации невозможно рассказать о работе, которую так или иначе ведут все факультеты. В следующих публикациях тема будет продолжена. Ведь публичное освещение национального проекта – одно из условий его реализации. И журнал «Санкт-Петербургский университет» всеми силами намерен этому содействовать.  

Подготовила Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков