Санкт-Петербургский университет
    1   2   3   4 - 5   6 - 7 
    8 - 9  10-11 12  С / В
   13-14  15-16  17 С / В
   18  19  20  21  22 - 23
   24 - 25  С / В   26  27
   28 - 29 30 
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 28-29 (3653-54), 12 декабря 2003 года
перечитывая заново

Сколько лет
Петербургскому-Ленинградскому
университету?

Двадцать лет назад на страницах газеты «Ленинградский университет» появилась статья «Сколько лет Петербургскому-Ленинградскому университету?» (1983, 18 марта), вызвавшая к жизни многолетнюю дискуссию о первом университете России, открывшая научную борьбу между Санкт-Петербургским и Московским университетами за первенство в истории отечественного высшего образования.

Картина Л.Давиденковой «Петр I подписывает Указ об образовании Университета».

Картина Л.Давиденковой «Петр I подписывает Указ об образовании Университета».

Авторы публикации, петербургские историки Ю.Д.Марголис и Г.А.Тишкин, приводили доказательства, что Петербургский-Ленинградский университет является правопреемником Петровского университета, основанного в 1724 г. Статья ученых вызвала резонанс не только в своей стране, но и за рубежом. Этой публикацией было положено начало многолетнему совместному исследованию Ю.Д.Марголиса и Г.А.Тишкина по научному разысканию истинной даты основания Петербургского университета. Ежегодно появлялись работы с новыми фактами, доказывающими авторскую точку зрения на непрерывное развитие университетского образования. Праву Санкт-Петербургского университета именоваться старейшим высшим учебным заведением посвящены две монографии, написанные Ю.Д.Марголисом и Г.А.Тишкиным: «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII-начале XIX в.» (1988) и «Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX в.» (2000). Если в первое десятилетие (1983-1992 гг.) цепочка доказательств непрерывности университетского образования базировалась на архивных документах XVIII в., и рассматривалась, главным образом, история университета в XVIII веке, то во втором десятилетии внимание ученых было обращено к документам середины XIX в. и к личностям той эпохи, сыгравшим значительную роль в написании истории Петербургского университета. Это ректор И.П.Шульгин, министр народного просвещения С.С.Уваров, профессор П.А.Плетнев, попечитель Петербургского учебного округа М.А.Дондуков-Корсаков, профессор А.В.Никитенко и др. Начало новому этапу в изучении истории университета положила публикация «Единым вдохновением: О чем рассказала старинная серебряная медаль…» все в том же издании, которое поддержало историков в 1983 г., – только теперь оно стало называться иначе и «выросло» (так же, как и его родитель), превратившись в журнал «Санкт-Петербургский университет». К сожалению, в последние годы Г.А.Тишкину пришлось отстаивать свою точку зрения одному, так как в 1996 году Ю.Д.Марголис ушел из жизни.

Историческая справедливость была восстановлена спустя 14 лет после публикации на страницах еженедельника «Ленинградский университет»: Постановлением правительства Российской Федерации № 1379 от 01 ноября 1997 года, подписанным премьер-министром В.С.Черномырдиным, была выделена сумма в размере 20 млн руб. и 30 млн долларов США, которая предназначалась для реконструкции помещений университета в рамках подготовки к 275-летнему юбилею. Данным постановлением не только была гарантирована финансовая поддержка, но оно являлось и официальным признанием готовящихся торжеств.

В преддверии 280-летия со дня основания Санкт-Петербургского университета предлагаем вашему вниманию статью, повторная публикация которой позволит оглянуться и посмотреть на историю старейшего университета России заново и по-новому оценить вклад ученых Ю.Д.Марголиса и Г.А.Тишкина. Надеемся, повторная публикация статьи привлечет новые силы для изучения истории первого университета России. До сих пор остаются малоизученными вопросы педагогического процесса, жизни и состава студенческого общества, значения зарубежных стажировок, деятельности университетской библиотеки и многие другие, которые ждут своего исследователя.

* * *

Все началось здесь в 1703 году, когда на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Благодаря богатырским усилиям, неисчислимым жертвам, поту и крови работных людей, солдат и матросов, «по низким топким берегам» заводились жилые дома, пеньковые амбары, лавки, канатные сараи, кузницы, рынки, бани и трактиры. Со сказочной быстротой менялся ландшафт островов в дельте Невы. Россия вышла к Балтийскому морю и «ногою твердой» стала на его берегу.

Петр I мечтал превратить Васильевский остров в центр города. В его восточной части, названной Стрелкой, были построены порт, Гостиный двор, Кунсткамера, Двенадцать коллегий. Северная столица развивалась не только как военная крепость или торговая гавань, но и как культурный центр страны. К 1715 г. здесь уже действовали Навигацкая школа, типографии, библиотека, аптекарский огород. Хорошо известно, что долгие годы Петр I вынашивал мысль создания в столице академических учреждений. Она была осуществлена в 1725 г., когда на берегах Невы были основаны Академия наук, Университет и Гимназия в форме единого учебно-научного комплекса.

Однако сегодня, отвечая на вопрос о начальной дате основания университета в Ленинграде, принято вспоминать и другие события.

8 (20) февраля 1819 г. Александр I утвердил «всеподданнейший» доклад министра духовных дел и народного просвещения об «учреждении» Санкт-Петербургского университета и «Первоначальные правила», регламентировавшие деятельность нового учебного заведения. В первой главе «Истории Ленинградского университета», опубликованной в 1969 г., С.Б.Окунь писал: «Это число принято считать датой основания Петербургского-Ленинградского университета» (с.19). Формула «принято считать» отсылает читателя к историографической традиции, своей взвешенностью обращает внимание на недостаточную обоснованность датировки: 1819-й год.

Предшествующие страницы цитированной главы «Истории Ленинградского университета» обращают внимание на факты, открывавшие возможность альтернативного подхода. Обратимся к важнейшим из этих фактов.

1. В соответствии с замыслом Петра I, созданная в 1725 г. Академия наук состояла «из трех звеньев – собственно академии, то есть научного центра, академического университета и академической гимназии». В середине XVIII века столичный университет рассматривался М.В.Ломоносовым как «старый, академический, университет в Петербурге».

2. «Прошло немного времени после открытия Московского университета, и Ломоносов начал добиваться «привилегии» на выделение уже в Петербурге академического университета из системы Академии наук. Однако смерть великого русского ученого оборвала эту острую борьбу… А вскоре, к концу столетия, академический университет был ликвидирован, «не оставив в документах точной даты своего конца» (Князев Г.А. Краткий очерк истории Академии наук СССР. М.; Л., 1945, с.16; см. также: История Ленинградского университета, с. 13). Здесь необходимое уточнение состоит в том, что Академическая Гимназия, органически связанная с Университетом и представлявшая собою его неотъемлемую часть, существовала до 1803 года. Под словом «гимназия», конечно, не имеется в виду распространенная форма учебного заведения, как она сложилась в XIX веке. Академическая Петербургская гимназия XVIII в. представляла собой низший класс академического университета. Занятия, как правило, и в низшем, и в высшем классе вели одни и те же профессора.

3. В 1804 г. был учрежден Петербургский педагогический институт, как «временное отделение предположенного здесь университета…» (Рождественский В.С. «Первоначальное образование Петербургского университета» – кн.: С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. Пг., 1919, с. XI). В сущности, замечает С.Б.Окунь, это был тот же университет, которому лишь недоставало «этого имени и тогдашних прав университетов на управление делами учебного округа» (Григорьев В.В. Имп. Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования. СПб., 1870, с. 5).

4. Структура открытого в 1819 г. университета сохраняла «прежнее разделение Главного педагогического института на отделения: I. Наук юридических и философских. II. Наук исторических и словесных. III. Наук математических и физических».

Абрис альтернативного подхода намечен: университет в Петербурге – пусть с перерывами и в разных модификациях – существует с 1725 г. Этот подход кажется авторам единственно верным. Прежде чем подкрепить его дополнительной аргументацией (насколько это возможно на газетных страницах), отметим, что традиционная дата возникновения Университета перестала быть общепринятой с 1945 г., когда Г.А.Князев, впрочем, без каких-либо комментариев, написал (с.16), что академический университет есть «первый (по времени) Петербургский университет». Р.Ф.Итс и М.Ф.Флоринский в 1982 г. написали о том, что Петербургский университет был «воссоздан» (Очерки по истории Ленинградского университета, т.IV, с.3).

Источники о первых годах деятельности универ- ситета в Петербурге в XVIII в. разрознены и выяв- лены недостаточно. Но сохранились учебные планы 1726 г.; Е.С.Кулябко опубликовала списки студентов университета, обучавшихся с 1726 по 1733 г., – список не полный, – не всех-то студентов опрошенные профессора «упоминали». В этом списке имена Антиоха Кантемира, Василия Адодурова, Генриха Эйлера, Ивана Магницкого, Петра Ремепова, Ивана Ильинского, Дениса Надоржинского, хотя преобладали дети иностранцев на русской службе (Кулябко Е.С.: М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л., 1962, с.33). Вряд ли можно, однако, согласиться с автором этой новаторской монографии, будто в первые годы существования Академии «организованных форм университетского образования» в Петербурге не было. Обучение предусматривалось по трем «классам» Академии (математическому, физическому, гуманитарному), профессорами Академии составлялись учебные планы и программы, дополнительно была объявлена программа публичных лекций для «всех любителей добрых наук, а наипаче рачителей к учению».

Другое дело, что способных к слушанию лекционных курсов на латинском языке, по причинам понятным, «зело мало бывало, того ради и не такая польза принесена, какова быть могла б».

Тот факт, что «польза» была отнюдь «не такая», какой виделась она в планах основателя Петербургской Академии, подтверждает и перерыв в чтении лекций с 1732 по 1738 г., и новый перерыв с 1740 г. после «определения к делам» восьми обучавшихся студентов. Все это было следствием, в частности, обскурантистской деятельности Шумахера, противника форсированного формирования ученых «из так называемой, – как он говорил, – российской нации». Но даже и не будь Шумахера, становление университетского образования в период феодализма само по себе представляет процесс сложный и противоречивый. Более или менее длительные перерывы в жизни университетов различных стран Европы были обычным явлением. К примеру, территориально наиболее близкий к Петербургу Тартуский университет, недавно отметивший свое 350-летие, имел перерывы в своей деятельности, достигавшие нескольких десятков лет.

Но эти факты не отменяют другого, фундаментального – вопреки противникам развития национальной высшей школы в России, Петербургский университет, пусть с перерывами, но существовал. Существовал благодаря подвигу таких замечательных ратоборцев русской культуры, как Нартов и Ломоносов.

Известно, что, например, в 1738 г. «из Спасского училищного монастыря, из Москвы, прислано учеников двенадцать человек» (Материалы для истории Императорской академии наук. т. 3 (1736-1738 гг.). СПб. 1886, с. 595). Известен и адрес, где с 1756 г. «помещались Университет и Гимназия» и обучались «природные российские студенты»: Троицкое подворье на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы.

Существовал порядок «производства учеников Гимназии в студенты университета». Требовалось оказать успехи в науках при «работоспособности и одаренности». Именно эти качества отметили университетские профессора в 1760 г. (например, у гимназиста П.Б.Иноходцева (Кулябко Е.С. Замечательные питомцы академического университета. Л., 1977, с. 79).

Вот отзыв Г.Миллера об итогах вступительных экзаменов абитуриента А.А.Константинова (24 января 1750 г.): «В латинском языке нарочито искусен, риторику и логику аристотелическую по большей части знает и в греческом и немецком языках некоторое основание имеет. В прочем он понятия и рассуждения хорошего быть кажется и великую охоту показывает в науках. Почему заключаю, что он в академические студенты годен».

Иногда в Университет принимали, как это было, например, с А.М.Разумовским, с обязательством, в целях завершения подготовки к университетскому образованию, посещать одновременно с университетскими лекциями и «верхний» (латинский) класс Гимназии.

К настоящему времени известны лишь некоторые документы, позволяющие судить об учебных планах Университета. Так, 31 марта 1738 г. было «определено» следующее расписание занятий в Университете: «Понеже в бывшем пред недавним временем в обретающейся при академии наук гимназии экзамене немалое число таких учеников нашлось, которые к слушанию профессорских лекций немалую способность имеют: того ради оные публичные лекции с первого числа июня сего году начало своя восприять и не всякий день в академии наук продолжаться имеют, а именно: поутру от 7 до 8 часу профессору Винцгейму математическую и физическую географию, доктору Аману – от 8 до 9 часу ботаники и натуральной истории, адъюнкту Адодурову – от 9 до 11 часу российскому языку учить; в субботу профессору Крафту от 10 до 11 часу физику и метафизику с принадлежащими к тому экспериментами показывать; от 11 до 12 часов профессору Стелину нравоучению и элоквенции; профессору Эйлеру логику и высшую математику публично учить пополудни от 1-го до 2-го часу; доктору Дювернуа – медицинскую практику от 2 до 3 часов; доктору Вилде – анатомию от 3 до 4 часов; профессору Генсиусу – астрономии от 4 до 5 часу; профессору Вейбрехту физиологии, а притом профессору Леруа универсальную историю публично читать, а профессору Делилю на здешнем обсерватории при способном случае означенным студентам практическую астрономию показывать будет». (Учебные планы Академического университета. – В кн.: Ломоносов. Сб. статей и материалов. Т. III. М.; Л., 1951, с. 359-363).

Успехи студентов отмечались в отзывах и аттестатах. Среди наград универсантам была и именная шпага, которой, например, Академией по распоряжению ее президента К.Г.Разумовского был в 1750 г. награжден студент М.Софронов. Награждение оружием, однако, не должно восприниматься как символ особого уважения со стороны правительства к Университету и универсантам. Вследствие антинациональной политики сил (Шумахер и его приспешники), непосредственно руководивших Университетом в первые десятилетия его существования, нужды университета как центра подготовки кадров отечественных ученых игнорировались.

Часто не хватало самого необходимого – денег на питание студентов, учебных пособий. Преподаватели университета, случалось, по году и больше не получали «заслуженного своего жалованья». 8 марта 1738 г. студенты Василий Лебедев, Яков Несмеянов, Иван Голубцов, Александр Чадов, Прокопий Шишкарев, Семен Старков, Алексей Барсов, Никита Попов, Михаил Коврин «доносили», что ни копейки из следуемых им денег, «щитая на каждого человека по три рубля для пропитания», не получили, «чего ради в самой крайней находимся нужде, так что не только платья и обуви, но и дневной не имеем пищи».

Спрошенные о причинах отсутствия на занятиях студенты нередко «ответствовали», что «они у себя не имеют платья, и для того из палат выходить не могут».

Особенно же бедствовали, по понятным причинам, «из солдатских, матросских и плотнических подлых людей дети», жившие на разных островах, «а чрез Неву реку, как на перевоз, так и мостового платить нам не из чего, понеже хотя и жалованье нам и дается, токмо для пропитания».

«Бесправие» Университета и универсантов М.В.Ломоносов считал национальным бедствием. Поборник демократизации высшего образования, Ломоносов отказывался называть университет «академическим», тем более «императорским». Он предпочитал называть его «российским», «здешним», «Санкт-Петербургским».

Ломоносов видел в развитии Петербургского университета важнейшее условие процветания Российской академии наук. Именно поэтому великий русский ученый заботился о «торжественном учреждении» столичного университета». Именно в этом пафос слов Ломоносова, относящихся к 1755 году: «…здешний Университет не только действия, но и имени не имеет. Но когда бы здешнему Университету учинена была инавгурация, то есть торжественное учреждение, как то в других государствах водится, и на оном бы программою всему свету объявлены были вольности и привилегии, которыми Университет пожалован… то конечно Университет Санкт-Петербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» (Ломоносов М.В. ПСС, т.10, с. 20-21).

Конечно же, слова о том, что «университет Санкт-Петербургский не имеет действия», не должны восприниматься буквально, как и написанные за два года до того: «Извне почти одне развалины, внутрь нет ничего, что бы Академиею и Университетом могло называться». Перед нами, несомненно, прием гиперболизации, использованный в аналогичной ситуации В.Г.Белинским, воскликнувшем в 1834 г.: «У нас нет русской литературы!». Была уже в 1834 г. великая русская литература, и был в 1753 г. Петербургский университет. Что же касается до «инавгурации», то в собственном смысле слова таковой не был удостоен ни один из российских университетов. Строго говоря, инавгурации не состоялось и при воссоздании университета в Петербурге в 1819 г.

В 1760 г. Ломоносов стал ректором Петербургского университета и вписал своей деятельностью в историю высшего образования XVIII столетия самую яркую главу.

Правда, Грамоту об университетских привилегиях, разработанную Ломоносовым, не подписали ни Елизавета, ни Екатерина II. Но во многих других отношениях ректорство Ломоносова привело к благотворнейшим изменениям университетской жизни. В 1764 г. под Университет и Гимназию было приобретено на Васильевском острове новое помещение – дом баронов Строгановых близ Академии наук на Тучковой набережной (ныне напротив моста Строителей). Переезд туда состоялся 1 ноября 1765 г.

Г.А.Тишкин.

Г.А.Тишкин.

Ректорство Ломоносова ознаменовалось и демократизацией состава студентов, упрочением связей с зарубежными университетами с целью обучения российских студентов авангардным областям знания и знакомства с развитием прикладных исследований.

В 1760 г. для студентов Университета был издан первый на русском языке университетский курс «Сокращения математики» С.Я.Разумовского. По отзыву профессоров С.К.Котельникова и Н.И.Попова, студенты по этому учебнику «обучены быть могут с пользою». Большую аудиторию собирали в 1760-х гг. лекции С.К.Котельникова, который читал «курс высшей математики по Вольфовым первым основаниям», «изъяснял дифференциальные и интегральные выкладки», «показывал употребление алгебры в чистой и прикладной математике» – на русском языке. Глашатай идеалов российского просветительства 60–80-х годов XVIII столетия Я.П.Козельский не раз с благодарностью отзывался о «пользе» Петербургского университета, отворившего ему и его товарищам «дверь к наукам».

Заметим, что еще в 1755 г. лучшие ученики Ломоносова по Петербургскому университету (в их числе А.А.Барсов) были направлены в учрежденный Московский университет и связали с ним свою судьбу, а в 1760-х гг. в Морском шляхетском корпусе преподавали воспитанники Университета П.В.Степанов, И.К.Мошков, братья Введенские.

Высказывалось мнение, будто вскоре после смерти Ломоносова Петербургский университет «прекратил свое существование». Это не так. Обучение воспитанников Гимназии продолжалось и в последующие годы.

19 сентября 1774 г. Леонард Эйлер писал, что при обучении математике выпускника Академической Гимназии М.Е.Головина ему посчастливилось от чрезмерной его (Головина. – Авт.) охоты и неусыпного прилежания довести его до такой степени, до какой другие во много лет в университетах не дошли бы».

Были в эти годы университетской истории реорганизации, были перестановки, но ликвидация университета оказалась невозможной. Его неотъемлемая часть – «начало» – Гимназия существовала непрерывно, вплоть до 1804 г., когда в истории Петербургского университета началась новая глава – в столице открылся Педагогический институт, предвестник воссоздания в 1819 г. университета на новых принципах: вне системы Академии наук.

Наставники молодежи в Педагогическом институте учили студентов русскому языку по «Кратким правилам российской грамматики» А.А.Барсова; читали Ломоносова, собрание сочинений которого вышло при участии его племянника, выпускника Петербургского университета М.Е.Головина, узнавали о людях и природе родной страны из «дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина…», читали Монтескье и других европейских просветителей в переводах А.Я.Поленова, В.П.Светова и его товарищей по «Собранию, старающемуся о переводе иностранных книг». И в последующие годы XIX в. постоянны и плодотворны были связи между Академией наук и Петербургским университетом. Эта традиция тесных взаимополезных отношений была унаследована еще от Петербургского университета XVIII века. Этот ряд фактов, подтверждающих преемственность деятельности университета в Петербурге XVIII и XIX столетий, мог бы быть значительно увеличен.

Так же как «без учета деятельности Ломоносова и его учеников нельзя понять содержание и характер работ русских просветителей 60–80-х годов, когда Просвещение стало мощным движением» (Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956, с.66), так нельзя понять роли Петербургского университета XIX века как центра науки, просвещения, общественного движения и культуры без учета истории университета в Петербурге в XVIII веке.

Охранители и мракобесы отрицали существование университета в Петербурге в XVIII в. Далеко не единственный пример утверждение одного из столпов реакции 1880-х годов министра «народного затемнения» Д.А.Толстого об отсутствии деятельности профессоров Академии «посредством устного преподавания» на том основании, будто «в академических протоколах не встречается ни упоминаний о студентах, ни определенной выдачи им содержания». Реакционный министр не встретил «соответствующих сведений» о Петербургском университете потому, что не желал их видеть и знать.

* * *

Отвечая сегодня на вопрос о том, сколько лет существует университет в городе на Неве, мы должны учитывать и ту сугубо ценную деятельность академического Университета и Гимназии по подготовке научных кадров для страны, которая велась уже в XVIII в. Таким образом, Петербургский-Петроградский-Ленинградский университет идет к своему 260-летию, исполняющемуся в 1985 г. Возвращение академическому Университету XVIII в. имени «Петербургского», присвоенного ему Ломоносовым, было бы восстановлением исторической справедливости.  

Ю.Д.Марголис, Г.А.Тишкин
(1983 г.)

От редакции: На сайте журнала journal.spbu.ru и www.spbumag.nw.ru читайте также указатель трудов Ю.Д.Марголиса и Г.А.Тишкина, посвященных разысканию истинного возраста Санкт-Петербургского университета, а также отклики и литературу по проблематике даты основания СПбГУ.

Предисловие и подготовка текста к публикации А.Крымской.

Указатель трудов Ю.Д.Марголиса и Г.А.Тишкина,
посвященных разысканию истинного возраста
Санкт-Петербургского университета:

  1. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Сколько лет Петербургскому университету? // Ленингр. ун-т. – 1983. – 18 марта. – С. 6-7.
  2. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Петербургскому-Ленинградскому университету 260 лет // Ленингр. ун-т. – 1984. – 13 янв. – С. 6-8.
  3. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Сколько лет Петербургскому университету // Нева. – 1984. - № 11. – С. 189-195.
  4. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в 18-начале 19 в. – Л.: ЛГУ, 1988. – 232 с., ил., портр.
  5. Тишкин Г.А. Е.Р.Дашкова и учебная деятельность Петербургской Академии наук // Очерки по истории Ленинградского университета. – Л., 1989. – Т. 6. – С. 190-207.
  6. Тишкин Г.А., Керзум И.В. Материалы по истории управления университетом в 1724-1989 гг. // Очерки по истории Ленинградского университета. – Л., 1989. – Т. 6. – С. 232-245.
  7. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Симуляция полемики // Ленингр. ун-т. – 1989. – 12 мая.
  8. Тишкин Г.А. Е.Р.Дашкова и организация высшего образования в Петербурге // Воронцовы – два века в истории России: Материалы науч.конф. – Владимир, 1992. – С. 147-155.
  9. Тишкин Г.А. Санкт-Петербургская Императорская Академия наук – центр просвещения: Вторая половина 18 века // Императорская Санкт-Петербургская Академия наук и Финляндия: Сов.-фин.симпозиум. – СПб., 1992. – С. 13-14.
  10. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Петровский университет в истории русской культуры // Всероссийская научная конференция «Когда Россия молодая мужала с гением Петра», посв. 300-летию отечеств. флота: Тез. докл. – Переяславль-Залесский, 1992. – С. 53-54.
  11. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Вклад Е.Р.Дашковой в развитие университетского образования в России // Воронцовы – два века в истории России: Междунар. конф.: Тез. докл. – СПб., 1993. – С. 5-7.
  12. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Новое о деятельности Е.Р.Дашковой в Петербургском университете // Российский менталитет: История и современность: Сб. науч. тр. – СПб., 1993. – С. 27-32.
  13. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Сколько лет Петербургскому университету? // Слово и дело. – 1993. - № 4. – С. 1.
  14. Tishkin Grigory. A Female Educationalist in the Age of the Enlightenment: Princess Dashkova and the University of the St.Petersburh // History of Universities. – Oxford, 1994. – Vol. 13. – P. 137-152.
  15. Тишкин Г.А. «Единым вдохновением»: О чем рассказала старинная серебряная медаль… // С.-Петерб. ун-т. – 1995. - № 8 (нояб.). – С. 2-3.
  16. Тишкин Г.А. «Ее светлость мадам директор» (Е.Р.Дашкова и Петербургский университет в 1783-1796 гг.) // Екатерина Романовна Дашкова: Исслед. и материалы. – СПб., 1996. – Т. 8. Studiorum slavicorum monumenta. – С. 80-94.
  17. Тишкин Г.А. Профессор П.А.Плетнев и некоторые вопросы истории празднования юбилеев Петербургского и Александровского (Гельсингфорского) университетов (1840-1844) // Россия и Финляндия в XIX-XX вв. Историко-культурный контекст и личность / Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии наук. Санкт-Петербургский Фонд им. М.В.Ломоносова. – СПб., 1996. – С. 106-113.
  18. Тишкин Г.А. Поиск необходимо активно продолжать // С.-Петерб. ун-т. – 1997. - № 23. – С.14-16.
  19. Тишкин Г.А., И.П.Шульгин и П.А.Плетнев (история Санкт-Петербургского университета в освещении его ректоров) // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. - СПб., 1998. – Т.7. – С.75-98.
  20. Тишкин Г.А. Профессор П.А.Плетнев и некоторые вопросы истории празднования юбилеев Петербургского и Александровского (Гельсингфорсского) университетов (1840-1844) // Россия и Финляндия в XIX-XX вв. Историко-культурный контекст и личность. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1998. – С. 106-113.
  21. Тишкин Г.А. Слава одного не меркнет в лучах другого // Невский наблюдатель. – 1998. – № 1 (3). – С. 71-74.
  22. Очерки по истории Санкт-Петербургского университета / Под ред. Г.А.Тишкина. – Т. 7. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – 217 с.
  23. Tishkin Grigorii. Gli instituti di inseguamento superiore di tipo universitario (statali e privati) in Russia // Le Universita minori in Europa (sescoli XV-XIX). Convegno Internazionale di Studi Aghero, 30 Ottobre – 2 Novembre 1996. A cura di Gian Paolo Brizzi e Jacques Verger. – Rubbettino,1998. – P. 637-652.
  24. Соболев Г.Л., Тихонов И.Л., Тишкин Г.А. 275 лет. Санкт-Петербургский университет. Летопись 1724-1999. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 422 с.
  25. Тишкин Г.А. Медаль… к 114-летию // Паспорт Экспресс. – 1999. – № 2. – С. 26.
  26. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета 1917–1965: Обзор архивных документов / Под ред. Г.А.Тишкина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 281 с.
  27. Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX в. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 227 с.
  28. Вербицкая Л.А., Тишкин Г.А. Петербургский университет в истории русской культуры // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. – СПб., 2000. – Т. 8. – С. 6-18.
  29. Крындачевский Г.А. «Называть одним именем Училище Академии». Петербургский Университет на рубеже XVIII-XIX вв. // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. – СПб., 2000. – Т. 8. – С. 43-59.
  30. Тишкин Г.А. Объяснение об Университете и Гимназии // Материалы по истории Петербургского университета. XVIII век. Обзор документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН – СПб., 2000. – С. 3-34.
  31. Материалы по истории Петербургского университета. XVIII век. Обзор документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН / Под ред. Г. А. Тишкина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 263 с.
  32. Очерки по истории Санкт-Петербургского университета / Под ред. Г.А.Тишкина. – Т. 8. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 286 с.
  33. Празднование 275-летия Санкт-Петербургского университета: Документы и материалы / Сост. Г. А. Тишкин; Под ред. Л. А. Вербицкой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 556 с.

Отклики и цитирующая литература
по проблематике даты основания Санкт-Петербургского университета

  1. Анисимов Е., Карпеев Э. Поиск нужно продолжить // Ленингр.ун-т. – 1983. – 17 июля. – С.6.
  2. Белозерский Г. Неотъемлемая часть истории России // Ленингр.ун-т. – 1983. – 1 апр. – С. 7.
  3. Горбенко Е. Еще о преемственности // Ленингр.ун-т. – 1983. – 14 окт. – С.6-7.
  4. Иванов А.Е. Письмо из Москвы // Ленингр.ун-т. – 1983. – 18 нояб. – С. 10.
  5. Кириков Б. На седьмой линии Семеновского полка // Ленингр.ун-т. – 1983. – 18 нояб. – С. 10-11.
  6. Коломинов В. Обратимся к фактам // Ленингр.ун-т. – 1983. – 27 мая. – С. 6.
  7. Косачевская Е. Вослед Ломоносову // Ленингр.ун-т. – 1983. – 17 июня. – С. 7.
  8. Макареня А. Исторический факт // Ленингр.ун-т. – 1983. – 14 окт. – С. 6.
  9. Мурин А. Надо установить истину // Ленингр.ун-т. -1983. – 1 апр. – С.7.
  10. Немилов А. Мы должны знать прошлое своей альма матер // Ленингр.ун-т. – 1983. – 27 мая. – С. 6.
  11. Семенов Л. Де юре и де факто // Ленингр.ун-т. – 1983. – 17 июня. – С. 7.
  12. Сколько лет Петербургскому университету? // Ленингр.ун-т. – 1983. – 22 апр. – С. 6.
  13. Смагина Г. Логическая цепь //Ленингр.ун-т. – 1983. – 18 нояб. – С. 11.
  14. Флоринский М.Ф. Проблема интересная, актуальная // Ленингр.ун-т. – 1983. – 1 апр. – С. 6.
  15. Meyer, Klaus. Leningradiana // Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropas. – 1985. – Bd.33. – S.128-133.
  16. Брачев В. М.В.Ломоносов и Санкт-Петербургский университет // Ленингр.ун-т. – 1986. – 17 окт. – С. 10-11.
  17. Вослед Ломоносову: Продолжаем разговор: «Сколько лет Петербургскому-Ленинградскому университету?» // Ленингр.ун-т. – 1987. – 13 нояб. – С. 11.
  18. Тихонов И., Атабекова М. и др. Возвращаясь к незабытой теме // Ленингр.ун-т. – 1987. – 30 окт. – С.8.
  19. Керзум И.В. Весомый аргумент [О новой книге, посвященной истории университета] // Ленингр. ун-т. – 1988. – № 9. – С. 9.
  20. Тонков Е. Мы за историческую достоверность // Ленингр.ун-т. – 1988. – 23 дек. – С.5.
  21. Архипова Г.А. [Рец.] // Вопр.истории. – 1989. – № 1. – С. 163-164.
  22. Зайцев А. Люди – не роботы // Ленингр. ун-т. – 1989. – 7 апр. – С. 11.
  23. Лобачев С. Много шуму из ничего? // Ленингр.ун-т. – 1989. – 17 февр. – С. 12.
  24. Марголис Ю.Д. Сражающийся университет // Ленинградский университет в Великой отечественной. – Л., 1990. – С. 9-25.
  25. Михеев И. Это древо из двух семян //Ленингр.ун-т. – 1989. – 31 марта. – С. 11.
  26. Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград: Энциклопед.справ. // Редкол.: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. – М.: Рос. Энцикл., 1992. – 687 с.
  27. Смагина Г.И. Петербургская Академия наук и школьное образование в России во второй половине XVIII в.: Дис. …канд. истор.наук. – СПб., 1992. – 174 с.
  28. Шевченко Ф.Л., Шип Н.А. [Рец.] // Украiньский iстороческий журнал. – 1989. – № 10. – С. 147-148.
  29. Meyer, Klaus. Wie alt ist die Universitaet Leningrad // Osteuropa, Zeitschrift fuer Gegenwartsfragen des Ostens Sonder-druck. 1990. Deutsche Verlag-Anstalt Stutgart. – 1990. – S. 963-965.
  30. Анастасенко Г.Ф. История одной минералогической коллекции / Под ред. А.Г.Булаха. – СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 1993. – 162 с.
  31. Буркова Т.В. Очерки истории Академической гимназии Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1993. – 217 с. – (Ссылка на с.8).
  32. Лаппо-Данилевский К.Ю. Юбилейные торжества, посвященные 250-летию со дня рождения Е.Р.Дашковой // Рус.лит. – 1993. - № 2. – С. 241-242.
  33. Марголис Ю.Д. Окунь Семен Бенцианович: Жизнь историка, рассказанная его книгами, документами и свидетельствами современников. – СПб., 1993. – 87 с.
  34. Фещенко Л. Не в спорах рождается истина… // С.-Петерб. ун-т. – 1994. - № 4. – С. 2.
  35. Ghetti M.C. Pietroburgo o Mosca? La nascita del sistama universitario in Russia // Studi Slavistici in onore di Natalino Radovich. – Padova, 1996. – P. 100-104.
  36. Где учился и преподавал Ломоносов? [Беседа с проф. Г.А.Тишкиным / Записал А. Шумилов] // С.-Петерб. ун-т. – 1997. – № 25. – С.9-11.
  37. Ольховский Е. Р., С.Б.Окунь об истории Петербургского университета // Третьи Мартовские чтения памяти С.Б.Окуня в Михайловском замке: Материалы науч. конф. [24-25 марта 1997 г.] – СПб., 1997. – С. 50-54.
  38. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций. – Саратов: Гос. учеб.-науч. центр «Колледж», 1998. – 128 с.
  39. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Отечеств. история. – 1998. – № 5. – С. 62-72.
  40. Коломинов В. Vivat Academia! // Нева. – 1998. – № 10. – С. 211-215.
  41. Левшин Б.В. Академический университет в Санкт-Петербурге (Историческая справка) // Отечеств. история. – 1998. – № 5. – С. 73-76.
  42. Летопись университета. Рукопись закончена. Работа продолжается… [Беседа с проф. В.Н.Трояном / Записала И.Сазонова // С.-Петерб. ун-т. – 1998. – № 16-17. – С. 13-15.
  43. Лисицкая С.Н., Зеленин С.П., Ноздрачев А.Д. Академическая Гимназия в XVIII веке и в наши дни // Вестн. Рос. Акад. наук. – 1998. – Т. 68, № 10. – С. 874-886.
  44. Артемьева Т.В. Философия в Петербургской Академии наук XVIII века. – СПб.: СПб. Центр истории идей, 1999. – Ссылка 6 (со стр.7-13): Отечеству на пользу …
  45. Благодарим! // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 20. – С. 14.
  46. В Российской Национальной библиотеке // С.-Петерб. ун-т. – 1999. - № 6. – С. 10.
  47. Вербицкая Л.А. Классический университет на рубеже веков // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 11. – С. 16-19.
  48. Ивановский Н. “Отечеству на пользу, а россиянам во славу”// С.-Петерб. ведомости. – 1999. – 24 февр. – С. 1.
  49. [К выходу в свет «Летописи»] // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 6. – С. 9.
  50. Как Петербургский университет состарился на 125 лет [Беседа с Г.А.Тишкиным / Записал С. Словцов] // Пятница. – 1999. – 5 февр. – С.1, 3.
  51. Кулакова И.П. Спор о первородстве: 275 лет Санкт-Петербургскому университету?.. // Вопр. истории естествознания и техники. – 1999. – № 3. –С. 63.
  52. Олесич Н.Я. Господин студент Императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
  53. Слова благодарности // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 17. – С. 23.
  54. Словцов С. Санкт-Петербургскому университету – 275 лет // Невский край. – 1999. – № 2 (44). – С. 7.
  55. Словцов С. Санкт-Петербургскому Университету – 275 лет // Рестораны Петербурга 1999. – 1999. – № 1 (18). – С. 4.
  56. Словцов С. Старейший в России // На Выборгской. – 1999. – № 4 (211), февраль. – С. 4.
  57. Словцов С., Деревянко С. Мой друг, Университету посвятим души прекрасные порывы! // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 13. – С. 1-2.
  58. Стремилов С. Единым вдохновением // С.-Петерб. ун-т. – 1999. – № 6. – С. 18-19.
  59. Юбилей университета [Беседа с Л.А.Вербицкой / Записали С.Деревянко, С.Словцов] // Петербург – классика. –1999. – № 3 (55), март. – С.1-3.
  60. Ансберг О.Н., Раскин Д.И. «Единым вдохновением». Новая книга Ю.Д.Марголиса и Г.А.Тишкина // С.-Петерб. ун-т. – 2000. – № 28. – С.21-22.
  61. Ольховский Е.Р. Юбилей Петербургского университета: Прошедший и будущий // Звезда. – 2000. – № 11. – С.230-234.
  62. Филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Материалы к истории факультета. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – С. 5, 7.
  63. Meyer, Klaus. 275 Jahre Staatliche Universitat St. Petersburg // St. Petersburg – Leningrad – St. Petersburg. Eine Stadt im Spiegel der Zeit / Hrsg. v. Stefan Creuzberger u. and. – Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 2000. – S. 257-264.
  64. Olchovskij E. R. Una storia universitaria lunga 275 anni // Annali di storia delle universita italiane. – Bologna, 2000. – № 4. – P. 249-253.
  65. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. – 192 с.
  66. Баренбаум И.Е. История Петербургского университета практически неисчерпаема // С.-Петерб. ун-т. – 2001. – № 3/4. – С. 83.
  67. Ольховский Е.Р. Пополнение документальной базы истории Санкт-Петербургского университета // Исторический архив. – 2001 . - № 6. – С. 212-216.
  68. Ольховский Е.Р. Университетская история длиною в 275 лет и 2 года // С.-Петерб. ун-т. – 2001. – № 2. – С. 3-6.
  69. Ольховский Е.Р., Козлов Ю.А. Зарождение государственной системы управления высшим образованием в России: Пособие. – СПб.-Пушкин: Ин-т правоведения и предпринимательства, 2002. – 31 с.
  70. Meyer, Klaus. Russlands “erste” Universitaet. Zum Gruendungsgeschichte der Universitaet Moskau (1755) // Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropas. 50 (2002). – S.87-93.
  71. Meyer, Klaus. Die Universitaetsgeschichte Petersburgs im Streit // Jahrbuch fuer Universitaetsgeschichte. Band 5, 2002. – S. 255-257.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков