Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
наука

Петербургские социологи на родине Конфуция

С 18 по 21 ноября 2007 года в рамках реализации программы совместных сравнительных исследований социально-экономических и политических реформ в России и Китае, осуществляемой Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Центром сравнительных политических и экономических исследований Центрального бюро переводов при ЦК КПК, в провинции Шаньдун — родине великого китайского философа Конфуция — в Шаньдунском университете прошла конференция на тему: «Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая». Программа исследований реализуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 06-06-80311-а).

Участники конференции в провинции Шаньдун.

Участники конференции в провинции Шаньдун.

Конференция была организована Центром сравнительных политических и экономических исследований, Центром российских исследований Центрального бюро переводов при ЦК КПК, Институтом современного социализма, Институтом политических партий Шаньдунского университета, а также Российско-Китайским центром сравнительных социальных, экономических и политических исследований Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Непосредственное участие в организации конференции с китайской стороны приняли заместитель директора Центрального бюро переводов при ЦК КПК, директор Центра сравнительных политических и экономических исследований Центрального бюро переводов при ЦК КПК профессор Ю Кепин, заместитель директора Центрального Бюро переводов при ЦК КПК профессор Ян Цзиньхай, директор Института современного социализма Шаньдунского университета профессор Ван ЦЗЯНЬМИНЬ, научные сотрудники Центрального Бюро переводов при ЦК КПК профессор Синь Яньчи, профессор Сюй Сянмэй, профессор Сян Голань. С российской стороны в организации конференции приняли участие декан Факультета социологии, профессор Н.Г.Скворцов, заведующий кафедрой теории и истории социологии, профессор А.О.Бороноев, заведующий кафедрой социологии политических и социальных процессов, профессор В.Д.Виноградов, исполнительный директор Российско-Китайского центра А.В.Петров.

На очередной российско-китайский социологический форум были приглашены специалисты из Центра сравнительных политических и экономических исследований, Центра российских исследований Центрального бюро переводов при ЦК КПК, Пекинского университета, Китайского народного университета, Центральной академии социализма КНР, общественнонаучных институтов и факультетов Шаньдунского университета, Ассоциации социальных наук провинции Шаньдун, Шаньдунской академии общественных наук, Шаньдунского педагогического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Института стран Азии и Африки Московского государственного университета, Института Дальнего Востока РАН, Московского государственного педагогического университета, а также представители различных общественных и политических организаций КНР. В открытии конференции и ее работе активное участие также приняли представители политического руководства и администрации провинции Шаньдун.

С вступительным словом на открытии конференции выступили профессор Ян Цзиньхай, профессор Чжан Цюаньсинь и руководитель российской делегации профессор А.О.Бороноев. В частности, ими было отмечено, что российско-китайский форум, посвященный современным исследованиям трансформации политической и партийной систем двух стран, проходит в важный для России период парламентских и президентских выборов, тем самым существенно повышая актуальность многих социально-политических вопросов и проблем, которые предложено рассмотреть в рамках конференции.

В ходе российско-китайского форума было затронуто множество тем, касающихся трансформации основ партийно-политической системы России и Китая и изменений социальной среды, в которой осуществляются эти сложные трансформационные процессы. В ходе дискуссии были обсуждены такие темы, как: проблемы демократии, гражданского общества и повышения гражданской активности в России и Китае, трансформация идеологии реформ, изменения политической культуры наших стран, трансформация социально-экономической и институциональной среды политических изменений, становление парламентаризма и многопартийной системы, формирование и развитие политических партий современного типа, их влияние на повышение эффективности государственного менеджмента, а также проблемы международных отношений и политической глобализации.

В своих докладах китайские участники конференции особое внимание обратили на особенности трансформации партийно-политической системы в Китае и в России. В частности, в докладах китайских социологов и политологов много внимания уделялось проблемам развития внутрипартийной демократии, политическим инновациям, вопросам постепенной трансформации КПК как правящей партии и повышения эффективности внутрипартийной работы, проблемам развития многопартийной системы и межпартийного сотрудничества в современном Китае, проблемам и перспективам реализации идеи «социалистического гармоничного общества», перспективам развития институтов гражданского общества в КНР, а также социальным и экономическим условиям трансформации партийно-политической системы Китая. Много внимания китайские коллеги уделили анализу изменений партийной и политической системы современной России. В докладах китайские специалисты рассмотрели особенности политической системы эпохи В.В.Путина, отмечая, что именно в этот период сформировалась многопартийная модель с российской спецификой, которая заключается в новом восприятии партийной системы как важнейшей структуры государственного менеджмента; складывается тенденция к формированию правительства на основе парламентского большинства; активно реализуется новая концепция политического развития России — концепция «суверенной демократии».

Большой интерес на конференции вызвали доклады социологов Санкт-Петербургского государственного университета. Профессор А.О.Бороноев в докладе «Политическая культура России: проблемы становления и функционирования» обратился к понятию «политическая культура», связав его с понятием «политическая свобода», и к особенностям становления политической культуры в России. Политическая культура проявляется двояко: как убеждение, то есть как сложившееся традиционное и рациональное понимание политической среды и своих интересов, и как бессистемная аффективная реакция на политические лозунги, программы, на поведение политических деятелей, в целом на политические процессы. Первый вариант говорит о сложившейся политической культуре народа, общности или индивида, второй — о неразвитости ее. Развитие политической культуры зависит от многих факторов. Во-первых, от сложившихся в том или ином обществе социально-экономических отношений. Их стабильность и демократичность определяют политическое поведение граждан, их участие или неучастие в решении политических проблем. Во-вторых, от наличия в обществе определенной идеологии (партийной, национально-государственной), формирующей политическое поведение людей, зависит восприятие политических процессов в сторону их рационализации. Безусловно, большую роль играют сложившиеся традиции политического поведения определенных социальных групп (классов). Можно говорить о политической культуре народов. Она проявляется по-разному, особенно в периоды роста, в состояниях аномии. Проявление политической культуры во многом зависит от того, как развита демократия, которая является основой функционирования в обществе различных свобод — свободы слова, свободы выбора и объединений. Демократия же способствует функционированию политической культуры того или иного народа.

Слева направо: Д.В.Виноградов, А.В.Петров, А.О.Бороноев

Слева направо: Д.В.Виноградов, А.В.Петров, А.О.Бороноев

Это наглядно видно на примере России. Россия в своей истории не имела сложных политико-демократических институтов до Октябрьской революции, царизм не предоставлял широких демократических и политических свобод, сужая сферу проявления политической культуры. С момента разрушения социалистической политической системы (1991 г.) политическая структура российского общества потерпела крах и стали развиваться вседозволенность новой власти, бессилие и бесправие граждан. Новая политическая власть, которая говорила либеральными лозунгами, занялась приватизацией всего в ущерб интересам населения и свободы каждого. Утвердилось неравенство во власти, демократические выборы не способствовали справедливому формированию структур управления представительных органов власти. По мнению профессора А.О.Бороноева, китайское общество в начале реформ не знало подобной катастрофы политической структуры и, следовательно, его политической культуры и совершает плавный переход к демократическим принципам формирования и контроля за властными структурами.

Зачатки новой политической культуры российского общества стали формироваться с 2000 года, когда к власти пришел В.В.Путин. С этого периода в России стали проявляться элементы социально-экономической и политической стабильности, наблюдается рост ВВП и началось улучшение жизни. Подобное развитие страны повысило доверие к новым экономическим и политическим институтам, что в свою очередь является фактором, определяющим стабильность. Доверие к политическим институтам определяло участие граждан в их формировании (активность электората), участие в формах контроля за их деятельностью и рождение элементов гражданского общества, то есть структур, способствующих самоуправлению граждан без прямого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Третий сектор (наряду с государственным, коммерческим) — важный фактор формирования политической культуры населения, ибо он показывает активность и ответственность населения, в том числе политические.

В докладе профессора В.Д.Виноградова «Партийная система и демократическое развитие российского общества» много внимания было уделено анализу общих вопросов развития демократии в России. На данном этапе в России, подчеркнул автор доклада, существует многопартийная система, об­щество и государство развиваются по демократическому пути со своей национальной спецификой. В то же время, накануне парламентских и президентских выборов активизируются политические силы, противо­действующие учету исторических и национальных особенностей развития. В сложившейся системе демократического правле­ния это нормальное явление. Однако нам, видимо, слишком рано конста­тировать факт создания такой системы. Наше государство пока находит­ся на этапе переходного состояния. В государствах переходного периода, к которым относится Россия, устойчивость и длительность демократического режима зависят от мно­гих составляющих. Одни авторы считают, что нестабильность демократии связана с чрезмерным социальным плюрализмом, социальным расщеплением общества; другие акцентируют внимание на элементе активности полити­ческих партий, силе всего гражданского общества; третьи указывают на решающее влияние неолиберальных экономических реформ, последова­тельное применение которых оказывает позитивное или негативное влия­ние на устойчивость демократии; пятые утверждают, что шансы на сохра­нение демократии падают в случае ослабления или распада государства. В Российской Федерации пока не сложились устойчивые политические связи, тем более устойчивые традиции межпартийных отношений в сфере принятия консолидированных решений и законодательных актов в масштабах всего общества и отдельных регионов. Массовые бюрократические партии, участвующие в принятии государственных решений, ориентируются в равной степени как на своих членов и сочувствующих, так и на интересы избирателей. Превалирующая доминация в их рядах высших и средних партфункционеров, профессиональных администраторов, крупных бизнес­менов, известных спортсменов и артистов с ориентацией на личность популярного политического лидера рассчитана на привлечение во время выборов максимального электората.

Понятие народной, национальной партии широко используется в научной литературе. Деятельность такой партии основана не на классовых идеологических принципах, а на определенных структурированных цен­ностях, реализация которых приводит к формированию типа национальной народной демократии. Она строится с учетом исторических особенностей и традиций данного государства, его современных национальных задач.

Для России как крупной многонациональной страны в настоящее время настоятельно необходимо сохранить и развивать такие ценности, как целостность, динамичность, конкурентоспособность, социальное равенство и солидарность, активная государственная политика, регулирование рыночной модели экономики, свобода и достоинство человека, его ответственность и гордость за свой народ и свою страну, патриотизм, развитие и стабильность. Перечисленные ценности, конечно, актуальны для любого демократического государства, только приоритеты их реали­зации бывают различными.

А.В.Петров в докладе «Изменения политической и партийной системы России на современном этапе социально-экономических реформ» рассмотрел основные этапы реформ в России, особое внимание уделив анализу социально-экономических реформ эпохи В.В.Путина и сопутствующих изменений политической системы. Автор доклада отметил, что 2007–2008 годы станут для России временем больших перемен. Каким будет их направление — покажет будущее. Но уже сейчас можно сказать, что следующий год может стать началом нового этапа реформ, главной задачей которого будет развитие национально ориентированной государственной внешней и внутренней экономической политики. В течение путинского этапа реформ политическая и партийная система существенным образом изменилась, и на эти изменения существенное влияние оказали следующие факторы: во-первых, общая стабилизация макроэкономической ситуации в стране. Стабилизация проявляется в формировании новых механизмов сдерживания инфляции (создание государственного Стабилизационного фонда, усиление контроля в сфере финансов, стимулирование конкуренции) и создании условий для устойчивого экономического роста, причем не только за счет экспорта энергоресуросов (газ, нефть), но и за счет формирования основ новой промышленной политики. Во-вторых, трансформация стратегий социально-экономического поведения элиты, проявляющаяся в их переориентации на интересы государства (от которого она зависит во все большей степени), а также перестройка ее структуры в интересах государства; в-третьих, укрепление государственной системы и роли государства в политической жизни страны, сопровождающееся трансформацией бюрократической системы в направлении повышения эффективности ее функционирования; в-четвертых, попытки государства проводить социально ориентированную экономическую политику, проявившиеся в инициировании с 2006 года реализации ряда национальных проектов (прежде всего в социальной сфере).

Изменения в экономической политике сказались и на политической жизни страны. Постепенно в России все большее влияние и популярность приобретают политики и партии, ориентированные не только и не столько на либеральные ценности, сколько на идею формирования социально-ориентированной рыночной экономики и реализацию идеи социального государства, заложенную в Конституции России 1993 г. Эти изменения наиболее ярко проявляются в трансформации партийной системы и состава парламента России — Государственной думы. Далее автор представил динамику рейтингов политических партий России перед парламентскими выборами, а также проанализировал изменения в избирательном законодательстве.

В заключение конференции профессор Ян Цзиньхай профессор А.О.Бороноев подвели некоторые итоги совместных сравнительных российско-китайских социологических исследований политической системы двух стран, а также определили перспективы сотрудничества на 2008 год.  

А.В.Петров,
доцент кафедры экономической социологии Факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков