Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
культура

Открытие искусства

День был морозный. Как всегда перед началом подобных торжественных мероприятий, зрители собирались вокруг накрытых темной тканью скульптур, постоянно перемещаясь, подыскивая место, где встать, чтобы все увидеть и услышать и в то же время не мешать музыкантам, не закрывать монитор, на котором появились тематические фотографии, не переступать невидимый круг, в который, казалось, заключен весь скульптурный ансамбль.

Скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет».

Скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет».

Декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов открывает скульптурную композицию.

Декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов открывает скульптурную композицию.

Авторы композиции «Жертва. Любовь. Единение».

Авторы композиции «Жертва. Любовь. Единение».

Процесс торжественного открытия начался речью С.И.БОГДАНОВА, декана Факультета филологии и искусств СПбГУ, который и был инициатором установки скульптур работы А.МИШИНА в «Гефсиманском саду». Скульптура более, чем произведения искусства других визуальных жанров, «требует», чтобы зритель был ознакомлен с контекстом, с темой, которую она отражает и которой посвящена. Началом формирования скульптурного ансамбля «Гефсиманский сад» можно считать появление во дворе Главного здания университета памятника «В бессмертие ушедшим: 1941–1945», который был установлен в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне и посвящен универсантам, отдавшим жизнь за Родину. В 2004 году, по инициативе Музея истории СПбГУ, был установлен мемориальный знак «Скошенные» — дань памяти универсантам, ставшим жертвами политических репрессий. Установка новой скульптурной группы является завершающим этапом формирования единого ансамбля «Гефсиманский сад», поскольку скульптурная композиция «Жертва. Любовь. Единение» — это и знак памяти жертвам политических репрессий и, одновременно, знак памяти ветеранам войны. Ключевой, объединяющей идеей является идея жертвы в христианском, библейском смысле — идея жертвы искупляющей. Это дань памяти всем универсантам, которые стали жертвами политического режима и осознанно принесли в жертву собственную жизнь, но не свои идеалы.

Принесение в жертву самого себя — это основа любого творчества. Отречение от самого себя, когда произведение становится «выше» самого творца, когда автор собственной персоной не «выглядывает» из-за каждого мазка, из каждой строчки, не превозносит самого себя в своем творчестве — это обязательное условие любого подлинного творчества.

Открытие ансамбля не случайно совпало с днем рождения Александра Блока и со 170-летием со дня основания храма Санкт-Петербургского государственного университета. Будучи внуком А.Н.Бекетова, заслуженного ординарного профессора СПбГУ, Александр Блок появился на свет в ректорском флигеле Университета. В храме Университета он венчался с Л.Д.Менделеевой. Вся жизнь его была олицетворением жертвенной любви, любви до самоотречения.

Идея жертвы и жертвенности воплощена в жертве Христа, добровольной жертве во имя любви. И эта идея является всепронизывающей и всепроникающей для человеческой жизни. Осознание собственного ничтожества, отказ от высокомерия, «омовение ног» — это единственный путь к единению с миром, к любому истинному пониманию.

Все составляющие завершающей скульптурной композиции «Гефсиманского сада» отражают библейские сюжеты. В центре композиции находится установленная ранее «Чаша» (2004 г.) работы скульптора Арсена Аветисяна — это тема молитвы-моления о чаше Иисуса Христа в саду Гефсиманском с последующим предательством Иуды и заключением Иисуса под стражу. Вокруг «Чаши» расположены попарно четыре сюжета, которые отображают конечные события евангельской истории: «Омовение ног», «Целование Иуды», «Взятие под стражу» и «Иисус перед Пилатом». Предваряет центральную композицию расположенная в отдалении более масштабная скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет», которая относится к иконографии рождения и детства младенца Иисуса — в апокрифическом Евангелии псевдо-Матфея Святое Семейство останавливается для отдыха на третий день Бегства в Египет. С «Отдыхом на пути в Египет» связаны чудо с пальмой и чудо с источником. Для создания образа «Гефсиманского сада» в качестве своеобразных «декораций» вокруг скульптурной группы высаживаются на лето оливковые деревья, специально привезенные для этого из Иерусалима. Сейчас они убраны на зиму в помещения, поскольку петербургский климат все-таки не слишком подходит для подобных растений, но летом они вновь появятся в «Гефсиманском саду» среди уже новых фигур.

Архитектором проекта, занимавшимся организацией скульптурного пространства, является А.Н.КОНОВАЛОВ. Как «режиссер» этого скульптурного ансамбля, именно он настоял на том, чтобы помимо центральной композиции в ансамбль был также включен сюжет «Отдыха на пути в Египет» для целостности композиции. Вообще, нельзя сказать определенно, вписываются ли скульптуры в пространство университетского дво­рика, «встраиваются» ли в него, или, наоборот, сами организуют это пространство, создают некую сакральную среду вокруг себя, подчиняющую себе «окружение». Скорее всего, это процесс взаимопроникновения пространства и скульптур, когда невозможно выявить главное или побочное, подчиняемое или подчиняющееся.

Надписи на постаментах на трех языках: русском и немецком (цитаты из Библии Лютера) и английском (цитаты из Библии короля Иакова) — сделаны способом травления на бронзовых листах. Их выполнили мастер шрифта Д.И.Петров­ский и дочь скульптора, студент­ка художественного вуза Полина Мишина.

Работы А.Мишина можно назвать авангардными — они заключают в себе смысл неявный, скрытый для «прямого» взгляда зрителя. Стоит вглядеться в них повнимательнее и задуматься. Они отличаются особой «закругленностью», плавностью линий, что позволяет передать гармоничность каждой фигуры.

Сразу после торжественного открытия и возложения цветов к памятникам толпа поздравляющих сомкнулась вокруг Андрея Мишина — люди подходили, жали руки, говорили слова, улыбались. Скульптор казался немного растерянным от этой суеты. Он с улыбкой отвечал всем «спасибо», хотя спасибо говорили ему. Побеседовать с ним в такой обстановке не представлялось возможным.

Еще раз мы встретились с Андреем Мишиным на открытии экспозиции скульптуры, живописи, графики, фотографии и так далее под названием ««Музыка воды» в истории культуры: Восток и Санкт-Петербург», на которой представлены его работы, связанные с водной тематикой. После знакомства с другими его работами стало очевидно, что особая обтекаемость форм его скульптур обуславливает взимопроникновение фигур и является его особенным подчерком, авторской стилистикой.

Использование библейских сюжетов в творчестве скульптора, конечно, тоже не является случайным. Фигуры, установленные в «Гефсиманском саду» Университета, отражают библейские сюжеты, но выполнены они были не по заказу Университета, а по личной инициативе автора. Идея установить эту скульптурную группу во дворе Главного здания Университета возникла у организаторов уже после того, как они увидели авторские модели скульптур. Таким образом, использование религиозной тематики обусловлено тяготением автора к христианским библейским сюжетам. Как человек, который получил искусствоведческое образование, Андрей Мишин утверждает, что большая часть всех произведений искусства, когда-либо созданных за последние два тысячелетия, имеют в основе библейский сюжет или во многом связаны с религиозной тематикой. Кроме того, стоит отметить, что в скульптуре не так много тем, с которыми могут работать авторы. Это особый вид искусства, который имеет ограниченное количество жанров, поскольку некоторые из них ей недоступны. Например, в скульптуре невозможно пейзажное описание или отображение, которое доступно живописи, литературе и даже музыке, не говоря уже о пластических искусствах. Также редко можно встретить скульптуру «юмористическую» — сатира и юмор практически не находят выражения в скульптуре, разве что в форме гротеска.

Андрей Мишин всегда работает с бронзой, поскольку это «классический» материал скульптора, и в большинстве работ он сохраняет «фактуру» бронзы. На мой взгляд, это позволяет не только предать некое настроение и подарить зрителю само «ощущение» скульптуры. Вы можете только смотреть на фигуры, не дотрагиваясь, но при этом вы как будто воспринимаете их не только зрительно, но и осязательно, что позволяет вам лучше понять эти произведения.

Выставка «Музыка воды» из Музея воды будет перенесена в другое помещение, где вы сможете посетить ее, чтобы увидеть работы А. Мишина и других современных скульпторов и художников.

И если вы еще не видели скульптурного ансамбля «Гефсиманский сад» во дворе Главного здания Университета, то вы можете прийти туда в любое время, и ощутить себя в сакральном круге библейских сюжетов. Или подойти к скульптурам и прислушаться к тому, как перешептываются фигуры. Это правда. Ведь это подлинное искусство.  

Дарья Мельникова
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков