|
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
|
|
|
культура
|
|
|
Открытие искусства
День был морозный. Как всегда перед началом подобных торжественных мероприятий, зрители собирались вокруг накрытых темной тканью скульптур, постоянно перемещаясь, подыскивая место, где встать, чтобы все увидеть и услышать и в то же время не мешать музыкантам, не закрывать монитор, на котором появились тематические фотографии, не переступать невидимый круг, в который, казалось, заключен весь скульптурный ансамбль.
|
|
Скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет». |
|
Декан Факультета филологии и искусств С.И.Богданов открывает скульптурную композицию. |
|
Авторы композиции «Жертва. Любовь. Единение». |
|
Процесс торжественного открытия начался речью С.И.БОГДАНОВА, декана Факультета филологии и искусств СПбГУ, который и был инициатором установки скульптур работы А.МИШИНА в «Гефсиманском саду». Скульптура более, чем произведения искусства других визуальных жанров, «требует», чтобы зритель был ознакомлен с контекстом, с темой, которую она отражает и которой посвящена. Началом формирования скульптурного ансамбля «Гефсиманский сад» можно считать появление во дворе Главного здания университета памятника «В бессмертие ушедшим: 1941–1945», который был установлен в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне и посвящен универсантам, отдавшим жизнь за Родину. В 2004 году, по инициативе Музея истории СПбГУ, был установлен мемориальный знак «Скошенные» — дань памяти универсантам, ставшим жертвами политических репрессий. Установка новой скульптурной группы является завершающим этапом формирования единого ансамбля «Гефсиманский сад», поскольку скульптурная композиция «Жертва. Любовь. Единение» — это и знак памяти жертвам политических репрессий и, одновременно, знак памяти ветеранам войны. Ключевой, объединяющей идеей является идея жертвы в христианском, библейском смысле — идея жертвы искупляющей. Это дань памяти всем универсантам, которые стали жертвами политического режима и осознанно принесли в жертву собственную жизнь, но не свои идеалы.
Принесение в жертву самого себя — это основа любого творчества. Отречение от самого себя, когда произведение становится «выше» самого творца, когда автор собственной персоной не «выглядывает» из-за каждого мазка, из каждой строчки, не превозносит самого себя в своем творчестве — это обязательное условие любого подлинного творчества.
Открытие ансамбля не случайно совпало с днем рождения Александра Блока и со 170-летием со дня основания храма Санкт-Петербургского государственного университета. Будучи внуком А.Н.Бекетова, заслуженного ординарного профессора СПбГУ, Александр Блок появился на свет в ректорском флигеле Университета. В храме Университета он венчался с Л.Д.Менделеевой. Вся жизнь его была олицетворением жертвенной любви, любви до самоотречения.
Идея жертвы и жертвенности воплощена в жертве Христа, добровольной жертве во имя любви. И эта идея является всепронизывающей и всепроникающей для человеческой жизни. Осознание собственного ничтожества, отказ от высокомерия, «омовение ног» — это единственный путь к единению с миром, к любому истинному пониманию.
Все составляющие завершающей скульптурной композиции «Гефсиманского сада» отражают библейские сюжеты. В центре композиции находится установленная ранее «Чаша» (2004 г.) работы скульптора Арсена Аветисяна — это тема молитвы-моления о чаше Иисуса Христа в саду Гефсиманском с последующим предательством Иуды и заключением Иисуса под стражу. Вокруг «Чаши» расположены попарно четыре сюжета, которые отображают конечные события евангельской истории: «Омовение ног», «Целование Иуды», «Взятие под стражу» и «Иисус перед Пилатом». Предваряет центральную композицию расположенная в отдалении более масштабная скульптурная композиция «Отдых на пути в Египет», которая относится к иконографии рождения и детства младенца Иисуса — в апокрифическом Евангелии псевдо-Матфея Святое Семейство останавливается для отдыха на третий день Бегства в Египет. С «Отдыхом на пути в Египет» связаны чудо с пальмой и чудо с источником. Для создания образа «Гефсиманского сада» в качестве своеобразных «декораций» вокруг скульптурной группы высаживаются на лето оливковые деревья, специально привезенные для этого из Иерусалима. Сейчас они убраны на зиму в помещения, поскольку петербургский климат все-таки не слишком подходит для подобных растений, но летом они вновь появятся в «Гефсиманском саду» среди уже новых фигур.
Архитектором проекта, занимавшимся организацией скульптурного пространства, является А.Н.КОНОВАЛОВ. Как «режиссер» этого скульптурного ансамбля, именно он настоял на том, чтобы помимо центральной композиции в ансамбль был также включен сюжет «Отдыха на пути в Египет» для целостности композиции. Вообще, нельзя сказать определенно, вписываются ли скульптуры в пространство университетского дворика, «встраиваются» ли в него, или, наоборот, сами организуют это пространство, создают некую сакральную среду вокруг себя, подчиняющую себе «окружение». Скорее всего, это процесс взаимопроникновения пространства и скульптур, когда невозможно выявить главное или побочное, подчиняемое или подчиняющееся.
Надписи на постаментах на трех языках: русском и немецком (цитаты из Библии Лютера) и английском (цитаты из Библии короля Иакова) — сделаны способом травления на бронзовых листах. Их выполнили мастер шрифта Д.И.Петровский и дочь скульптора, студентка художественного вуза Полина Мишина.
Работы А.Мишина можно назвать авангардными — они заключают в себе смысл неявный, скрытый для «прямого» взгляда зрителя. Стоит вглядеться в них повнимательнее и задуматься. Они отличаются особой «закругленностью», плавностью линий, что позволяет передать гармоничность каждой фигуры.
Сразу после торжественного открытия и возложения цветов к памятникам толпа поздравляющих сомкнулась вокруг Андрея Мишина — люди подходили, жали руки, говорили слова, улыбались. Скульптор казался немного растерянным от этой суеты. Он с улыбкой отвечал всем «спасибо», хотя спасибо говорили ему. Побеседовать с ним в такой обстановке не представлялось возможным.
Еще раз мы встретились с Андреем Мишиным на открытии экспозиции скульптуры, живописи, графики, фотографии и так далее под названием ««Музыка воды» в истории культуры: Восток и Санкт-Петербург», на которой представлены его работы, связанные с водной тематикой. После знакомства с другими его работами стало очевидно, что особая обтекаемость форм его скульптур обуславливает взимопроникновение фигур и является его особенным подчерком, авторской стилистикой.
Использование библейских сюжетов в творчестве скульптора, конечно, тоже не является случайным. Фигуры, установленные в «Гефсиманском саду» Университета, отражают библейские сюжеты, но выполнены они были не по заказу Университета, а по личной инициативе автора. Идея установить эту скульптурную группу во дворе Главного здания Университета возникла у организаторов уже после того, как они увидели авторские модели скульптур. Таким образом, использование религиозной тематики обусловлено тяготением автора к христианским библейским сюжетам. Как человек, который получил искусствоведческое образование, Андрей Мишин утверждает, что большая часть всех произведений искусства, когда-либо созданных за последние два тысячелетия, имеют в основе библейский сюжет или во многом связаны с религиозной тематикой. Кроме того, стоит отметить, что в скульптуре не так много тем, с которыми могут работать авторы. Это особый вид искусства, который имеет ограниченное количество жанров, поскольку некоторые из них ей недоступны. Например, в скульптуре невозможно пейзажное описание или отображение, которое доступно живописи, литературе и даже музыке, не говоря уже о пластических искусствах. Также редко можно встретить скульптуру «юмористическую» — сатира и юмор практически не находят выражения в скульптуре, разве что в форме гротеска.
Андрей Мишин всегда работает с бронзой, поскольку это «классический» материал скульптора, и в большинстве работ он сохраняет «фактуру» бронзы. На мой взгляд, это позволяет не только предать некое настроение и подарить зрителю само «ощущение» скульптуры. Вы можете только смотреть на фигуры, не дотрагиваясь, но при этом вы как будто воспринимаете их не только зрительно, но и осязательно, что позволяет вам лучше понять эти произведения.
Выставка «Музыка воды» из Музея воды будет перенесена в другое помещение, где вы сможете посетить ее, чтобы увидеть работы А. Мишина и других современных скульпторов и художников.
И если вы еще не видели скульптурного ансамбля «Гефсиманский сад» во дворе Главного здания Университета, то вы можете прийти туда в любое время, и ощутить себя в сакральном круге библейских сюжетов. Или подойти к скульптурам и прислушаться к тому, как перешептываются фигуры. Это правда. Ведь это подлинное искусство.
Дарья Мельникова
Фото Андрея Дубровского
|