Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
образование

Бизнес со студенческих скамей

В сегодняшней России серьезной проблемой является дефицит управленческих кадров высокого уровня, поэтому задача повышения качества их подготовки является весьма актуальной. Российскому бизнесу нужны хорошо подготовленные менеджеры, владеющие всеми необходимыми для своей профессии навыками. Большое значение, конечно, имеют навыки управления персоналом и работы с клиентами. Но в первую очередь современный менеджер должен владеть методами бизнес-планирования как базовой технологией управления бизнесом. Особенно это важно для российского менеджмента, только начинающего осваивать современные концепции управления предприятием. Но в совершенстве освоить эти методы невозможно без применения их на деле в конкретных ситуациях. Поэтому в процессе обучения непременно должен присутствовать элемент практики, причем живой и яркой, позволяющей студентам максимально раскрыть в ней свои способности. В 1999 году Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета, совместно со Школой бизнеса им. У.Хааса Калифорнийского университета г.Беркли, нашла отличное решение этого вопроса. Был создан и реализован проект ежегодного конкурса бизнес-планов. Руководит проектом с самого его основания в 1999 году профессор Годвин ВОНГ, который уже в течении семнадцати лет преподает в Бизнес-школе им.Хааса в Калифорнии. Профессор получил степень бакалавра в Университете Висконсина, а также степень магистра в UCLA и в Гарварде, и теперь проводит исследования, читает бакалаврские и пост-бакалаврские курсы по предпринимательству, информационным технологиям в управлении, стратегическому планированию, международному менеджменту. С 2005 года по решению ВШМ конкурс бизнес-планов носит имя Годвина Вонга.

Такое мероприятие, как конкурс, является отличным дополнением к учебному процессу. В условиях соревнования студенты могут проявить себя в полной мере, использовать все свои уже имеющиеся знания в конкретном деле, причем деле интересном и захватывающем. Конкурс дает необходимую практику работы в команде, равно как и развивает способность самостоятельно принимать решения. Студенты имеют возможность творчески раскрыться в своих идеях и изобретениях, что очень важно в их будущей профессии, ведь менеджмент — не столько наука, сколько искусство. Но в этом искусстве одного творческого проявления недостаточно; идеи должны быть новы, оригинальны и доступны для реализации. В этом отношении конкурс является проверкой студенческих идей на реалистичность. Наконец, сама атмосфера соревнования весьма полезна для будущего менеджера: он заранее привыкает к условиям соперничества и конкуренции, в которых будет строиться вся его карьера. Не стоит даже говорить о том, каким стимулом для участников конкурса является денежный приз, обещанный в случае победы; как он укрепляет дух предпринимательства и поощряет студентов к дальнейшему обучению.

О конкурсе

Впервые конкурс был проведен в 1999 году. Тогда количество участников составляло двенадцать человек, число выставленных на конкурс работ — девять, а в качестве награды победитель за первое место получил пять тысяч рублей. С тех пор масштаб мероприятия значительно расширился. В этом году судьям на рассмотрение было предоставлено восемнадцать бизнес-планов, каждый из которых был составлен командой от двух до пяти человек. Награда за первое место возросла до тридцати тысяч рублей. За второе место — до двадцати тысяч и за третье — до двенадцати. Кроме того, конкурс охватывает все более широкие круги учащихся; с каждым годом в нем участвует все больше студентов других вузов, что весьма радует организаторов проекта. В следующем, юбилейном конкурсе условия будут немного изменены. Профессор Вонг пообещал увеличить размеры денежных призов и сказал, что в соревновании теперь смогут участвовать учащиеся самых разных вузов, в то время как сейчас в каждой команде необходимо присутствие хотя бы одного студента ВШМ. Что касается формата бизнес-плана, то он может быть произвольным, хотя рекомендуется включить в него некоторые части: описание бизнес-идеи, исследование рынка, описание конкурентных преимуществ продукта (услуги), производственный план, финансовый план, план финансирования бизнеса, план по управлению кадрами и так далее.

Победители 2007 года

В этом году состоялся девятый по счету конкурс бизнес-планов им. Годвина Вонга. 22 ноября в Актовом зале Высшей школы менеджмента СПБГУ была проведена торжественная церемония награждения победителей. Главный приз в тридцать тысяч рублей достался проекту под названием «Организация пассажирских перевозок Петербург-Кронштадт ZeroHour». Авторы бизнес-плана — Ольга ФИЛИНОВА (ВШМ), Владимир ФИЛИНОВ (Горьковский политехнический институт) и Федор ЧЕРНОУСОВ (ВШМ). Их идея — использовать судно на воздушной подушке для транспортировки пассажиров из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Разработка этого судна началась еще в СССР. Это уникальное средство передвижения, которое является вездеходом: оно может передвигаться и по воде, и по земле, и по льду, и по болоту. В наших условиях такой вид транспорта не востребован, но тем не менее в Петербурге его разрабатывают, в связи с чем возникла мысль: почему не найти изобретению подходящее применение? Специально для этого ребята отыскали никем не используемое старое судно, которое можно было бы взять в аренду и осуществлять на нем перевозку пассажиров по недоступному ранее маршруту. Таким образом, можно было бы с минимальными затратами средств убить сразу несколько зайцев: восстановить застоявшееся без дела судно, устроить рекламу до сих пор непопулярному в Петербурге виду транспорта и проложить новый водный маршрут. План неплохой, но, как выяснилось, пока он не может быть реализован. Даже при максимальной экономии на его осуществление ушло бы, по подсчетам авторов, около двух миллионов рублей. Таких денег у самих студентов, конечно, нет. Так что теперь их задача состоит в том, чтобы найти инвесторов под реализацию своего проекта. И если им это удастся, то, возможно, в недалеком будущем каждый из нас сможет совершить захватывающую прогулку из Петербурга в Кронштадт на судне на воздушной подушке.

Второе и третье места в конкурсе заняли, соответственно, проекты Artistry.ru (авторы Ольга ГАВРИЛОВА (Академия художеств), Елена КАЛМЫКОВА, Виктор ОПОКИН, Анна ШОИНА (ВШМ)) и City Bike Fashion (авторы Ксения ГОЛУБИНА, Анастасия САВЧЕНКО, Юлия СКУМАТОВА, все из ВШМ). Помимо денежных призов первым трем призерам вручили памятные кубки и книги по маркетингу Издательского дома СПбГУ. Этот подарок студенты в особенности оценили, ведь он будет полезен им как в учебе, так и в дальнейшей карьере. Кроме того, необычного приза удостоилась команда студентов ВШМ, разрабатывающих сеть ресторанов со слепым меню, которая заняла четвертое место. Помимо пяти тысяч рублей им вручили большую белую сову — неформальный талисман ВШМ. Проект о ночных автобусах The Star Voyage, занявший пятое место, принес своим авторам две с половиной тысячи рублей. Все участники соревнования были награждены сертификатами. Профессор Годвин Вонг, он же председатель комиссии на конкурсе (вице-председатель — профессор Дмитрий ВОЛКОВ, ВШМ СПбГУ), очень просил не расстраиваться всех тех, чьи бизнес-планы не вошли даже в десятку лучших работ. Ведь неудача лишь подстегивает к преодолению препятствий. Так что в будущем конкурсанты, занявшие последние места, смогут достичь не меньших успехов, чем победители. Тем более что в конкурсе многое зависит только от удачи. Чтобы подчеркнуть этот момент и продемонстрировать конкурсантам зависимость нашей жизни от воли Фортуны, профессор Вонг устроил небольшую лотерею. Он пообещал раздать по тысяче двести рублей тем счастливчикам, у кого на днях был или будет день рождения, а также тому студенту, у которого с собой окажется самая толстая книга. Желая таким образом поощрить тягу к знанию, профессор вручил конверт юноше, извлекшему из сумки труд в 734 страницы. На этом торжественная церемония награждения завершилась, и все направились на фуршет отмечать событие в неформальной обстановке.

Вся надежда на ВШМ

Ежегодный конкурс бизнес-планов имеет большое значение в качестве показателя уровня подготовки студентов. Как заметил профессор Вонг, с каждым годом выставляемые на конкурс бизнес-планы становятся все лучше и лучше, что говорит о постепенном повышении качества образования. Это, безусловно, является заслугой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета, которая ведет активную деятельность по развитию российского бизнес-образования.  

Анисия Артемова,
студентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков