Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
образование

Золотые цыплята бизнес-инкубатора

Двадцать четвертого ноября состоялся финал конкурса ВИМБИ, в котором приняли участие авторы девяти проектов, прошедших предыдущий отборочный тур. В конкурсе участвовали группы студентов, аспирантов и молодых учёных вузов Санкт-Петербурга, иногда под руководством более взрослых и опытных консультантов. Все финалисты должны были коротко, чётко и интересно представить свои идеи для жюри, которое в итоге выбрало трёх победителей. Это проекты: «Производство систем мониторинга отработанного ядерного топлива» (1 место), «Разработка и создание нового типа оборудования для высокоскоростной беспроводной связи» (2 место) и «Электрогидроимпульсная установка для рыхления смёрзшихся сыпучих грузов» (3 место). Победители получили денежные и другие ценные призы.

Дмитрий Кирсанов

Дмитрий Кирсанов

Игорь Всеволодович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ — руководитель организационного комитета, ведущий специалист отдела проектного менеджмента СПбГУ — поделился с нами некоторыми подробностями проведения конкурса.

Бизнес + инновации: формула успеха

— Игорь Всеволодович, это был первый подобный конкурс?

— Этот конкурс проходит впервые, но мы надеемся, что он станет ежегодным.

— Каким же образом было принято решение о его проведении?

— Идея конкурса появилась очень забавно: в рамках инновационного проекта мы стали делать студенческий бизнес-инкубатор и начали разрабатывать различные процедуры для того, чтобы инкубировать новые проекты. Но как это делать? Мы пришли с этим вопросом к проректору по учебной работе И.А.Дементьеву, который сказал нам следующее: «Ребят, что вы тут строите схему? Вы сначала покажите мне хотя бы один гениальный проект!». И, в общем-то, он был прав. А как собрать проекты? Надо объявить конкурс и вообще посмотреть, что происходит в городе по части молодёжных инновационных идей.

В этот же момент (очень своевременно) СПБГУ заключил рамочный договор о сотрудничестве с ООО Лентрансгаз. И конкурс ВИМБИ был одним из первых наших совместных проектов.

— Как проходил поиск конкурсантов?

— Были отпечатаны плакаты с объявлением о конкурсе, которые мы постарались развесить во всех вузах Санкт-Петербурга. Более того, всем ректорам были подготовлены и разосланы письма, активно использовались всяческие рассылки, на сайте «В контакте» была заведена соответствующая группа, ну и, естественно, в любых разговорах мы упоминали этот конкурс.

— Многие ли в результате заинтересовались конкурсом?

— «В контакте» зарегистрировалось порядка 280 человек, и мы ожидали, что на 10 зарегистрировавшихся придёт один проект. Порядок оказался довольно правильным: к нам пришло 33 проекта.

— Из них только 9 попали в финал. А были ли ещё какие-то интересные проекты, не прошедшие отборочный тур?

— Безусловно. Дело в том, что конкурс был абсолютно честным — никаких «подкруток» не было, и несмотря на то что первое место занял университетский проект, два других принадлежат представителям СПбГТУ и ПГУПС. Но у нас есть и некоторые свои «фавориты» из всех представленных проектов, и мы не будем ограничивать инкубатор только победителями конкурса. Есть несколько очень красивых и интересных проектов, которые мы постараемся поддержать.

— Почему же они не стали победителями?

Жюри и участники конкурса после награждения

Жюри и участники конкурса после награждения

— Некоторые проекты не привлекли внимание жюри, поскольку были не инновационными, несмотря на то что за ними стоит вполне солидный и понятный бизнес. Например, проект студенческого туристического агентства — это очень хороший именно бизнес-проект с чёткими целями и понятными механизмами, но особой инновационности в нём нет. (Конечно, мы будем и его поддерживать.)

Была даже пара технологических проектов, которая по решению жюри не попала в конкурс, но на самом деле заслуживает интереса; например, проект ферромагнитного маркера. Но здесь было важно следующее: это конкурс бизнес-идей, и оценивалась не только сама идея, но и то, насколько хорошо в предлагаемом довольно сжатом формате конкурсной заявки люди могут представить свой проект. Так что мы вполне допускаем, что кто-то, имея хорошую идею, не попал в финал или не победил только потому, что презентация этой идеи была ещё «сырой».

— Я обратила внимание на то, что в конкурсе участвовали не только представители технических вузов и факультетов…

— Конечно! Были историки с интернет-проектом «Клиография»; были журналисты с проектом виртуальной примерочной; были юристы с несколькими идеями, которые, к сожалению, не попали в финал, потому что эти (опять же, очень красивые и интересные) проекты не являются бизнес-проектами: это скорее социальные проекты, в которых покупателем является не инвестор, а государство.

Кстати говоря, в прошлом году у нас проходил конкурс молодёжных идей, но немного на другом уровне — там не было слова «бизнес». И один из победителей прошлого года вошел в финал конкурса ВИМБИ. Это уже упомянутый проект «Клиография» (пространственно-временные карты).

Неприятные вопросы задиристого жюри

— Как подбирались члены жюри?

— По принципу личных знакомств. У нас у всех очень много знакомых, которые занимаются по роду своей деятельности либо технологическим бизнесом, либо венчурным капиталом, либо банковским финансированием. И из этих людей было отобрано около 20 человек. Жюри поделилось примерно на три части: люди, сведущие в техническом, «индустриальном» бизнесе, представители бизнеса в области информационных технологий и представители венчурного капитала — то есть люди, которые занимаются инвестициями, консалтингом этого бизнеса. Были также представители высших учебных заведений.

Часть экспертов не смогли присутствовать на защите, но они участвовали в предварительном отборочном туре. А семеро членов жюри просмотрели абсолютно все проекты и проставили все оценки (их порядка 130).

— В чём заключалась система оценивания?

— Каждый проект оценивался по 4 позициям: качество идеи, качество проекта (насколько хорошо эта идея представлена), качество команды (насколько команда в состоянии исполнить этот проект), и последний параметр — ответ на вопрос «Считаете ли вы, что этот проект имеет шансы на успех?» (с вариантами ответов «да» или «нет»).

Но эксперты люди разные: одни — оптимисты, другие — пессимисты; кто-то оценивал проекты, находясь в отличном расположении духа, кто-то — не в очень хорошем. Поэтому каждую оценку одного члена жюри мы делили на «градус» его оптимизма, который высчитывался как среднее из всех поставленных им баллов. Из этих оценок уже находился средний балл, именно по которому с некоторым вполне заметным отрывом выбирались попавшие в финал проекты.

Вообще нам очень понравилось наше жюри в этом году: оно было активным, задиристым, «въедливым»: финалистам задавались сложные, «неудобные» вопросы (в хорошем смысле).

Финал – вовсе не конец конкурса

— Что в дальнейшем ждёт победителей конкурса?

— Во-первых, 9 финалистов получат от нас общий приз, основанный на программе Start In Garage. Это учебно-практический курс, обучающий предпринимательству и включающий в себя семинары, лекции, практические занятия и домашние задания, а в виде бонуса — возможность выступить перед инвесторами. Программой будут руководить члены нашего жюри Илья Антипов и Николай Митюшин.

— То есть у студентов и молодых учёных есть возможность развить эти идеи и добиться чего-то серьёзного?

— Естественно. Я, например, очень оптимистичен относительно первого места, которое взял у нас господин Кирсанов с Химического факультета. Он предложил установку под названием «электронный язык» — это очень интересная система экспресс-химического анализа. Я думаю, это хороший бизнес, и нужно решить, что будет являться его товаром: либо сами приборы, либо просто патент, продав который, можно, в принципе, обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь.

— Ребята — молодцы…

— Но, между прочим, за всеми победившими проектами стоит взрослый руководитель. Это именно университетские проекты, которые вырастают из каких-то кафедральных деятельностей; ведь действительно, у нас в университетах на кафедрах есть вещи, которые вполне могут и должны быть коммерциализованы, нужно просто над этим поработать.

— Разве не было среди участников команд без «взрослого» руководителя?

— Конечно, были. В проектах «Клиографии» и 3D-примерочной, например, нет взрослого руководителя. В принципе, наверное, таких проектов примерно половина.

— Что именно вам в этом конкурсе показалось самым интересным?

— Вы знаете, самое интересное будет позже: когда мы сможем увидеть, что из этого всего получится. Я буду считать конкурс завершившимся только тогда, когда первый проект из этого пула получит инвестиции. Как раз сейчас обсуждается вопрос о том, что мы будем делать дальше: формат конкурса, взаимодействие его с другими конкурсами и с бизнес-инкубатором. Но главное — мы поняли, что конкурс удался и что надо его продолжать.

В общем, после такого разговора мне самой захотелось принять участие в этом конкурсе. Ведь ничто (кроме, разве, собственной лени) не помешает любому желающему добиться успеха: идей — море, нужно только хорошенько над ними поработать. Все, кого заинтересовал конкурс ВИМБИ, смогут найти информацию о нём в Интернете по адресу: sbi.innovation.spbu.ru.  

Лидия Снарская

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков