Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3767), 28 декабря 2007 года
наука

Прошлое, настоящее и будущее
российской хирургии

Конференция «Проблемы хирургии в современной России» проходила в Санкт-Петербурге. Вопросы современного состояния хирургии в нашей стране освещались не только с позиций хирургов, но и экономистов, юристов, представителей страховых компаний и других специалистов. В программу конференции также вошёл концерт цикла «Фортепианные университетские вечера», на котором выступил лауреат международных конкурсов Андрей Иванович, а завершил её круглый стол «Проблемы хирургии в регионах России», в котором приняли участие представители 17 регионов РФ.

Подробнее нам рассказал об этом в интервью Пётр Казимирович ЯБЛОНСКИЙ — главный хирург Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Медицинского факультета СПбГУ и директор Центра интенсивной пульмонологии и торакальной хирургии, принимавший в конференции активное участие.

Врачи XXI века

— Пётр Казимирович, в связи с чем возникла необходимость проведения этой конференции?

— Сама идея проведения подобного мероприятия впервые была озвучена Сергеем Александровичем Варзиным, профессором нашей кафедры хирургии, которой руководит Сергей Викторович Петров. Первоначально даже мы восприняли её неоднозначно, она показалась нам слишком революционной: Медицинский факультет слишком молод и, может быть, не столь авторитетен, как хотелось бы, для того чтобы поднять такого масштаба проблему для всей России. Но, пожалуй, самым важным явился предложенный формат конференции. Ведь за последние 20 лет, этих бурных перестроечных и постперестроечных лет, комплексно проблем хирургии не рассматривал ни один медицинский форум.

П.К.Яблонский

П.К.Яблонский

— Многое изменилось за это время?

— Перемены произошли колоссальные… И в этом я убедился, когда мы готовили коллегию по хирургии Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, которая прошла в январе этого года. Оказалось, что с медицинской точки зрения сейчас мы живём в совершенно другой стране: изменились люди — пациенты и врачи, изменилась структура заболеваемости, изменились методики диагностики и лечения, появилась новая более совершенная медицинская техника. При этом менялись правительства и система финансирования здравоохранения, изменилось правовое поле, в котором работает наша хирургия. Стала очевидной правовая незащищенность врачей, зависимость результатов их труда от конкретной социально-экономической ситуации, уровня культуры и дисциплины всех участников лечебно-диагностического процесса. Нельзя было обойти вниманием и проблемы подготовки современного врача — врача ХХI века.

— Какие из этих проблем были, по вашему мнению, более важными?

— Самым важным в этом разделе конференции был доклад Сергея Викторовича Петрова о формате образования современного врача. Мне кажется, что именно эта составляющая, которая органично вписалась в перечень затронутых организационных и технологических проблем, была путеводной нитью для всей конференции. Меня, например, поразил один факт: Сергей Викторович сказал о том, что мы сегодня обсуждаем проблему образования студентов-медиков, которые врачами станут в 2019–2020 году, поэтому нам еще предстоит осознать, какое стратегическое значение имела эта конференция. Нам жаль, что этого не поняли некоторые лидеры российской хирургии, но мы очень благодарны всем, кто нашёл время приехать и поделиться своими мыслями по этому поводу.

— Было ли принято участниками конференции какое-то общее решение?

— Нами была проведена весьма интересная, эмоциональная и продуктивная дискуссия, и мы приняли итоговый документ, резолюцию нашей конференции, которая будет отправлена в Министерство здравоохранения и социального развития России. На мой взгляд, это будет первый документ, в котором обозначены наиболее острые и общие проблемы нашей хирургии.

— Планируется ли в дальнейшем проведение подобных конференций?

— Мы хотим, чтобы эта конференция была названа первой. А значит, будет вторая, третья и так далее. Я не исключаю, что со временем мы проведём общенациональный конгресс на эту тему, и хочется думать, что мы сумеем найти такой его формат, в котором и мнение нашей конференции будет услышано.

Городское здравоохранение:
от 40 тысяч до миллиарда рублей в год

—Какие позитивные явления в городском здравоохранении были упомянуты на конференции?

— Прежде всего было отмечено, что, несмотря на все трудности, которые переживала хирургия в последние годы, Санкт-Петербург остается хирургической столицей России. В 2006 году в соревновании Москвы и Петербурга по количеству выполненных дорогостоящих и высокотехнологичных операций первенствовал наш город. В последние годы значительно улучшилось финансирование хирургической службы города. В докладе председателя Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга и заведующего кафедрой нейрохирургии нашего факультета, профессора Юрия Александровича Щербука было показано, как менялось финансирование городского здравоохранения за последние пять лет. Оно начиналось с 40 тысяч рублей в год, а в этом году только на закупки дорогостоящего оборудования в Санкт-Петербурге мы уже потратили почти миллиард рублей. В этом году правительство города закупит 6 магнитных и компьютерных томографов высокого класса. За этот год наполовину обновлён парк операционных столов и операционных ламп. Мы подвели некоторые итоги, и оказалось, что нет такой больницы города, где не было бы лапароскопической стойки.

— А каково положение нашей хирургии в сравнении с другими странами?

— Международные позиции российской хирургии серьезно укрепляются. Сегодня наши хирурги являются членами всех ведущих европейских и всемирных хирургических обществ. Закончились времена, когда Россия на международных конгрессах и конференциях была представлена только стендовыми докладами. Наши хирурги выступают с трибун этих конгрессов, председательствуют на симпозиумах, выступают в роли равноправных партнеров. При этом мы имеем возможность обучать наших молодых докторов в лучших зарубежных клиниках. За прошлый год только семь сотрудников моего центра прошли стажировки разной продолжительности в ведущих клиниках западной Европы.

Великая несправедливость

— Представлен ли каким-либо образом Санкт-Петербургский университет в федеральных программах финансирования?

— К сожалению, мы вообще лишены возможности участвовать в каких бы то ни было медицинских федеральных программах… В эту программу не включены медицинские факультеты университетов России, муниципальные учреждения Петербурга и Москвы. Дело в том, что сегодня в Санкт-Петербурге одна городская многопрофильная больница №2 в строгом соответствии с приказом Минздравсоцразвития 2007 года, регламентирующим эти виды помощи, могла бы получить дополнительное финансирование за 8868 операций из 22 тысяч выполняемых в больнице ежегодно. Это значительно улучшило бы материальное положение больницы и качество лечения больных. А мы вынуждены выполнять эти сложнейшие операции в рамках программы обязательного медицинского страхования, лимит финансирования которого ограничивается, по сути дела, одной тысячей рублей в день. Несправедливость сложившейся ситуации очевидна.

— Кто-нибудь уже предпринимал попытки обратить на эту проблему внимание Министерства здравоохранения?

— В сентябре нынешнего года мне довелось участвовать в работе Второй научно-практической конференции по высоким медицинским технологиям России. Среди многих интересных выступлений я обратил внимание на доклад академика Александра Николаевича Коновалова, директора Нейрохирургического института имени Н.Н.Бурденко. Он впервые с высокой трибуны конференции, кроме слов благодарности Министерству здравоохранения за щедрое финансирование подчиненных ему федеральных учреждений, поставил вопрос о включении в эти программы всех учреждений, в которых выполняются те же операции, независимо от их подчиненности. В самом деле, почему за одну и ту же операцию одно учреждение получает 184 тысячи рублей (это одна квота на сердечно-сосудистую хирургию), тогда как другое вынуждено привлекать больного к софинансированию необходимой операции, либо исходить из возможностей местного бюджета, который заведомо меньше бюджета федерального? Мы эту проблему также обсудили, и я надеюсь, что итоговый документ нашей конференции станет еще одним шагом к её решению.

Программа трансплантации лёгких
до сих пор лежит в Министерстве здравоохранения

— Вас, наверное, много раз об этом уже спрашивали, но мне всё-таки хотелось бы затронуть тему пересадки лёгких, благодаря которой вы прославились на всю Россию.

— Вы знаете, это, может быть, моя главная боль, и слава Богу, что мы на этой конференции о пересадке лёгких не говорили. Об этом действительно много раз спрашивали, и мы горды тем, что смогли первыми в России организоваться, успешно выполнить эту операцию и выходить нашу пациентку. Но надо признать, что мы делали эту операцию на колоссальном эмоциональном подъеме, «всем миром»: это был совместный проект врачей и ученых двух городов: Москвы и Петербурга.

— Как сейчас чувствует себя ваша пациентка Наталья Борисовна Смирнова?

— Она сроднилась с пересаженными лёгкими и чувствует себя просто прекрасно. Месяц назад она приехала из Турции, где отдыхала в одном из курортов. Наталья Борисовна вернулась к полноценной социально-активной жизни и сейчас ищет работу (она врач по образованию).

— Как часто теперь проводятся операции по пересадке легких?

— К сожалению, нужно признать, сегодня у нас нет возможности выполнять подобные операции. А государственная программа, которую мы подготовили и через академика А.Г.Чучалина передали в Министерство здравоохранения, до сих пор не принята, хотя с того момента прошло уже больше года. Выполнение трансплантации легких до сих пор не включено в перечень высокотехнологичных и дорогостоящих операций, финансируемых из средств федерального бюджета. Эта программа сегодня не работает. Несмотря на то что наша команда приобрела неоценимый опыт, выполнив эту операцию! До сих пор не нашлось денег на ремонт жизненно необходимого для легочной трансплантации трансплантационного блока со специальной вентиляционной системой и дорогостоящим оборудованием. Ни городским, ни федеральным бюджетами не предусмотрено лекарственное обеспечение реципиентов легкого, даже организационно эта программа остается за кадром. Коллективу, выполнившему эту операцию, ничего не удалось добиться ни от руководства города, ни от руководства федеральных учреждений, ни даже, к сожалению, от руководства Медицинского факультета. И самое печальное: за полгода только в нашей больнице умерли, не дождавшись трансплантации, уже три пациента.

— Неужели во всей стране никто больше не занимается подобными операциями, или эта проблема касается только нашего города?

— Можно утешаться информацией о том, что эта операция катализировала активность специалистов в других регионах РФ: усиленно готовятся к пересадке лёгкого в Екатеринбурге, в Омске, в Новосибирске, в Краснодаре, в Москве. А наш город, как не раз уже случалось в его истории, навсегда может утратить свой заслуженный национальный приоритет. И это происходит в Санкт-Петербурге, на родине мировой торакальной хирургии, российской кардио- и кардио-торакальной хирургии, о чём мы никогда не должны забывать!

Создание университетской клиники СПБГУ

— Пётр Казимирович, я встретила целую очередь пациентов у вашего кабинет,— с какими жалобами к вам чаще всего обращаются?

— Вам просто «повезло», потому что сегодня суббота. Это единственный рабочий день недели, когда я не оперирую (в плановом порядке, разумеется), могу отвлечься от многих административных обязанностей и быть просто врачом, консультантом. А проблемы у обратившихся бывают самые разные. И приходят к нам не только наши городские пациенты: часто приезжают люди из различных регионов РФ. И это при том, что мы никак не можем быть им выгодны, простите за это слово, финансово. Вот, скажем, у нас есть городская программа по кардиохирургии, но если пациент приехал из Новгорода, то он должен всё для своей операции закупить сам.

— Что же привлекает иногородних пациентов именно к вам?

— Есть ряд операций, которые в Европейской части РФ делаем только мы. К примеру, 2 года назад мы приступили к выполнению операций при хронической постэмболической лёгочной гипертензии (повышении давления в сосудах малого круга кровообращении.,— Л.С.). Это относительно новая проблема нашей медицины (подчёркиваю, нашей медицины), потому что в нашей стране ещё и с острой тромбоэмболией (закупорка кровеносного сосуда в результате отрыва части тромба и её переноса с током крови.— Л.С.) не научились справляться, а оказывается, у 3–5% больных, перенесших один её эпизод, по каким-то причинам формируется так называемая хроническая постэмболическая лёгочная гипертензия. В таких случаях помочь больному можно только прибегнув к большой многочасовой операции, с подключением аппарата искусственного кровообращения, с охлаждением организма больного до 18 градусов, с полной остановкой кровообращения. В этой операции участвуют больше 20 человек медицинского персонала. Последняя наша пациентка выписалась на прошлой неделе. Она, кстати, приехала из Новгорода, и ей действительно пришлось покупать расходные материалы для выполнения этой операции. Слава Богу, всё прошло успешно, и пациентка уже вернулась домой практически здоровой. Вот чем мы сегодня привлекаем людей из других регионов. У нас лечатся пациенты из Москвы, Томска, Челябинска, Архангельска. Принципиально важно другое: при соответствующем юридическом обеспечении и материальном снабжении наш вклад в улучшение здоровья населения Российской Федерации был бы гораздо больше.

— Как же можно помочь этому?

— Организационно эти проблемы можно было бы решать путем создания университетской клиники СПбГУ. Тем более что у нас есть прекрасные молодые силы; я просто счастлив сегодня работать вместе с выпускниками Медицинского факультета. Они уже защитили свои первые диссертации и работают практическими врачами, преподают на кафедрах. Великолепное фундаментальное образование, университетская эрудиция, знание иностранных языков, высокий уровень владения интернет-ресурсами и статистическими программами выдвигает их на передовые позиции отечественной медицинской науки и практики.

Эксперименты и здоровье

— Что ещё, по вашему мнению, стоит изменить или создать на Медицинском факультете?

— Научно-исследовательская работа студентов — неотъемлемая часть образования современного врача. Мы видим, как эта система работает в европейских странах. Именно поэтому, на мой взгляд, на Медицинском факультете давно наступило время строительства лабораторно-экспериментального комплекса. Кроме концентрации и более эффективного использования дорогостоящего научного оборудования, таким образом были бы созданы возможности для фундаментальных исследований на факультете. Наука из операционного журнала (то есть ретроспективный анализ результатов операций, других методов лечения, в отличие от сегодняшних проспективных исследований и фундаментальных работ) уже отошла в прошлое: сегодня нужно изобретать, нужно создавать новое, нужно апробировать в эксперименте и после этого нести в клинику. Об этом, между прочим, я неоднократно говорил на заседаниях нашего учёного совета, и возражений не припомню, но пока этот проект не реализован.

— Что вы можете посоветовать нашим читателям, желающим сохранить своё здоровье?

— Очень важны регулярные посещения врача. Эту рекомендацию сотрудникам Университета выполнить легче всего. Дело в том, что в Медицинском центре созданы все условия для того, чтобы все сотрудники Университета могли своевременно получить нужную информацию, консультацию специалиста или выполнить необходимые лабораторные и инструментальные исследования. На трёх площадках созданы поликлиники для студентов и преподавателей, разработаны оригинальные формы их страхования.

И как это ни парадоксально прозвучит, но сегодня 80% всех причин болезней и травм лежат не в сфере медицинской, а в сфере социальной. Разумный образ жизни, работа, спорт, отказ от того, что принято называть «вредными привычками», и обязательно хорошее настроение, доброжелательность, забота о близких и сослуживцах — вот что поможет максимально долго поддерживать себя в форме!  

Лидия Снарская
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков