Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

В Милан на ГАЗ 31105

Научно-исследовательский институт информатики и автоматики находится в окрестностях Антиба — красивого города, расположенного на Лазурном берегу между Ниццей и Каннами. Именно туда я и ехал по приглашению французской сто­роны летом этого года. Приглашающие согласились оплатить расходы, связанные с проездом в Антиб и обратно на автомобиле, и поэтому я решил вместе женой Ниной и сыном Ованесом осуществить всю поездку на «Волге» (ГАЗ 31105) с двигателем «Крайслер». Имея шенгенские визы, полученные в консульстве Франции, мы могли беспрепятственно совершить весь путь, и все дальнейшее уже зависело от нашей настойчивости и умения ориентироваться на запутанных европейских дорогах. Это было наше четвертое путешествие на автомобиле во Францию.

Берег Рейна.

Берег Рейна.

Мы выехали 15 июля в 6 ч 30 минут утра и уже в 9 часов пересекали финскую границу через КПП «Торфя­новка». К нашему удивлению, мы оказались единственной легковой автомашиной, и поэтому все прошло без обычных очередей и связанных с этим осложнений. В 19 часов надо было погрузиться на паром в Турку. В Турку мы оказались около 16 часов. И хотя раньше мы неоднократно проезжали этот финский город, обычно не хватало времени для его осмотра. На этот раз я все-таки решил посетить находящийся здесь старинный замок, построенный в XII веке. Он находится рядом с паромной переправой и издалека не оставляет никакого впечатления, наверно, поэтому мы не обращали на него внимания.

Рядом оказалось свободное место для парковки. Замок сразу поразил меня своими огромными размерами и очень необычной конструкцией. В музей нас не пустили, поскольку до его закрытия оставалось полчаса, но подробный осмотр внутренних дворов и внешних стен оставил большой впечатление. Даже тем, кто видел много крепостей и замков, я настоятельно рекомендую: если будете в Турку, посетить этот замок.

На следующий день в 9 часов утра мы выкатились из парома в Стокгольме и последовали по автобану в Хельсингер, чтобы оттуда переправиться в Данию. По дороге есть одно более или менее интересное место — развалины охотничьего замка на берегу озера Веттерн. Мы неоднократно раньше проезжали это место не останавливаясь, однако на этот раз решили остановиться. Развалины довольно живописно расположены на фоне голубого озера, но тем не менее не берусь рекомендовать нашим соотечественникам обязательно здесь останавливаться.

Примерно в 16 часов мы пересекли на пароме пролив Эресунн и оказались в Дании. Здесь в городе Хельсингборге находится один из красивейших европейских замков, принадлежащих датской королевской семье. Мы посетили его во время одной из наших предыдущих поездок, потратив, как мне помнится, 4 часа драгоценного времени, и поэтому, не останавливаясь, мы на этот раз двинулись дальше. Жена потребовала заехать в Копенгаген, и хотя мы ранее были в этом городе, я согласился выделить на него 3 часа.

По дороге в Монако

По дороге в Монако

Не представляя, где сможем парковаться, и руководствуясь интуицией, въехали в город. Вначале было много свободных мест, но всегда хочется подъехать поближе к центру, рискуя при этом и вовсе оказаться без парковки. То есть надо найти оптимальный момент остановки (есть такая математическая задача о выборе невесты). Мы припарковались довольно удачно недалеко от королевского дворца. Но времени было мало, так как вечером надо было попасть в Гамбург. Если сконцентрироваться, то за три часа пешком можно обойти все наиболее значительные достопримечательности города. Это королевский дворец, здание бывшей таможни (так напоминающее историческое здание нашего Университета) и рыбацкая гавань с многочисленными ресторанами, кафе и ночными клубами. Другая важная достопримечательность — остров Крис­тиания — требует, конечно, большего времени для осмотра и ознакомления с особым раскрепощенным колоритом этого места. Поскольку в Кристиании мы были раньше, то ограничились лишь вторичным осмотром основных достопримечательностей.

Из Копенгагена мы поехали на юг страны, чтобы на пароме переправиться в Путгартен — немецкий город на берегу Балтийского моря. Скорость на автострадах Дании ограничена 130 км/ч, однако на южной автостраде стоит дополнительное ограничение — 110 км/ч. Оптимально используя обстановку на дороге, плотность контрольных радаров и мобильных патрулей удавалось идти со средней скоростью 110 км/ч. После Путгартена примерно через 70 км начинается автобан, и здесь уже, как и всюду в Германии, скорость не ограничена. Движение не очень интенсивное, поэтому удалось идти со средней скоростью 160 км/ч и 16 июля в 11 часов вечера достичь Гамбурга. В Гамбурге мы остановились на два дня у дочери и 19 июля продолжили путешествие дальше на юг. Нашей целью был Кайзерслаутерн, маленький университетский городок с хорошо известным в Германии техническим университетом. Здесь моя внучка Таня учится на первом курсе факультета прикладной математики. Но хотелось проехать берегом Рейна, чтобы поближе познакомиться с этой воспетой многими поэтами и писателями исторической рекой. Выдерживая движение по автобану в предыдущем темпе (хотя это оказалось намного сложнее из-за высокой интенсивности движения, и в особенности из-за обилия крупнотоннажных грузовиков), мы уже к 16 часам прибыли в Кобленц — живописный город, стоящий на месте впадения Мозеля в Рейн. Именно в этом месте стоит величественный памятник кайзеру Вильгельму, поставленный в имперском стиле в конце XIX века и символизирующий, как это написано в современных путеводителях, единение Германии. В немецких городах сохранилось большое количество подобных памятников, и хотя они весьма интересны с архитектурно-исторической точки зрения, гиды-переводчики и туристические компании не уделяют им достаточного внимания.

Риомаджоре

Риомаджоре

Посвятив этому городу 45 минут, мы, покинув автобан, поехали левым берегом Рейна дальше на юг в сторону Майнца. Дорога проходит здесь прямо по берегу реки, движение неинтенсивное, и поэтому можно многое увидеть. Течение в этом месте сильное, река полноводна, проходит в узкой долине между гор, на которых стоят то тут то там древние замки, и поэтому очень живописна. Через 35 км. она делает крутой поворот, огибая высокую скалу Лореляй — место, воспетое Генрихом Гейне в одноименной балладе. Еще через 10 километров слева показывается замок Пфальцграфенштейн XIII века с высокой пятиугольной башней в центре, окруженный шестиугольником неприступных белокаменных стен с шестью башнями по углам и стоящий прямо в русле реки. Белизна внешних крепостных стен удачно сочетается с темно-синими волнами реки и сочной зеленью на противоположном берегу. Еще через 20 километров сворачиваем вправо и едем в Кайзерслаутерн. Уже 11 часов вечера и город почти пуст, но Танечка встречает нас у входа в гостиницу. С трудом находим ресторан, где можно еще что-то поесть. На следующий день в 11 часов выезжаем из города в сторону Франции. На самой окраине видим на высокой мачте звезднополосатый флаг США. Это крупнейшая в Германии военная база США — Рамштейн. Войска США все еще остаются в Германии, несмотря на то что мировая война закончилась в 1945 году.

Нам надо успеть в Антиб к вечеру, но до него около 900 километров; чтобы сократить расстояние, делаем попытку проехать через Швейцарию, но на французско-швейцарской границе нас не пропускают, требуя швейцарскую визу. На этой попытке теряем час драгоценного времени и уже без остановки по авторуту едем в Антиб. Авторуты платные и скорость ограничена 130 км/ч. В пунктах оплаты иногда скапливаются большие очереди автомашин. При максимально допустимой скорости 130 км/ч ехать со средней скоростью 130 км/ч и не нарушать правил невозможно. Но мы все-таки прибыли в Антиб 20 июля к 12 часам ночи. Следующие дни я был занят в Институте автоматики и информатики, но в выходные мы совершили несколько интересных радиальных поездок по стране. Мне хотелось сфотографировать «Волгу» на фоне известных исторических зданий.

В отрогах Альп

В отрогах Альп

Из Антиба прямо по берегу моря идет довольно опасная, но очень красивая дорога через Ниццу и далее в Монако. Движение здесь всегда напряженное, и трудно найти места для парковки на всем протяжении пути. Но я всегда предпочитаю именно эту дорогу, поскольку она проходит по самым интересным местам побережья. Мы потратили день на посещение Ниццы и Монако и с удовольствием походили по уже известным местам. Наш ГАЗ 31105 на местное население производил такое же сильное впечатление, какое мог бы оставить «Феррари» или «Бугатти» на моих соотечественников, окажись такие машины на улицах Петербурга. Если мы оставляли нашу машину на открытой стоянке, то это часто вызывало скопление восторженных прохожих. Поскольку мне также хотелось запечатлеть машину на фоне дворца фестивалей в Каннах, то мы потратили еще один день на поездку по не менее живописной дороге на запад вдоль берега моря в Канны и далее в Сан-Тропез. Если Канны в определенной степени известны нашим туристам и телезрителям, то Сан-Тропез, очень живописный и не так сильно посещаемый русскими туристами городок с разноцветными и ухоженными зданиями, живописной набережной и прекрасной бухтой, безусловно, достоин большего внимания наших сограждан. Правда, по городу на больших автомобилях (класса «Волга») ехать очень трудно. На одной из улиц мы застряли на повороте в 90 градусов, образовав затор в движении. Только с помощью консультантов-прохожих, делая неоднократные движения вперед-назад, удалось вписаться в поворот. После этого случая мы оставили автомобиль на стоянке и пошли осматривать достопримечательности пешком.

На горных дорогах Италии ограничение скорости 70 км/ час чисто гипотетическое

На горных дорогах Италии ограничение скорости 70 км/ час чисто гипотетическое

Мой хороший друг Костя Авраченков, работающий в Институте информатики и автоматики, зная наш интерес к приключениям, предложил поехать вместе в воскресенье 28 июля в Италию в Национальный парк пяти деревень. Этот парк находится под охраной ЮНЕСКО и состоит из пяти городков-деревень, расположенных на отвесных скалах у самого берега моря. Парк находится примерно в 300 км к востоку от Антиба за Генуей, которую мы посетили в нашу прошлую поездку. Мы согласились и в 9 часов утра выехали из Антиба. Для того чтобы не тратить лишнего времени на преодоление бесконечных пробок и заторов, сразу выехали на авторут, который после пересечения итальянской границы стал называться автострадой. Эта прибрежная автострада, как и многие другие автострады Италии, основной своей частью состоит из мостов и туннелей. И хотя скорость здесь ограничена 130 км/ч, мне не всегда удавалось ее выдерживать из-за напряженного движения, крутых поворотов, постоянных спусков и подъемов. Но мы все-таки за три часа доехали до съезда с автострады и въехали уже по узкой, извилистой горной дороге в национальный парк. Отсутствие обочины, слепые повороты, бесконечные серпантины и узкая проезжая часть, на которой часто невозможно было разъехаться со встречными машинами, делали поездку настоящим адом. Но пути назад не было. Примерно в 13 часов мы уже были в первой деревне Монтероссо. С трудом припарковав машину практически на краю пропасти, спустились в городок. Яркие краски домов, нагромождение построек, узкие извилистые улочки, по которым едва расходятся двое пешеходов, синева Средиземного моря и экзотические рыбацкие шхуны оставляли сказочный эффект. Туристов, несмотря на сезон, было не так много (видимо, не все рисковали сюда добраться). Зайдя в церковь и примерно час потратив на осмотр достопримечательностей, возвращаемся к месту парковки в надежде, что проезжающие мимо машины не задели нашу «Волгу», плохо вписавшуюся в узкое парковочное место. Но все кончилось благополучно, и мы едем дальше в следующую деревню Риомаджоре. Дорога, несмотря на отличное покрытие, никак не может считаться безопасной. После часа езды со скоростью 40 км/ч достигаем цели. По дороге останавливаемся над пропастью. Внизу перед нами в море, на одинокой скале-полуострове расположился целый город с плотно застроенными многоэтажными, разноцветными домами — это деревня Манарола (одна из пяти, входящих в парковую зону). До нее невозможно доехать на машине и можно только пройти пешком по так называемой тропе влюбленных из Риомаджоре.

В Риомаджоре удается припарковаться в надежном месте. Выходим из машины и направляемся в городок. Здесь плотность многоэтажных построек достигает своего максимума. Дома буквально лезут на отвесный склон горы, загромождая все пространство вокруг крохотной рыбацкой гавани. Выходим на тропу влюбленных — узкую дорожку, выдолбленную в отвесном скалистом берегу прямо над волнами морского прибоя. Через полчаса попадаем в туннель и оказываемся в узкой бухточке, со всех сторон окруженной отвесными скалами, на которых высятся в хаотическом беспорядке разноцветные многоэтажные дома деревни Манарола. Зрелище очень впечатляет, начинаешь понимать, почему этот парк защищен ЮНЕСКО.

Озеро Комо

Озеро Комо

Обедаем в маленьком ресторанчике и возвращаемся к машине. Уже 7 часов вечера. По таким же трудным дорогам выбираемся обратно на автостраду и возвращаемся домой. В 11 часов 30 минут мы уже дома. На следующий день я случайно увидел у Кости путеводитель по Национальному парку пяти деревень. Оказывается, мы не заметили главного предупреждения: из соображения безопасности туристам на автомобилях посещение парка настоятельно не рекомендуется. К сожалению, мы уже не смогли воспользоваться этим советом.

Сделав еще несколько поездок по французским Альпам, 9 августа утром стартовали в обратный путь домой. Нам надо было на два дня заехать в маленький итальянский город Варенне, расположенный на берегу живописного озера Комо в северной Италии рядом с швейцарской границей. Там 9 августа вечером мы должны были встретиться с моей дочерью Наирой, которая с мужем Торстеном и сыном Карлом возвращалась на «Фольксвагене-Шаран» из Хорватии домой в Гамбург. Она предварительно сняла дом на берегу озера по адресу Виа дель Есино, 17. Надо сказать, что в перенаселенной Италии не так просто найти дорогу в нужный город, а тем более дом по заданному адресу. Предварительно мы сделали распечатку из Интернета с точным указанием номеров дорог, необходимых поворотов, мостов и туннелей на всем протяжении пути. Она нам очень помогла впоследствии.

Мы выехали в 9 часов утра по прибрежной автостраде в направлении Генуи. Не доезжая Генуи, свернули на Милан. Несмотря на разрешенную скорость 130 км/ч и полное отсутствие полиции, из-за сложного рельефа дороги, многочисленных туннелей и крутых поворотов держать предельную скорость удавалось с большим напряжением. Даже для итальянцев эта автострада достаточно сложна для быстрой езды. В течение всего пути до Милана нас лишь несколько раз обгоняли спортивные «Феррари» и «Ламборджини».

Но примерно через 400 км горы кончились, мы оказались в совершенно плоской долине. Число полос на автостраде увеличилось до четырех, и тут езда превратилась в совершенно простое, но, конечно, и неинтересное занятие. По первоначальному плану мы должны были ехать к озеру, оставляя Милан слева от себя при движении по кольцевой дороге (здесь она называется тангенциаль), однако поскольку было лишь 2 часа дня, мы решили въехать в город. Нашей целью был миланский собор Дуомо — шедевр итальянской готики и второй по величине собор Италии.

Казино в Монте-Карло

Казино в Монте-Карло

Поставив машину на одну из многочисленных подземных парковок в центре города, пройдя мимо знаменитого здания оперы и через галереи огромного пассажа, оказываемся на соборной площади. Главной святыней собора является «святой гвоздь», использованный при распятии Иисуса. По преданию, мать императора Константина св. Елена привезла гвоздь в Италию после паломничества в Палестину в IV веке. Собор описан во всех путеводителях, поэтому отмечу только, что на меня произвела особенное впечатление белизна мраморных стен, огромные витражи и бесчисленные внешние скульптуры. От собора идем по главной улице к Кастелло Сфорцеско — прекрасно сохранившемуся древнему замку, расположенному в самом центре города. Высота башен, внешних стен и внутренних зданий впечатляют. Большое число туристов несколько снижают общее впечатление от увиденного, но я все же настоятельно рекомендую не пропускать этот замок. Следующая точка — это церковь Санта Мария делле Грацие. Она находится в стороне, и поэтому мы опять едем на машине. Найдя место для парковки прямо рядом с церковью, входим внутрь. Наша цель — увидеть бессмертное творение Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря», которое должно находиться в трапезной расположенного рядом бенедиктинского монастыря. Но здесь нас постигло разочарование. Из-за нашумевшей книги и одноименного фильма «Код да Винчи» поток туристов, желающих увидеть знаменитую фреску, многократно возрос. Большое число посетителей влияет на условия содержания фрески, и поэтому правительство Италии установило строгий режим посещения, основанный на предварительной записи. На момент нашего прихода свободное время можно было найти лишь в конце октября. Никакие уговоры и посулы не помогли, и поскольку мы не собирались так долго задерживаться в Италии, то поехали дальше в городок Варенне, до которого оставалось около 45 километров.

Через 25 километров автострада закончилась, и мы попали на узкую и извилистую дорогу, часто скрывающуюся в многочисленных туннелях и идущую вдоль берега живописного горного озера. Это и было озеро Комо. Вскоре мы достигли Варенне. Улица Виа дель Эсино оказалась крутым серпантином, идущим в гору. Дом 17 стоял на шестом повороте. Было 20 часов. С трудом припарковав машину к краю дороги, вошли в дом. Еще через полчаса из Хорватии приехала моя дочь с семьей. Следующие два дня мы осматривали местные достопримечательности. Озеро Комо имеет вид перевернутой буквы «у» с концом, обращенным на север. Периметр озера 160 км, а глубина в некоторых местах достигает 400 м. Оно окружено высокими горами, и кое-где проглядываются снежные вершины Альп. Однако берег озера сильно перенаселен, и хотя находящиеся на нем городки очень живописно вписываются в альпийский пейзаж, его, с моей точки зрения, нельзя рассматривать как место отдыха «на природе». Мы побывали практически во всех прибрежных городках. Здесь средневековая архитектура приятно сочетается со зданиями конца XIX и начала XX веков.

Старая Италия

Старая Италия

Двенадцатого августа в 8 часов утра мы начали движение назад на север. Нам надо было успеть 13 августа на паром уходящий из Стокгольма в Хельсинки в 17 часов. Быть на причале надо было в 15 часов. Мы предполагали к 11 вечера прибыть в Гамбург, там поспать часа четыре и утром рано выехать в Стокгольм. Теоретически все было рассчитано верно. Однако при выезде из Варены мы запутались в лабиринте горных дорог и не попали на автостраду, ведущую в Инсбрук (Австрия), а поехали по второстепенным и сложным горным дорогам Южного Тироля. Ошибка была совершена в местечке Трезенда. Здесь, вместо того чтобы продолжить путь прямо и попасть на автостраду районе Больцано, мы, решив сократить расстояние, свернули налево, чтобы быстрее выйти на австрийскую границу. Эта дорога оказалась очень живописной, но местами на ней практически невозможно было разъехаться с встречными машинами, приходилось давать задний ход, разворачиваться и так далее. Вскоре показались снежные вершины Альп, дорога пошла серпантином резко вверх. Мы поднимались на один из самых высоких альпийских перевалов Штильфстер Йох (около 2950 м). За крутыми поворотами невозможно было видеть встречный транспорт, и хотя скорость была ограничена 70 км\ч, нам не удавалось делать и 40 км/ч. Начались живописные альпийские луга, вокруг появились журчащие водопады, но на самом перевале нас ждало разочарование. Весь перевал оказался застроенным пусть и очень аккуратными, но никак не соответствующими этому природному ландшафту многочисленными отелями, магазинами и жилыми домами. У нас отпало желание останавливаться.

Спуск оказался еще сложнее, поскольку северный склон более крут, но он и более живописен. Здесь больше горных ручьев, склоны окружающих гор покрыты густыми лесами. В этой части итальянского Тироля сохранилось немецкое население, и нам стало легче задавать вопросы и понимать ответы. На неприступных вершинах появились многочисленные замки, гармонично вписывающиеся в окружающий пейзаж. Но дорога продолжала оставаться узкой и извилистой.

После австрийской границы мы некоторое время проследовали по автобану и, оставляя Инсбрук справа, направились к немецкой границе. Тут автобан кончился, и мы опять стали подниматься на очередной перевал. Здесь дороги шире, но обгон практически невозможен из-за интенсивного движения. После перевала пересекли германскую границу и оказались в баварской деревне Фюссен, в которой мы останавливались, путешествуя на ГАЗ3110 в 2001 году. Решили остановиться пообедать в той же гостинице. Хозяин узнал нас и отменно накормил.

Было уже 19 часов, когда мы въехали на автобан, ведущий на Гамбург, до которого еще оставалось 650 км. Ясно было, что если останавливаться в Гамбурге, то на паром мы не успеем. Автобан оказался сильно перегружен, держать предельную скорость не представлялось возможным. Шли со скоростью 140–150 км/ч. Особенно нелегко было выдерживать такую скорость ночью из-за обилия грузового транспорта. В Гамбург прибыли в 2 ча­са 30 минут ночи. Я только на 15 минут поднялся к дочери, чтобы умыться, Нина и Ованес остались спать в машине. В 17 часов мы были уже у паромной переправы в Путгартене. Чтобы не заснуть, я выпил с интервалом 12 часов две банки тонизирующего напитка «Ред булл». Эффект просто потрясающий. Спать совсем не хотелось, я чувствовал себя вполне бодро.

В 9 утра мы уже были в Швеции. Нам предстояло проехать до Стокгольма 500 км. С учетом того, что я вел машину непрерывно в течение 24 часов, задача была не из легких. Надо было четко следовать ограничению скорости 110 км/ч по автобану. Однако не весь путь представлял собой автобан, на части дороги ограничение составляло 90 км/ч.

В 11 ч. проснулась Нина и согласилась вести машину дальше. Чтобы успеть вовремя, надо было все время держать предельную скорость. Надо было также остановиться на обед.

В 14 часов 40 минут мы уже были в Стокгольме, а в 15 часов 20 минут стояли в очереди на причале парома «Сильвиа-Лайн». За нами встал джип «Шевроле-Тахо» с русскими номерами, водитель вышел из машины и подошел ко мне. «Это вы были в Монако? Я видел там вашу машину, хотел подойти, но вы уже отъехали». Я ответил утвердительно.

На следующий день утром мы благополучно выкатились в Хельсинки из парома и, немного задержавшись в Финляндии, а также простояв в течении двух часов в пробке у Сестрорецка, 15 августа в 1 час 25 минут ночи проехали мост Строителей за пять минут до его разводки и еще через 20 минут были дома.  

Л.А.Петросян,
профессор
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков