Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

Память живет в веках

Кафедра ботаники ИСПбУ к моменту организации ВЖК (1878) имела уже пятидесятилетнюю историю. Начальная ее фаза не была особенно впечатляющей. В 1819 году для преподавания ботаники в Университет был приглашен Я.Г.Зембицкий, воспитанник Педагогического института, состоявший тогда учителем естественных наук при Благородном пансионе Университета. Он интересовался более минералогией, нежели ботаникой, которую преподавал преимущественно в прикладном (хозяйственном) аспекте. Впрочем, при нем гербарий кафедры несколько пополнился и составил уже около 1100 единиц хранения. В 1823 году Зембицкого сменил Г.П.Бонгард, немец, уроженец Бонна, получивший медицинское образование в Вене и к моменту занятия кафедры ботаники не имевший ни одной ботанической работы. Тем не менее он начал читать в Университете курс ботаники, физиологии растений, а позднее и палеонтологию растений. Делал это Бонгард, конечно, по учебникам иностранных авторов (Ришар, Декандоль и Броньяр). Сам же он преимущественно занимался систематикой, а также географией растений. Вероятно, это был небесталанный ученый — уже в 1830 году он становится академиком и, соответственно, переносит свою основную деятельность в Санкт-Петербургскую Академию наук. В нашем Университете он опять же оставил след в гербарии кафедры ботаники, который при нем достиг почти 10 000 единиц хранения.

Вид Главного входа в Императорский Санкт-Петербургский Университет. 1880 г. Фото из Музея Д.И.Менделеева

Вид Главного входа в Императорский Санкт-Петербургский Университет. 1880 г. Фото из Музея Д.И.Менделеева

После смерти Бонгарда в 1839 году кафедра ботаники была замещена лишь через год И.О.Шиховским (1804–1854), выпускником Московского и Дерптского университетов. Это был, по сути, первый «профессиональный» профессор ботаники ИСПбУ — в 1832 году он получил в Дерпте степень доктора философии за диссертацию о растительных плодах. Шиховской, по отзывам современников, «усердно занимался как преподаванием любимой науки, так и развитием средств порученной ему кафедры». Общий гербарий кафедры, который во многом обязан профессору своей научной организацией (как и вообще Ботанический кабинет), возрос при Шиховском до 20 000 видов. Им же был устроен прообраз ботанического сада — особая комната для живых растений и помещение для микроскопических наблюдений, имевшее, правда, единственный микроскоп. «Знавшие близко профессора Шиховского, — писал о нем ректор П.А.Плетнев, — любили его за готовность содействовать успеху всякого научного предприятия. Нрава он был тихого, очень набожен, и кабинетные свои занятия предпочитал всем развлечениям».

Блестящее, хотя и кратковременное профессорство на кафедре ботаники (1854–1861) ее выпускника Л.С.Ценковского (1822–1887), ученика Шиховского, дало замечательные результаты. Львом Семеновичем были впервые организованы микроскопические занятия для студентов, а само направление работы Ботанического кабинета при нем приняло морфологический и, отчасти, даже экспериментальный характер. Защита им докторской диссертации «О низших водорослях и инфузориях» (1856) открыла в России новую область исследований «организмов на границе растительного и животного царства» — протистологию, одним из основателей которой Ценковский заслуженно считается. Им читались для студентов многочисленные курсы: «Органография растений», «Система растительного царства», «Физиология растений», «Сельскохозяйственная ботаника». Ценковский одним из первых начал изучение симбиоза у низших организмов, а впоследствии (в Одесский и особенно Харьковский период своей научной деятельности) он оказался и пионером микробиологических исследований в России.

Его преемник по кафедре ботаники Андрей Николаевич Бекетов (1825–1902), выпускник Казанского университета, крупный морфолог и основатель отечественной школы ботаников-географов, профессор и ректор ИСПбУ, почетный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ИСПбАН) был одним из основателей ВЖК и их директором в 1882–1887 годах. Часть курса ботаники на ВЖК читалась также выпускником нашего Университета, а в то время уже профессором Лесного института (впоследствии академиком ИСПбАН) Иваном Парфеньевичем Бородиным (1847–1930), который в большей степени занимался анатомией и физиологией растений. В 1886 г. Бородин вместо А.С.Фаминцына стал читать на ВЖК физиологию растений.

Андрей Сергеевич Фаминцын (1835–1918) — прямой ученик Ценковского, глава отечественной школы физиологии растений, профессор ИСПбУ, академик и один из основателей теории происхождения эукариотической клетки путем последовательных симбиозов (симбиогенеза), с 1879 по 1886 год читал на ВЖК курс физиологии растений.

К сведению читателей, надо заметить, что Бестужевские курсы в то время (1879–1884) располагались не на 10-й линии Васильевского острова, дом 33–35, где в 1883–1885 годах, благодаря, прежде всего, финансовой поддержке А.М.Сибиряковой, для них было выстроено специальное здание. Все описываемые мемуаристкой события происходили на ул. Чайковского, 7

(в то время Сергиевская ул.), где Курсы снимали часть дома у Е.А.Боткиной, жены знаменитого медика С.П.Боткина. Именно с этими знаменитыми профессорами-универсантами Ю.И.Фаусек (тогда еще Андрусовой) посчастливилось познакомиться на ВЖК. Несмотря на то что об этих ученых-ботаниках существует большая литература, живые воспоминания курсистки представляют для нас существенный интерес.

Ботаники

Основателем Высших Женских курсов считался К.Н.Бестужев, они так и назывались — Бестужевские, но фактически основал их Андрей Николаевич Бекетов (ботаник) вместе с Н.В.Стасовой (Надежда Васильевна Стасова (1822–1895) — активная деятельница женского высшего образования, дочь крупного русского архитектора В.П.Стасова, сестра известного художественного критика В.В.Стасова. — Прим. С.И.Фокина), писательницей Е.И.Конради и группой из нескольких профессоров университета, среди которых был и Сеченов. Назывались же курсы Бестужевскими потому, что инициаторы обратились с просьбой к Бестужеву стать во главе курсов как ученому-историку, вполне благонадежному, в то время как Бекетов не мог этим похвалиться, и Общество, подавшее в 1878 году прошение на Высочайшее имя об открытии курсов от лица Бестужева, получило на это разрешение, и во главе их стал Бестужев. Правда, надо отдать ему справедливость — он очень заинтересовался этим новым, имеющим в то время глубокое общественное значение делом; привлек к нему нескольких известных профессоров, ученых-историков и словесников, и сам читал на словесном отделении курсов русскую историю. Но душою курсов, кроме Н.В.Стасовой, был Андрей Николаевич Бекетов, отдавший им много времени, забот и внимания. Он состоял председателем Общества доставления средств Высшим Женским курсам и читал ботанику на первом курсе естественноисторического отделения. Лекции он, конечно, читал безвозмездно; да, впрочем, в то время все профессора на курсах читали безвозмездно.

Бестужев держал себя по отношению к студенткам официально (у него была лишь небольшая группа студенток старшего курса, к которым он благоволил и помогал работать научно). Бекетов был доступен каждой студентке, нуждающейся в совете или помощи, и ни одна не уходила от него невыслушанной. Он был прост и приветлив в обращении, и его любили. Помню хорошо его пышные седые волосы и вдумчивые, добрые глаза с полуприкрытыми веками. Если бы его внук А.Блок дожил до старости, то, я думаю, он был бы похож на Андрея Николаевича.

Лекции Бекетова (он читал морфологию и систематику растений у нас на первом курсе) не отличались блеском. Он читал монотонно, и многие находили их скучными, но я всегда любила растения и со вниманием слушала его лекции, которые были серьезны и очень содержательны, и навсегда заложили во мне любовь к ботанике. Бекетов основал при университете маленький ботанический сад и оранжерею, куда от времени до времени водил нас для демонстрации своих лекций. Лекции Бекетова всегда были сопровождаемы богатым наглядным материалом (гербариями, таблицами и проч.), которые привозил всегда сопровождавший его служитель из ботанического кабинета университета, знаменитый среди других служителей и студентов — Иван. Этого Ивана знали все в университете. Скоро он стал популярен и среди нас, на курсах.

Н.В.Стасова. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева. А.Н.Бекетов. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.  И.П.Бородин. СПб, 1885. Архив кафедры ботаники СПбГУ А.С.Фаминцын. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева

Н.В.Стасова. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

А.Н.Бекетов. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева.

И.П.Бородин. СПб, 1885. Архив кафедры ботаники СПбГУ

А.С.Фаминцын. СПб, 1882. Музей Д.И.Менделеева

Иван был неразлучен с Андреем Николаевичем, и когда этот последний был на военной службе офицером, Иван был у него денщиком. Он знал латинские названия многих растений и, топя печку в кабинете, клал в нее березовые дрова, приговаривая: «Betula alba». На экскурсиях в университетском ботаническом саду впереди шла группа студентов с Бекетовым во главе, а сзади группа с Иваном, и он, называя различные растения (всегда по-латыни), описывал их происхождение и значение с прибавлением различных эпизодов, происходивших при их посадке: «Когда мы с Андреем Николаевичем сажали это растение, профессор такой-то переехал в университет на казенную квартиру», или доцент такой-то женился и проч. Иван всегда говорил: «Мы с Андреем Николаевичем… Когда мы в офицерах служили, мы с Андреем Николаевичем красавцами были». Иногда во время лекции Бекетова (в университете) Иван оставался за дверью аудитории. Вокруг него собирались несколько студентов, и он рассказывал им различные университетские истории. Сначала он говорил довольно тихо, но потом все громче и громче, и голос его доносился в аудиторию. Тогда Андрей Николаевич умолкал и просил кого-нибудь из студентов пойти унять Ивана. «Скажите ему,— говорил Бекетов,— не может ли он прекратить свою лекцию, так как теперь начну я».

На курсах такие выходки с Иваном случались редко, но я однажды была свидетельницей, как он спорил со служителем профессора анатомии и физиологии Овсянникова (физиолог, академик Ф.В.Овсянников. О нем см. следующую часть воспоминаний Ю.И.Фаусек. — Прим. С.И.Фокина) о том, чей профессор читает лучше. «Ну, что твой профессор, он не читает, а мямлит», — говорил Иван. На что другой возражал: «А твой читает, точно спит». «Ну, по мне, — не унимался Иван, — ты хоть поставь самовар и навали кучу калачей, не пойду слушать твоего профессора, да и в кабинете у вас — одни гадости в банках — кишки да почки». «А я и за штоф водки не буду слушать твоего профессора…» Не знаю, чем кончился этот спор, так как я должна была торопиться (дело происходило на площадке лестницы).

Сомов, служитель Овсянникова, тоже был значительной личностью. Он, как и Иван, был предан своему профессору и очень заботился о том, чтобы студенты и студентки хорошо отвечали на экзаменах по анатомии. Чтобы не возить из университета тяжелых банок с препаратами, он сам организовал на курсах (с разрешения Н.В.Стасовой) маленький кабинет анатомии, снабженный всеми необходимыми материалами для лекций и наших занятий. Он отлично знал препараты, и когда мы готовились к экзамену, объяснял нам строение сердца, почек и проч. «Выучите все хорошенько, барышни, — говорил он наставительно, — чтобы не оконфузить нашего старичка, он почтенный и большой ученый, а что профессор Ивана? Что он читает? Пустяки — цветочки да ягодки — это разве наука? А тут человек — царь природы. Без человека все чепуха; Иван хороший человек, а в науке мало понимает». Сомов и Иван, в сущности, были большие приятели и выпивали вместе.

Я начала с ботаников, буду о них и продолжать. На втором курсе читал ботанику (продолжал курс Беке­това) знаменитый Иван Парфеньевич Бородин. Его лекции отличались красотой и блеском изложения, и его аудитория была всегда переполнена. Бородина ходили слушать не только естественницы, но и словесницы, так как лекции его доставляли слушателям истинное наслаждение.

Лекции Иван Парфеньевич сопровождал прекрасными препаратами, таблицами и живыми растениями из оранжереи Лесного института, где он был профессором. Сам он очень хорошо рисовал на черной доске цветными мелками различные растения, иллюстрирующие его лекции, и очень ценил тех слушательниц, которые тоже умели рисовать. С гордостью вспоминаю, что и я принадлежала к их числу, наполняя свои тетради рисунками. На экзамене Бородин был очень строг: он требовал настоящего знания, точного и ясного изложения вопроса. Он был очень остроумен и на лекциях часто шутил, что не мешало серьезности излагаемого.

На третьем курсе нам читал анатомию и физиологию растений очень известный ученый Андрей Сергеевич Фаминцын. Он был тоже прекрасным лектором, но в другом роде, чем Бородин. Очень серьезный, даже суровый по натуре (я встречала его изредка впоследствии в доме своих друзей, в семье академика математика Имшенецкого, с дочерью которого я дружила), он и к слушательницам относился с какой-то суровостью: на лекциях его должна была стоять абсолютная тишина, при малейшем стуке, скрипе парты, громком кашле Фаминцын морщился и бросал недовольные взгляды в ту сторону, откуда раздавался звук.

Войти в аудиторию, когда уже лекция началась, или выйти из нее до окончания, что беспрепятственно можно было сделать у Бекетова, который просто этого не замечал, нельзя было и думать. Мы строго соблюдали порядок и всегда торопились занять вовремя места и сидеть почти не дыша, когда Фаминцын входил в аудиторию. Первое впечатление для него было самое важное. Так же относились к его лекциям и студенты в университете.

Однажды был такой случай: прошло минут десять с начала лекции. В аудитории была полная тишина. Вдруг дверь скрипнула и стала медленно отворяться, продолжая скрипеть. Фаминцын с суровым взглядом повернул голову к двери и умолк. В аудиторию вошла запоздавшая слушательница и стала медленно пробираться вдоль стены. «Будьте любезны,— раздался резкий голос Фаминцына, — выйдите из аудитории, вы мне мешаете». Студентка остановилась в нерешительности. «Прошу вас еще раз»,— сказал Фаминцын. Студентка не двигалась. «В таком случае выйду я»,— и Фаминцын отошел от кафедры (он всегда читал стоя и не на кафедре, а на полу, опершись об нее рукою). «Нет, нет, — быстро сказала студентка, — лучше выйду я», и поспешно пошла к двери. Фаминцын вдруг засмеялся: «Нет, лучше (он сделал ударение) садитесь поскорее и запомните раз и навсегда, что мешать лектору — непорядок и невоспитанность».

На экзамене Фаминцын узнал злополучную студентку. Она очень хорошо отвечала на все его вопросы. «Извините меня,— обратился он к ней, — за урок, который я дал вам, помните, на одной из лекций, но вы его заслуживали, не правда ли? А теперь вы заслуживаете всяческой похвалы». И Фаминцын поставил ей «весьма». Впоследствии я узнала от Имшенецких, что Фаминцын потерял единственного сына двенадцати лет, который уже помогал ему в его научных экскурсиях, и поняла его суровость (Согласно опубликованной биографии А.С.Фаминцына [Строганов Б.П., 1996. Андрей Сергеевич Фаминцын. М., Наука], от брака с О.М.Алеевой в 1880 г. у Фаминцыных родились дочь (1882) и сын (1891). Возможно, Андрусова имела в виду сына от первого брака, о котором нам ничего не известно. — Прим. С.И.Фокина).

У Фаминцына был ассистент, Петр Николаевич Крутицкий. Он вел у нас практические занятия по анатомии растений и относился к этим занятиям с большим рвением. Он учил нас делать тонкие разрезы различных тканей растений, обрабатывать их для препаратов, обращаться с микротомом. Препараты мы должны были зарисовывать и делать заметки. Крутицкий был строг и педантичен: когда мы приходили на занятия (группами не более 15 человек), микроскопы, материал для обработки, бритвы, ножницы и прочее были на столах для каждой работающей, и мы должны были со звонком войти в кабинет и тотчас приступить к работе. Опоздавших он также не пускал, никто не решался входить после звонка: он кричал и топал ногами <…>. Крутицкий занимался специально водорослями и, когда я привезла ему из Керчи водоросли Азовского моря, хорошо отпрепарированные, он был очень доволен.

Я благодарен сотрудникам Музея и архива Д.И.Менделеева и М.П.Баранову за помощь в подборе иллюстраций.  

Публикация, введение и комментарии С.И.Фокина,
доктора биологических наук, ведущего сотрудника БиНИИ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков