Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

Как много пройдено дорог

История психологии и педагогики пестрит памятными датами и знаменательными событиями, определяющими развитие науки. Сегодня заслуженное внимание приковано к юбилею создания в СПбГУ кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития. Спустя 10 лет можно с уверенность сказать, что значение кафедры уже не ограничивается ее местом на Факультете психологии Санкт-Петербургского университета.

Сотворение мечты

Десять лет назад в 1997 году уникальный преподавательский состав был объединен на базе Санкт-Петербургского университета идеей повышения уровня психолого-педагогических знаний универсантов. Так под началом доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Артура Александровича Реана открылась на Факультете психологии кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития.

Н.В.Бордовская, заведующая кафедрой психологии и педагогики личностного и про-фессионального развития Факультета психологии, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Н.В.Бордовская, заведующая кафедрой психологии и педагогики личностного и про-фессионального развития Факультета психологии, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Актуальной и перспективной была позиция педагогов и психологов, предлагавших студентам, опираясь на гуманистические ценности, руководствоваться психологическими закономерностями и педагогическими методами.

Заслуженные педагоги помогали студентам освоить духовно-нравственные принципы жизни человека, как неотъемлемое условие истинного самопознания, важнейшую составляющую личностного и профессионального роста.

Возможность использовать современные психолого-педагогические знания как дисциплину учебного плана получили студенты всех факультетов Университета. Подобная новация стала научным достижением в Санкт-Петербургском университете.

По пути с идеей

Чтобы обрести будущее, требовалось время. Время и непрерывные усилия. На кафедре создавались проекты, ставшие гордостью всего факультета. В 2000 году профессор А.А.Реан перешел на другую должность. Кафедру возглавила Нина Валентиновна Бордовская, профессор, доктор педагогических наук, академик РАО. Творческая работа не останавливалась.

В том же году по инициативе кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития была разработана действующая по настоящее время образовательная программа по направлению «Психология личности».

Новая магистерская образовательная программа «Психология образования», реализуемая на Факультете психологии с прошлого года, дополнительная профессиональная образовательная программа 2002 года «Преподаватель высшей школы», программа повышения профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений — «Современные педагогические технологии в вузе» и «Управление качеством образования в вузе» — это не полный перечень разработанных и успешно реализуемых проектов кафедры учебно-методического направления. Плодотворность коллектива кафедры остается на высоком уровне и сегодня.

В сотворчестве рождается успех

Авторитетные в России и за рубежом научные работники кафедры, в стенах родного Университета — дружный коллектив единомышленников. Высокое чувство ответственности за развитие молодого поколения, забота и уважение, принятые за главенствующие ценности, привлекают на кафедру магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей, новых преподавателей и сотрудников. За последнее десятилетие значительно расширился профессорско-преподавательский состав кафедры: с 9 человек до 21 — три профессора, три доктора педагогических наук и один доктор философских наук, десять кандидатов психологических наук, три кандидата педагогических наук.

Научные труды и методические разработки членов кафедры сегодня пользуются популярностью среди отечественных психологов и педагогов.

Исследовательская деятельность членов кафедры ведется совместно с другими кафедрами. Творческое сотрудничество — основа гуманистичес­ких педагогических традиций Санкт-Петербургского университета. Деятельность кафедры находит широкий отклик и за пределами Санкт-Петербурга. Сегодня российские специалисты в области психологии и педагогики утверждают, что научное наследие кафедры может и должно помочь в дальнейшей разработке и решении актуальных педагогических задач.

Реальные маршруты

Широкая научно-исследовательская деятельность имеет успешное практическое применение. Оптимизация личностного развития современных школьников и студентов, поддержка профессионального становления и роста преподавателей — неоценимый вклад в будущее России.

В этой связи исследователи обращаются к проблемам антропогогики (?) психологии, психологии социализации, психологии искусства, психологии развития интеллекта и креативности, психологии и педагогики развития самостоятельности и творчества.

Совершенствование и разработка новых методов психологического сопровождения процесса обучения позволяют выявить предпосылки успешности в социальной и профессиональной жизни будущих выпускников Университета.

Благодаря уникальным исследованиям на кафедре достигнуто понимание оценки качества преподавания, разрабатываются методы повышения эффективности педагогической деятельности.

Сегодня в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Сибири, Краснодара, Волгограда, Элисты, Архангельска, Республики Южная Корея используются методики, созданные на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального развития. С искренней благодарностью поздравляют юбиляров все преподаватели, оценившие на практике достижения кафедры.

Новые повороты

На современном этапе вхождения России в Болонский процесс требования к качеству преподавания растут, обостряется потребность преподавателей в новых технологиях. Необходимо обновление программно-технологического обеспечения образовательного процесса, требуется переосмысление, реформирова­ние системы образования.

Теперь как никогда профессиональному педагогу необходимо владеть новейшей информацией о психологических закономерностях развития будущего поколения и методикой воздействия на гармонизацию личности. Знания, полученные в ходе исследовательской работы кафедры, позволяют педагогам избежать ошибок в организации воспитательно-образовательного процесса.

Кафедрой разработана программа, помогающая верно охарактеризовать и усовершенствовать с учетом множества специфических факторов конкретный процесс обучения. Максимальное раскрытие потенциала студентов, снижение трудоемкости и повышение результативности обучения — важнейшая преподавательская задача.

Горизонты будущего

Талантливые сотрудники кафедры умело сочетают научную работу и специализированные психологические практикумы и тренинги, лабораторные работы, консультации, глубокое исследование теории и создание авторских программ. Многоуровневая учебно-методическая деятельность позволяет двигаться вперед по пути познания и духовного развития.

Актуальность деятельности кафедры легко определить — ежегодно число ее слушателей увеличивается. В дальнейшем выпускники кафедры опираются на полученные знания как в собственной профессиональной деятельности, так и в личной жизни. В Университете они формируют свои убеждения, а двигаясь по жизни, воссоздают атмосферу истинного взаимопонимания.

Студентам кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития посчастливилось первыми усваивать новые идеи, факты исследований, методы изучения избранной ими науки. Они покидают Санкт-Петербургский Университет, унося с собой не только книжные знания, но и то тепло, которым обладает живое слово, идущее от сердца каждого преподавателя кафедры.  

Наталья Давыдова
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков