Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

Борис Осипович Корман
и традиция Ижевской школы по проблеме автора

Проблема автора художественного произведения — одна из глобальных проблем филологической науки ХХ века, вынесенная В.В.Виноградовым на авансцену научной мысли в 20-е годы и сохраняющая «свою загадочность и неоснащенность лингвистической терминологией», по слову Ю.Н.Караулова, до последнего его десятилетия. Б.О.Корман создал целостную богатую теорию, основанную на идее, что автор — это концепция, «высшая смысловая инстанция», всеобъемлющий взгляд на мир, выраженный всеми элементами поэтики художественного произведения, но не входящий в него непосредственно в виде образа или личностного начала. В 60–70-е годы, занимаясь изучением истории литературы, Корман многоаспектно разрабатывал теоретическое наполнение фундаментального понятия «автор». Признаваемую последователями неопровержимость теории подтверждала органично произрастающая из нее стройная, строгая методология, получившая название «системно-субъектный метод».

Б.О.Корман

Б.О.Корман

Борис Осипович трудился, как подобает ярким талантам, сразу в трех взаимозависимых сферах: теория литературы, история литературы и преподавание студентам с перспективой на их самостоятельную научную деятельность. Основополагающие литературоведческие термины Корман в свете своей теории соединил в терминосистему — прекрасный инструментарий, овладение которым предоставляло возможность через анализ субъектной организации и сюжетно-композиционного уровня поэтики художественного произведения сформулировать его концепцию — приблизиться к замыслу автора.

Ученики и коллеги Бориса Осиповича творчески плодотворно «пригласили» всех современных историков и теоретиков литературы, преподавателей и студентов на юбилей Учителя. В 2006 году, по-видимому, преодолевая немало известных трудностей, они издали в Ижевске первый том «Избранных трудов» Б.О.Кормана (редакторы-составители Е.А.Подшивалова, Н.А.Ремизова, Д.И.Черашняя, В.И.Чулков). Достойно глубине и мощи самих работ ученого оформленный, том включает собранные воедино теоретические статьи, которые могут воодушевить еще незнакомого «с Корманом» филолога на будущее, прояснить уже состоявшемуся исследователю темные места теории литературы.

В юбилейном 2007 году ученики и друзья выпустили в свет с любовью и благоговением составленную книгу «Борис Осипович Корман. К 85-летию со дня рождения» (составители Д.И.Черашняя, Н.А.Ремизова и другие). Книга небольшого формата и объема («юбилейный альбомчик», как скромно называют ее авторы) через биографический текст, фотографии и фрагменты из писем разных адресатов Кормана от тогдашних аспирантов до крупных ученых (С.Г.Бочаров, А.П.Чудаков, Е.А.Маймин и другие) освещает личность и судьбу Бориса Осиповича.

«Альбомчик» открывают слова самого Бориса Осиповича (произнесенные за год до смерти); они, играя роль эпиграфа, воспринимаются читателем как жизненное кредо истинного филолога, который в идеале должен быть не только конгениален творцу художественного произведения, но и, вполне вероятно, заслужить своей жизнью, столь же многотрудной, сколь жизнь писателя и жизнь всего народа, право на подлинные открытия.

Вот этот эпиграф:

«Поэтическим словом может теперь стать действительно всё — вплоть до самого страшного и прежде в лирике немыслимого, если за ним стоит история, ставшая мучительным личным знанием огромных человеческих масс. Сознание своей причастности к ним — важнейший ценностный ориентир, решительно меняющий поэтическую семантику. Есть времена, когда безнравственно быть благополучным, ничего не терять и никого не лишаться (отсюда Некрасов с его поэтизацией гордой и несчастной Музы); когда «некрасиво» «быть знаменитым» (Б.Пастернак)…»

Б.О.Корман, 1959 г.

Б.О.Корман, 1959 г.

Содержание книжки наводит читателя, возможно, не задумывавшегося доселе, на размышление, что филология — это высокий путь служения искусству и жизни одновременно, и истинный филолог изучение литературы пропускает через окружающую его жизнь, а также созидает вокруг себя жизнь, насыщенную идеями, благородными и доброжелательными отношениями. Созидает научное братство.

Предисловие к знаменитому и сразу ставшему библиографической редкостью (тираж 1000 экз.) изданию 1992 года «Избранных трудов по теории и истории литературы» Б.О.Кормана было написано В.И.Чулковым, который, осмысляя в контексте трудной истории отечественного литературоведения филологическую судьбу учителя, преподававшего в Борисоглебском педагогическом институте и в Удмуртском университете, писал, что в 60–70-е наступил «расцвет провинциальных научных сборников». Малотиражные и периферийные, они имели благодатную возможность быть незамеченными цензурой — самобытно мыслящий ученый получал шанс вовремя предложить научному сообществу рожденную им идею. «Сборники спасали идеи»: «тартуские сборники по семиотике, кемеровские — по исторической поэтике, даугавпилсские — по сюжетосложению, горьковские «Болдинские чтения», калининградские, пермские сборники» [Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы/Предисл. и составл. В.И.Чулкова. Ижевск, 1992. С.7]. Другое дело, что малодоступность сборников, ограниченный ею круг читателей, а также горькая невозможность для автора развернуть идею в необходимом для того объеме тормозили развитие самой науки.

И здесь спасением становилась создаваемая ученым школа: студенты-дипломники, единомышленники, вдохновленные личностью учителя, его творческим потенциалом и нравственной безупречностью, поддерживаемыми им подлинно демократическими отношениями, которые должны существовать в академической среде, продолжают развитие идей ученого в другую, благоприятную эпоху, ученики учеников на другом литературном материале подтверждают их плодотворность способностью генерировать еще более увлекательные концепции и идеи. Литературоведческая традиция обретает живые черты и предстает как череда поколений близких по духу людей. Другое дело, что не каждый маститый ученый оставляет после себя школу.

Борис Осипович Корман создал школу в Ижевске, в Удмуртском государственном университете; она активно развивается и продолжает собирать на конференции ученых со всей России, публиковать межвузовские сборники по проблеме автора («Проблема автора в художественной литературе» и — в честь Учителя — «Кормановские чтения»), в то время как самого автора теории нет уже более 20 лет. Таков был дан изначальный заряд, не только интеллектуальный, но и нравственно-духовный.  

А.А.Митрофанова,
доцент кафедры теории речевой деятельности
и языка массовой коммуникации
Факультета журналистики

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков