Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3766), 10 декабря 2007 года

Резолюция круглого стола
«Молодые кадры в сфере науки и образования России» международного форума «Молодежь и общество
навстречу друг другу»
Санкт-Петербург, 23 ноября 2007 года

Участники круглого стола — представители ведущих вузов и академических институтов Санкт-Петербурга, органов федеральной и региональной власти, общественных научных и молодежных организаций, деловых кругов — считают, что для обеспечения конкурентоспособности, безопасности, устойчивого и динамичного развития нашей страны органам государственной власти и местного самоуправления в вопросах поддержки талантливой молодежи необходимо обратить приоритетное внимание именно на молодежь в научной и образовательной сферах, и в первую очередь — в области естественных и точных наук. Необходимость этого не раз декларировалась на самом высоком уровне, но, к сожалению, эти декларации практически никак не реализованы до настоящего времени, а по ряду пунктов (например, по грантовой поддержке молодых ученых) наблюдается даже регресс.

Участники круглого стола приветствуют создание государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи как федерального органа, ответственного за организацию мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию и поддержку талантливой молодежи, создание условий для обеспечения реализации молодежью своих профессиональных возможностей. Участники выражают уверенность, что Комитет будет курировать реальное решение проблем научной молодежи, не допуская конъюнктурности и парадности в своей деятельности. Участники считают, что Комитет должен выступить гарантом обеспечения межведомственного взаимодействия с другими органами государственной власти для решения задач выявления и поддержки талантливой молодежи. При этом Комитет, Министерство образования и науки, другие министерства и ведомства могут и должны рассчитывать на помощь ведущих университетов, институтов РАН и общественных организаций научной и педагогической молодежи в разработке, реализации и контроле над реализацией государственной образовательной, научно-технической и молодежной политики.

По итогам дискуссии на круглом столе его участники выражают уверенность, что:

1. В современном мире процветание государства зависит от уровня развития науки и образования. Привлечение, закрепление и качественное трудоустройство в научно-образовательной сфере талантливой молодежи должно оставаться приоритетом для развития новой России. Государственный Комитет РФ по делам молодежи должен определить одним из приоритетов деятельности содействие реализации талантов молодых людей. Со своей стороны активная часть научно-педагогической молодежи, организации и объединения молодых ученых и педагогов, вузы и академические институты, заинтересованные в привлечении и закреплении молодых кадров, готовы конструктивно взаимодействовать с Комитетом по формированию государственной системы работы с талантливой молодежи. Положительный опыт советской системы отбора в образовании и науке должен быть использован в современной России при обеспечении государством постоянной материальной и социальной поддержки.

2. Выявление и поддержка талантливых и мотивированных учеников старших классов школ является основой для обеспечения притока новых кадров в науку и образование. Важной задачей государства и общества является развитие систем олимпиад, конкурсов и иных форм привлечения старшеклассников к исследовательской работе. Необходимо пересмотреть порядок реализации Указа Президента №325 от 06.04.2006 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» и подготовить новый проект Указа на период после 2008 года в целях значительного усиления и расширения государственной поддержки победителей школьных олимпиад по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, а также поддержки специализированных образовательных программ для школьников.

3. Для реализации предусмотренных стратегическими документами Российской Федерации положений о приоритетной поддержке фундаментальной науки, подготовки научно-педагогических кадров, интеграции высшего образования и фундаментальной науки необходима приоритетная государственная поддержка ведущих исследовательских университетов или их факультетов, осуществляющих научные исследования и подготовку научных кадров на мировом уровне. Такая поддержка должна сочетаться с существенным расширением и диверсификацией грантовой системы, позволяющей поддерживать научные группы, ведущих специалистов и перспективных молодых ученых, успешно работающих в науке и в подготовке научных кадров вне ведущих научно-образовательных центров. При этом в фундаментальной науке абсолютно недопустимо выделение каких-либо искусственных «приоритетов», главным критерием целесообразности государственной поддержки исследований должно быть только их соответствие мировому научному уровню.

4. Для повышения эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров и закрепления кадров в российской научно-образовательной сфере необходим коренной пересмотр кадровой политики отрасли, начиная от аспирантуры и системы аттестации научных кадров и заканчивая введением института научных консультантов. Кадровая система науки и высшего образования должна базироваться на принципах реальной конкурсности, ответственности за научный и научно-педагогический уровень, мобильности. Кроме того, для обеспечения гарантированной Законом о науке и государственной научно-технической политике свободы творчества субъектам научной и научно-технической деятельности, необходимо существенное упрощение формального порядка расходования средств, выделяемых из бюджета на нужды науки и высшего образования, при существенном ужесточении контроля за реальной эффективностью освоения этих средств с помощью системы квалифицированной, объективной и прозрачной экспертизы научных, научно-образовательных и научно-технических проектов и результатов их выполнения.

5. Осознавая ряд негативных последствий того непреложного факта, что в ближайшее время одним из каналов востребованности российской научной молодежи будет оставаться зарубежная научно-образовательная сфера, необходимо из этого факта извлечь максимальную пользу для государства, в первую очередь путем налаживания конструктивного взаимодействия с российской научной диаспорой, особенно с ее молодежной частью, а также поощрением и развитием государственной поддержки академических обменов, реэмиграции наиболее успешных в науке и образовании соотечественников. При этом целесообразно максимально использовать имеющийся положительный мировой опыт.

Участники круглого стола считают необходимым:

1. Расширять и диверсифицировать систему олимпиад, учебно-научных конкурсов и специализированных образовательных программ для школьников на федеральном, региональном и местном уровнях при обеспечении серьезной экспертной оценки качества и ресурсной поддержки участников за счет реального взаимодействия между органами исполнительной власти всех уровней, вузов и общественных научных организаций.

2. Разработать и реализовать систему мер по формированию в вузах такой образовательной среды, которая наряду с получением качественного образования обеспечивала возможности для всестороннего развития личности, гарантировала бы со-управление (реальное участие студенческого коллектива в управлении) и обеспечивала развитие студенческого самоуправления.

3. Выделить в рамках программ развития лидерских качеств отдельное направление по поддержке студенческих научных обществ.

4. Сформировать программу поддержки студенческой мобильности внутри России и восстановить и развивать систему организации летних и зимних молодежных научных школ ведущими вузами и научными центрами страны.

5. Пересмотреть кадровую политику государства в научно-образовательной сфере, включая аспирантуру и систему аттестации научных и педагогических кадров, обеспечение реальной конкурсности при занятии научных и педагогических должностей, введение института научных консультантов для плодотворных исследователей, достигших пенсионного возраста, и тому подобное.

6. Рассчитать и обеспечить периодическую корректировку расчетов государственного заказа на объемы подготовки специалистов в вузах; предоставить большие академические и связанные с ними свободы вузам при обеспечении государственного контроля за качеством получаемых результатов.

7. Реализовать систему мер по повышению социального статуса научных и педагогических работников в современном российском обществе и поддержке мотивации талантливой молодежи для реализации себя в научной и педагогической сфере.  

    

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков