Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6   7
   С/В  8   9  10  11  12
   13  14  15  16  17  18
   19               
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3765), 30 ноября 2007 года
Геологический факультет

Пилотный проект

«Молекулярная геохимия и биогеохимия»

Принято считать, что фундаментальное геологическое и геохимическое образование не пользуется в последнее время большим спросом. Хотя, казалось бы, почему? Ведь именно геология заложила основы благосостояния нашего государства в настоящее время, и Санкт-Петербургский университет сыграл в этом не последнюю роль. Например, именно в Ленинградском университете выдающийся русский ученый А.А.Кухаренко разработал методику пироповой съемки, используя которую открыла якутские алмазы выпускница кафедры минералогии ЛГУ Лариса Попугаева. Ленинградские геологи и геохимики работали во всех уголках Советского Союза, разыскивая так необходимые для страны запасы минерального сырья. На Западе многие из них давно бы стали миллионерами — так, первооткрыватели канадских алмазов, благодаря которым корпорация «Де Бирс» уже не монополист на алмазном рынке, настолько разбогатели, что выдают своему родному университету в Британской Колумбии транши по миллиону долларов на развитие науки и образования. Что получили советские геологи за свои открытия? Кому достались открытые ими месторождения? Думаю, ответы на эти вопросы каждый может найти сам.

Но российская геология, несмотря на трудности, не собирается умирать, и ей уже необходим, а вскоре понадобится и еще больше, приток молодых высококвалифицированных кадров. Дело в том, что крупные месторождения-гиганты на доступных территориях почти полностью разведаны, и теперь очередь или за экзотическими территориями (вроде арктического шельфа), или «трудными» месторождениями, месторождениями меньшего масштаба и с более трудно извлекаемыми компонентами. Для их освоения необходимы специалисты с глубокими знаниями природных процессов на самом фундаментальном уровне.

Другая сторона геологии состоит, конечно же, в тех эффектах, которыми сопровождается добыча полезных ископаемых. Находясь в течение миллионов лет «во глубине сибирских (впрочем, не только сибирских — С.К.) руд» и волей человека извлеченные на поверхность, рудные массы выходят из химического равновесия. Соприкасаясь с атмосферой, осадками и грунтовыми водами, они разрушаются, размываются. Из горных выработок вытекают потоки кислых растворов — настолько кислых, что металлические гвозди растворяются в них за считанные секунды. Как обеспечить экологическую безопасность минеральных месторождений? Как предотвратить вынос токсичных компонентов в окружающую среду? Для этого необходимо владеть арсеналом современных методов и принципов геохимии поверхностных процессов. Заметим, что близкие по сути процессы имеют место и в могильниках радиоактивных и токсичных отходов, включая хранилища отработавшего ядерного топлива. Первое, с чем придут в контакт эти отходы при утечке — это окружающие горные породы со своей химической и термодинамической обстановкой. Как будут реагировать с этой средой радионуклиды? Как создать систему надежных барьеров для предотвращения аварийных ситуаций?

Инновационная программа «Молекулярная геохимия и биогеохимия», создаваемая на Геологическом факультете СПбГУ в рамках национального проекта «Образование», нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами исследования вещества и современными геохимическими концепциями и теориями. Программы этого направления — наряду с наногеологией (nanogeoscience) — сегодня существуют во всех ведущих университетах и национальных лабораториях мира... кроме Российской Федерации.

Основной составляющей новой программы является предоставление студентам возможности освоить широкий спектр фундаментальных дисциплин, связанных с проблемами молекулярной геохимии и биогеохимии. Почему-то в последнее время принято считать, что наука должна заниматься только прикладными вопросами. Если это случится в нашей стране, мы будем вынуждены все время плестись в хвосте у развитых стран, так как прорывы в прикладной науке возможны только при прорывах в фундаментальной. Вспоминается эпизод из воспоминаний Чарльза Таунса — одного из изобретателей лазера. Когда он занимался первыми лазерными установками в своем университете, коллеги, заглядывая к нему в лабораторию, недоуменно говорили: «Ну да, это интересная физика, но где же практические приложения?» Сейчас, в эпоху лазерных технологий, всем ясно, кто оказался прав. Поэтому в своей программе мы пытались найти разумный баланс и прежде всего давать студентам глубокое базовое образование, основанное на современных достижениях мировой науки.

За долгие годы разрухи и нестроений наши студенты практически не видели в университетских лабораториях новейшей техники. Сейчас — благодаря национальному проекту — в учебных помещениях появились новые блестящие приборы ведущих приборостроителей, а на мониторах появились поражающие воображение первокурсников трехмерные реконструкции состава и структуры вещества. Тот, кто один раз почувствовал радость проникновения в тайны природы, с трудом променяет это занятие на скучное обслуживание клиентов в компьютерных магазинах. Увы — сейчас нельзя собрать прибор «на коленке», все они стоят серьезных денег. Долгое время преподаватели Университета были лишены возможности преподавать нормальную экспериментальную науку, а студенты — открывать для себя мир научных открытий и творческого поиска. Облегченно вздохнем — ситуация меняется. Благодаря проекту «Образование».

Одной из основных составляющих нашей программы является знакомство студентов с выдающимися российскими и зарубежными учеными в области геохимии, минералогии и кристаллографии. Мы привыкли видеть «зубров» на больших международных конференциях с пленарными докладами — как правило, недоступных для студентов и в самом крайнем случае способных уделить им всего пару минут. Поэтому руководство проекта пошло по другому пути — организации выездных семинаров, на которые приглашаются выдающиеся ученые с полной оплатой их расходов, где они в непринужденной обстановке могут обмениваться информацией не только между собой, но и с молодыми участниками и докладчиками. Как показал опыт, личное общение вдохновляет, и международный уровень науки начинается казаться вполне доступным и достижимым. В 2007 году факультет провел два таких семинара — оба при поддержке зарубежных фондов — «Минералы как перспективные материалы 1» и «Структурная химия неорганических соединений актиноидов и лантаноидов». Первый прошел на берегу живописного озера Имандра на Кольском полуострове, где противоположный берег в непрекращающийся июльский полярный день казался подвешенным над слоем стелившегося над водой тумана. В небольшом Доме ученых, вмещающем не более 50 человек, семинар прошел на одном дыхании — более половины докладов были сделаны молодыми преподавателями, аспирантами и студентами Санкт-Петербургского и Московского университетов, которых слушали ведущие ученые Швейцарии, Германии и Италии — стран с выдающимися традициями в области минералогии и геохимии. Кстати, все молодые универсанты так или иначе задействованы в выполнении инновационной программы — за каждым закреплены два или три студента младших курсов. Второй семинар был проведен в солнечные октябрьские дни на Даче Кочубея в Царском Селе при поддержке Фонда Александра фон Гумбольдта. Изначально планировавшийся как российско-немецкий, семинар неожиданно стал международным, когда на него приехали американские ученые, представлявшие такие крупные научные и образовательные центры, как Аргоннская национальная лаборатория и Университет Джорджа Вашингтона (там, кстати, работал в свое время Георгий Гамов). Вполне неожиданно приехали несколько американских и немецких студентов, так что наши студенты и аспиранты могли представить себе уровень образования на Западе. Кстати, благодаря семинарам, некоторые из них уже побывали в европейских университетах. На семинаре присутствовал также и глава отдела химических, геологических и биологических наук министерства энергетики США профессор Лестер Морсс. «В своем отчете в министерстве, — пообещал он участникам семинара, — я расскажу, как активно развивается научное образование в России и как оно замедляется в США». Шутка? Розыгрыш? Посмотрим. Все впереди.  

С.В.Кривовичев,
профессор, координатор проекта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2007 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков